Экономика и рынок для девчонок и мальчишек

Владимир Королев, 2023

Здравствуйте! Хочу представить вам детскую книгу «Экономика и рынок для девчонок и мальчишек». Книга в занимательной и в очень доступной форме знакомит молодых людей с экономикой, без которой современный человек никак обойтись не может. В книге как бы ведется беседа с юным читателем на различные экономические и рыночные темы, рассказывается о том, какие бывают экономические системы, говорится о различных ценных бумагах: об акциях и облигациям, о том, что такое банк и биржа, валюта и прибыль, конкуренция и кредит.Очень логичное и продуманное изложение материала. Книга написана хорошим языком и легко читается, в ней довольно ясно и понятно освещены сложные экономические вопросы.Книга рассчитана на девчонок и мальчишек разного возраста, она также будет интересна и очень полезна и взрослым людям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и рынок для девчонок и мальчишек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Что такое экономика и какие вопросы она решает

Наверное, для того чтобы сразу заинтересовать тебя чтением книги, надо было мне начинать с чего-то более интересного и привлекательного. Например, «бизнес для молодых», а то сразу какие-то непонятные «экономики», «условия». То ли дело «бизнес». Кстати, ты, наверное, уже знаешь, что «бизнес» — это и есть «дело», в переводе с английского. Так что, иначе говоря, данная фраза будет звучать как «то ли дело дело». Ну да бог с ним, сказал так сказал. Самое интересное, что ты, наверное, со мной согласился. А вот теперь еще более интересное: без экономики не будет никакого бизнеса и быть не может. Так что извини меня, но начнем мы с экономики.

Что же такое экономика?

Экономика — это наука, как и множество других наук, которые ты изучаешь в школе. Например, математика, физика, химия или география. Но что отличает экономику от других наук? С другими науками в своей жизни ты будешь встречаться периодически, непостоянно, если, конечно, не станешь ученым или научным работником в той или иной области. А с экономикой тебе придется сталкиваться каждый день.

Да тебе уже приходится это делать, только, может быть, ты этого еще не замечаешь. Вся наша жизнь как бы окутана экономикой. Как ты укрываешься одеялом, когда ложишься спать, так и наша повседневная жизнь находится под таким «экономическим одеялом». Интересно, что экономические условия и явления действуют на нас с тобой, хотим мы этого или нет, это происходит независимо от нас, как восход солнца или смена времен года.

Ты, конечно, можешь сказать, что нет никакой экономики и нет экономических условий. Пожалуйста, но это все равно, что заявить: «завтра восхода солнца не будет». Что бы ты ни говорил и ни делал, а солнце утром снова появится на небе.

Не пойми меня неправильно, я ни в коем случае не хочу сказать, что другие науки и предметы, которые ты сейчас изучаешь в школе и будешь потом изучать, не важны. Совсем нет, они все тебе пригодятся в жизни. Может быть, даже очень пригодятся и станут частью твоей жизни. Например, ты можешь стать врачом и открыть, наконец, лекарство против такой неизлечимой сейчас болезни, как рак, может быть, ты станешь физиком и откроешь новый вид энергии, позволяющий людям совершать дальние космические перелеты со скоростью, превышающей скорость света. Да может, ты и не будешь ученым, не всем же быть учеными, а станешь инженером или рабочим, хорошо разбирающимся в своем деле, и без тебя просто не смогут обойтись на заводе или в фирме. Я просто еще раз повторю, что наиболее часто тебе придется сталкиваться с экономикой. Даже, вернее, не сталкиваться, а жить тебе придется в определенных экономических условиях, кем бы ты ни был — ученым, рабочим, техником или инженером.

Почему все люди должны немножко разбираться в экономике?

Потому что жить и понимать жизнь будет проще. Потому что экономика — это наука, изучающая повседневную жизнь. Наша жизнь, твоя, моя, твоих родителей, всех людей в мире зависит от экономических условий. А экономические условия можно изменять, делать их лучше, тем самым лучше будет и сама жизнь.

Есть научные определения экономики, строгие, правильные, может быть, на твой взгляд, немного скучные, но нам без них никак не обойтись, и поэтому некоторые мы сейчас прочитаем.

Вот одно из таких определений, его придумал английский ученый, экономист Альфред Маршалл, он говорил так:

Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества.

Альфред Маршал

Это определение как раз и подтверждает, что экономика — часть нашей жизни, а экономическая наука занимается ее изучением. Что именно изучает экономика, на какие вопросы она ищет ответы?

Основные вопросы, на которые экономика старается найти ответ, это:

Что? Как? Для кого?

Я приведу еще одно определение экономики, но, прочитав не очень расстраивайся, если не все понял. Его дал другой ученый, экономист Стенли Фишер.

Экономика — это наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает: что, как и для кого производить.

Стенли Фишер

Наверное, ты все-таки расстроился, подумал: «Ну вот, понесло его, как в школе, какие-то определения, правила, тоже мне книга». Я тебя очень прошу, не сердись и не бросай сразу читать книгу, она все-таки далеко не учебник по экономике, просто ты научишься что-то лучше понимать, в чем-то лучше разбираться, может быть, даже в своих желаниях или в тех вопросах, которые без тебя обсуждают твои родители. Также не забывай, что экономика — это все-таки наука и без определений нам труднее будет ее понять, да ведь и в начале книги мы договорились, что будем учиться вместе — ты и я.

Давай вернемся к определению, сейчас мы его разберем и все будет понятно.

То, что экономика — наука, понятно. Что такое общество — тоже понятно, это ты, я, твои родители, родственники, все люди, мы вместе и есть общество. А что же такое ограниченные ресурсы? Сейчас поймем, куда нам деться.

Что такое ограниченные ресурсы?

Открываем холодильник: там у нас лежит масло, немного сыру, яйца, рыба, варенье, его летом сделала твоя мама или бабушка, это наши с тобой ресурсы, необходимые для питания.

— Позвольте, холодильник мой, а ресурсы наши? Непонятно.

Да, все правильно, это ресурсы твои и твоей семьи. Теперь представь, что мама перестала покупать и класть в холодильник продукты, они скоро кончатся, вы все съели. Видишь, ваши ресурсы, хранящиеся в холодильнике, ограничены. Ладно, давай попробуем напихать в холодильник столько еды, чтобы хватило на всю жизнь. Это невозможно. Во-первых, холодильник не такой уж большой, оказывается, он тоже ограничен своими размерами. Во-вторых, у родителей не хватит денег, чтобы запастись продуктами на всю жизнь. Деньги — это тоже ресурсы, и они тоже ограничены, родители зарабатывают и получают их постепенно.

— Ха, — скажешь ты, — давай сразу дадим людям денег столько, сколько они заработают за всю свою жизнь.

Ну, что же, давай будем такими добрыми и представим, что мы сразу дали людям денег столько, сколько они заработают за всю жизнь.

Сначала разберемся все-таки, за что мы им дали деньги. Например, ваш учитель, она или он, получает деньги за то, что учит вас. Но вот мы дали ему все деньги, завтра уроков не будет, в школу учителя не придут, они пойдут по магазинам покупать все то, что хотели купить раньше. Да и вообще занятия придется отменить, потому что учителя и так получили все деньги, что могли заработать, зачем же работать дальше. А ты? Ты так и остался неучем, вряд ли тебя куда-нибудь возьмут на работу.

Давай представлять дальше. Многие люди, может быть даже и твои родители, сразу же захотят иметь лучшую квартиру, чем есть сейчас. Все кинутся покупать квартиры, но их на всех просто не хватит, строители их еще не построили, а строить дальше уже перестали по той же причине, что и учителя перестали учить детей.

А что творится в магазинах! Пропали все товары, их все скупили! Новые товары делать никто не хочет, у всех же и так полно денег. А тот, кто все-таки пытается что-то делать, просто не успевает. Только он сделает одну игрушку, ее тут же покупают, а желающих купить столько, что очередь выстроилась в несколько километров.

В общем, какой-то беспорядок. Что-то мы с тобой не то сделали. Наверное, это неправильно — всем дать сразу столько денег, сколько они хотят. Да и откуда их взять столько? Ведь деньги печатаются на бумаге, бумага делается из древесины. Запасы бумаги тоже ограничены, значит, придется вырубить почти все леса. Да и кто будет рубить? Людей, занятых в лесной и бумажной промышленности, по сравнению со всеми людьми на земле не так много. Видишь, люди, работающие на производстве, — тоже ресурсы, и они тоже ограничены.

Конечно, ты скажешь, что с деньгами так не бывает. Что-то лихо мы нафантазировали. Если быть поближе к реальности, то слишком большое количество денег у людей приведет к тому, что все товары будут стоить очень дорого. Да и цена на товары с каждым днем будет становиться все больше и больше.

Почему плохо, если у людей слишком много денег?

Представь, что у тебя много денег. Ты захочешь купить много разных вещей и будешь желать этого постоянно. Продавцы сразу поймут, что твой интерес к покупкам вырос. По-другому еще говорят: увеличился «спрос». В магазинах ты стал «спрашивать» все больше и больше разных товаров. Но такого большого количества товаров в магазинах может не оказаться. Да и на самом деле их там нет. Как у нас с тобой не получилось запастись продуктами на все жизнь, так невозможно сделать сразу огромное количество товаров. А теперь представь себя на месте продавца. К тебе стали подходить все больше и больше людей, все спрашивают и спрашивают, хотят сделать покупки. Но если люди хотят, почему бы тебе не сделать цену на те товары, которые ты продаешь, выше, чем она была. Таким образом, ты сам получишь больше денег. Что продавцы и делают. Самое плохое, что цены будут увеличиваться на все товары. Значит, чтобы продолжать их покупать, денег надо будет иметь все больше и больше. Твои родители, например, ходят в магазин уже не с кошельком, а с мешком денег. Но производство не успевает делать товары, и в результате люди остаются с огромным количеством денег, на которые нельзя ничего купить, потому что ничего нет. К этому случаю мы с тобой еще вернемся.

В любой деятельности человека мы сталкиваемся с ограниченными ресурсами.

Можно привести еще несколько примеров. С теми же квартирами. Конечно, все бы хотели иметь хорошие и большие квартиры. Но, во-первых, ограничено число людей, которые строят дома, — я думаю, не все в своей жизни захотят стать строителями. Во-вторых, ограничен материал: кирпич, цемент, бетон, из которого строят. Его нельзя, просто невозможно иметь сразу столько, сколько нужно на постройку всех домов. Глину для кирпичей надо сначала добыть, песок для бетона тоже.

Можно привести пример с игрушками. Из-за ограниченности в деньгах твои родители выбирают игрушку, которую могут купить сейчас. Если денег много, тогда все игрушки, которые возможно купить, просто не влезут в вашу квартиру, потому что она ограничена стенами. Это будет уже совсем неинтересно, когда вся квартира под самый потолок забита игрушками. Все равно как в мультфильме «Цветик-семицветик», когда игрушками, которые пожелала девочка, завалило весь город.

Подобных примеров можно перечислить очень и очень много, я думаю, ты уже и сам сможешь это сделать.

Ресурсы — это все, все, что необходимо для производства. Это природные материалы, станки и машины, человеческий труд и деньги. Всего этого нет в большом количестве. Нефть и уголь добывают постепенно, постепенно делают станки и машины, необходимые для производства, постепенно рождаются люди.

Под словом экономика понимают не только науку. Даже, наверное, чаще всего употребляют его в другом значении.

Под экономикой понимают работу фирм, предприятий, заводов, фабрик, магазинов и людей, которые делают товары и продают их. Другими словами, экономика — это производство и торговля, но в условиях, когда все необходимое для этого ограничено.

Где-нибудь ты можешь услышать такое выражение: «Экономика нашей страны стала работать лучше». Конечно, это не какое-то существо бегает с лопатой и очень хорошо трудится. Все гораздо более конкретно. Это фирмы, предприятия и различные организации страны стали работать лучше, выпускать много хороших товаров. Люди стали получать больше денег и имеют возможность покупать больше товаров.

Помнишь, мы говорили об экономическом выборе? Он и заключается в том, что обществу, людям и фирмам приходится выбирать: «что?», «как?» и «для кого?» делать, покупать и продавать.

Вот она, экономика, в упрощенном виде на рисунке.

Люди принимают решения и используют имеющиеся ресурсы для производства товаров и услуг, которые им необходимы в жизни.

А экономическая наука изучает, как люди, фирмы и государство делают свой выбор, для того, чтобы разобраться, как можно использовать ограниченные ресурсы, чтобы сделать жизнь людей лучше, как правильнее сделать выбор.

Ты тоже в своей жизни уже не раз сталкивался с «экономическим выбором». Например, в школьной столовой. Деньги, давай скажем по-умному, «денежные ресурсы» у тебя ограничены, и ты, наверное, выбирал и прикидывал в уме, что тебе лучше купить — йогурт или салат, булочку или сосиску, компот или сок. То же самое было в магазине, когда ты ходил туда с родителями выбирать себе игрушку. Выбрав себе ее, ты не раз слышал: «Нет, это слишком дорого» или: «Да у тебя дома почти такая же кукла, давай-ка выбирай другую».

Так что с вопросами «что?», «как?» и «для кого?» ты уже встречался. Уже не раз думал, что лучше подарить маме на день рождения, как лучше это сделать, для кого из знакомых сделать подарок к Новому году. И всегда был ограничен какими-то «ресурсами»: деньгами ли, поздравительными открытками, материалом, бумагой или картоном для изготовления самодельных подарков.

Что подарить? Как сделать подарок? Для кого из друзей?

Это твои ресурсы. Их не так-то и много.

А сколько такого выбора тебе еще предстоит сделать в жизни! Конечно, не первый, но, может быть, один из самых серьезных — это куда пойти после окончания школы, какую профессию или дело выбрать.

Кстати, может быть, эта книга тебе в чем-то поможет, — нет, конечно, не выбрать профессию, а просто уже сейчас в общих чертах понять, как фирмы и предприятия работают на рынке, да и что же это такое — рынок, какие бывают экономические условия.

Ты уже понял, что такое экономика, экономический выбор и ограниченные ресурсы. А если так, то давай потихонечку пойдем дальше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и рынок для девчонок и мальчишек предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я