Роман о сумасшедшем доме. Написан в стиле сюрреализма. Это психологическая мелодрама. Герои произведения – обитатели странного дома. Повествование ведётся от лица одного из персонажей – Поэта, а посему изобилует приведёнными в тексте стихами. Ещё на страницах присутствуют вставки политического, исторического, философского содержания, напечатанные другим шрифтом, в которых проявлена позиция автора на бытующую действительность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом с розовыми наличниками. История про странных обитателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4.Старик и его призрачная надежда
Остерегайся дней грядущих —
попасть впросак немудрено:
от Провиденья милость ждущих —
вдруг подло предаёт оно.
Души былая беззаботность
покинет нас в единый миг
и одолеет безысходность,
оскалив неприглядно лик.
Надежды рухнувшая глыба
всё похоронит под собой,
не оставляя выбор, ибо
так предначертано судьбой.
А посему мне день насущный
дарует негу и покой.
…и продолжает Вездесущий
ваять всё собственной рукой.
В самый разгар полуденной жары, когда жгучее солнце достигает апогея в своей траектории и тень не простирается далеко, удлиняя своё материальное воплощение, а, млея от тепла, вяло стекает непосредственно под ноги, в час, когда протянутая длань гипсового вождя лишена визуального продолжения, — в лоно городского сквера устало ступает Старик, тяжело опирающийся на бамбуковую трость. Неторопливо он приближается к фонтану, подставляет под его освежающие струи морщинистые жёлтые ладони, ожидая, когда успокоится бешеное пульсирование в висках. Затем Старик вынимает голубой носовой платок в красно-чёрную клетку и погружает его в воду. Холст расправляется в воде и, колеблемый мелкой рябью, становится похож на развевающееся на ветру полковое знамя какого-то неизвестного государства. Сухие узловатые пальцы придерживают угол миниатюрного полотнища. Отрешённый взгляд по-старчески бесцветных глаз замирает, устремлённый в одну точку — на голубой квадрат в красно-чёрную клетку. Некоторое время Старик находится словно в оцепенении. (Вообще, старики в скверах учатся друг у друга искусству терпеливо дожидаться смерти). Но вот он вздрагивает, оживает, в нём проявляется движущая сила. Слегка отжав клетчатый платок, он прикладывает его к густо пигментированному лбу и направляется к бетонному постаменту, на котором высоко вознесён искусно изваянный гипсовый идол. В поисках тени Старик садится на одну из ступеней пьедестала и извлекает из кармана записную книжку, исписанную мелкими неразборчивыми каракулями. Он понуро склоняется и начинает старательно водить карандашом по бумаге, временами тяжко вздыхая и сердито шепча что-то неразборчивое.
Вездесущие воробьи привыкли к Старику и совсем не боятся его. Они свободно снуют возле самых его ног, отыскивая себе корм. Ни звонкое чириканье серых побирушек, ни временами возникающие меж ними потасовки из-за найденного в пыли зёрнышка не отвлекают пишущего от дела. Погружённый в своё занятие, старец начинает существовать вне времени, то есть, оно течёт само собой, не увлекая его своим потоком, а он периодически погружает свою ладонь в бегущий поток, горсточкой зачерпывает, словно воду, его проносящиеся мгновения и утоляет жажду души. Большей частью зачерпнутые мгновения оказываются прошлым, иногда — настоящим, изредка — будущим. Старик пишет письмо в прошлое.
Когда расцветший подсолнух солнца начинает слегка перезревать, вновь вырастают тени, а в сквере появляются шаловливые неугомонные ребятишки и дородные хозяйки выводят выгуливать породистых псов, — Старик распрямляет спину, одёргивает складки потёртых выцветших брюк и украдкой глядит на часы. За спиной возвышается тяжёлая громада памятника, тень вытянутой руки вождя стремится уже к другим горизонтам нежели было с утра.
…Она появляется каждый раз неожиданно. Пёстрая стайка счастливой молодёжи. Это его надежда. Слезящимися глазами Старик смотрит на них. Юные тела, наполненные порывом, с лёгкостью устремляются ему навстречу. Расступается узкая аллея, цветочные клумбы поворачивают соцветия к молодёжи, в струи фонтана вплетаются яркие ленточки радуг.
А как она шествует! Легко, непринуждённо, стремительно движется его надежда,
привлекая к себе восхищённые посторонние взгляды. Шлейф развевающихся волос, одурманивающая матовость кожи, естественная игра мышц, гармоничность телодвижений — это её благородная поступь. Как хорошо когда есть идеал, о котором можно мечтать!
Но группа студенческой молодёжи проносится мимо Старика. Они говорят о зачётах, прошедших занятиях, полученных оценках, предстоящих экзаменах. В них бьёт ключом жизнь. Но это чужая жизнь. Разумеется, Старик понимает всё это…
— Чертовски заманчиво, — думает он, — иметь в своём сердце хоть призрачную надежду.
25 октября 1917 года из носового орудия крейсера «Аврора» был произведён выстрел, предшествовавший финальному этапу октябрьского военно-политического переворота — штурму цитадели временного правительства — зимнего дворца. Выстрел шестидюймового орудия предопределил насильственную сущность последующих десятилетий правления воинственной диктатуры.
Идейный вдохновитель созданной государственно-политической системы Владимир Ульянов завёл массы в глухие дебри безысходной необратимости и непомерно циничного декадентства. Его навязчивая идея идти иным путём нежели предопределено законом человеческой эволюции, привела общество к жестокой конфронтации. Политический антагонизм достиг зловещих размеров, в результате чего человечество понесло невиданные жертвы. Маниакально-депрессивный психоз обуял всё население вновь созданной империи, эпидемия распространилась и за её пределы.
Под воздействием психического недуга Ульянов представлял себе мистические картины, которые захотел воплотить в действительность. И, засыпая, ночью он видел прекрасный сон, где были все люди братьями, с одинаковыми запросами, шаблонными судьбами и характерами. Ради этого сна он исступлённо насаждал утопическую идею ценой многочисленных жертв, горя, лишений.
Однажды Ульянов увидел во сне пирамиду и в её недрах мумию фараона со своим лицом.
Он был необычайно прозорлив и знал как соединить действительность и сон.
Я в прошлой жизни как-то раз скончался.
Мне голос был, пророчествуя ад…
Зачался вновь, родился, обвенчался,..
и на меня состряпан компромат.
Цветут сады, безумствует природа, —
всё усмиряет дядька в галифе:
он контролирует влиянье корнеплода
на что-то там, что не уместится в строфе.
Орут грачи, в навозе ковыряясь.
Выводит в поле трактор мужичок.
Два работяги, матерно ругаясь,
пропитывают водкой мозжечок.
А ты, родная, чечевицу варишь,
выпячивая хищно тощий зад…
Какой-то там ответственный товарищ
украсил лысиной горкомовский фасад…
Мы грамоту в ликбезе постигали,
став академиками тракторных наук.
А нам вожди самозабвенно лгали,
изображая всенародных слуг.
Прости, сынок, что поздно разобрались
с твоей маман в политике страны:
на демонстрациях идеологии набрались
и накатили пеленою галюны.
Теперь я знаю что это такое:
кромешный ад, зомбированье, мор.
…Но продолжает мраморной рукою
нам в морды тыкать
Ульянов
до сих пор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом с розовыми наличниками. История про странных обитателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других