Представляемая читателю книга описывает историю России от Ивана Калиты до окончания Смутного времени.Прочитавшие ее люди узнают об образовании России и ее правителях ХIV -ХVII веков. Бонусом читатель получит большое количество позитивных эмоций. Часть текста книги ранее публиковалось в книгах «История Бориса Годунова и Смутного времени», «Гражданская война на Руси пятнадцатого века», «Иван Грозный и конец династии Рюриковичей», «Создание русского государства. Иван Третий и его сын Василий». Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История России от Ивана Калиты до династии Романовых (ХIV -ХVII века)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. КОНТРПЕРЕВОРОТ И ОКОНЧАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В Вологду к Василию стали приезжать его сторонники, которые активно принялись агитировать отрекшегося государя вернуться на трон.
— Тебя свергли с престола и ослепили! — напоминали они ему. — Неужели ты смиришься с такой обидой? А если в следующий раз Шемяка захочет оскопить тебя или отрезать уши? Ты в его полной власти! Сейчас у него хорошее настроение,
а когда оно испортится или кто-нибудь наговорит ему на тебя? Тогда твоей участи не позавидуешь, потому как у тебя станут отрезать один жизненно важный орган за другим!
— Вы хотите, чтобы я нарушил клятву на кресте? — грустно отвечал им Василий. — Если я совершу такой грех, то непременно окажусь в аду! Хороший у меня выбор! Либо меня при жизни пустят органы, либо после смерти зажарят в аду! Выбирая из двух зол меньшее, я лучше здесь потерплю!
Однако сторонники не унимались. Вскоре они затащили Василия под предлогом моления в Кирилло-Белозерский монастырь. Там его встретил заранее ими подговоренный игумен Трифон.
— Твоя клятва — пустяк! — объявил он Василию. — Ты ее дал под принуждением, поэтому она не считается.
— Все равно мне что-то не по себе! Все-таки перед иконой божьей поклялся и крест поцеловал!
— Хорошо. Если ты так волнуешься, то я беру твой грех на себя. Понимаешь? Не ты будешь отвечать перед Господом богом, а я! Устраивает?
— Другое дело! — обрадовался Василий. — Как гора с плеч! Теперь я опять могу стать великим князем. Поехали в Тверь! Пусть там собираются верные мне войска!
Шемяка, который расслабился после отречения своего конкурента от престола, ушам своим не поверил, когда узнал, что Василий вновь объявил себя великим князем и собирает против него армию. Почти все русские города и княжества, за исключением Галича и Можайска, сразу переметнулись к Василию. Даже митрополит Иона, увидев на чьей стороне сила, не только не возмутился нарушением Василием клятвы, но и полностью поддержал его.
— Василий — богом избранный правитель! — объявил Иона. — Он — страдалец за веру и народ! Я очень хочу поработать с ним в связке! Что касается его клятвы, то игумен Трифон взял ее на себя. А коли он взял клятву на себя, то именно игумен Трифон не должен стать великим князем всея Руси!
— Ты же сам, Владыко, грозился проклясть Василия, если он не откажется от великого княжения? — недоумевали некоторые священники.
— Я просто боялся за его жизнь. Понимаете? Я переживал, что, если он не отречется, его могут убить. Теперь же, когда его жизни более ничто не угрожают, я объявляю новую политическую линию православной церкви: мы поддерживаем Василия Второго, а игумен Трифон никем не должен признаваться великим князем Московским! Точка!
Митрополит Иона, вовремя переметнувшись на сторону Василия Второго, в дальнейшем не только сохранил свой пост, но и стал одним из руководителей правительства (Боярской Думы).
Потрясенный всем этим Шемяка не предпринимал никаких мер, а только повторял:
— Что происходит в этом мире? Святые клятвы уже ничего не стоят! Человек может поклясться перед богом, а через день плюнуть на это и забыть! Как страшно становится жить в таком мире! Слепец лезет на трон, а бояре и церковь во всю помогают ему! Куда мы катимся?
— Надо что-то делать! — теребили его сторонники. — Нужно собрать верных людей и ударить по Василию.
— Я не в силах! — разводил руками Шемяка. — Я поражен в самое сердце! Если люди не уважают святые клятвы, то ничто уже в этом мире не имеет никакой ценности. Если церковь и бояре хотят себе слепого повелителя, то Руси больше нет! Понимаете, вы это? Мы живем в мире фальши и обмана! Я не могу принять такие правила игры и добровольно ухожу со сцены истории! Простите меня, православные, если сможете!
В декабре 1446 года отряды Василия Второго без всякого сопротивления заняли Москву.
Шемяка эмигрировал в Новгород, где пережил еще одно потрясение: завоевание Константинополя турками в конце мая 1453 года.
— На Руси правит слепой клятвопреступник, а в Константинополе из православных храмов делают мечети. Куда катится мир? — целыми днями повторял Шемяка, доводя сам себя до изнеможения.
Василий Второй, однако, не мог чувствовать себе спокойно, пока был жив его заклятый враг. Ему удалось подкупить личного повара Шемяки с характерным прозвищем Поганка и тот подал своему господину на обед отравленную курицу.
Так закончилась долгая двадцатилетняя династическая война на Руси. Одним из ее следствий стало то, что младшим братьям великих князей стали запрещать жениться и рожать детей, чтобы не вводить их в искушение верховной властью.
Василий Второй, будучи слепым инвалидом, не мог, естественно, самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве и вообще видеть, что творится вокруг него. Московские бояре были на седьмых небесах от счастья. Теперь они могли совершенно не обращать внимание на правителя и зачерпывать из казны столько, сколько хотели.
— Мы многое пережили! Юрий Дмитриевич завел на нас уголовные дела. Шемяка почти довел эти дела до суда! Зато теперь Господь отплатил нам за наши страдания сторицей. Мы имеем самого лучшего правителя в истории Руси — слепого, которому сколько хочешь можно дурить голову, а он все равно ничего не увидит!
Однако они рано радовались.
Василий, потеряв зрение, стал значительно разумнее и мудрее. В соправители он взял себе старшего сына Ивана, который стал его глазами. Этот ребенок рано повзрослел. Ему было всего пять лет, когда его отца ослепили, а его самого отправили под арест с перспективой окончить жизнь в темнице. Теперь он сопровождал отца повсюду: на заседания правительства (Боярской думы), в военных походах и на дипломатических приемах.
Вечером, когда они оставались с отцом вдвоем, он рассказывал, что заметил в глазах у бояр и прочел в выражениях их лиц (со временем этот мальчик стал таким прекрасным физиономистом, что только взглянув на человека, знал о нем почти все).
— Этот боярин вор и подлец, что явствует из его лица! — докладывал он отцу.
— А что видно в его глазах?
— В глазах все в порядке. Он по собачьи предан тебе и боится даже думать о твоем свержении!
— Тогда пусть живет! Но ты все равно посматривай на него! Не очень я доверяю подлецам!
Особенно отца интересовала информация о возможных заговорах, которых он не переставал бояться до конца жизни. Периодически боярина, у которого, по мнению сына, было неподходящее выражение лица, брали под ручки и без объяснения причин увозили в неизвестном направлении.
Однако о сыне Василия Второго, первом русском Государе, Иване Васильевиче Грозном, мы поговорим в следующей книге «Создание русского государства».
А эту книгу мы завершаем сведениями о смерти Василия.
Вероятно, еще находясь в местах лишения свободы, великий князь подхватил туберкулез, который мучил его потом всю жизнь. Страдая невыносимым кашлем, он велел лечить себя обычным в то время способом: жечь тело трутом. В результате такого лечения все его тело покрылось многочисленными тяжелым ожогами.
Василий Второй умер от гангрены в марте 1462 года.
На этом мы заканчиваем историю последнего Московского великого князя, и переходим к исследованию Государей Всея Руси.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИВАН ТРЕТИЙ — СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (1462—1505)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ТРЕТЬЕГО. ПОТРЯСЕНИЕ БОЯР.
В предыдущих частях книги мы рассказали об истории Московского княжества, небольшой страны со слабой экономикой, которая к тому же находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды.
В те времена на Западе владения Москвы заканчивались Можайском, а дальше начинались территория Литовского княжества, куда входила большая часть земель древней Руси, включая Киев и Смоленск.
На Северо-Западе и Севере Москву подпирала независимая Новгородская республика, еще один осколок некогда единой Руси.
С Юга-Востока Москва упиралась во владения еще независимого Рязанского княжества.
На Востоке располагался независимый Ярославль.
На Юге раскинулась Золотая Орда, которая хоть и потеряла к пятнадцатому веку много территорий, но все еще внушала по старой памяти москвичам страх и трепет.
В 1462 году на трон взошел Иван Третий, которому вся эта геополитическая обстановка очень сильно не понравилось. По легенде он уже в первые дни своего правления, глядя на карту своих владений, размышляя про себя, заметил:
— Мне этого мало!
Иван был очень неординарной личностью. Помогая с детства слепому отцу распознавать боярские заговоры, он, как мы уже отмечали в книге «Гражданская война на Руси пятнадцатого века», еще в юности стал прекрасным физиономистом. Только взглянув на человека, он знал о нем почти все.
При этом, его собственное лицо всегда (по крайней мере, в молодые годы) светилось веселым простодушием и детской наивностью, а вот, что за ними скрывалось, разгадать было практически невозможно.
Бояре, которые поначалу приняли его за легкомысленного молодого человека, быстро поняли, как они ошибались, после одного случая, о котором мы сейчас расскажем.
Одним из самых заслуженных ветеранов гражданских войн отца Ивана Третьего, Василия, был его воевода Федор Басенок.
— Я уверен в одном человеке на Руси — это Федор Басенок! — любил повторять Василий. — Кто-то кто — то, а он меня точно никогда не предаст.
Басенок сохранил верность Василию даже в то время, когда того свергли с престола и заточили в темницу. Воевода сбежал от заговорщиков в Литву и привел на помощь своему патрону войска.
Чувствуя свои заслуги, которые и вправду были немалыми, Басенок вел себя достаточно независимо. Он свысока посматривал на других царедворцев и не скрывал свое первенство среди них.
— Великокняжеская династия всем обязана мне! — хвастался он в кругу друзей. — Если на то пошло, то это я дал им власть. Так что будут какие-нибудь проблемы, мужики, не волнуйтесь — решу непосредственно с великим князем.
К особому положению при в дворе Басенок привык настолько, что и после смерти Василия нисколько не изменил своего поведения. Так при очередном выходе к людям молодого великого князя, Басенок лишь слегка кивнул головой и равнодушно отвернулся к барышням, продолжая рассказывать забавный анекдот.
— Ты что, Федор Васильевич, не видел, что я иду? — приостановился возле него Иван Третий и любезно улыбнулся.
— Конечно, видел, Ваня! — улыбнулся в свою очередь Басенок. — Я же не слепой, как батя твой был.
Одна из стоявших с ним красоток глупо рассмеялась.
— Кстати, Ваня, ты вовремя пришел. Я тут как раз один анекдотец рассказываю.
— Ты погоди с анекдотом. Что же ты тогда, если не слепой, не поклонился мне, как положено? — расплылся в простодушной улыбке великий князь.
— Почему не поклонился? Я ж кивнул головой. Но если угодно, то привет тебе персонально! — Басенок подмигнул и отвесил шутовской поклон.
Поклон в самом деле вышел смешным и уже несколько дам захихикали (Басенок был их любимец).
— Может, ты мне хотя бы руку поцелуешь?
— Староват я для таких дел, Ванька! Я и в молодости, признаться, не особо любил мужиков целовать, а сейчас вовсе от таких дел уволь. Не та уже половая система!
Дамы так и зашлись в диком хохоте.
— Обидно, Басенок! — продолжил великий князь, дождавшись, пока женщины успокоятся. — Человек ты уважаемый. Казалось бы, жить да жить!
Иван тяжело вздохнул и продолжил:
— Однако, если каждый будет позволять, так себя со мной так вести, то у нас не государство получится, а черте что! Подданный, друзья мои, должен трепетать перед государем. Иначе не будет страха в государстве, а, стало быть, и порядка. Посему, Федор Васильевич, все, что для тебя могу сделать, учитывая твой возраст и прежние заслуги, это вместо смертной казни заточить тебя, друг мой, навечно в подземелье. Не спеши благодарить. Это еще не все. В разговоре со мной ты упомянул, что не слеп. В интонации твоего голоса я почувствовал некоторую гордость, а в выражении лица мелькнуло торжество. Мол, посмотрите какой я молодец! Все вокруг слепые, а я зрячий. Я на это так тебе отвечу, Федор Васильевич. Мой отец был слепым, и дядя был слепым и ничего жили, не тужили и еще благодарили всемилостивого Господа бога. Хочу, чтобы и ты смирился и понял, что жизнь — это божий дар. А человек сам засирает сей дар гордостью и тщеславием. Посеву повелеваю также лишить тебя зрения. Прощай, старый друг Басенок (более мы никогда не увидимся), желаю тебе удачи, а вам, бояре, впредь будет наука, как надлежит вести себя с Государем! Что касается женщин, которые тут неуместно ржали над шутками Федора Васильевича, то я их на первый раз милую с тем, однако, условием, чтобы больше они никогда при дворе не появлялись! Слуги, вышвырните их вон!
Случай с Басенком так потряс бояр, что теперь они, едва только завидев издали великого князя, начинали тут же приседать, кланяться до земли, падать на колени, целовать руки, ползать по полу и т. д. Даже вовремя празднеств, когда он, выпив вина, засыпал за столом, они сидели тихо, как мышки, терпеливо ожидая его пробуждения, чтобы снова продолжить совместное веселье.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История России от Ивана Калиты до династии Романовых (ХIV -ХVII века)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других