Представляемая читателю книга описывает историю России от Ивана Калиты до окончания Смутного времени.Прочитавшие ее люди узнают об образовании России и ее правителях ХIV -ХVII веков. Бонусом читатель получит большое количество позитивных эмоций. Часть текста книги ранее публиковалось в книгах «История Бориса Годунова и Смутного времени», «Гражданская война на Руси пятнадцатого века», «Иван Грозный и конец династии Рюриковичей», «Создание русского государства. Иван Третий и его сын Василий». Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История России от Ивана Калиты до династии Романовых (ХIV -ХVII века)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ
В мирную паузу, образовавшуюся после ослепления Косого, на арене истории возник религиозный конфликт.
После смерти митрополита Фотия (1401 год) византийских патриарх прислал на Русь преемника, некоего митрополита Герасима, у которого любимой присказкой было «Герасим на все согласен». Несмотря на такой девиз, митрополит не решился ехать в Москву, опасаясь попасть под горячую руку кому-нибудь из воюющих князей, а остановился в Смоленске.
— Я на все согласен, кроме того, чтобы меня убили! — объяснил Герасим свой поступок.
Однако Смоленск оказался не безопаснее Москвы. Литовский князь Свидригайло, воюющий за власть со своими родственниками, обиделся на митрополита за то, что тот вошел в тайный сговор с его врагами, и сжег Герасима на костре.
Русь снова осталась без митрополита.
В этот раз византийский патриарх долго не присылал преемника. Надо отметить, что к этому времени ранее могущественная Византийская империя, была почти полностью захвачена турками. Лишь одна ее столица, Константинополь, оставался гордо стоять, возвышаясь над проливом Босфор, среди турецких владений.
В такой обстановке патриарх совершенно забросил работу и целыми днями бегал на набережную, ожидая вместе с другими зеваками появление турецких кораблей.
— Я что им каждый день по митрополиту присылать должен? — отмахивался он на просьбы заняться русской митрополией.
Только в 1437 в Москву прибыл новый митрополит, грек Исидор. Это был ученейший человек, друг философов и сам богослов, большой любитель Платона, Цицерона, Софокла и Гомера.
Василий, который ничего такого не знал и не читал, с самого начала невзлюбил нового главу русской церкви.
— Строит из себя умного! — раздраженно говорил он. — Какие-то непонятности говорит! Заумные слова! Одно слово — интеллигент! Так и хочется дать ему в морду!
Едва приехав в Москву, Исидор засобирался в командировку в Италию на Вселенский собор, где католические и православные священники собирались дискутировать о догматах веры и других богословских вопросах.
— Ты с католиками долго не болтай! Сразу бей им в рыло! — инструктировал его перед поездкой Василий. — Эх, мне бы поехать с ними разобраться! Не могу! Мне еще здесь кое-кому накостылять надо. Но ты учти, если не надоешь по рогам папе Римскому, я тебя уважать перестану!
В Ферраре, а затем во Флоренции лучшие умы Европы месяц за месяцем бились в споре, пробуя все хитрости богословской диалектики. Предметом спора между католиками и православными были три основных вопросов:
— Об исхождении Святого духа. Католики доказывали, что он исходит от Отца и сына, а православные, что только от Отца. Об этом спорили каждый день с утра и до обеда, как бы для разминки, чтобы затем перейти к более принципиальному второму вопросу;
— О загробной жизни. Православные считали, что после смерти человек попадает либо в рай, либо в ад, а третьего не дано. Католики стояли за то, что, кроме этого, есть чистилище, где находится некий «средний класс», т.е. в основном людишки, которые при жизни не совершили никаких серьезных злодейств, но и хорошего тоже особо ничего не сделали. В чистилище этих людей, которые, как говорится «ни рыба, ни мясо» понемногу поджигают, чуть-чуть терзают, умеренно обдувают ветрами, но в целом их положение достаточно комфортное по сравнению с теми, кто томится в аду;
— Третий вопрос был самым принципиальным. Касался он не шуточных вещей — таинств евхаристии, то есть причастия. Суть спора была в том, какой хлеб может быть употреблен в священнодействии: пресный или квасной. Как мы понимаем, чтобы победить в таком споре нужно было быть не только знатоком в богословии, но и искусным кулинаром. Поэтому этот вопрос разбирался ближе к вечеру, чтобы потом сразу идти хорошенько подзакусить.
Был еще четвертый вопрос, о котором почти не говорили в слух, но всегда держали в уме — является ли папа Римский главой христианской церкви или у него есть равный по рангу коллега, Византийский патриарх.
Нечего говорить, что все эти вопросы были настолько серьезными и глобальными, споры жаркими, а соперники непримиримыми, что собор продолжался несколько лет, а мог бы продолжаться по сей день, если не одно обстоятельство.
Дело в том, что в глубине души православные византийцы надеялись, что, если они предадут свои идеалы и согласятся с католиками, то за измену получат в награду финансовую и военную помощь в борьбе с турецкой угрозой.
Поломавшись для виду четыре года (1438—1442 годы), они согласились с католиками во всем, за что получали от папы Римского несколько тысяч флоринов и триста воинов, которые должны были теперь защищать Византию (наверное, по аналогии с тем же количеством спартанцев, вставших на пути персов в Фермопильском проходе).
Митрополит Исидор, подписав вместе с другими Флорентийскую унию о присоединении православной церкви к католической, вернулся в Москву (1441 год).
Народ с нетерпением ожидал своего Владыку, поскольку уже много лет не слушал митрополичьей проповеди. По случаю его приезда на улицах собрались толпы людей, которые в радостном возбуждении бежали в Кремлевский Успенский собор. Храм не смог вместить в себя всех желающих, большинству пришлось стоять на улице, прислушиваясь к Литургии.
— Принес я вам добрую и радостную весть, прихожане! — между тем, объявил Исидор. — Закончилась долгая, изнурительная и никому не нужная борьба двух христианских церквей: православной и католической. Бог на свете один, правда его одна и церковь должна быть одна. Посему повелели отцы обоих наших братских церквей, что быть отныне одной христианской вере на Земле, а папа Римский стал главой нашей церкви. Как писал в древности великий поэт Гомер…
Но никто не узнал, что писали Гомер, Платон, Цицерон и другие авторы, на которых хотел сослаться в своей речи Исидор.
— Мне по фигу, что писал Гомер! — на амвон неожиданно для всех выскочил великий князь Василий и дал, растерявшемуся митрополиту, в пятак.
— Вы что с ума сошли? — только и смог сказать глава русской церкви, и тут же получил увесистый пинок под зад.
— Что вы хулиганите?! Я считаю…
— Мне плевать, что ты считаешь! — наступал на него Василий. — Я тебе повелел избить папу Римского, а выходит он избил тебя?! Православие слить хочешь?! Да я тебя, падла еретическая, на куски порву! Я тебя твоего Нерона с Цицероном сожрать заставлю! Я тебя прямо здесь завалю, интеллигент вонючий!
Дискутировать с учеными на Флорентийском соборе оказалось для митрополита Исидора не в пример легче, чем с Василием Вторым. Он бросился из церкви, но был схвачен, арестован, заточен в монастырь, из которого снова бежал уже за границу.
Там он сделал неплохую карьеру и прожил еще больше двадцати лет, окончив жизнь сообразно со своей ученостью — деканом коллегии кардиналов в Риме. Однако всю оставшуюся жизнь он не мог спать спокойно, каждую ночь просыпаясь в поту, ему снился Василий, который гонялся за ним с длинным ножом и беспрерывно страшно кричал.
С отъездом митрополита Исидора русская православная церковь, не признавшая Флорентийской унии, фактически стала автокефальной, то есть независимой от православной церкви Византии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История России от Ивана Калиты до династии Романовых (ХIV -ХVII века)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других