Седьмое доказательство

Виктор Печорин

– Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно…М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Оглавление

Глава 13. Доказательство

Если ты попал в тупик — не будь идиотом: выйди там, где вошёл.

Хорхе Букай

Вот, наконец, мы и добрались до кульминации нашего рассуждения.

В этой главе мы докажем, что материализм не прав, и что невозможно объяснить возникновение материальной Вселенной иначе, чем признав существование нематериального фактора.

При этом мы не пойдем по пути материалистов, которые просто категорически отрицают все, что выходит за рамки материального мира, не обременяя себя доказательствами.

Мы не станем отрицать их убеждения. Напротив, согласимся с ними, — и посмотрим, к чему это приведет.

Классик материализма Фридрих Энгельс утверждал: «Уверенность, что кроме материального мира не существует еще особого духовного мира, есть результат длительного и трудного исследования реального мира»19.

Вообще — то логика в этом утверждении, мягко говоря, прихрамывает.

Это все равно, что сказать: «я долго и трудно исследовал содержимое своего кармана, и, не обнаружив в нем денег, пришел к глубокому убеждению, что никаких так называемых „денег“ в природе не существует».

Но не будем придираться к классику.

Предположим, что он прав, и что за пределами материальной Вселенной больше ничего нет.

Есть одна только Вселенная, состоящая из материи, и ничего кроме.

Понятно, что в этом случае Вселенная не может осуществлять обмен веществом или энергией. Ведь обмениваться ей не с чем: больше то ничего нет!

Соответственно, такая Вселенная является изолированной системой. Причем — абсолютно изолированной системой. Более изолированную систему и представить трудно.

В соответствии с Первым законом термодинамики, даже если Вселенная каким-то чудом существует, она не может существовать вечно. Она движется навстречу неизбежному концу.

Если Вселенная не вечна, значит, она возникла.

Но каким образом она могла возникнуть?

Второй закон термодинамики говорит, что сама собой она возникнуть не могла.

А если она не могла возникнуть, значит, не может и существовать. К такому выводу мы пришли, опираясь на законы физики и исходя из предположения о существовании одной лишь материи.

Соответствует ли вывод действительности?

Очевидно, не соответствует.

Ведь Вселенная — то существует! «Она — таки вертится», как сказал Галилей, выйдя из дверей инквизиции. Если Вселенная существует, значит, она каким-то образом возникла! А если она возникла, значит, исходное предположение не верно. Не верно, что ничего кроме материи не существует.

Видимо, что-то кроме материи всё-таки существует, причем то, что материей не является. То есть что-то нематериальное.

От одного ветерана — железнодорожника я услышал как-то: «Главное, переводя стрелки, помнить — в тупик заехать легко, а вот выезжать придётся задом». Эта железнодорожная премудрость долго блуждала где-то в закоулках подсознания. А теперь, всплыла на поверхность.

Если задача не имеет решения, значит что-то не так в ее условиях. «Невозможно решишь проблему, если будешь думать точно таким же образом, как те, кто её создал» — отозвался старик Эйнштейн с разворота случайно открытой книги.

— Ага! А кто создал эту проблему? — задумался я.

Прочтя внимательно формулировку Второго закона термодинамики, я заметил то, на что прежде не обращал особого внимания. Закон действует только в отношении изолированной физической системы. Не любой, а именно изолированной! Не будь Вселенная изолированной, закон не запрещал бы ей возникнуть!

Так вот где была переведена стрелка, направившая нас в тупик!

А кто же перевел стрелку? Кто создал эту проблему? Кто сказал, что Вселенная — это изолированная система? Кто заявил, будто помимо материальной Вселенной ничего больше нет?

Постойте, да ведь это же — главный догмат материализма!

Заметьте: мы встали на позицию материализма, и именно с этой позиции доказали, что материализм не прав. Потому что если бы он был прав, Вселенная бы не существовала. И мы с вами тоже.

Если материализм не прав, мы не обязаны соглашаться с его тезисом, что ничего кроме материи не существует. Наоборот, придется допустить, что что-то кроме нее существует. Что-то за пределами материи. Что-то нематериальное.

Нематериальный фактор.

Если помимо материальной Вселенной имеется что-то еще, значит, она не является абсолютно изолированной системой.

Тогда Второй закон термодинамики на Вселенную не действует, не запрещает ей существовать.

Наличие нематериального фактора снимает с Вселенной ограничение: теперь она может возникнуть.

Каким образом Вселенная может перейти в активное состояние? Она активируется, конечно, не сама собой (самостоятельно она активироваться не способна). На Вселенную действует нематериальный фактор. Вот он и приводит ее в движение.

Нельзя объяснить происхождение Вселенной, если не признать существования нематериального фактора. Физические законы запрещают Вселенной произойти самой по себе. Это невозможно. А если Вселенная все-таки существует — значит, существует и нематериальный фактор.

Признание внешнего источника возникновения Вселенной влечет за собой признание существования иного, нематериального (или духовного) мира, параллельного нашему, материальному. Это было очевидно даже для Энгельса.

Также придется признать первичность нематериального мира по отношению к материальному, или в терминах классической философии, первичность Духа по отношению к Материи. Такой вывод очевиден: ведь нематериальный внешний источник должен был существовать прежде появления материальной Вселенной.

Примечания

19

Энгельс Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу». С.346.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я