Седьмое доказательство

Виктор Печорин

– Браво! – вскричал иностранец, – браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно…М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Оглавление

Седьмое доказательство (вместо предисловия)

Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.

Иммануил Кант

Фома Аквинский (1225—1274) сформулировал пять доказательств бытия Бога, построенных в полном соответствии с законами логики.

Первое доказательство, получившее название «кинетического» (от др. греч. κίνησις — движение) Фома вывел из наличия в природе движения.

Движение не начинается само по себе, для него должен быть какой-то внешний толчок. Одно тело в природе может побуждать двигаться другое. Но кто привел в движение самый первый объект?

Очевидно, необходимо признать существование первоначального источника всякого движения, который при этом сам не приводится в движение никем, кроме самого себя. Этот перводвижитель, по мнению Фомы, и есть не что иное, как Бог.

Второе доказательство, «космологическое», основывается на том очевидном факте, что всякое следствие имеет свою причину. Не бывает следствия без причины. Тогда в самом начале причинно-следственной цепочки должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. То есть — Бог.

Третье доказательство исходит из того, что все ныне существующие вещи когда-то не существовали, а потом возникли. Однако вещи возникают не сами собой, но в силу необходимости. Стало быть, следует признать существование необходимости, предшествующей появлению всех вещей, которая сама не обусловлена никакой предшествующей ей необходимостью. Такая первичная необходимость соответствует понятию Бога.

Далее, обращал внимание Фома, не сложно убедиться, что любая вещь может быть менее совершенной или более совершенной в том или ином отношении. Так, среди людей один может быть выше, сильнее, умнее, талантливее другого, и сам в свою очередь уступать третьему. Но коль скоро существуют совершенства, которые мы сравниваем, то должно быть и абсолютное совершенство, по отношению к которому все прочие вещи или существа представляются менее совершенными. Значит, должно существовать высшее совершенство, самое совершенное из всех существ — Бог. Таково четвертое доказательство.

Наконец, доказательство пятое, «телеологическое». Окружающий мир развивается от состояния «хаоса» (беспорядка) к состоянию «космоса» (порядка), при этом упорядоченность и стройность мира, соразмерность его частей и разумность его устройства выдает наличие разумного организующего начала. Невозможно представить себе, чтобы мир приобрел такую упорядоченность и красоту в отсутствие Бога, как невозможно было бы построить совершенное в своей красоте здание в отсутствие архитектора, возводящего его в соответствии с заранее намеченным планом.

Эти пять доказательств не всем показались убедительными.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) подверг эти доказательства критике на основании их косвенного характера.

При этом Кант предложил собственное, шестое доказательство, выведя его из якобы свойственного людям нравственного чувства (морального императива), которое порой заставляет человека поступать вопреки его естественным (материальным) интересам. А раз это нравственное чувство проистекает не из естественных интересов и потребностей, решил философ, значит оно имеет сверхъестественное происхождение, и источник его следует искать за пределами материального мира.

На самом деле, нравственное чувство вовсе не является врожденным свойством человека. Оно сформировалось на протяжении длительной социальной эволюции, а в основе своей имеет естественные причины.

Таким образом, доказательство Канта тоже оказалось небезупречным.

Так может быть, доказать существование Бога вообще невозможно? Так же, как невозможно его опровергнуть?

Не будем спешить с выводами.

В нашем распоряжении такой могущественный инструмент познания, как Наука. Если кто и может что-то доказать или опровергнуть, так это она.

Долгое время нам внушали, что Наука и Бог — вещи несовместимые, что научные открытия опровергли существование Бога.

Однако чем дальше развивается Наука, чем больше она совершает открытий, — тем все ближе она к признанию Бога.

Звучит парадоксально и непривычно, но это так.

Современная Наука, опираясь на открытые ею фундаментальные законы Природы, уже доказала, что невозможно объяснить ни происхождение, ни существование нашего мира, если не признать существование чего-то за его пределами, нематериального фактора, то есть того, кого традиционно называют Богом. А если без него мир объяснить невозможно, не означает ли это, что его существование не предположение, а необходимость?

Вот об этом и пойдет речь в этой книге.

Здесь вы найдете доказательство, основанное не на умозрительных формально-логических методах или на аргументах «от морали», а на прочном фундаменте объективного знания — седьмое доказательство.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я