1. книги
  2. Интернет-маркетинг
  3. Василий Смирнов

Психология для маркетологов. Вся суть за 22 минуты

Василий Смирнов (2024)
Обложка книги

Психология для маркетологов. Изложена вся суть, без "воды" и "академических" размышлений. Автор — практикующий психолог с 16-ти летним опытом маркетинга. Небольшой формат книжечки компенсируется концентратом и дистиллятом пользы. Изложены основные психологические методы, концепции и трюки, которые используют в маркетинге, рекламе, продажах, создании продающих текстов (копирайтинге), написании постов для блогов и социальных сетей. Фактически, книга является выжимкой-путеводителем по миру психологических манипуляций с целью повышения конверсии и продаж. Отдельно уделено внимание вопросам личной проработанности маркетолога, что обычно и не дает зарабатывать больше. Для широкого круга читателей, интересующихся продвижением информации, товаров и услуг.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология для маркетологов. Вся суть за 22 минуты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Психология для маркетинга

Зачем психология маркетингу?

И действительно, зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определение маркетингу и психологии.

Моё любимое (и самое рабочее) определение маркетинга: Маркетинг — это процесс поиска группы людей с проблемой, которую вы хотите и можете решить. И сделать так, чтобы эти люди о нас узнали, чтобы мы им понравились, и чтобы мы вызвали у них доверие. Потому что если про нас не узнают, если мы не понравимся, если не будет доверия — то мы не продадим то, ради чего и занимаемся маркетингом. Согласитесь, уже в этом определении можно увидеть много психологического (“понравились”, “доверие”).

А что такое психология? Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Хм, там “группы людей”, тут “группы людей”. Совпадение? Не думаю:)

Если мы знаем закономерности психической деятельности групп людей, то можем их предугадывать, на них воздействовать и использовать в своих целях. А какая конечная цель у маркетинга? Продажи. Получение денег. И делается это исключительно через воздействие на процесс принятия решения о покупке (и этот процесс полностью зависит от психики).

Это приводит нас к нескольким мыслям:

Меняется ли психика человечества с течением времени?

(нет, не меняется)

А изучал ли кто-то эти закономерности для целей маркетинга?

(да, изучали. Систематическое изучение начали американские маркетологи-практики в 1900-х годах. Занимались этим копирайтеры и рекламисты, что раньше совмещалось в одной профессии)

Применимо ли всё это сейчас, в мире интернета и информационных технологий?

(да, все эти концепции и приемы с успехом работают до сих пор).

Так зачем маркетологу нужна психология? Для пяти последовательных целей:

Понимание потребностей и мотивации выбранной группы людей с проблемой. Маркетологу сначала нужно понять, какие потребности движут людьми при поиске и выборе того или иного решения своей проблемы. Это помогает создавать продукты и рекламные кампании, которые отвечают этим потребностям и мотивации. Это про “крючок” и “наживку”, выражаясь терминами рыбалки. Ну и где вообще “рыбачить”.

Привлечение внимания. Маркетологу нужно использовать психологические принципы, чтобы привлечь внимание выбранной группы людей к своему продукту. Для этого в первую очередь нужно выделиться среди конкурентов. Продолжая метафору рыбалки: “наживка” должна быть самой яркой и привлекательной.

Управление восприятием цены. Цена — зачастую первый критерий выбора, особенно на незнакомом рынке. “Наживка” должна казаться “вкусной” настолько, чтобы мотивация попробовать её перевесила осторожность.

Использование социальных норм и психологического давления. Это как раз момент продажи. Что сделать, чтобы “подсечь” клюнувшую “рыбку”.

Создание эмоциональной связи с брендом, продуктом, компанией, продавцом. Стабильный бизнес держится за счет повторных продаж. Дешевле продать клиенту, который уже что-то покупал у нас, нежели каждый раз искать нового клиента и проходить весь цикл заново.

Каждый рассмотренный дальше принцип, инструмент и трюк мы будем соотносить с этими целями. Так станет понятно, где что и для чего применять.

Продажи — это манипуляция?

Что такое продажа?

С точки зрения покупателя это процесс, когда возникает проблема, происходит поиск решения, находится несколько вариантов, между которыми потенциальный покупатель начинает выбирать (сравнивает цены, характеристики, выгоду, находит ответы на свои возражения и т.д.) и далее совершается выбор в пользу одного из вариантов.

C

точки зрения маркетолога — это сделать так, чтобы потенциальный клиент выбрал наше решение, а не решение конкурентов.

И отдал деньги нам, купив наш продукт.

Что влияет на успех продажи? Коротко — отсутствие возражений у потенциального клиента. Ведь когда не остается возражений, то остается только достать деньги и купить. Вот тут на помощь маркетологу и приходит психология (понимание “закономерности психической деятельности групп людей”, как следует из определения).

Где же грань между продажей и манипуляцией? Эта грань называется в народе словом “впаривание”. То есть навязывание ненужного. Можно ли продать человеку то, в чем он не нуждается? Конечно да. Вся потребительская история человечества этому примером. Однако, чтобы преуспеть в такой модели (“впаривание ненужного”) надо иметь очень мощное и постоянное медийное давление, чтобы формировать “покупательские предпочтения”. А это уже задача пропаганды, которая под силу только государствам или большим корпорациям. А попытка “впарить” что-то на уровне среднего, малого или микро-бизнеса закончится тем, что ваш “впаривательный маркетинг” поможет вам побыстрее похоронить ваш бизнес.

Поэтому продажи — это еще и вопрос бизнес-стратегии. И это ведет нас к одному фундаментальному закону маркетинга, который называется “Закон ненулевой конверсии”. Это значит, что даже самую лютую “дичь” при правильно выстроенном маркетинге кто-то да купит. Если маркетинг хорош, то продажи не будут нулевыми. Вопрос лишь в окупаемости и проценте возврата, когда клиент обнаружит, что его обманули. Плюс репутационные издержки, само собой.

Не обманывайте. Продавайте реально полезные и реально нужные вещи.

А что касается манипуляций, то эволюция водит человеческий вид за нос, постоянно им манипулируя. И делается это довольно просто: при поступлении любой информации (неважно, новой или старой), сначала реагируют более древние слои психики и только потом, при некоторых условиях, реагирует неокортекс, отвечающий за так называемое рационально-логическое сознание. То есть все люди устроены одинаково в том плане, что на любой раздражитель неизбежно сначала возникает эмоциональная реакция и только потом логическое её осознание. Мы всё ещё бабуины, до сих пор мозгом живущие в древнем тропическом лесу с саблезубыми тиграми и вынужденные кучковаться в стаи по 100-150 особей.

Отсюда и суть психологии для маркетолога (а заодно и суть любой продажи) — сначала осуществить воздействие на эмоции и только потом дать удобное логическое обоснование происходящему. И любой принцип, механизм, трюк, прием практического маркетинга направлен именно на это!

Да, с точки зрения какой-то высшей этики это “нечестно” и “несправедливо”, но… вспомните свою первую любовь… вспомните моменты, когда вам неистово чего-то хотелось и это шло вразрез всем логическим доводам… вспомните все свои нелогичные порывы и поступки (за некоторые из которых, возможно, стыдно до сих пор)… вспомните все свои “скелеты в шкафу”… вспомните все свои тайные или явные пороки… Всё это — подтверждение и доказательство того, что все мы устроены одинаково. И маркетинг — это та штука, которая всего лишь эксплуатирует это устройство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология для маркетологов. Вся суть за 22 минуты» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я