Книга адресована тем, кто стремится к саморазвитию, а также хочет сэкономить расходы на услуги психологов за счет эффективной работы над собой. Автор делится в ней принципами, идеями и опытом, которые ему помогли справляться с тревожностью, прокрастинацией и неврозом. Он убежден что личностные проблемы разрешаются на 80% за счет собственных усилий, и только на 20% за счет внешней помощи. Книга написана кратко, может быть полезна и интересна как психологам, так и их клиентам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать и кто не виноват. Сам себе психолог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6. Как мы заблуждаемся
Продолжим тему когнитивных ошибок. Она была неплохо проработана в рамках теории социальной перцепции, автором которой считается американский психолог Джером Брунер. На русском языке издавались две его книги: «Процесс обучения», опубликована в 1962 году и «Психология познания. За пределами непосредственной информации», опубликована в 1977 году.
Брунер значительную часть жизни посвятил исследованию процессов восприятия. Он искал ответ на вопрос: каким образом формируется представление одного человека о другом, как возникают субъективные убеждения и оценки? В результате он выявил несколько закономерностей, искажающих восприятие. Далее я кратко расскажу о ключевых из них.
1. Ореол (гало-эффект)
Это восприятие человека сквозь призму его ранее выявленных характерных черт. При этом, информация, противоречащая сформированному в прошлом «устоявшемуся» представлению о человеке, фильтруется и игнорируется, во внимание не принимается. Проще говоря, речь о стереотипе. Например, люди с более привлекательной внешностью воспринимаются как умные и успешные, независимо от того, как обстоит ситуация на самом деле.
2. Первичность
Первой информации, полученной о человеке, бессознательно придается большее значение, чем последующей. Всем известен неповторимый эффект первого впечатления. Оно формируется в самом начале встречи с незнакомцем и влияет на его восприятие и оценку в последующем.
Например, если незнакомец сразу не понравился, то мы будем бессознательно фиксировать внимание на негативных аспектах его поведения или дефектах внешности, даже если в дальнейшем он проявляет себя с более лучшей стороны.
3. Новизна
Он заключается в том, что новой информации о ранее хорошо известном человеке придается значительно больше внимания и доверия, чем той информации, которая уже о нем известна. Например, если человек раньше говорил правду, а затем, его поймали на лжи, то ему больше уже доверять не будут, несмотря на его многолетнюю честность в прошлом.
4. Проекция
При проекции исходишь из того, что другие люди обладают такими же качествами, что и я.
Например, если менеджер склонен к перфекционизму и предъявляет к себе слишком высокие требования, то он будет требовать от своих подчиненных такого же отношения.
При этом, во внимание не будут приниматься их субъективные возможности и особенности подчиненных. Менеджер искренне убежден, что: я же так умею, значит, они тоже смогут.
5. Стереотип
Он заключается в упрощенном представлении о другом человеке, сведение его оценки к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. На самом деле, человек может быть совершенно другим, а его стереотипное восприятие ложным.
6. Ошибка атрибуции
Она заключается в том, что наблюдатель склонен винить в неудаче того, кто, действуя, не добился успеха, в то время как тот, кто действует, а не наблюдает, склонен объяснять неудачу объективными обстоятельствами. Дескать, форс-мажор.
7. Фаворит
Это групповой эффект. Психика человека устроена так, что его восприятие работает по принципу «свой-чужой». При этом, когда человек воспринимается как свой, его качества преувеличиваются, а качества чужого преуменьшаются. Например, когда мы болеем за свою команду, даже если она проигрывает, нам кажется, что команда играет лучше, чем соперник. Просто ей не везет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать и кто не виноват. Сам себе психолог предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других