Что делать и кто не виноват. Сам себе психолог

Василий Петров

Книга адресована тем, кто стремится к саморазвитию, а также хочет сэкономить расходы на услуги психологов за счет эффективной работы над собой. Автор делится в ней принципами, идеями и опытом, которые ему помогли справляться с тревожностью, прокрастинацией и неврозом. Он убежден что личностные проблемы разрешаются на 80% за счет собственных усилий, и только на 20% за счет внешней помощи. Книга написана кратко, может быть полезна и интересна как психологам, так и их клиентам.

Оглавление

Глава 6. Как мы заблуждаемся

Продолжим тему когнитивных ошибок. Она была неплохо проработана в рамках теории социальной перцепции, автором которой считается американский психолог Джером Брунер. На русском языке издавались две его книги: «Процесс обучения», опубликована в 1962 году и «Психология познания. За пределами непосредственной информации», опубликована в 1977 году.

Брунер значительную часть жизни посвятил исследованию процессов восприятия. Он искал ответ на вопрос: каким образом формируется представление одного человека о другом, как возникают субъективные убеждения и оценки? В результате он выявил несколько закономерностей, искажающих восприятие. Далее я кратко расскажу о ключевых из них.

1. Ореол (гало-эффект)

Это восприятие человека сквозь призму его ранее выявленных характерных черт. При этом, информация, противоречащая сформированному в прошлом «устоявшемуся» представлению о человеке, фильтруется и игнорируется, во внимание не принимается. Проще говоря, речь о стереотипе. Например, люди с более привлекательной внешностью воспринимаются как умные и успешные, независимо от того, как обстоит ситуация на самом деле.

2. Первичность

Первой информации, полученной о человеке, бессознательно придается большее значение, чем последующей. Всем известен неповторимый эффект первого впечатления. Оно формируется в самом начале встречи с незнакомцем и влияет на его восприятие и оценку в последующем.

Например, если незнакомец сразу не понравился, то мы будем бессознательно фиксировать внимание на негативных аспектах его поведения или дефектах внешности, даже если в дальнейшем он проявляет себя с более лучшей стороны.

3. Новизна

Он заключается в том, что новой информации о ранее хорошо известном человеке придается значительно больше внимания и доверия, чем той информации, которая уже о нем известна. Например, если человек раньше говорил правду, а затем, его поймали на лжи, то ему больше уже доверять не будут, несмотря на его многолетнюю честность в прошлом.

4. Проекция

При проекции исходишь из того, что другие люди обладают такими же качествами, что и я.

Например, если менеджер склонен к перфекционизму и предъявляет к себе слишком высокие требования, то он будет требовать от своих подчиненных такого же отношения.

При этом, во внимание не будут приниматься их субъективные возможности и особенности подчиненных. Менеджер искренне убежден, что: я же так умею, значит, они тоже смогут.

5. Стереотип

Он заключается в упрощенном представлении о другом человеке, сведение его оценки к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. На самом деле, человек может быть совершенно другим, а его стереотипное восприятие ложным.

6. Ошибка атрибуции

Она заключается в том, что наблюдатель склонен винить в неудаче того, кто, действуя, не добился успеха, в то время как тот, кто действует, а не наблюдает, склонен объяснять неудачу объективными обстоятельствами. Дескать, форс-мажор.

7. Фаворит

Это групповой эффект. Психика человека устроена так, что его восприятие работает по принципу «свой-чужой». При этом, когда человек воспринимается как свой, его качества преувеличиваются, а качества чужого преуменьшаются. Например, когда мы болеем за свою команду, даже если она проигрывает, нам кажется, что команда играет лучше, чем соперник. Просто ей не везет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я