Циклы, протекающие в пространстве и во времени

Валентина Григорьевна Турчанинова

В книге собран и проанализирован большой объём исторической и научной информации о времени и его счислении. Выявляется целый ряд космических циклов. Подробно разбирается 9 циклов, от общеизвестных планетарных, до малоизученных, галактических. Вместе с автором, Вы откроете для себя захватывающий мир времени и ритмов, и узнаете, как они взаимопроникают. А также наглядно увидите взаимосвязи циклов и формирования земного климата в разных эпохах.

Оглавление

2. О них. Лунный календарь

Тихое и незримое время безостановочно движется вперед, безжалостно отсчитывая минуты, часы и годы нашей жизни, неумолимо приближая ее конец. Но времени подвластна не только жизнь человека или животных, но и жизнь Земли, планет, звезд и галактик. Время — непреложный факт бытия, и никто не может вырваться за его пределы.

Однако бессилие человеческого рода перед непрерывным потоком времени не помешало ему однажды познать основные меры времени и понять время во всей его глубине. Первую меру времени — сутки — человек познал с глубокой древности, наблюдая небо и его светила — Луну, Солнце, планеты и далекие звезды. Самые древние наблюдения мы находим у народов Передней Азии.

Передняя Азия возникла примерно 5—6 тысячелетий назад. Она занимала обширные пространства земли, расположенные между Средиземным, Черным и Каспийским морями и разделялась по диагонали реками Евфратом и Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или Месопотамии. В плодородной долине южной части Двуречья сложились такие ранние государства, как Шумер, Аккад и Вавилон.

Сегодня мы с изумлением осознаем, насколько богатой и разнообразной была культура этих великих народов. И поныне горделиво высятся и изумляют своим неповторимым архитектурным великолепием дворцы, храмы и башни, а в современных музеях хранятся скульптурные, керамические и ювелирные изделия древних мастеров Востока.

Не менее ценными на сегодняшний день являются керамические плитки — рукописное наследие духовной культуры народов Востока. Расшифровка учеными клинописных знаков дает возможность понять законы жизни некогда богатой и высокоразвитой азиатской цивилизации. Сохранились до наших дней записи наблюдений Луны, Солнца и других небесных светил.

В древние времена знание звездного неба было насущной необходимостью для выживания в постоянно меняющейся среде обитания. Звезды предсказывали наступление климатических сезонов, предвещали разливы рек, заботились о сроках земледельческих работ, помогали ориентироваться в пространстве и учили правильному счету времени.

Шумеры, жившие более 5 тысячелетий назад, наблюдали звездное небо изо дня в день. Свои многочисленные наблюдения они записывали треугольными тростниковыми палочками на сырой, мягкой и податливой глине. Затем глиняные плитки высушивали на солнце и обжигали в печах. Хорошо обожженные плитки не боятся ни жары, ни холода, им не страшен ни огонь, ни сырость, ни время. Глиняные плитки, отличающиеся большой долговечностью и прочностью, благополучно дожили до наших дней и передают нам знания и опыт народов, давно уже исчезнувших с лица земли.

Соседями шумеров были аккадцы. Еще в глубокой древности у шумеров и аккадцев возникли города-государства, независимые друг от друга. В каждом городе был свой правитель, свой божественный защитник и покровитель, а также любимый сказочный герой. Например, жители города Урука поклонялись богу неба Ану и его жене, царице небесной Инанне (Иштар), а городом управлял легендарный богатырь, герой различных мифологических приключений — Гильгамеш. В Ларсе почитали бога Солнца — Уту (Шамаша), а в Лагаше — бога войны и преисподней Нингирсу (Нергала). В городе Ур поклонялись богу Луны Наннару (у вавилонян — Син). Покровителю мудрости Наннару жители города Ур построили самый красивый и богато украшенный храм.

Надо заметить, что Луне поклонялись не только жители Двуречья, но и китайцы, монголы, индейцы Центральной и Южной Америки и многие другие народы. Мягкий, вкрадчивый свет, побеждающий тьму, рождал у людей веру в какие-то чудесные силы ночного божества. Считалось, что ничего не ускользнет от блистательной царь-звезды, ведь ей доступны все ночные шорохи и тайны.

За изменчивым обликом Луны и ее ночными похождениями по небу наблюдали жрецы — служители богов и наук. Для определения положения Луны и других небесных светил, жрецы ввели понятие о небесной сфере. Все видимое небесное пространство древние наблюдатели представляли в виде огромной, бесконечно большого радиуса сферы. Эта огромная небесная сфера совершает равномерное и непрерывное вращение вокруг неподвижного небесного Центра с востока на запад. От этого небесного Центра протянулись к горизонту Земли воображаемые небесные линии-меридианы и разделили все небесную сферу на двенадцать равных частей. Две небесные линии, скрещивающиеся в небесном Центре, пересекаются с горизонтом Земли в точках востока, запада, юга и севера.

Так в те далекие времена родилась важная астрономическая наука — сферика.

С введением системы сферических координат жрецам Шумера уже намного легче было следить за ночными похождениями Наннара (Сина). Каждую ночь Луна путешествует с востока на запад, как и все звезды, но заметно медленнее. Она почему-то каждый вечер все дальше и дальше удаляется в противоположную сторону, переселяясь из одного дома-созвездия в другое. Особенно заметно попятное движение Луны в прозрачно-ясные ночи…

Сегодня мы с удивлением узнаем, что жрецы Шумера изучили особенности движения Луны на высоком астрономическом уровне. Например, они вычислили период обращения Луны вокруг Земли с точностью до половины секунды — это значительное достижение древней наблюдательной астрономии, не имевшей ни угломерных инструментов, ни телескопов, ни других астрономических приспособлений.

Многолетние наблюдения Луны помогли жрецам Шумера найти синодический месяц — промежуток времени между двумя одинаковыми лунными фазами. Именно это ценное открытие легло в основу лунного календаря.

Древние наблюдатели установили, что каждый синодический месяц состоит из четырех лунных фаз: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Неуловимы на глаз переходы от одной лунной фазы к другой. Нелегко было уследить, когда впервые после безлунных ночей в свете вечерней зари появляется новорожденный серп. Чтобы не пропустить день рождения божественного Наннара (Сина), жрецы взбирались на высокие башни — зиккураты, воздвигнутые на холмах. Отсюда, с плоской крыши зиккурата были открыты просторы для наблюдений во все стороны мира. Заметив тонкий серп, жрецы немедленно возвещали об этом народ, дудя в громозвучные трубы. Это был праздник. Но более торжественно праздновалось весеннее новолуние — начало нового года и первого календарного месяца — нисанну.

Весенний расцвет растительного мира человек всегда воспринимает с великой радостью, поскольку от растительного мира зависит жизнь человека. В холодное время года желтеют и осыпаются листья, увядают цветы и травы, не щебечут птицы, угасает любовь и замирает жизнь. Великой скорбью объят осиротевший мир. Но вот приходит благодатная весна. Опустошенная земля вновь покрывается пестрым ковром из трав и цветов, на нивах начинают колоситься хлеба, цветут сады и наливаются янтарным соком виноградные гроздья — начинается новое возрождение жизни!

Именно с весенним возрождением природы многие древние народы связывали начало нового года, которое отмечали, как правило, пышным театрализованным празднеством.

Чтобы не упустить благодатную пору для земледельческих работ, жрецы Шумера рассчитали, что между двумя весенними новолуниями проходит примерно двенадцать лун — месяцев. Именно с этого времени у народов Двуречья появился один из самых первых календарей — лунный. Каждый месяц лунного календаря состоял из 29 или 30 суток. В среднем месяц равнялся 29,5 суток, а год состоял то из 354, то из 355 суток.

Несмотря на то, что лунный календарь оказался не очень точным, но по нему уже можно было заранее рассчитывать все наиважнейшие события года. А ведь именно для того, чтобы заглянуть в будущее и заблаговременно предсказать смену всех природных явлений и событий, нужен был простой и удобный календарь.

Одно только огорчало жрецов, что природа никак не хотела слушаться Наннара (Сина) и подчиняться короткому лунному календарю. В дальнейшем, чтобы упорядочить счет дней в году, пришлось раз в три года добавлять еще один тринадцатый месяц из 30 дней. Конечно, было бы намного лучше, если бы каждый месяц продолжался ровно тридцать дней. В этом случае было бы намного проще жрецам Шумера рассчитывать время по своей шестидесятеричной системе.

Надо отметить, что шестидесятеричная система счисления, где каждый разряд в шестьдесят раз больше предыдущего, была узаконена в Шумере наряду с десятичной системой, которая сейчас принята во всем мире.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я