Циклы, протекающие в пространстве и во времени

Валентина Григорьевна Турчанинова

В книге собран и проанализирован большой объём исторической и научной информации о времени и его счислении. Выявляется целый ряд космических циклов. Подробно разбирается 9 циклов, от общеизвестных планетарных, до малоизученных, галактических. Вместе с автором, Вы откроете для себя захватывающий мир времени и ритмов, и узнаете, как они взаимопроникают. А также наглядно увидите взаимосвязи циклов и формирования земного климата в разных эпохах.

Оглавление

10. Силы космоса в представлении древних

Когда недосягаемые звезды перестали быть чужими и далекими, а стали верными и надежными помощниками в повседневной жизни человека, то задумался человек о происхождении мира. Пытливый человеческий разум никогда бы не смог примириться с мыслью о случайности миротворения. Человек всегда верил, что все, что его окружает, имеет разумное начало и окончание. До наших дней дошло немало древних теорий о сотворении мира, о звездных знаках миротворения.

Несмотря на то, что в многочисленных теориях о сотворении мира присутствует много противоречий и различий, однако в них обнаруживается и много общего. Например, общими являются представления древних людей о неких изначальных силах, которые создают весь этот огромный и красочный мир и мудро им управляют.

По представлениям древних людей, великие силы космоса всегда олицетворяли боги, его населяющие. Среди огромного множества богов, когда-либо существовавших у разных народов мира, всегда выделялись главные, которые являлись воплощением могучих и подчас грозных природных сил. Однако верховной властью над всеми богами был наделен один-единственный повелитель, самый всемогущий, вездесущий и премудрый.

Так, например, у вавилонян господствующим богом на земле и на небе был Мардук. Именно Мардук был Творцом, покровителем и защитником двух царств — земного и небесного.

У древних египтян верховным богом был Атум-Ра. Именно Атум-Ра породил великий пантеон богов, который управлял когда-то земным и небесным Египтом.

На священной горе Олимп жил всемогущий владыка богов и людей — Зевс. Под неограниченной властью олимпийского громовержца находились многочисленные боги, которые заведовали всеми мирскими делами и природными стихиями — землетрясениями, бурями, ураганами, наводнениями и т. д.

Боги, как и люди, любили, страдали, завидовали, спорили и враждовали друг с другом. Иной раз они были жестоки, коварны и злы, а иной раз — великодушны и добры. Одним словом, в повседневной жизни обитатели Неба ничем не отличались от обитателей Земли — вот таким необычным способом древние авторы передают нам важную философскую мысль о единстве, схожести и подобии двух миров — земного и небесного.

Много общего обнаруживается также в представлениях древних людей о времени и его исчислении. Космогонические учения древних утверждают, что время не возникает само по себе, а является вершиной божественного творения, ибо только с возникновением времени изначальный хаос — первоначальное состояние мира — заменяется космическим порядком.

Идея о сотворении верховным богом времени довольно подробно изложена в вавилонской мифологии. В вавилонской мифологии повествуется о сражении верховного бога Мардука с чудовищным змеем Тиамат, символизирующим силы мрака, хаоса и бездны. Всесильный Мардук уничтожает изначального змея, а сделав это, «направляет звезды по небесному пути» и создает календарь.

В скандинавской мифологии рассказывается о битве верховного бога Одина с суровым великаном Имиром. Всесильный бог Один убивает двуполого великана Имира и создает из его тела мир, а затем приводит в порядок небеса и обращается к календарю.

В иранской «Авесте» речь идет о солнечном боге Митре. Огненный бог Митра — это Создатель мира, и он же — Создатель круга или Тот, кто делает небесные борозды. Издревле круг и «небесные борозды» символизировали время.

В Библии главным творцом мира и времени выступает Господь Бог. Сначала Господь Бог сотворил материальный мир, а затем время, точнее, первую единицу времени — «день один»: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» — Бытие, гл. 1,5.

Схожие представления о сотворении верховным богом мира и времени существовали у народа майя. Согласно этим представлениям, сотворение нынешнего мира завершилось тогда, «…когда Первый Отец — Создатель всего сущего привел в движение зодиак в качестве последнего своего действия в Творении».

Но наиболее широко и ярко в древнем эпосе освещена идея дуализма — противоборства двух взаимоисключающих космических принципов. Согласно этой идее, верховному Богу, стоящему у истока материального мира и времени, основателю космической гармонии и порядка, противостоит его непримиримый враг — опасный и сильный дух тьмы и зла, который пытается ввергнуть мир в первоначальный хаос. Непримиримый враг Господа Бога имеет множество имен, он же является дьяволом, сатаной, змеем или драконом.

Говоря другими словами, разумному началу, поддерживающему мир в состоянии равновесия и гармонии, противостоит слепая неуправляемая сила, стремящаяся ввергнуть мир в состояние космического хаоса. В непримиримой битве двух антагонистических сил, символизирующих Добро и Зло, Зло первоначально одерживает победу и разрушает старый устоявшийся мир. Но недолго торжествует Зло. Добро в конце концов побеждает Зло. Из руин старого мира создается новый мир, а преобразованная и обновленная жизнь продолжается.

Авторы религиозно-мифологических произведений утверждают, что битва между двумя противоположными силами — Добром и Злом, Жизнью и Смертью, Светом и Тьмою — идет непрерывно и бесконечно.

Впрочем, две господствующие силы находятся в состоянии войны не всегда, а время от времени. В промежутках между разрушительными войнами эти силы находятся в состоянии антагонистического противостояния, где они не столько противоположны, сколько взаимодополняемы, словно из двух половинок создают одно целое.

Космогонические представления о происхождении мира из двух полярных Начал или сил существовали у народов, живших на разных континентах планеты. Например, по космогонической версии майя наш нынешний мир был создан парой богов мужского и женского пола — Первым Отцом и Первой Матерью, которые считаются аспектами единого божества. Мир сориентирован по четырем основным сторонам света: восток, запад, север, юг. Кроме этого, у мира есть еще одна сторона мира, причем первичная — это Центр — место, где произрастает Великое дерево и где сконцентрирована мощная энергия космоса, оживляющая физическую и духовную сущности мира. Оказывается, Центр тоже был образован из двух полярных Начал. Эти два Начала майя изображали в виде гармоничного сочетания двух цветов (рис. 6). Символическое изображение мудрого Центра мира — Хунаб Ку — обычно переводится как «Единственный, Дарующий Движение и Меру».

Рис. 6. Центр мира — «Хунаб Ку».

Схожие представления о происхождении мира из двух полярных Начал — мужского и женского — существовали у народов древнего Китая. В древнейшем китайском произведении «И цзин», которое принято переводить как «Канон перемен», рассказывается о самой основе жизни. Центральную часть «И цзина» принято называть «Чжоу и» — «Круговорот изменений». Основу «И цзина» составляет ряд рисунков, символов, созданных сочетанием двух элементов — целой и прерывистой черт, которые располагаются одна под другой. Из двух черт можно составить всего четыре основные комбинации («Четыре начала»), из трех черт — восемь триграмм, из шести — шестьдесят четыре гексаграммы.

Две черты — целая и прерывистая — толкуются как графическое изображение двух противоположных Начал — инь и ян, которые лежат в основе жизни. Именно из сочетания инь (женское, пассивное, отрицательное и темное) и ян (мужское, активное, положительное и светлое) рождается в конечном итоге все многообразие вещей и явлений.

Два полярных Начала издревле олицетворяли Земля и Небо. Во многих мифах Земля женского рода, Небо — мужского рода. Но, несмотря на половые различия, они всегда выступали как единое целое. Например, в древнем Шумере существовало неразрывное понятие «ан-ки» — Небо-Земля. Их брачный союз порождал мир во всем его богатстве и разнообразии. В греческой мифологии Земля-Гея и Небо-Уран тоже составляли единое целое. От их соития родились Первобоги-титаны. Схожие космогонические представления существовали у китайцев. По версии китайцев, Небо и Земля некогда были двуедины (для обозначения этого двуединства существовало слово «хунь-дунь») и похожи на куриное яйцо, внутри которого находился зародыш великого Божества Паньгу. Паньгу, родившийся из Космического яйца, стал творцом Земли и Неба. У древних египтян все было наоборот: Земля — Геб — мужского пола, Небо — Нут — женского пола. Когда-то они были слиты в единое целое. От их соития родились пять великих богов — пять первых правителей Земли: Сет и Нефтида, Осирис и Исида и их единственный сын Гор.

Два полярных Начала или силы наши предки видели в самых значительных для Земли небесных объектах — Солнце и Луне. Велико же было преклонение древних людей перед властью всесильного бога Солнца — творца света, тепла и жизни и перед загадочной богиней Луны — царицей тьмы и повелительницей мертвых душ. В честь Луны и Солнца возводились величественные храмы, дворцы, мечети, пирамиды и богато украшались драгоценными металлами и многоцветными ювелирными камнями. А каких только мифов, песен, поэм и сказок не придумал человек о сияющем Солнце и блистательной Луне!

Итак, согласно наиболее распространенной космогонической версии древних, именно два Первоначала или силы стоят у истока материального мира и времени. Они порождают все светлое и темное, положительное и отрицательное, мужское и женское, создают движение, ритмичность, периодичность и бесконечное преобразование форм и качеств.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я