Циклы, протекающие в пространстве и во времени

Валентина Григорьевна Турчанинова

В книге собран и проанализирован большой объём исторической и научной информации о времени и его счислении. Выявляется целый ряд космических циклов. Подробно разбирается 9 циклов, от общеизвестных планетарных, до малоизученных, галактических. Вместе с автором, Вы откроете для себя захватывающий мир времени и ритмов, и узнаете, как они взаимопроникают. А также наглядно увидите взаимосвязи циклов и формирования земного климата в разных эпохах.

Оглавление

3. Лунно-солнечный календарь

Примерно четыре тысячелетия лет назад Аккад и Шумер, объединенные талантливым полководцем Саргоном в крупное государство, были захвачены эламитами и аморитами — воинственными племенами, жившими на севере. Словно гибельная лавина, обрушились они на Аккадско-Шумерское государство и в продолжительной и жестокой войне покорили его. С тех пор одна из самых развитых держав древнего мира навсегда утратила свою самостоятельность.

В Южной Месопотамии возникло новое государство — Эламское. Неприметный ранее поселок Баб-ил-лу («Врата Бога») вырос в огромный город Вавилон. Он стал столицей могущественной державы, созданной при царе Хаммурапи (1792—1750 г. до н. э.). Хаммурапи покорил почти всю Месопотамию, и жрецы провозгласили его царем Вселенной.

Тогда же, в царствование Хаммурапи, возникло единобожие: вавилонские жрецы стали поклоняться главному богу среди всех богов — Мардуку. Мардук сотворил и небо, и землю. На небо он водворил двенадцать созвездий и поделил между Солнцем (Шамашем) и Луной (Сином) каждые сутки. На земле он вырастил леса и травы, населил горы и долины зверями, попросил бога неба Ану спустить сверху птиц, а бога подземных вод Эа — заполнить воды рыбами. Когда повсюду расцвела жизнь, задумал премудрый Мардук населить ее разумными существами, подобными богам. Эти существа, более слабые и обреченные на смерть, должны были жить на земле и служить Мардуку. В дальнейшем Мардук стал не только покровителем Вавилона, но и царем всех богов Двуречья, в себе одном объединив их разнообразные силы и способности. Вездесущий и всемогущий Мардук стал одновременно и Шамашем, и Сином. Одного-единственного повелителя на земле и на небе стали величать Бэл — господин, господь.

Великое и богатое государство, созданное Хаммурапи, постоянно привлекало соседние племена, которые не раз нападали на него, громили и грабили. Особенно большую угрозу для независимости государства представляли племена халдеев, надвигавшиеся с юга. Завоевание Эламского государства халдеями тянулось 500 лет. За долгие века халдеи успели сродниться с населением покоренной страны и перенять их обычаи, нравы, язык и высокую культуру. Халдейским преемникам удалось не только сохранить завоеванное государство, но со временем превратить его в одну из величайших держав древнего мира, которую стали называть Халдеей или Вавилонией.

К тому времени вавилонские жрецы достаточно хорошо изучили путь Луны среди двенадцати домов-созвездий, опоясывающих небо. Этот пояс созвездий греки позже назвали зодиаком — «кругом животных».

Каждодневные и тщательные наблюдения Луны помогли вавилонским жрецам рассчитать, как увеличивается освещенная часть Луны с каждым днем с момента ее «рождения». При этом узкий серп Луны, впервые восходящий после безлунных ночей, оценивался в 5 единиц, каждая четверть Луны — в 60 единиц, а полный диск Луны — в 240 (60х4) единиц.

Вавилонские жрецы также установили, что чередование лунных фаз всегда происходит в строгом порядке. Светлый лик Луны меняется примерно через каждые семь суток. Правда, давно было замечено, что лунные недели не отличаются аккуратностью — то семь суток, то восемь. Однако эта неточность не помешала вавилонским жрецам делить каждый месяц на четыре семидневные недели.

Хочется отметить, что в Вавилонии наряду с семидневной неделей какое-то время существовала и пятидневная неделя. Но со временем семидневная неделя вытеснила пятидневную. В дальнейшем вавилоняне не только узаконили семидневную неделю, но и освятили ее религиозными верованиями.

И все же как бы тщательно ни следили вавилонские жрецы за Луной и как бы точно ни рассчитывали они по своей шестидесятеричной системе время, а разработать правильный и точный календарь им так и не удавалось. Жрецы уже понимали, что не от Луны, а от Солнца зависит ход времени. Но как проследить путь Солнца среди алмазной россыпи звезд днем, когда в сиянии солнечного света их не видно? И все-таки жрецам удалось перейти от наблюдений Луны к наблюдениям Солнца. А помог им в этом гномон.

В то время у вавилонских наблюдателей не было ни часов, ни компаса. Впрочем, часами им служил «ловец тени» — прямой шест, установленный точно по отвесу в центре ровной площадки (рис. 1). Эти простейшие часы греки позже называли охотником за тенью или гномоном.

Рис. 1. Гномон и определение направления точки юга.

Принцип действия древних часов, работающих от Солнца, довольно прост. Отсчет времени на солнечных часах начинался в день весеннего равноденствия. В этот день Солнце находится, как правило, на небесном экваторе, который делится горизонтом пополам. Пути Солнца над горизонтом и под ним равны, и продолжительность дня и ночи тоже равны. Когда ранним утром Солнце восходит строго в точке востока, вернее, центр солнечного диска совпадает с точкой востока, в этот миг длинная тень от гномона вытягивается в противоположную сторону — строго в точку запада. Солнце движется по южной области неба, а тень медленно движется по северной половине площадки-циферблата и указывает время. В полдень Солнце находится строго над точкой юга и достигает над горизонтом Земли наибольшего возвышения. В этот момент все тени от вертикальных предметов становятся наиболее короткими и направлены строго на точку севера. Во вторую половину дня Солнце клонится к западу, а тень от гномона ползет по площадке-циферблату к востоку и указывает время. Площадка-циферблат имела, как правило, вид круга, поскольку она отображала большой небесный круг — эклиптику, по которому движется Солнце.

Для более точных расчетов времени вавилонские астрономы ввели систему прямоугольных координат. Как мы знаем, система прямоугольных координат состоит из двух взаимно перпендикулярных прямых. Обычно одна прямая располагается горизонтально, другая — вертикально. Горизонтальная линия восток — запад делила круг времени на две равные половины — верхнюю (северную) и нижнюю (южную). Вертикальная линия север — юг делила круг еще на две половины — восточную и западную. В то же время две взаимно перпендикулярные линии делили круг-циферблат на четыре равные части или четверти. Помимо этого круг был разделен на двенадцать равных частей по количеству зодиакальных созвездий, среди которых пролегает путь Солнца.

По солнечным часам вавилонские астрономы наблюдали Солнце с восхода и до заката, а при угасающем свете вечерней зари они продолжали вести наблюдения Луны и звезд.

Долог путь от наблюдений к открытию. Много времени пришлось вавилонским астрономам аккуратно записывать, когда и где — в каких точках горизонта восходит и заходит Солнце в разные дни, и на какую высоту оно поднимается в полдень, по каким созвездиям лежит его путь в течение дня, месяца, года. В дальнейшем накопленные наблюдения помогли жрецам сделать много важных открытий. Они установили, что длина тени изменяется не только в течение дня. Зимой в полдень Солнце стоит ниже, чем весной и летом, поэтому тень длиннее, а день короче. После зимнего солнцестояния Солнце поднимается все выше, тень укорачивается, день удлиняется. Солнце, как и Луна, всегда проходит по одной и той же дороге среди двенадцати созвездий зодиака и, совершив полный круг, вновь возвращается к началу своего путешествия. А началом путешествия Солнца традиционно считалось то созвездие, где Солнце «гостит» в пору весеннего равноденствия. Именно с этого времени года у многих древних народов наступал новый год.

В настоящее время весеннее равноденствие наступает 21—22 марта, когда Солнце «гостит» в созвездии Рыб. В эти дни Солнце восходит и заходит точно в точках востока и запада, вернее, центр солнечного диска совпадает с этими точками. В конце марта в нашем Северном полушарии начинается астрономическая весна. В равноденственные дни продолжительность дня и ночи равны.

Затем наше светило начинает постепенно отступать от равноденственных точек к северу. 21—22 июня наступает день летнего солнцестояния — самый продолжительный день в году. Например, в Москве он продолжается более 17,5 ч. В день летнего солнцестояния Солнце в Северном полушарии поднимается над горизонтом выше всего — это время начала астрономического лета.

После этого Солнце вновь «поворачивает» к югу. День укорачивается, а ночь возрастает. 23 сентября оно опять встает точно на востоке, а садится точно на западе — это время осеннего равноденствия и начала астрономической осени.

Затем Солнце все дальше и дальше уходит к югу. Все короче его путь от восхода до заката, все ниже оно поднимается над горизонтом. И, наконец, 22 декабря в Северном полушарии наступает зимнее солнцестояние и астрономическая зима. В дни зимнего солнцестояния продолжительность дня в Москве всего лишь 7 ч.

Как известно, в Южном полушарии Земли все происходит наоборот.

Солнце, проходя каждый месяц одной и той же дорогой, постепенно удаляется в противоположную сторону к востоку, подобно Луне, но гораздо медленнее. Если Луна обходит пояс зодиака меньше чем за месяц, то Солнцу для этого нужен целый год. Каждые 29—30 дней Луна догоняет Солнце, и тогда наступает новолуние.

Итак, примерно 2500 лет назад вавилонским жрецам удалось согласовать лунный календарь с солнечным годом и в итоге разработать лунно-солнечный календарь. Год на лунно-солнечном календаре подразделялся на 12 месяцев по 30 суток в каждом.

Календарь, разработанный в Вавилонии, был унаследован греками и другими народами Средней Азии. После завоевания восточных стран Римом календарь вместе с христианством распространился среди народов Европы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я