Навигатор вопрошания

Вадим Карастелев

Искусство работы с вопросами начало складываться примерно две с половиной тысячи лет назад, оно становилось популярней во времена больших социо-культурных изменений, уходило в тень в спокойные времена, но никогда не пропадало полностью. В последние сотню лет интерес к практикам и техникам вопрошания продолжает нарастать в самых разных областях. Эта книга позволяет увидеть общую панораму современных практик вопрошания по всему миру, сориентироваться в тематике, авторах и публикациях.

Оглавление

Мышление

Для размышления

Как логическая форма мышления, всякое суждение есть ответ на известный вопрос, поставленный нашей мыслью. Поэтому первая задача при рассмотрении суждений состоит в том, чтобы правильно понять, на какой именно вопрос отвечает или пытается ответить данное суждение. Правильно поняв смысл вопроса, мы тем самым получим известное понятие о предмете суждения, а понятие о предмете суждения показывает, в какой области следует искать те свойства или те отношения, которые принадлежат предмету и которые должны быть открыты в нем для нашей мысли и познания57.

В. Ф. Асмус, философ и логик

Азбука логичного мышления

Автор книги — Юрий Петров посвятил вторую главу своей книги теме «Логичность вопросно-ответного мышления и ее практическое значение».

Он пишет, что вопросы затребуют информацию и их надо формулировать так, чтобы была принципиальная возможность получить истинный ответ. Чтобы понять, правильно ли сформулирован вопрос, предлагается проверить все его предпосылки, и если хотя бы одна предпосылка ложна, то вопрос неправильный. Предпосылками считаются высказывания, которые явно или неявно содержатся в вопросе и дают информацию об объекте, о котором в вопросе затребуется дополнительная информация.

…проверяйте, как вы действительно понимаете смысл или значение терминов, задавая вопрос, и понимаете ли их на самом деле. Можно сколько угодно спорить о том, может ли машина мыслить, если не уточнить, что такое машина и что такое мышление. Вопрос в этом случае неправильный, и на него никогда не получить ответа. Отсюда и бесконечность спора58.

Не менее интересной является и другая книга Юрия Петрова59, где описаны ситуации, связанные с вопросно-ответным мышлением: ситуация прагматически некорректного вопроса; ситуация некорректного построения плана; ситуация некорректной организации научной работы. Юрий Петров известен также разработками в области интеррогативной, или эротетической, логики (логика вопросов и ответов)60.

Для несостоявшегося второго издания «Философской энциклопедии» Юрий Петров подготовил статью «Вопрос»:

Вопрос — форма мышления, выражающая затребование дополнительной информации об отображаемом объекте в целях устранения неопределенности (энтропии) в знании об этом объекте. Истинный ответ на вопрос в той или иной мере устраняет содержащуюся в нем энтропию и тем самым доставляет ту или иную информацию об объекте61.

Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет

Автор книги — Мишель Фуко (Michel Foucault) — французский философ, теоретик культуры и историк (1926—1984). Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль.

Работа интеллектуала не в том, чтобы формировать политическую волю других, а в том, чтобы с помощью анализа, который он производит в своих областях, заново вопрошать очевидности и постулаты, сотрясать привычки и способы действия и мысли, рассеивать то, что принято в качестве известного, заново переоценивать правила и установления, исходя из этой репроблематизации (где он отправляет свое специфическое ремесло интеллектуала), участвовать в формировании некоторой политической воли (где он выполняет свою роль гражданина)62.

Вопрос как форма мысли

Автор книги — Владимир Берков — специалист по логике, методологии и философии науки, доктор философских наук.

В книге «Вопрос как форма мысли», кроме сравнительного историко-культурного анализа различных точек зрения на вопрос как форму мысли, автор пытается рассмотреть механизмы возникновения вопроса и указать на необходимые принципы его формулировки и переформулировки.

…как познавательное средство вопрос играет роль указателя, намечающего направление и цель процесса познания. Он возникает на границе перехода от незнания к знанию, от неизвестного к известному, от знания менее глубокого и точного к знанию более глубокому и точному. Опираясь на известное, он означает требование выхода за его пределы, требование получения более высокого уровня знания по сравнению с предшествующим уровнем63.

Владимир Берков может привлечь читателей и другой работой, где изложена идея о том, что

каждая лекция есть ответ на заранее сформулированный вопрос. Каждый пункт ее плана также представляет собой вопрос, логически связанный с другими и подчиненный общей задаче выступления64.

Данилова Вера Леонидовна

Кандидат психологических наук, сооснователь сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания».

Мышление — это не построение суждений, не их систематизация, не генерация идей. Мышление — это постановка вопросов и ответы на вопросы…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

57

Асмус В. Ф. Логика. — М.: Госполитиздат (ОГИЗ), 1947. С. 75.

58

Петров Ю. А. Азбука логичного мышления. — М.: Изд-во Моск., ун-та, 1991. С. 49.

59

Петров Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы. — М.: МГУ, 1990. — 118 с.

60

Термин эротетическая логика был введен логиками Прайорами (M. I. и A. N. Prior) в 1955 г.

61

Петров Ю. А. Вопрос / Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Под ред. В. В. Бирюкова, И. С. Верстина. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. C. 92.

62

Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Сост., пер. с фр. С. Табачниковой. — М.: Магистериум: Изд. дом «Касталь», 1996. С. 323.

63

Берков В. Ф. Вопрос как форма мысли. — Минск: БГУ, 1972. С. 62.

64

Логика вопросов в преподавании. — Минск: Университетское, 1987. С. 3.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я