Искусство работы с вопросами начало складываться примерно две с половиной тысячи лет назад, оно становилось популярней во времена больших социо-культурных изменений, уходило в тень в спокойные времена, но никогда не пропадало полностью. В последние сотню лет интерес к практикам и техникам вопрошания продолжает нарастать в самых разных областях. Эта книга позволяет увидеть общую панораму современных практик вопрошания по всему миру, сориентироваться в тематике, авторах и публикациях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Коммуникация
Для размышления
Вам не удастся заставить людей понять какой-то вопрос, если вы сами его не понимаете. Чем яснее вы представляете его себе, тем понятнее вы сможете изложить этот вопрос другим38.
Язык изобрели, чтобы спрашивать. Ответить можно ворчанием или жестом, а вопрос обязательно надо выразить словами. Человек стал человеком тогда, когда он задал первый вопрос. Причиной общественной стагнации является не дефицит ответов, а отсутствие импульса задавать вопрос39.
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Автор книги — Фрэнк Сесно (Frank Sesno) — журналист, преподаватель университета, писатель.
Фрэнк Сесно в своей книге (оригинальное название — Ask More: The Power of Questions to Open Doors, Uncover Solutions, and Spark Change), в главе «Честный кандидат», задается следующим вопросом: если в недемократических странах вопросы можно задавать, имея полномочия и место в соответствующей социальной иерархии, то как к задаванию вопросов относятся в развитых демократиях?40
И отвечает: кандидаты стремятся придерживаться сути своего послания. Они игнорируют вопросы, которые им не нравятся41.
Сесно рассуждает о способности задавать вопросы как об уникальной черте человека: вопросы — ваш вклад в себя и в будущее. Когда мы спрашиваем, мы открываем наш разум и предлагаем окружающим открыть свой42.
Все мы имеем право — и мы обязаны бросать вызов тем, кто стоит у руля, и задавать им вопросы43.
Компетенции для демократической культуры. Жить вместе на равных в демократических обществах в условиях культурного многообразия
В 2016 году Совет Европы принял декларацию об использовании рамочной модели компетенций для демократической культуры44. В этой модели выделяется четыре типа компетенций: ценности, поведенческие установки, практические навыки, а также знания и их критическое осмысление45.
В числе восьми компетенций практических навыков — коммуникабельность, лингвистические способности, навыки общения на разных языках46. Для определения достижения той или иной компетенции были разработаны дескрипторы (описания) на трех уровнях: начальном, среднем и продвинутом. В качестве ключевого дескриптора №90 в разделе «Языковые знания, коммуникативные и полилингвистические навыки» предлагается: «Задает вопросы, показывающие понимание позиции других»47. В полном Банке утвержденных дескрипторов также имеется дескриптор №1506 — «Задает вопросы, стремясь участвовать в беседе»48, дескриптор №1525 — «Может естественно и деликатно задать уточняющие вопросы в случаях, когда обнаруживается несоответствие между вербальным и невербальным сообщениями, исходящими от другого человека»,49 и дескриптор №1719 — «При разрешении конфликтов умеет сосредоточиться на наиболее важных вещах и не допускает, чтобы второстепенные или не относящиеся к делу вопросы препятствовали достижению результата»50. Несмотря на то, что такая модель компетенций носит рекомендательный характер, с 2018 года Советом Европы дан старт для создания учебных программ и пособий, подготовки учителей и тренеров, которые должны реализовывать эту модель на локальном уровне51.
Красивый вопрос. Как неординарные вопросы приводят к гениальным идеям52
Автор книги — Уоррен Бергер (Warren Berger) — журналист и эксперт по инновациям.
В своей книге (оригинальное название — A More Beautiful Question: the Power of Inquiry to Spark Breakthrough Ideas) автор задается вопросом, а каков же, красивый вопрос?
Открытый, уважительный, тактичный, останавливающий, ведущий к действиям, интересный, проницательный, серьезный, трудный, не имеющий ответа, привлекательный, слегка провокационный, имеющий основания, продуманный, собственный, но не оценочный.
Красивый вопрос — это амбициозный и побуждающий к действию вопрос, который может изменить наше восприятие или отношение к чему-либо и послужить катализатором изменений. Важно знать, что делать, когда вопросы будут поставлены.
Автор предлагает использовать трехкомпонентную модель вопрошания:
— Почему нужно делать то, что мы делаем?
— Что, если мы сможем перевести это в другое место и на другой уровень?
— Как конкретно мы могли бы это сделать?
Вопросы подрывают авторитет и разрушают устоявшиеся структуры, процессы и системы, заставляя людей по меньшей мере задуматься о том, чтобы сделать что-то иначе53.
Начни с «почему?». Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать
Автор книги — Саймон Синек (Simon Sinek) — один из самых востребованных мотивационных тренеров, автор бестселлеров «Найди свое „Почему?“» и «Лидеры едят последними», входит в топ-3 спикеров TED talks.
В книге (оригинальное название — Start with Why: How Great Leaders Inspire Everyone to Take Action) Синек пишет, что успешная компания начинается не с многомиллионных инвестиций, а с вопроса «Почему?». По мнению Синека, Стив Джобс, Мартин Лютер Кинг и другие публичные фигуры так или иначе использовали схему «золотого круга», состоящего из трех частей: первая часть — внешний круг, отвечает на вопрос «Что?», то есть все компании могут сказать, как выглядит их бизнес, что они производят и для кого; вторая часть — средний круг, который отвечает на вопрос «Как?» — и уже не все компании могут описать свой бизнес-процесс; третья часть — внутренний круг, который отвечает на вопрос «Почему?», на этот вопрос лишь немногие компании смогут дать осмысленный ответ. Причем Синек имеет в виду не получение прибыли, а понимание своей цели, назначения компании и почему это должно кого-то волновать54.
Погодите, как вы сказали? И другие вопросы жизненной важности
Автор книги — Джеймс Райан (James E. Ryan) — декан Гарвардской высшей педагогической школы.
В книге (оригинальное название — Wait, What? and Life’s Other Essential Questions) Райан указывает на шесть вопросов, которые он считает наиболее важными в жизни:
1. Погодите, как вы сказали? — остановка речевого потока, понимание и прояснение оснований без высказывания собственного отношения.
2. Хотелось бы знать почему?.. Интересно, а что, если?.. — поддержание любознательности к окружающему миру и к собственному месту в нем.
3. Можем ли мы хотя бы?.. (согласиться, что… / начать… / обговорить этот вопрос) — поиск областей общего согласия, возможности начать совместное действие.
4. Чем я могу помочь? — приглашение других осмыслить и высказать свои проблемы, взять на себя часть ответственности за свои проблемы.
5. Что по-настоящему важно? — призыв вникнуть в корень проблем, в суть собственных убеждений, целей, вырваться из рутины, набраться отваги для трудного дела.
6. Но получил ли ты при всем этом от жизни что хотел? — предельный вопрос, позволяющий честно определить результаты своего пути55.
Толстой Лев
Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей (1828—1919).
В романе «Война и мир» Толстой описал военный совет в Филях 1 сентября 1812 г., когда армия Наполеона подошла к Москве:
«Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры. Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами. Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго. — Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. — Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)»56
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
39
Афоризм [Электронный ресурс]. URL: https://aphorism.ru/comments/mi1pbd9cp4.html (дата обращения: 10.10.2023).
40
Сесно Ф. Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы / Пер. с англ. М. Кульневой. — М.: Альпина Паблишер, 2018. С. 276.
44
Securing democracy through education. The development of a reference framework of competences for democratic culture. Final declaration of Council of Europe Standing Conference of Ministers of Education. Available at: https://clck.ru/hptLB (accessed 10.10.2023).
45
См.: Компетенции для демократической культуры. Жить вместе на равных в демократических обществах в условиях культурного многообразия / Совет Европы, 2017. С. 11 [Электронный ресурc]. URL: https://clck.ru/hptby (дата обращения: 10.10.2023).
48
Рамочная модель компетенций для демократической культуры. В трех томах. Т. 2 Дескрипторы компетенций для демократической культуры. — Страсбург: Совет Европы, 2018. С. 41.
51
Одними из акторов данного процесса являются Норвежский центр имени Вергеланда, Ассоциация школ политических исследований Совета Европы и др.
54
Синек С. Начни с «Почему?»: как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать / Пер. с англ. Ю. Бежановой. — М.: Эксмо, 2018. С. 45—62.