Навигатор вопрошания

Вадим Карастелев

Искусство работы с вопросами начало складываться примерно две с половиной тысячи лет назад, оно становилось популярней во времена больших социо-культурных изменений, уходило в тень в спокойные времена, но никогда не пропадало полностью. В последние сотню лет интерес к практикам и техникам вопрошания продолжает нарастать в самых разных областях. Эта книга позволяет увидеть общую панораму современных практик вопрошания по всему миру, сориентироваться в тематике, авторах и публикациях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Жизненный путь

Для размышления

Открывал с утра газету

И читал, что было сил,

И на все свои ответы

Я вопросы находил. ㅤㅤ

Дмитрий Пригов

Узнать, на какие вопросы не может быть ответов, и не отвечать на них; это умение самое нужное в тяжелые и смутные времена.

Единственные вопросы, которые действительно имеют значение, — это вопросы, которые вы задаете сами себе24.

Урсула Ле Гуин, писательница

Вопросная стратификация

Английский исследователь Йан Лесли (Ian Leslie) обнаружил, что дети из семей среднего класса задают в целом больше вопросов, чем дети рабочих, особенно заметно это различие в вопросах, начинающихся с «почему» и «как»25.

Советский российский философ и методолог Вадим Розин предложил различать доличностное и личностное вопрошание.

Доличностное (внеличностное) вопрошание имеет следующую простую структуру: «проблемная ситуация» (например, непонимание того, что происходит), затем вопрос как обращение за помощью к взрослому, далее ответ, содержащий разрешение проблемы, выраженной в вопросе… Теперь личностное вопрошание. Главное отличие от доличностного вопрошания здесь в том, что личность, вопрошая, во-первых, сама разрешает свое затруднение (проблемную ситуацию), на то она и личность, чтобы действовать самостоятельно; во-вторых, не столько хочет получить ответ в смысле разрешения своей проблемы, сколько использует отвечающего как в плане помощи, так и отклика на свои переживания26.

Вопрошание Кириково

Древнерусское каноническое сочинение в вопросно-ответной форме, написанное Кириком Новгородцем, монахом Антониева монастыря в Новгороде, в 40—50-е годы XII века. Памятник посвящен вопросам догматически-канонического характера, которые, как предполагается, обсуждались в среде духовенства и прихожан средневекового Новгорода27.

Большая часть вопросов Кирика обусловлена реалиями церковной жизни. Так, в статье 4 Кирик спрашивает о допустимости ростовщичества, называет размеры процентов. Нифонт в ответ лишь призывает мирян снижать проценты. В статье 33 говорится о поклонении роду и рожаницам. В статье 55 затрагивается вопрос о допустимости хоронить умершего с иконой. Эта практика подтверждается археологическим находками. В статье 65 Кирик спрашивает, нет ли греха в том, чтобы «по грамотам ходити ногами». Речь идет, вероятно, о берестяных грамотах. В статье 69 поднимается вопрос о мужчинах, которые открыто или тайно берут наложниц из числа своих рабынь28.

Инициатива в биографии. Путь к инспирации и обновлению в профессиональной жизни

Книга написана в форме практического семинара. Авторы — Йос Ван Дер Брюг, Кеес Лохер — нидерландские психотерапевты, специалисты по организационному развитию.

Искусство жить с вопросами состоит в том, чтобы дорожить вопросом. Иначе говоря, не отмахиваться от вопроса, а «допустить» его, не превращать его в проблему, которую надо быстро решить, а сделать мотивом поисков, инициативы, совершения открытий29.

…Искусство жить с вопросами состоит из:

— прорыва из естественного состояния вашей жизни или событий, происходящих вокруг, и постановки вопроса;

— простого «допущения» вопроса без немедленных поисков ответа или решения;

— увязывания вопроса с конкретными ситуациями в прошлом и будущем30.

Искусство психотерапевта

Автор — Джеймс Бьюдженталь (James F.T. Bugental) — американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциально-гуманистического подхода в психологии и психотерапии (1915—2008).

В книге (оригинальное название — The Art of Psychotherapist) есть такая мысль:

Каждый человек должен как-то отвечать на базовые вопросы, которые жизнь ставит перед всеми нами: «Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?» Мы отвечаем на эти вопросы своей жизнью: тем, как мы определяем самих себя, как используем свои силы, как относимся к окружающим, как встречаем все возможности и ограничения человеческого существования. Мы формируем свои ответы, опираясь на то, что получаем от родителей, братьев и сестер, других членов семьи, от учителей и сверстников, из книг, в том числе и художественных, в своей церкви, в других многочисленных организациях. Всю свою жизнь мы набираем этот материал, формулируем и пересматриваем свои ответы, и этот процесс идет до самого последнего вопроса, на который мы отвечаем своей смертью31.

Лау Джо У. Ф. (Lau Joe Y. F.)

Адъюнкт-профессор Университета Гонконга.

В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться со сложными задачами, и для их решения Лау предлагает использовать четыре ступени эффективного мышления — четыре базовых вопроса, которые нужно задавать для проверки идей на прочность. Ниже приведены вопросы и темы для размышлений.

1. Что это означает?

Ясны ли ключевые слова и основные признаки? Могут ли эти идеи быть выражены более точно? Каким образом они соотносятся друг с другом? Есть ли примеры для иллюстрации их значения?

2. Сколько существует доказательств в поддержку и возражений против?

Перечислите причины, говорящие в пользу и против утверждения. Сосчитайте их и дайте им оценку. Подумайте над обеими сторонами проблемы. Существуют ли контрпримеры в отношении рассматриваемого утверждения?

3. Почему это важно или актуально?

Какими будут основные последствия? Какое влияние это оказывает на окружающих? Полезно ли это? Вызывает ли удивление? Удалось ли узнать что-то новое и интересное?

4. Каковы другие возможности для рассмотрения?

Какая еще информация могла бы оказаться актуальной? Существуют ли похожие примеры и ситуации, над которыми можно подумать?32

Мортари Луижина (Mortari Luigina)

Профессор Веронского университета, декан факультета гуманитарных наук (Италия).

Заботиться о себе — значит уметь сосредотачиваться на жизненно важных существенных вопросах, которые могут помочь нам отыскать ориентиры для решающего выбора.

Спрашивать, задаваться сущностными вопросами — например, вопросами смысла — самая человеческая черта человека33.

Мьясет Кристер (Mjåset Christer)

Норвежский нейрохирург.

В одном из выступлений на известной платформе TED34, где люди обмениваются своими идеями и исследованиями с огромной аудиторией, нейрохирург из Норвегии Кристер Мьясет делится случаем из своей практики, который изменил его подход к пациентам и их проблемам.

На один из приемов к Мьясету пришла пациентка, она жаловалась на боль в шейном отделе позвоночника. Ознакомившись с диагнозом, доктор принял решение провести операцию по устранению причины боли, но предупредил женщину, что операция очень деликатная и если что-то пойдет не так, то она останется парализованной на всю жизнь. Пациентка, озадачившись, спросила: «Доктор, а это правда необходимо?»

Он представлял, как будет оперировать эту пациентку прежде, чем она зашла в его кабинет, — в конце концов, этим он и занимается каждый день. Но сейчас, после ее вопроса, он увидел другое решение и ответил: «Нет, этого можно не делать».

Этот случай заставил Мьясета задуматься о том, многим ли его коллегам пациенты задают подобные вопросы. Оказалось, только 30% докторов встречаются с такого рода вопросами своих пациентов. Как утверждает Мьясет, как правило, люди привыкли безоговорочно доверять докторам и поэтому очень редко подвергают сомнению предложенные ими схемы лечения.

Многие пациенты верят, что только хирургическое вмешательство может им помочь, избавить от боли, но оно нужно далеко не каждому.

В конце выступления Мьясет просит своих слушателей задавать лечащим врачам четыре вопроса, которые он сформулировал на основании общения с пациентами и коллегами:

1. Это правда необходимо?

2. Каковы риски?

3. Есть ли другие способы лечения?

4. Что произойдет, если ничего не предпринимать?

Если пациенты будут задавать эти вопросы докторам, количество серьезных хирургических вмешательств уменьшится, и люди, действительно нуждающиеся в операциях, смогут получить более качественный и комплексный уход.

Невыносимая легкость бытия

Автор книги — Милан Кундера — чешский и французский писатель.

«Даже сделайся Тереза совсем не похожей на Терезу, ее душа внутри оставалась бы той же самой и лишь в ужасе взирала на то, что происходит с телом.

Но какая же в таком случае взаимосвязь между Терезой и ее телом? Имеет ли ее тело вообще право зваться Терезой? А если она не имеет такого права, то к чему тогда относится имя? Лишь к чему-то нетелесному, нематериальному?

(Все это — вопросы, что вертятся в голове у Терезы уже с детства. Ибо поистине серьезными вопросами бывают лишь те, которые может сформулировать и ребенок. Лишь самые наивные вопросы по-настоящему серьезны. Это вопросы, на которые нет ответа. Вопрос, на который нет ответа, — барьер, через который нельзя перешагнуть. Другими словами: именно теми вопросами, на которые нет ответа, ограничены людские возможности, очерчены пределы человеческого существования)»35.

Пенни Брайан (Pennie Brian)

Популярный блогер и писатель, который раньше злоупотреблял наркотиками и почти достиг дна в своей жизни, как он сам пишет.

В отличие от других, Брайан сосредоточился на вопросах, которые людям следует задавать самим себе, а не другим. Брайан считает, что люди часто принимают решения, которые не соответствуют их ценностям, целям и задачам, из-за того, что они не задают себе простые вопросы, которые он и перечисляет ниже. Брайан написал пост «8 великих вопросов, которые рекомендуется задавать себе время от времени. И еще вопрос, который полностью изменил мою жизнь»36.

1. Какая часть этой ситуации находится под моим контролем?

2. Чего я постоянно избегаю?

3. Что мои менторы подумали бы об этом?

4. О чем бы я подумал завтра?

5. Если я говорю «да» чему-то, то чему я говорю «нет»?

6. Соответствует ли это моей миссии?

7. Что самое страшное может случиться, если я попытаюсь это сделать?

8. Как бы это выглядело, если бы было легко?

Щедровицкий Георгий Петрович

Советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель (1929—1994). Создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения».

«Я исхожу из того, что человек должен знать не только внешний объект или предмет, но и отвечать на вопросы „Что есть он сам? Каковы его цели? Его ценности? Что он хочет делать и как он будет это делать?“. На мой взгляд, человек складывается прежде всего в меру наличия знания своей собственной человеческой функции и назначения, а уже все остальное, чем он занимается сегодня, завтра и послезавтра, — это дела текущие, меняющиеся»37.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Навигатор вопрошания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

24

Цит. по: Законы успеха / [Сост. А. П. Кондрашов]. — М.: РИПОЛ классик, 2009. С. 203.

25

Leslie I. Curious: The desire to know and why your future depends on it. — Quercus Books, 2014. — 310 p.

26

Розин В. М. К построению теории вопрошания // Педагогика и просвещение. №2. 2018. С. 78—89.

27

Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец // Словарь книжников и книжности Древней Руси: [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л.: Наука, 1987—2017. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов, 1987. С. 215—217.

28

Гимон Т. В. Кирик // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXIV: «Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». С. 167—170.

29

Брюг Й., Лохер К. Инициатива в биографии. Путь к инспирации и обновлению в профессиональной жизни / Пер. с нидерл. Н. Федоровой. — М.: Evidentis, 2006. С. 22.

30

Там же. С. 26.

31

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — М.: Издательство «Корвет», 2015. С. 14.

32

Лау Д. Введение в критическое мышление и теорию креативности. — М.: Эксмо, 2017. С. 20.

33

Мортари Л. Забота о себе. — М.: Ресурс, 2009. С. 35.

34

4 questions you should always ask your doctor, TED. Available at: https://m.youtube.com/watch?v=949yOxz_x80 (accessed 10.10.2023).

35

Кундера М. Невыносимая легкость бытия / Пер. с чеш. Н. Шульгиной. — СПб.: «Азбука-классика», 2009. С. 107.

36

8 Great Questions You Should Occasionally Ask Yourself, Medium [website]. Available at: https://medium.com/mind-cafe/8-great-questions-you-should-occasionally-ask-yourself-ebc929094777 (accessed 10.10.2023).

37

Знание должно быть свободным: [Интервью Г. П. Щедровицкого] / Интервьюер Д. Сергеева // Некоммерческий институт развития. Научный фонд им. Г. П. Щедровицкого: [сайт]. URL: https://www.fondgp.ru/old/gp/archive/texts/2.html (дата обращения: 10.10.2023).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я