Свинг для начинающих

Вадим Анискин, 2022

Книга представляет собой адаптированный пересказ современных научных антропологических, социологических, психологических и сексологических воззрений на свинг (добровольный обмен половыми партнёрами) в сочетании с обилием практической и во многом инсайдерской информации о функционировании свинг-сообщества в России и за рубежом (со всеми плюсами и минусами). Как уговорить мужа или жену сделать первый шаг в направлении свинга? Как контролировать собственную и чужую ревность? Как укрепить свой брак с помощью свинга? Как сэкономить время и деньги в поисках единомышленников? И, вообще, с чего начать? Об этом и о многом другом вам расскажет человек с 20-летним стажем свинга в России и Западной Европе. Несомненный интерес представит и составленный автором англо-русский словарь-глоссарий свинга (около 3000 терминов). Книга читается на одном дыхании, она очень информативна, занимательна и насыщена специфическим юмором. Издание адресовано в основном супружеским парам. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 1. Социально-исторический экскурс в полигамию

Знаете ли вы, что моногамны только 3 % видов млекопитающих и 12 % видов приматов, а 84 % аборигенных народов планеты были полигамными до тех пор, пока к ним не пожаловала западная цивилизация в лице белого человека?

Полигамия подразделяется на многомужество (полиандрию) и многожёнство (полигинию).

Многомужество до сих пор встречается на небольших территориях разных континентов. Оно обусловлено преобладанием мужчин в данной популяции [3].

Считается, что двое мужчин (зачастую два брата) имеют больше шансов на отцовство, если у них общая жена.

Точно такая же логика применима к полиандрии у других биологических видов, что иллюстрируется поведением куликов рода якана [правильнее — жасана (jaçana)]: у них самка обычно связана не менее чем с двумя самцами, гнездящимися в ареале её обитания.

Самое раннее свидетельство существования полиандрии датируется началом XXIV века до н. э. (у шумеров).

В некоторых провинциях древней Мидии (670–550 гг. до н. э.) женщине разрешалось иметь не более четырёх мужей одновременно.

В государстве эфталитов (IV–VI вв. н. э.) фратернальная, то бишь братская, полиандрия была узаконена и общепринята. Замужняя женщина носила шапку с рогами по количеству супругов. Если мужья одной женщины не были кровными братьями, они братались между собой до женитьбы на предмете своего обожания. Может быть, отсюда и пошли выражения «по-братски» и «рогоносец»?

Согласно древнегреческому историку Полибию (ок. 200 — ок. 120 г. до н. э.) полиандрия превалировала у жителей Лаконии.

По словам Юлия Цезаря, у древних бриттов практиковалось обобществление жены братьями, реже — отцом и сыном.

Разновидностью полиандрии является биандрия — форма брачного союза, в котором жена одновременно имеет двух мужей.

Однажды в Древнем Риме толпа матрон ворвалась в Сенат и со слезами на глазах умоляла принять закон, разрешающий женщине иметь двух мужей.

МЕЖДУ ТЕМ

А ты красивая!

Спасибо, но у меня уже есть мужчина…

Ну и что?! Такая красавица заслуживает двоих мужчин!

Анекдот

На могиле некоей Аллии Потестас из древней Перуджи (II век н. э.) имеется эпитафия о том, как та душа в душу проживала с двумя любимыми мужчинами.

У гуанчей до завоевания испанцами Канарских островов полиандрия также практиковалась вплоть до исчезновения этого народа с лица Земли.

Многомужество наблюдалось у некоторых полинезийских племён до их контакта с европейцами, причём оно встречалось только у женщин из высших каст.

Полиандрия распространена у канаков в Новой Каледонии и у аборигенов Маркизских островов.

Фридрих Ратцель в своей книге «История человечества» (1896 г.) утверждал, что на Новых Гебридах многомужество было принято среди овдовевших людей, а именно: двое вдовцов были обязаны жить с одной вдовой.

МЕЖДУ ТЕМ

А вот интересно: выражение «безутешная вдова» обозначает женщину, которая не может утешиться, или женщину, которая живёт без утех?

Юрий Поляков «Левая грудь Афродиты»

Полиандрия была распространена среди масаев в Кении и северной Танганьике (часть нынешней Танзании).

В Индии многомужество чаще всего встречается среди малочисленной народности тода.

На севере Непала полиандрия продолжает существовать среди национальных и религиозных меньшинств, в частности она широко распространена у шерпов.

До Первой мировой войны многомужество в Бутане было доминирующей формой брака, однако сегодня оно встречается там намного реже.

МЕЖДУ ТЕМ

Циля покупает на Привозе десять петухов и одну курицу. Продавец ей говорит:

Мадам, конечно, это ваш выбор, но надо наоборот: десять кур и одного петуха.

Ай, бросьте! Пусть хоть ей повезёт!

Одесский анекдот

После вхождения Тибета в состав КНР многомужество оказалось вне закона.

Полиандрия в Мули-Тибетском автономном уезде была более распространена, чем в любом другом известном обществе. Так, в 1981 г. фратернальная полиандрия охватывала там 32 % всех браков и, возможно, негласно практикуется до сих пор.

Известны случаи полиандрии в северных районах Нигерии, где женщины племени иригве традиционно имеют нескольких супругов, которых они называют «совместные мужья».

В 2013 г. в Кении двое мужчин вступили в брак с одной женщиной, с которой каждый из них до того имел любовные отношения (законодательство этой страны не устанавливает строгого запрета на многомужество).

Полиандрия до сих пор встречается у нивхов на Сахалине и у эскимосов. Ранее оно наблюдалось среди алеутов (в XIX веке) и инуитов.

На о. Цейлон (в государстве Шри-Ланка) фратернальное многомужество официально разрешено, равно как и ассоциированная полиандрия — форма брака, который начинается как моногамный, но в дальнейшем количество мужей, иногда по инициативе жены, увеличивается.

Сегодня полиандрические семьи являются исключением из правила, хотя их больше, чем принято думать.

Многомужество как форма брака никогда не возникает само по себе: во всех общинах оно дополняет собой другие формы брака. Чаще всего встречается уже упоминавшаяся полиандрия братьев, имеющих общую жену.

Сообщества, в которых практикуется многомужество, невелики по численности. По оценкам, это явление затрагивает немногим более 30 современных сообществ, и нигде полиандрия не приветствуется местными законами.

Люди выбирают полиандрию по многим причинам. В частности, это могут быть экономические, социальные, демографические, сексуальные, личные и другие мотивы.

В сельскохозяйственных обществах Тибета и других территорий многомужество используется как один из методов предотвращения дробления наследуемых семейных наделов земли.

Антропологи также обнаруживают полиандрию во многих обществах охотников-собирателей, где, как прежде предполагалось, она отсутствовала. Это важно потому, что, предположительно, данная форма брака существует достаточно долго, чтобы повлиять на эволюцию парных связей у вида Homo sapiens.

Одним из возможных следствий этого является удивительная гибкость сексуального поведения женщин в том смысле, что они могут легче принимать нескольких партнёров, чем многие другие биологические виды с парными связями (будь то приматы или неприматы).

Мужчины, как правило, не очень довольны полиандрическим браком из-за сексуальной ревности, неопределённости отцовства (см. также главу 4) и конфликтов из-за родительского вклада в потомство.

Помимо формальной полиандрии, во многих обществах охотников-собирателей существует неформальное многомужество, внешне похожее на обмен жёнами или свинг в современном мире (см. главу 11).

Любопытно, что у индейцев в районе Великих Озёр (в США и Канаде) полиандрия встречалась редко, в то время как полигиния была вполне обычным делом.

Многожёнство — одна из форм полигамного брака, когда мужчина состоит в супружеском союзе более чем с одной женщиной одновременно.

МЕЖДУ ТЕМ

У мужчины баб может быть навалом, сколько осилишь, а жена одна-единственная. Человечество совершило два великих открытия: моногамный брак и гарем. Увы и ах, наша цивилизация не оценила удивительного изобретения чувственного, но мудрого Востока и теперь расплачивается кризисом семьи.

Юрий Поляков «Любовь в эпоху перемен»

Социальные антропологи подразделяют многожёнство на сороральное (когда все жёны одного мужчины являются друг другу сёстрами) и несороральное (когда его жёны не являются между собой сёстрами).

Сороральное многожёнство наблюдалось, в частности, у некоторых индейских племён Северной Америки и Субарктики.

Шарль де Монтескьё в своём труде «О духе законов» (1748 г.) утверждал, что понять супружество можно, рассматривая его биологически и социологически, и отмечал влияние экономики на формы семьи и брака. В частности, он рассматривал многожёнство как результат богатства отдельных представителей мужского пола. Кроме того, Монтескьё объяснял различные формы семьи климатическими условиями в духе пропагандируемого им географического детерминизма [4]. По мнению Монтескьё, семейные отношения должны соответствовать биологической природе человека, географическим условиям проживания и общественной целесообразности.

Излагая марксистскую интерпретацию эволюции семейно-брачных отношений, Фридрих Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) писал: «В действительности, многожёнство одного мужчины было, очевидно, результатом рабства и было доступно только лицам, занимавшим исключительное положение. В патриархальной семье семитского типа в многожёнстве живёт только сам патриарх и, самое большее, несколько его сыновей, остальные должны довольствоваться одной женой. Так обстоит дело ещё в настоящее время на всём Востоке; многожёнство привилегия богатых и знатных и осуществляется главным образом путём покупки рабынь; масса народа живёт в моногамии» [5].

Многожёнство также было частью первой письменной цивилизации — шумерской, однако там оно допускалось только в случае бесплодия жены.

Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществ. В частности, оно было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее, у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии.

В Древней Греции полигиния допускалась только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления довоенной численности населения многожёнство официально запрещалось. Тот факт, что царь Спарты имел двух жён, Геродот отмечал как необычный.

В Древнем Риме полигиния была запрещена, однако существовал конкубинат — неофициальный или «гражданский» брак мужчины с одной или несколькими женщинами одновременно.

Утверждается, что в 1650 г. — для восполнения людских потерь после Тридцатилетней войны (1618–48) — в католических немецких землях двоежёнство было официально разрешено сроком на 10 лет.

В колониальных владениях Франции в Новом Свете установилась система пласажа: белые мужчины брали в официальные жёны белых женщин, но при этом содержали одну или несколько цветных любовниц, которые были не проститутками, а, скорее, наложницами-конкубинами, так как оставались верны своему господину до его смерти и даже рожали от него официально признаваемых детей, которые, однако, имели меньше наследственных прав, чем законнорождённые.

В конце XIX века и даже в самом начале XX-го каждый иностранец, прибывавший в Страну восходящего солнца, получал во временное пользование (и содержание) жену-японку.

А как относятся к многожёнству мировые религии?

В иудаизме многожёнство считается допустимым во избежание голода, в случае женского бесплодия или вдовства и в левиратном браке, когда мужчина обязан жениться на вдове своего брата и обеспечивать её, а также по заповедям о «женщине, красивой видом» (Второзаконие 21.10–14) и «жене любимой и нелюбимой» (Второзаконие 21.15–17). Тора устанавливает запрет царю «умножать жён» (Второзаконие 17:17), а Талмуд уточняет: «не более 18 жён».

В Ветхом Завете фигурирует немалое число персонажей-многоженцев, от Моисея (2 жены) до царя Соломона (700 жён и 300 наложниц).

Современный Израиль не разрешает заключать полигамные браки, однако йеменские евреи, которые уже стали многоженцами у себя на родине, могут получить израильское гражданство, а их брачные союзы со второй и последующими жёнами имеют юридическую силу. Но это применительно только к евреям, родившимся в Йемене и заключившим браки до своей репатриации в Израиль.

«Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве.

В Правилах св. Василия Великого многоженцем считается не только тот, кто одновременно имеет много жён, но и тот, кто много раз женится. Только первый брак считается святым и благословенным Богом; за второй брак верующий подлежит каноническому наказанию, а вот третий брак считается уже нечистотою в церкви и может быть только терпим, ибо он всё же лучше разнузданного блуда. Каждый последующий брак называется уже многожёнством, и Василий Великий обозначает оный как дело скотское, а не человеческое, и считает бо́льшим грехом, чем блудодеяние.

В середине XIII века участник Шестого крестового похода граф Ламберт (Людвиг) II фон Глейхен бежал из турецкого плена с дочерью султана. Папа римский дал согласие на то, чтобы граф, не разводясь с первой женой, взял себе в жёны ещё и турчанку при условии, что та примет христианство. Этот тройной плотский союз счастливо длился до смерти супругов, о чём повествует надгробная надпись в одном из монастырей Тюрингии (Германия).

Несороральная полигиния признаётся в исламе: согласно Корану мусульманину разрешается одновременно иметь не более четырёх жён. При этом наложницы жёнами не считаются. Например, Сулейман I Великолепный (1494–1566) был официально женат лишь на одной женщине, а все многочисленные обитательницы его гарема жёнами не считались.

МЕЖДУ ТЕМ

Совсем неплохо иметь три жены,

Но очень плохо (с другой стороны)…

Песня из к/ф «Кавказская пленница»

Тем не менее к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. На практике абсолютное большинство приверженцев ислама в современных мусульманских странах состоят в моногамном браке.

Российские буддисты вопрос многожёнства считают бытовым и лежащим вне компетенции религии. Именно поэтому даже ламы (буддийские священнослужители) без проблем заводят любовниц и рожают от них внебрачных детей.

Многожёнство было распространено среди адептов мормонской Церкви Иисуса Христа последних дней в США; так, её второй президент Бригам Янг имел 50 жён. Этот сюжет нашёл отражение в известной гравюре Джозефа Фердинанда Кепплера 1877 года «12 жён Бригама Янга оплакивают на супружеском ложе его смерть». Другая карикатура 1865 года (см. заставку к этой главе) изображает Бригама Янга в окружении семи обожающих его жён.

Начиная с 1862 года Конгресс США принял ряд законов против многожёнства.

В ходе войны с Аргентиной, Бразилией и Уругваем (1865–1870) погибло 70 % мужского населения Парагвая. Поэтому правительство этой страны — для ускоренного воспроизводства населения — проводило политику «свободной любви». То есть многожёнство было одобрено на том основании, что в проигравшем войну Парагвае на одного уцелевшего мужчину приходилось до полусотни незамужних женщин.

В раннем средневековье полигиния в Корее была нормой. По состоянию на начало XX века многожёнство не было разрешено, но мужчина мог иметь столько наложниц, сколько способен был содержать.

В Северной Корее многожёнство было запрещено в 1946 г. законом о равноправии полов.

В Южной Корее многожёнство также запрещено. Более того, до 2015 г. и прелюбодеяние являлось там уголовно наказуемым [6].

В 1920-х годах в Турции, в рамках политики секуляризации, проводимой Мустафой Кемалем Ататюрком, многожёнство было запрещено, хотя полигамные браки в стране составляли всего около 2 %.

Во Вьетнаме полигиния активно практиковалась много веков до её запрета в 1959 году, однако по окончании ожесточённой войны с США в 1975 г. нелегальное многожёнство, вызванное гендерным дисбалансом из-за гибели многих мужчин, оставалось достаточно распространённым.

Препятствием для заключения брака в КНР является наличие другого зарегистрированного супружеского союза.

В индийских Гималаях встречается сочетание полиандрии с полигинией, когда не менее 2 мужчин состоят в браке не менее чем с двумя женщинами (одними и теми же) одновременно. Такая форма группового брака называется полигинандрией, которая также позволяет избежать дробления наследуемых участков земли, разнообразить локальную экономическую деятельность и замедлить рост населения [7].

В Великобритании и Норвегии многожёнство официально признаётся только в том случае, когда мужчина зарегистрировал брачный союз со второй и/или последующими супругами в тех странах, где это позволяют местные законы. При этом в Великобритании такой многоженец имеет право получать пособия на детей от всех жён, с которыми у него зарегистрирован брак.

Швеция признаёт браки многоженцев, заключённые за рубежом, но вид на жительство в стране и право на получение социальных пособий имеет только первая жена. При этом брачные союзы подданного Швеции признаются не более чем с четырьмя жёнами.

У австралийских аборигенов полигиния была распространённым явлением, с которым активно боролись христианские миссионеры. В настоящее время в Австралии заключение брака мужчины с несколькими женщинами юридически невозможно, но при этом браки прибывших на Зелёный континент многоженцев официально признаются как с точки зрения социальных выплат на детей, так и в бракоразводных процессах в тех случаях, когда такие супружеские союзы были заключены в соответствии с законодательством стран, допускающих такую возможность.

У маори, коренного населения Новой Зеландии, полигиния изредка встречалась среди вождей племён. В 1840 году, после колонизации Новой Зеландии Британией, многожёнство попало под запрет, однако колониальный закон, разрешавший заключение традиционных браков для маори, действовал до 1888 года. В настоящее время законы Новой Зеландии не допускают заключение брака женатого мужчины с другой женщиной, но в то же время признаются супружеские союзы многоженцев, заключённые в тех странах, где это возможно.

В дохристианский период в древнерусском обществе существовали как моногамия, так и полигамия. Многие русские князья были в разной степени полигамными.

По замечанию епископа Титмара (Дитмара) Мерзебургского (975–1018), Владимир Святославич «был великим и жестоким распутником». Это подтверждает и «Повесть временны́х лет»: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны: Рогнеда, от которой имел он четырёх сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини Вышеслава, а ещё от одной жены Святослава и Мстислава, а от болгарыни Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц» [8]. В «Повести…» также утверждается, что «повсеместно существовало многожёнство, некоторые мужчины имели по две и даже по три жены».

Чешский историк Любор Нидерле в своей книге «Славянские древности» отмечал, что многожёнство было повсеместно распространено у славянских народов и их соседей: «В Чехии много жён имел князь Славник; в Польше князь Мешко до принятия им христианства имел семь жён, а поморанский князь… имел несколько жён и 24 наложницы». Но при этом Нидерле указывал, что в целом «супружеская жизнь славян, особенно рядовых членов общины, отличалась упорядоченностью, а также целомудрием и верностью жён» [9].

Арабский путешественник и писатель Ибн-Фадлан, который в 921–922 гг. побывал в Восточной Европе с дипломатической миссией, указывал, что один «царь русов» имел 40 наложниц [10].

Рядовые члены восточнославянской общины вели, по всей видимости, более упорядоченный образ жизни, что подтверждается свидетельствами таких византийских, западноевропейских и арабских авторов, как Маврикий (539–602), св. Бонифаций (673–754) и Аль-Масуди (896–956). Видимо, моногамия незнатных слоёв населения была обусловлена в основном экономическими причинами [11].

То есть в языческую эпоху господствовало многожёнство, а моногамия установилась после принятия христианства.

В Российской империи нелегальными многоженцами становились купцы, обзаводившиеся семьями в конечных пунктах их торговых путей (это как сегодня в РФ вторую семью нередко заводят гастарбайтеры из Средней Азии).

К многожёнству тесно примыкало и такое в общем-то постыдное явление, как снохачество, когда глава большой крестьянской семьи (проживавшей в одной избе) состоял в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына, временно находящегося в отлучке на отхожих промыслах или на военной службе.

Половая связь свёкра со снохой упоминается в произведениях русских и советских писателей и публицистов А. Н. Энгельгардта, В. Н. Тенишева, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, В. М. Дорошевича, Максима Горького, В. Д. Набокова, А. П. Чапыгина, М. А. Шолохова, С. В. Логинова и др. Более того, великого пролетарского писателя Максима Горького ещё при жизни и уж тем более после его смерти злые языки обвиняли в снохачестве с женой его сына, умницей и красавицей Надеждой.

Вероятно, снохачество стало практиковаться на Руси после введения христианства, что также привело к императиву моногамии. Обойти предписанную законом моногамию можно было с помощью снохачества: глава семейства фактически получал в своё распоряжение дополнительную молодую жену, которая формально числилась его снохой.

Снохачество в том или ином виде встречается у многих народов Африки. Например, довольно часто у народности кпелле, проживающей на побережье Гвинейского залива, сын вправе иметь сексуальные контакты со своей мачехой.

Снохачество также имеет место в Индии у тамилов и телугов (последние проживают в основном в штате Андхра-Прадеш).

При заключении браков в традиционных обществах желание молодых людей играет, как правило, второстепенную роль; в этом случае отец жениха сильно влияет на выбор невесты. При этом, планируя будущее снохачество, отец руководствуется собственными сексуальными предпочтениями.

Многочисленные свидетельства из законодательной и судебной практики Российской империи указывают на случаи бигамии (двоесупружия), вызванные, прежде всего, бюрократическими препонами при расторжении брака; фактически он мог быть прекращён только в случае прелюбодеяния или смерти одного из супругов.

При этом мусульманам в Российской империи было разрешено многожёнство. Несмотря на это полигамные браки среди «инородцев» составляли подавляющее меньшинство: например, в 1897 г. — менее 2 % в Ферганской области и около 6,5 % в Сыр-Дарьинской [12].

В начале 1920-х гг. в Советской России — в основном в Средней Азии и на Кавказе — прошла кампания по борьбе с многожёнством. При этом обнаружилось, что даже некоторые члены партии большевиков имели по две жены.

Позднее в уголовном кодексе РСФСР появилась статья 199, предусматривавшая наказание за многожёнство.

В первые послевоенные годы многожёнство часто встречалось у мусульман Средней Азии и Казахстана, причём оно, как правило, было распространено среди наиболее обеспеченной части сельского населения (директоров совхозов, председателей колхозов и сельсоветов, а также бригадиров).

В нынешнем российском законодательстве нет наказания за многожёнство. Зато в Семейном кодексе РФ есть статья 14 «Обстоятельства, препятствующие заключению брака», согласно которой в брак не может вступить лицо, уже состоящее в другом зарегистрированном браке. А статья 27 того же Кодекса признаёт брак недействительным при наличии обстоятельств, описанных в статье 14. Несмотря на это в некоторых мусульманских семьях мужчины всё же имеют по несколько жён, хотя подобные браки неофициальны.

Недавно ушедший от нас лидер ЛДПР Владимир Жириновский ещё в 1993 г. предлагал узаконить многожёнство как средство решения демографических проблем на всей территории страны, в том числе и для немусульман.

Во всём африканском «поясе многожёнства», протянувшемся от Сенегала на западе континента до Танзании на востоке, от одной трети до половины всех женщин состоят в браке с многоженцами.

Сравнительный анализ брачных традиций по всему миру, проведённый антропологом Джеком Гуди на основании этнографического атласа, выявил историческую корреляцию между экстенсивным кочевым земледелием и полигинией в большинстве африканских обществ к югу от Сахары [13].

Опираясь на труды Эстер Бозеруп, Гуди сделал вывод о том, что в некоторых малонаселённых районах Африки с кочевым земледелием большая часть работ выполняется женщинами [14].

В современном мире определённые культуры и религии допускают или даже поощряют многожёнство [15], а некоторые народы Африки не отказались от него даже после принятия христианства.

Примерами многоженцев среди глав государств являются бывший президент ЮАР Джейкоб Зума, имеющий 5 жён, а также монархи Брунея, Лесото и стран Аравийского полуострова.

Король Эсватини (бывшего Свазиленда) Мсвати III имеет 13 жён, а его предшественник Собхуза II с 70 супругами оставил далеко позади центральноафриканского императора Бокассу с его 19 жёнами.

Четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук, правивший с 1972 по 2006 год, был женат на четырёх родных сёстрах.

По данным исследований американских биологов из штата Аризона, опубликованных в журнале PLoS Genetics, многожёнство оказало большое влияние на генофонд человечества, снизив разнообразие мужских хромосом.

Кроме того, даже в тех государствах, где многожёнство официально запрещено, разнообразие мужских хромосом также меньше, поскольку в таких странах один мужчина чаще становится отцом детей, рождённых от разных матерей, чем женщина — матерью детей от разных отцов.

Исследования учёных-антропологов показывают следующее. Хотя большинство мировых сообществ (около 80 %) в той или иной форме допускали полигинию, браки в этих популяциях оставались в основном моногамными, а количество полигамных союзов, как правило, не превышало 10 %, причём они практиковались только среди местной элиты [16].

Учёные провели ряд исследований с целью выявления степени влияния полигинии на здоровье и продолжительность жизни мужчин и женщин, состоящих в таком браке, а также на здоровье детей, рождённых в полигамных семьях, по сравнению с моногамными.

Исследование влияния многожёнства на здоровье детей и их родителей проводилось в 2009–11 гг. в Танзании местными медиками и антропологами, а также учёными из Великобритании и США. В ходе этого исследования подверглись изучению 3584 семьи, в 2268 из которых имелись дети младше 5 лет. В результате был опровергнут тезис о том, что многожёнство является причиной недостаточного питания и проблем со здоровьем детей.

Более того, в ходе исследования выяснилось, что дети и жёны в полигамных семьях имели меньше проблем со здоровьем, чем в моногамных, потому что нескольких жён могли себе позволить только богатые мужчины, а бедняки оставались одноженцами [17].

По данным исследования, проведённого в 2008 г. финским эволюционным биологом и экологом Вирпи Луммаа, средняя продолжительность жизни мужчин в странах с легализованным многожёнством выше, чем в странах, где оно запрещено.

Сегодня гражданское право разрешает полигамные браки в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Бахрейне, Брунее, Буркина-Фасо, Габоне, Гамбии, Джибути, Египте, Замбии, Индонезии, Иордании, Ираке, Иране, Йемене, Камеруне, Катаре, на Коморских о-вах, в Конго, Кувейте, Ливии, Мавритании, Малайзии, Мали, на Мальдивах, в Марокко (включая Западную Сахару), Мьянме (Бирме), Нигере, в некоторых штатах Нигерии, в ОАЭ, Омане, Пакистане, на Палестинских территориях, в Саудовской Аравии, Сенегале, Сирии, Сомали, Судане, Танзании, Того, Уганде, ЦАР, Чаде, в некоторых провинциях Эритреи, в Эфиопии и ЮАР.

Гражданское право Индии, Сингапура и Шри-Ланки разрешает полигамию только мусульманам.

Полигамия также неявно присутствует в ортодоксальных конфессиях мормонов в США и Канаде, хотя она запрещена законодательствами обеих стран.

В законодательных системах, не признающих полигинию, она считается двоежёнством.

Вообще северные народы в этом отношении превзошли многих других: у них было распространено как многомужество, так и многожёнство.

В суровых природных условиях несколько мужей или жён гораздо лучше наёмных работников ухаживают за скотом; в результате поголовье животных растёт, а семья богатеет.

Гипотеза о полигамных тенденциях у мужчин и женщин подтверждается эффектом Кулиджа (феномен, согласно которому самцы проявляют продолжительную высокую сексуальную активность по отношению к каждой новой самке, готовой к оплодотворению) и женской тенденцией к множественным оргазмам, что облегчает секс с несколькими партнёрами поочерёдно. Такое поведение часто наблюдается на свинг-вечеринках, где мужчины достигают оргазма с множеством разных женщин подряд, хотя в обычной жизни они, как правило, «одноразовые».

МЕЖДУ ТЕМ

Однажды президент США Калвин Кулидж и первая леди посетили птицеферму. В ходе визита миссис Кулидж спросила, как ферме удаётся производить так много яиц при немногочисленности петухов. Фермер с гордостью пояснил, что его петухи выполняют свои прямые обязанности десятки раз в день.

Возможно, вам сто́ит сказать об этом мистеру Кулиджу, остроумно заметила первая леди.

Услышав это, президент спросил фермера:

Петух каждый раз обслуживает одну и ту же курицу?

Нет, на каждого петуха приходится много куриц.

Возможно, вам сто́ит сообщить об этом миссис Кулидж, не менее остроумно парировал президент.

Исторический анекдот

Многожёнство в любой форме чуждо евро-американскому менталитету — даже любовный треугольник в этой культуре понимается как супружеская измена или половое извращение.

МЕЖДУ ТЕМ

Самое страшное сексуальное извращение это половое воздержание.

Анекдот

Половая связь одного мужчины с двумя женщинами или одной женщины с двумя мужчинами имеет определённый экзотический оттенок для людей, живущих в Европе или Северной Америке.

Антиполигамная «фобия» Европы и США проявляется не только в общем сознании, но и в популяризируемых теориях некоторых антропологов, считающих моногамию естественной для вида Homo sapiens. Примером могут служить публикации американской исследовательницы Хелен Фишер, игнорирующей полигамию и сводящей её к отклонениям от человеческой природы из-за культурных условий и экономических недостатков среды, в которой процветал этот тип сексуальных отношений [18].

Полигамия против моногамии

В то время как самые большие общины моногамны, три четверти племенных культур полигамны [19].

Подавляющее большинство (980 из 1154) древних и современных обществ, данные о которых собрали антропологи, допускают полигамию мужчин.

Однако до 43 % из 980 изученных полигинных культур считали многожёнство случайным явлением [20].

Из 849 браков, исследованных антропологом Питером Мёрдоком, 708 (83,5 %) были потенциально полигинными. Только для 137 супружеских союзов (16 %) закон требовал моногамию, а 4 брака были полиандрическими [18].

Это исследование может создать иллюзию того, что многожёнство — типичная форма брака среди всего населения мира. Однако даже в обществах, допускающих полигамию, обычно только вожди и богатые мужчины имеют более одной жены; в этих обществах моногамные браки встречаются в 2,5 раза чаще полигамных [21].

Однако полигиния настолько естественна для мужчин, что, когда у них появляется возможность иметь более одной жены, они охотно этим пользуются.

С другой стороны, некоторые исследователи полагают, что в западной моногамной цивилизации тоже существует полигиния, но она распределена во времени (так называемая серийная моногамия). Например, в США распадается половина заключённых браков, в России — 73 % (в 2020 г.), но разведённые супруги находят себе новых партнёров. Что это, если не фактическая полигамия?

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Я трижды был женат, и все жёны пили мою кровь.

А какая у тебя группа крови?

Первая.

Ну, вообще-то первая группа всем подходит.

Анекдот

По мнению популяризатора науки (в частности эволюционной психологии) Кшиштофа Шимборского, результаты исследований в области культурной и физической антропологии указывают на умеренно полигамный характер людей. Из 1200 изученных культур только 150 оказались моногамными.

Эволюционисты считают, что в плейстоцене большинство людей практиковали полигамию лишь от случая к случаю. Точно так же сегодня большинство сообществ охотников-собирателей моногамны, ибо многожёнство не может «кормиться» только от охоты и собирательства.

Полигамия редко встречается у охотников-собирателей, хотя прелюбодеяние у них — обычное явление. В таких сообществах оппортунистические наклонности мужчин легче удовлетворяются прелюбодеянием, нежели полигамией.

Антропологические исследования показали, что многожёнство было характерно для земледельческих народов. Шансы некоторых супружеских пар стать полигамными значительно увеличились с возникновением товарного сельского хозяйства, способного создавать запасы продовольствия.

Полигамия свойственна и скотоводческим сообществам, однако даже в них большинство браков моногамные.

Есть ли у полигамии будущее? А вот об этом см. главу 46.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я