Представлена концепция принципиально новой системы воспитания, просвещения и образования на научной основе с учетом перспективных кардинальных изменений в общественном устройстве, социальной экономике, государственном управлении и экосистеме объективного мира. Целью предлагаемой системы является формирование общественного сознания, мировоззрения и характера социализированного человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической основе разумной жизни в социуме. Это позволит формировать эмоционально-чувственное образное восприятие действительности на основе развития чувства прекрасного, потребности в мыслительной творческой деятельности, познания объективного мира и самостоятельно и свободно реализовать свои индивидуальные потребности и способности в сфере духовной культуры. Работа адресована всем людям, которые умеют рассуждать и всерьез задумываются о будущем нашего мироздания и разумной организации жизнедеятельности на уровне всего Человечества. И, прежде всего, своих детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ликбез 5. 2. Понятие «образование»
В российском законодательстве образование определяется одновременно как «целенаправленный процесс и как достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями[45].
В настоящее время образование определяется как целенаправленная познавательная деятельность людей по получению считающихся надежно установленных, истинных научных знаний, или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества, а также умений, навыков и приемов различных видов деятельности посредством обучения. В «Российской педагогической энциклопедии» образование рассматривается как «процесс социализации, педагогически организованный и осуществляемый в личностных и общественных интересах»[46].
Образование как процесс получения знаний, навыков и умений представляет собой, по сути, процессы воспитания и обучения. Однако, если образование понимается как процессы воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то очевидно, что в понятии «образование» присутствуют два взаимосвязанных процесса: «воспитание» и «обучение», однако ни сами результаты процессов воспитания и обучения, ни само понятие «образование», как таковые, отсутствует. Если термин «образование» рассматривать как «процесс получения знаний» в определенной области деятельности, то его нельзя использовать как итог, как результат этого процесса. Понятие «образование», по существу, представляет собой процесс «обучения». Поэтому использовать понятия начальное (?), среднее (?), общее (?), среднетехническое (?) и высшее (?) профессиональное образование в качестве категорий (уровней) полученных знаний бессмысленно и безграмотно. Наиболее корректным и осмысленным (разумным) является замена обозначения процесса «образование» понятием «обучение», тем более, что собственно процессом образования является именно процесс обучения[47]. Таким образом, наиболее корректным и научно обоснованным является использование вместо термина «образование» терминов «профессионально-техническое обучение» для подготовки рабочих профессий и профессиональное университетское обучение для подготовки специалистов различных профессий. Школьное обучение, как уже указывалось ранее, представляет собой процесс просвещения. Итогом любого процесса должен быть какой-либо полученный результат, поэтому результатом процесса профессионального обучения является профессия и специальность, определенной квалификации[48]. Результатом процесса просвещения является нравственно-эстетическое мировоззрение и характер человека.
Необходимо отметить, что результатом школьного обучения получение какой-либо профессии и специальности как будущей деятельности школьника не предусматривается в связи с тем, что полученные в школе знания в области культуры и социальных знаний норм и правил поведения и взаимоотношений в обществе не предназначены непосредственно для производственной деятельности, а являются только основой формирования нравственно-эстетического мировоззрения и характера (поведения) человека.
Процесс обучения необходимо рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, обучение отдельным навыкам и приемам хозяйственной обыденной деятельности происходит при семейном и домашнем воспитании[49] в виде передачи практического опыта старшего поколения младшему и выполняет функции просвещения, и производственного обучения в профессионально-технических училищах непосредственно на рабочем месте в порядке наставничества в форме демонстрации приемов исполнительской производственной деятельности[50]. С другой стороны, обучение и в школе и в профессионально-технических училищах и в университетах выступает в то же время как активная фаза воспитания, формирующая эмоционально-чувственное отношение к сознательному восприятию окружающего мира и всего, что в нем происходит, включая и деятельность.
Обучение — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию практических и творческих способностей[51]. С этой точки зрения обучение — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до определенного (должного, установленного) уровня профессиональной квалификации (нормативного, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Обучение как передача практического опыта — это также целенаправленный педагогический процесс, но базирующийся не на теоретических научных знаниях, а на так называемых «рецептурных знаниях», когда показывается (демонстрируется) как нужно правильно делать, но не объясняется, почему именно так. Понятие «обучение» по мере развития общества постоянно трансформировалось и в настоящее время требует кардинального переосмысления и пересмотра в соответствии с изменениями системы воспитания и образования.
Необходимо отметить, что понятие образование как результат процессов воспитания и обучения в принципе должно было бы найти отражение в понятии «человек образованный». Однако это понятие никогда не было четко сформулировано и институционально установлено, хотя нормативный уровень образования в определенной степени формально иногда отражался в нормативно-правовых актах развитых государств в форме документа, удостоверяющего образовательный уровень (?)[52]. В условиях объективной стратификации общества в качестве оснований понятия «образованный человек» формально использовались сословные, имущественные, социально статусные и профессиональные различия. С появлением и развитием общественных многоуровневых систем образования стали использоваться государственные образовательные стандарты и формализованные оценки различного уровня образования: начальное, общее, или среднее, среднее профессиональное и высшее образование, подтверждаемые различными видами документов (аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства и т. п.). Однако, при этом понятие «человек образованный» так и не сложилось, потому что понятие «образование» неразрывно связано с понятием «культура», общепринятое определение которого тоже до сих пор отсутствует.
В то же время в современных условиях понятия общее и профессиональное (специальное) и высшее образование утрачивают свое значение. Неопределенность понятия «образование» объясняется тем, что научно-технический прогресс, начиная с XIX в., осуществляется такими быстрыми темпами, что достижения науки и техники практически не находят своего отражения в общественных образовательных программах. В связи с автоматизацией, компьютеризацией и роботизацией производственных процессов, узкой специализацией индивидуальной деятельности до отдельных операций и групп операций и их предельной симплификацией почти во всех отраслях и видах деятельности[53], использованием в производственных процессах «безлюдных» технологий, требования к профессиональному образованию во многих сферах деятельности снизились до минимального уровня[54]. Более того, в последнее время в связи с повсеместным развитием компьютерной техники, информационных технологий и социальных информационных сетей интернета, обеспечивающих свободный массовый доступ практически к любой информации, понятие профессионального образования в подавляющем большинстве человеческой деятельности вообще утрачивает свое значение, т. к. любая функциональная деятельность в настоящее время во всех отраслях деятельности и любых видах работ представляет собой универсальное механическое владение клавиатурой компьютерных или несколькими кнопками других электронных устройств, необходимых для использования специализированных стандартных машинных программ. В связи с этим подавляющее большинство рабочих профессий вообще исчезло[55]. Более того, в связи с продолжающимся универсальным всеобщим разделением труда и дальнейшей узкой специализацией и операциональной симплификацией всех видов человеческой деятельности, даже в фундаментальной науке, утрачивается понятие специализации научных исследований и профессий, вследствие неизбежной конвергенции и систематизации научных знаний. Причем эти процессы практически реализуются не в период получения образования, а каждым ученым самостоятельно непосредственно уже в процессе деятельности.
В этих условиях предложения о социальном отборе на основе классификации людей с позиций биологических морфологических, количественных и качественных характеристик деятельности и изменчивости головного мозга путем церебрального сортинга[56], или индивидуальное приспособление профессионального обучения к уникальным характеристикам (способностям) каждого ученика, а затем расстановка каждого человека в производственном процессе в соответствии с его уникальными способностями, как основа формирования гармоничного нравственно-эстетического формирования человека и общества в целом, становятся просто практически ненужными и неосуществимыми.
В связи с тем, что люди всех стран и континентов являются уникальными, поэтому сформулировать понятие «образованный человек» с точки зрения состава, структуры, номенклатуры, содержания и объема знаний для каждого человека, или как норму для всех граждан, или для отдельных категорий граждан, не представляется возможным в силу объективного исторического различия природных, антропогенных и социально-экономических условий среды обитания, революционных изменений науки и техники, а также особенностей общественного устройства и экономики государств. Объективная примитивизация жизнедеятельности во всех ее проявлениях, потребительская идеология на уровне животных инстинктов, антисоциальное общественное устройство и антигуманная монетаристская экономика в условиях сплошной цифровизации жизнедеятельности во всех ее проявлениях неизбежно формируют тенденции к дебилизации населения подавляющего большинства стран, и в итоге к уничтожению разумного человечества и планеты Земля в целом. Противостоять этим тенденциям можно только срочно кардинально изменив систему воспитания, просвещения и профессионального обучения. В связи с этим необходимо, прежде всего, пересмотреть понятия «воспитание», просвещение и «обучение» в соответствии с принципиально новыми предложенными понятиями «человек», «общество», «экономика», «социум» и «государство».
Принципиальным отличием понятия «обучение» в настоящее время является то, что если раньше обучение рассматривалось как передача знаний и опыта от поколения к поколению и обязательное формирование в процессе школьного обучения теоретических основ знаний естественных наук, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, то в настоящее время это положение почти полностью утрачено. Большинство современных знаний и новых технологий создаются заново непосредственно в процессе деятельности именно настоящим поколением[57]. Более того, темпы научных открытий в настоящее время таковы, что многие знания, получаемые человеком в системе длительного обучения, становятся устаревшими еще до начала их изучения. В результате время, затраченное на обучение, является потраченным впустую. При этом попытки ограничить школьное обучение изучением только научных основ тоже не имеет смысла, в связи с тем, что эти знания в подобном виде совершенно не востребованы в реальной действительности и потому являются бесполезными, представляют собой просто информационный шум.
Очевидно, обучение, как многозначное понятие, необходимо рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, обучение — это, конечно, знания. Однако, необходимо различать профессиональные знания, полученные в результате обучения и предназначенные для использования в производственной деятельности человека, практические знания, необходимые для обыденной жизни человека, за пределами производственной деятельности и социальные знания, необходимые каждому человеку для взаимодействия с другими людьми в обществе, с различными общественными организациями в процессе объективно совместной жизни и деятельности. Кроме того, необходимо учитывать эмоционально-чувственное образное восприятие действительности. Соответственно этому, можно говорить о профессиональном обучении, путем усвоения научных (теоретических) знаний, о практическом приобретении умений и навыков, посредством демонстрации приемов и непосредственной передачи опыта — практическом, или прагматическом, обучении, и об эстетическом, или культурном, воспитании и просвещении, которое предполагает формирование эмоционально-чувственного образного восприятия действительности на основе знаний эстетики, этики и красоты развития чувства прекрасного. Кроме этого, необходимо отметить особенности воспитания и обучения, связанного с социализацией личности, иначе говоря, социального обучения.
Как уже отмечалось ранее, использование термина «образование» применительно к школьному, или общему, средне-техническому профессиональному и высшему образованию безграмотно и бессмысленно, вследствие того, что отсутствует разумное понятие «жизнь». Более того, в настоящее время понятие «жизнь» представляет собой животное существование в форме бытия. Чтобы понять разницу этих понятий рассмотрим процесс питания на уровне бытия и в жизни. На уровне бытия человек, не пережевывая пищу, быстро насытился, запил водой, отрыгнул лишнее, поковырял в зубах и лег с тяжелым желудком переваривать пищу. В животе урчит от газообразования. В нормальной жизни человек сначала получил удовольствие от одного вида пищи, богатства и сочетания красок, от ароматов, запахов и непередаваемых вкусовых ощущений, ощущений от сочетания горячего и холодного, мягкого и жесткого, в целом неописуемые впечатления. Ребенок в грудном возрасте знает только запах тела матери, вкус грудного молока и ориентацию тела в пространстве во время кормления. У него еще не развиты остальные чувства и полноценные они развиваются достаточно долго. То есть ребенок до 13–14 лет еще не живет полноценной эмоционально-чувственной и сознательной жизнью, а существует, как животное в форме бытия. Поэтому на этой стадии школьное обучение выполняет функцию просвещения. Школа, в действительности это не образовательное учреждение, а как таковая система знаний и умений, как школа верховой езды, школа классического или современного танца, школа игры на клавишных инструментах и т. д. Поэтому вместо школьного образования нужно использовать другое более подходящее понятие — просвещение[58]. Вообще, понятие «образование[59] можно было бы использовать только тогда, когда у человека формируется образное мышление, т. е. начиная с пубертатного периода 13–14 лет. Поэтому термин «образование» можно использовать, начиная с этого возраста как формирование образного мышления, результатом которого является разумное сознательное нравственно-эстетическое мировоззрение и характер. При этом производственное и профессиональное обучение строится не на образной передаче знаний и опыта, а в форме сугубо формализованных знаний функциональной деятельности. Поэтому использовать термин «образование» применительно к техническому и профессиональному обучению нельзя, а вот к культурному и социальному обучению можно. Особенность теоретических знаний в области духовной культуры и социальных наук, полученных как в школе, так и университете, заключается в том, что они не предназначены непосредственно для практического использования в производственной деятельности, а являются лишь средством развития уровня социальной и духовной культуры жизни каждого человека. Кстати, необходимо убрать из обращения совершенно бессмысленные термины «начальное», «среднее», «общее» и «высшее» образование. Вместо них можно использовать более корректные понятия, отражающие смысл, такие как «школьное просвещение», «социальное и культурное просвещение» или «социализация» и профессиональное обучение рабочих и специалистов.
Основой любых общественных форм жизнедеятельности от семьи или рода, как ячейки общества, и организаций, как основных форм совместной жизнедеятельности, до урбанизированных и сельских поселений региональных и государственных территориальных образований — мест компактного проживания людей, — являются институционально установленные формализованные писанные и неписанные нормы взаимоотношений. Причем институциональный характер всех социальных норм является объективным атрибутом совместной жизнедеятельности людей в обществе. Вследствие того, что все люди уникальны, возможность согласованного, сознательного и разумного принятия норм в любых формах общественной жизни практически отсутствует, поэтому социальные нормы взаимоотношений абсолютно во всех сферах жизнедеятельности общества формализованы, обезличены и имеют принудительный, вынужденный характер беспрекословного принятия и исполнения, независимо от их обоснованности и разумности[60].
Повторим еще раз. В отличие от всех других видов обучения культурное и социальное просвещение, или социализация, как усвоение норм и правил совместного общежития, начинается с рождения и продолжается всю жизнь: «век живи — век учись тому, как следует жить». В связи с тем, что ребенок с момента рождения сразу же реально вынужденно бессознательно, не обладая рассудочным абстрактным понятийным мышлением, включен в социализированную действительность, поэтому первые социальные нормы общения с родителями, родными и близкими он бессознательно воспринимает через свои органы чувств на основе ощущений в форме эмоционально-чувственных восприятий, которые без каких-либо затрат жизненной энергии[61] формируются в подсознании как природные инстинкты, постепенно переходя в естественные привычки как бессознательные рефлексы без затрат жизненной энергии[62]. Развитие психики и предметного мышления ребенка практически не затрагивает содержательного смысла этих норм, т. к. они лежат в сфере абстрактного мышления, которое у ребенка начинает формироваться только с 13–14-летнего возраста. По сути, восприятие социальных норм ребенком до этого возраста происходит путем наблюдения и подражания в виде так называемого «практического обучения» на основе «рецептурных знаний» опыта окружающих его людей, включая и различные детские группировки «на улице», в детском саду и в школе. Усвоение социальных норм в этот период (даже в детском саду и в начальной школе, когда нормы преподносятся в вербальной форме) происходит бессознательно в форме простого подражания. Степень воздействия на ребенка окружающих зависит от времени «присутствия», а точнее, существования ребенка в тех или иных группах окружения и интенсивности общения в этих группах, включая и школьные[63]. Осознание, критическое осмысление, а затем принятие или отторжение тех или иных социальных норм происходит в зависимости от уровня взросления, т. е. уровня развития сознания, интеллекта и сложившегося мировоззрения человека на этот период времени и, прежде всего, тех жизненных ситуаций, в которые реально попадает человек. Причем различные социальные нормы по-разному осознаются ребенком в различные переходные и критические периоды его взросления и развития[64]. Сущность переходных и критических периодов развития человека коренится в изменении потребностей и побуждений ребенка, а также его мотивационной структуры и направленности личности вследствие психофизиологической перестройки ребенка[65].
Прежде всего, здесь можно отметить значительное влияние пубертатного возраста, когда заканчивается половое созревание и начинает проявляться чувство взрослости, начинает формироваться самосознание, снижается умственная продуктивность вследствие изменения установки от наглядности к дедукции и осуществляется переход на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности. Однако, к этому времени мировоззрение человека в эмоционально-образной форме в части его обыденного существования в своей основе уже сформировалось и дальнейшее его развитие и формирование общественного сознания, связанного с переходом к активной фазе жизнедеятельности в обществе, зависит от его индивидуальных особенностей и целенаправленного воздействия на его психику общественной системы воспитания и комплексного профессионального обучения и культурного образования. При этом необходимо иметь в виду, что юность только начинается в возрасте 19–25 лет, а кризис творческой активности начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет), поэтому изменить ранее сформировавшиеся установки практически невозможно. Особенностью социального обучения является то, что конкретное знакомство со смысловым содержанием подавляющего большинства норм происходит только в тех ситуациях, когда в реальной жизни человек сталкивается с соблюдением их требований[66]. Во всех остальных случаях знакомство с социальными нормами осуществляется на основе анализа практики поведения и со слов других людей. Безусловно, элементарные основы правовых знаний, касающиеся непосредственной обыденной практики жизни, семьи и брака, образования, медицины, производственной деятельности, взаимоотношений с органами власти и других государственных учреждений, с инфраструктурой поселений, антропогенной и естественной природой, должны быть в составе учебных программ школы и университета.
Такое многостороннее комплексное и «цельное» представление понятия «профессиональное обучение» позволяет сформулировать стратегию формирования разностороннего личностного развития социализированного высоконравственного разумного сознательного с высоким уровнем этической и физической культуры человека, способного реализовать концепцию гуманистического общества на принципах ноосферы и сохранить человечество и планету Земля. Как правило, теоретические научные знания, как ни парадоксально это звучит, объективно принимаются на веру, как и любые «ненаучные» знания, в силу невозможности каждому человеку путем опытных экспериментов самому убедиться в «фактологической» истинности этих знаний. Тем более, что подлинно точных, научно обоснованных знаний, нет, в связи с отсутствием эталона сравнения — эталона истинности, а также, вследствие отсутствия системного подхода при рассмотрении проблем. Поэтому все научные знания объективно бессистемны и являются в достаточной мере условными и временными (преходящими). В настоящее время сфера практического применения теоретических профессиональных знаний в сфере реальной экономики сократилась до минимума, и в ограниченных объемах они используются в научно-исследовательских, конструкторских и проектных работах, а также при разработке технологических решений в управлении производством. В настоящее время, совместная человеческая деятельность во всех сферах жизнедеятельности представляет собой организацию различных видов узкоспециализированной формализованной функциональной деятельности в форме кооперации[67]. Поэтому, вследствие объективно кооперативного характера, любая узко профессиональная деятельность на отдельном рабочем месте представляет собой выполнение отдельных операций или групп операций примитивной формализованной сугубо функциональной деятельности, или точнее — труда. Причем это относится абсолютно ко всем сферам жизнедеятельности человека и ко всем видам исполнительского физического и умственного труда.
В подавляющем большинстве всех отраслей жизнедеятельности реальной экономики профессиональная подготовка ограничена универсальными, применимыми в различных отраслях жизнедеятельности, достаточно примитивными формализованными знаниями функциональной деятельности[68] и практическими знаниями программного обеспечения, связанного с использованием компьютерной техники. Более того, подобные профессиональные практические умения, навыки, различные приемы и действия, вследствие их простоты, могут быть получены за пределами системы длительного общественного профессионального обучения, в форме консультаций непосредственно на рабочих местах или на краткосрочных специализированных курсах. Подобные, приобретенные в результате подражания (копирования) практические умения и навыки можно рассматривать как специфические рецептурные «знания», которые просто заимствуются, перенимаются без объяснения причин, почему так, а не иначе («солить по вкусу и варить до готовности»). Эти умения, навыки, различные приемы и действия принимаются на веру (приобретаются) в форме заимствования (усвоения, научения, копирования) практического жизненного опыта наставников путем демонстрации (показа «делай, как я») для решения подавляющего большинства сугубо примитивных, простых операций. Лишь в некоторых ограниченных случаях они дополняются и подтверждаются небольшой долей профессиональных теоретических знаний. Такое приобретение знаний можно условно обозначить как «практическое обучение»[69]. Исключением из этого могут считаться некоторые должностные позиции, которые занимаются творческой деятельностью, однако они, в принципе, также не могут быть подготовлены в общественной системе профессионального обучения. Даже в таких отраслях жизнедеятельности, как здравоохранение, медицина, ветеринария, педагогика профессиональные знания в полном объеме не должны изучаться в университете. Потому что особенность использования профессиональных знаний в области медицины и ветеринарии заключается в том, что приобретение опыта самостоятельной работы и практическое получение знаний для их реализации предваряется достаточно длительной практикой стажировки под руководством опытных специалистов. Другой особенностью системы образования в этой области является невысокая степень системности самой медицинской науки в целом, поэтому необходимый набор знаний формируется практически каждым специалистом самостоятельно из всего комплекса дисциплин, на основе собственного опыта в зависимости от узкой профессиональной специализации деятельности[70].
Как уже указывалось, основой профессионального обучения в современных условиях должно стать социальное нравственно-эстетическое, или «культурное» просвещение, в широком смысле этого слова. Стратегической целью всех видов просвещения и обучения в целом является замена парадигмы животного существования, основу которой в настоящее время составляет индивидуальное потребление, нажива и бессмысленное накопительство фантомных богатств, на формирование жизненной философии человека общества ноосферы[71], ориентированной на свободное (безграничное), индивидуальное, личностное духовное развитие каждого социализированного человека[72]. Основу подобной жизненной философии составляет мировоззрение социализированного человека личностного развития, высоконравственного разумного сознательного с высоким уровнем этической и физической культуры, полученным в результате воспитания и обучения, способного реализовать концепцию гуманистического общества на принципах ноосферы и сохранить человечество и планету Земля. Более того, нравственно-эстетическая основа мировоззрения в эмоционально-чувственном образном виде, как результат эстетического воспитания и просвещения, является одновременно основой эффективной реализации социализации и профессионального, практического опыта вследствие позитивного отношения к миру на основе чувства прекрасного во всех проявления жизни и деятельности.
При этом культурное просвещение, с одной стороны, предусматривает формирование сознательной основы эстетического образного восприятия многообразия жизни во всех ее проявлениях на примере различных видов искусства, а, с другой стороны, — подготовку человека к последующему процессу личностного развития и самообучения в свободное время жизни за пределами производственной деятельности. Безусловно, основой эстетического просвещения является знаниевая компонента, потому что знакомство и понимание художественной эстетики (красоты) во всех ее проявлениях в природе, в искусственных объектах, созданных трудом человека, в литературе, живописи, музыке, скульптуре, архитектуре городов, различных зданий, сооружений и объектах строительства, в промышленном и бытовом дизайне, поступках и поведении людей и т. д., может осуществляться только через соответствующие знания, и никак иначе. Однако своеобразие этих знаний проявляется в том, что все вербальные смысловые описания естественных природных объектов и явлений, социальных явлений и искусственных произведений и объектов, созданных трудом человека, в социализированном (!) сознании человека трансформируются в эмоционально-чувственные образы с позиций прекрасного, и именно так им воспринимаются. При этом, все смысловые преобразования осуществляются человеком самостоятельно в результате развития уровня его эстетической культуры и мыслительной творческой деятельности воображения. В связи с тем, что смысловые (понятийные) внутренние и внешние взаимосвязи элементов с окружающей средой, вследствие ограниченности вербальных средств языка, человек до сих пор не умеет выделять и описывать, «системность» представления объектов здесь заменяется понятием целостности и гармоничности восприятия объекта, или явления, с позиций необъяснимого образного чувства прекрасного. Обучение такому восприятию цельности и гармонии эстетики чувственных образов должно происходить на практических занятиях по искусству (культуре) в течение всего периода обучения. Более того, как уже отмечалось ранее, знания духовной культуры и социальных наук предназначаются не для использования в практике производственно деятельности, а только для формирования нравственно-эстетического образного восприятия мира на основе чувства прекрасного.
В системе воспитания, просвещения и обучения используются различные средства передачи информации: вербальные (языковые), или речевые средства (устные или письменные)[73], невербальные (неязыковые) или неречевые средства (мимика, жестикуляция, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальные контакты и пр.), формальные (символические) «языки» математики, химии, физики, логики, лингвистики и т. п.), языки человеко-машинного общения (алгоритмические, или языки программирования, языки операционных систем, управления базами данных, информационных, запросно-ответных систем и т. п.). Кроме этого, в качестве средства общения можно выделить особый «язык» культуры, основу которого составляет эмоционально-чувственные образные эстетические характеристики прекрасного. В результате объективного научно-технического прогресса и развития производительных сил общества сложились различные тенденции развития средств передачи информации и средств общения. В результате компьютеризации высокий уровень развития получили формализованные языки программирования, которые стали основой цифровизации большинства когнитивных процессов во всех сферах жизнедеятельности человека. Это привело к сокращению вербальных средств коммуникации и примитивизации и утрате смысла основополагающих понятий. К сожалению, для конвергенции науки необходимо расширение словарного запаса, который позволил бы формировать системное знание. Очевидно, здесь нужен язык универсальных образных символов, эстетических, как в культуре, когда совершенную формулу или конструкцию в целом определяют как «изящное» или «красивое» решение. В то время, как системное описание выразить через вербализованные понятия достаточно сложно, а порой просто невозможно, однако цельный гармоничный образ в эстетических характеристиках можно представить. Объясняется это следующим обстоятельством. Академик Л. Г. Выготский утверждал, что язык универсальных символов возникает уже на первом году жизни ребенка. В связи с тем, что растущий и набирающий опыта человечек начинает захлебываться в информации, которая поступает через органы чувств, поэтому он изобретает некие символы, каждый из которых является обобщенным обозначением целого пласта личностного опыта, меняющегося с возрастом. Более того, подобное чувственное образное восприятие действительности не требует затрат мозга, т. е. расхода еще небольшой жизненной энергии ребенка, потому что восприятие возникает в подсознании, для которого образный язык является наиболее информативным и понятным. Именно образное восприятие является языком универсальных символов. В его основе лежат свойства нашего тела, ощущений и разума. Чаще всего подсознание пользуется образным языком во время сна и сообщает сознанию свое «мнение» при помощи снов, интуиции и озарений. Сны — как бы «кино», или «видеообраз», которые подсознание показывает сознанию. И с их помощью оно высказывает свое «мнение» о действиях сознания, о событиях, как бы происходящих в окружающем мире.
Из всех органов чувств наиболее информативными являются зрение и слух. В соответствии с этапами гетерохронного развития ребенка, по мере его взросления, зрительный образ постепенно все усложняется: приобретает многообразие объема, формы, структуры, детализации, пространственных характеристик, цветовой гаммы и т. д., но при этом всегда остается цельным и гармоничным. Точно так же формируется и звуковой образ, наполняясь художественным содержанием в зависимости от высоты, длительности звуков и пауз, громкости, окраски (тембра тонов и полутонов: светлый, блестящий, яркий, темный, матовый, мягкий, резкий, густой, тонкий, свистящий, бархатный, угрюмый, сдавленный, стеклянный, металлический и т. п.). Музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм. Причем, если смысловое (понятийное) восприятие музыкальных образов может у разных людей отличаться, то эмоционально-чувственные образы, как правило, совпадают именно вследствие того, что понятийное описание вербально выражается чрезвычайно слабо, а иногда вообще отсутствует («нет слов»). Парадоксальность восприятий зрительных и звуковых образов всегда проявляется как одинаковая, непротиворечивая. Именно поэтому этот язык универсальных чувственных символов зрения и слуха, можно рассматривать как единственный общий универсальный язык, созданный Человечеством. Исследования ученых показывают, что универсальность «языков» живописи, скульптуры, архитектуры, музыки не является абсолютной, вследствие уникальности людей и их различного восприятия эстетики художественных образов, но именно вследствие предельной обобщенности образных характеристик с позиций прекрасного, эти различия в целом порой не существенны, хотя, безусловно, отражают исторически сложившуюся многовековую культуру народов.
Музыка и речь настолько вплетены в нашу жизнь с самого рождения, что они по существу задают ритм жизни и формируют отношение к жизни, поэтому музыка и речевое общение должны стать основными средствами эстетического воспитания и просвещения, а культурное эстетическое развитие человека должно стать основой системы воспитания и обучения, и в целом система обучения должна из сугубо профессиональной естественно-технического направления превратиться в систему культурного эстетического просвещения. К сожалению, в настоящее время воспитание и эстетическое просвещение в школах, а тем более в системе профессионального обучения в университетах, за редким исключением, отсутствует, и ограничено только рисованием и пением в начальных классах школы[74].
Формирование образной эстетики восприятия, т. е. эстетического восприятия, сначала должно быть прерогативой воспитания и только потом уже обязательно — просвещения. Таким образом, должно происходить взаимопроникновение, слияние и неразрывность эстетического воспитания, просвещения и обучения. При этом просвещение в процессах воспитания и обучения принципиально различается. Если при эстетическом культурном воспитании просвещение осуществляется ненавязчиво, безоценочно, только привлекая и акцентируя внимание ребенка, демонстрируя собственное эмоционально-чувственное восприятие и отношение, направленно провоцируя стремление к формированию «собственного правильного» мнения ребенка, то при смысловом знаниевом просвещении — это регламентированное, целенаправленное, рассудочно-аналитическое и оценочное с обязательной выработкой собственной позиции ребенка. При этом знаниевое (смысловое, понятийное) обучение при культурном просвещении, а тем более при социальном, должно обязательно строиться с нравственно-эстетических позиций воспитания. Точно так же, как и формирование практических умений и навыков — «практическое обучение», должно сопровождаться воспитанием социализированного чувства трудолюбия, усидчивости, настойчивости, упорства, желания совместно трудиться и т. п. Хотя профессиональное и практическое обучение навыкам и умениям оказывают непосредственное влияние на эффективность результатов совместной жизни и деятельности человека в обществе, однако нравственно-эстетическое воспитание хотя и оказывает косвенное влияние, однако является определяющим, не только в эффективности самих процессов профессионального и практического обучения, но и в эффективности их использования, т. е. является определяющим в общественной жизнедеятельности.
Соматические изменения накапливаются десятками поколений в результате многовековой естественной биологической эволюции человека и происходят в результате коррелятивных изменений органов, повышающих приспособительные возможности живого организма. Мозг, как и любой другой орган человека, если его не загружать «работой» и не использовать, атрофируется. Причем мозг, как основной управляющий орган, отвечающий за жизнь всего организма, объективно всегда нацелен на экономию жизненной энергии. И если есть возможность не думать, т. е. дополнительно не расходовать энергию на размышления, он это будет делать. В то же время мозг, в большей степени, чем другие органы человека, изменяется под влиянием искусственных социальных условий жизнедеятельности. Однако, если мозг не загружать какими-либо знаниями и мыслительной творческой деятельностью, складывается тенденция не только на уменьшение массы мозга, но и изменение морфологии, количественных и качественных характеристик коры головного мозга и как результат — ложная дебилизация населения[75]. Очевидно, чтобы этого не случилось, учитывая объективную тенденцию сокращения рабочего времени, снижение уровня профессионального обучения и ненужность профессиональных знаний, необходимо компенсировать это увеличением объема «культурного багажа». Нужно обязательно загружать мозг мыслительной «работой» в области эстетического, культурного и творческого личностного развития, которое может не только стимулировать работу мозга в процессе просвещения, но и формировать стремление к развитию творческого мышления на основе личностного нравственно-эстетического и этического воспитания человека. Для поддержания тонуса мозга в рабочем состоянии необходимо постоянно или систематически загружать его работой по самообучению, самообразованию или кратковременными персонифицированными курсами переобучения, повышения квалификации. Более того, именно духовная (культурная) составляющая жизни человека за счет того, что она в большей степени развивается самостоятельно каждым человеком, может позволить не только обеспечить сохранение разумного характера существования человечества в ноосфере, но и самое главное позволит в полной мере обеспечить реализацию уникальных особенностей развития каждого человека в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями, вследствие неограниченных масштабов сферы культурной, или духовной, жизни человечества.
Таким образом, целенаправленный процесс воспитания, «эстетического культурного просвещения» и профессионального обучения позволит не только осуществить формирование индивидуальной и социализированной высоконравственной личности, обладающей совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, установленных законом, но и вообще любых знаний, опыта и умений, выходящих за рамки нормативных документов, институционально установленных в обществе. Акцент в воспитании, просвещении и обучении на культурную эстетическую составляющую позволит, по сути, системно на эмоционально-чувственной образной основе объединить все виды обучения, и тем самым заменить проблему унификации человека, неизбежно возникающую в эпоху объективного господства технических и информационных систем, предоставлением возможности реализации индивидуального личностного духовного развития с позиций уникальности каждого человека без разрушения общества.
И наконец, самое главное. Именно духовная (культурная) составляющая жизни человека, которая формируется в основном каждым человеком самостоятельно за пределами искусственно организованной формализованной и симплифицированной совместной производственной деятельности человека, дает возможность (позволяет) каждому человеку в полном объеме самостоятельно реализовать свои индивидуальные потребности и способности, в связи с тем, что духовная составляющая должна стать основой жизнедеятельности человека и представлять большую часть его жизни, занимать основное время его жизни, отражая основную разумную жизненную философию человечества.
Однако, подобное многостороннее представление понятия «духовная» составляющая жизни, тем не менее, не позволяет сформулировать понятие «человек культурный». Культура не может рассматриваться как обязательное наличие всех, или комплекса, или определенной «суммы» (набора) знаний о различных видах искусства и культуры определенного уровня. Более того, в связи с тем, что основой любого мировоззрения и характера человека являются нравственно-эстетические эмоционально-чувственные восприятия человека, которые могут быть сформированы и развиты не только в результате общественной системы воспитания, просвещения и обучения, но также и самостоятельно, на основе его собственных ощущений и восприятий, заложенных природой, и собственного усвоения социального опыта, уровень и качество духовной составляющей жизни каждого человека являются уникальными. В условиях равноправного общественного устройства проблема стратификации общества по любым основаниям отсутствует, а сопоставление людей по уровню культуры невозможно и бессмысленно в принципе.
Современное общество в информационную эпоху, когда попытки создания «искусственного интеллекта» и замены человеческого труда в производственных процессах роботами-автоматами становятся объективной реальностью, учитывая неизбежную примитивизацию жизнедеятельности, необходимо использовать принципиально иные самые разнообразные подходы к общественному воспитанию, просвещению и обучению.
Образное мировосприятие формируется из долговременной памяти, из подсознания, которое, с одной стороны, обусловлено природой человека, сложившейся в результате многовековой естественной (биологической) эволюции человека как вида Homo и выступает в форме бессознательных «естественных», простых (беззатратных) инстинктивно-гормональных готовых решений лимбической системы, а с другой стороны, собственным социальным опытом человека, определяемым особенностями существующего в настоящее время общественного устройства, экономики и организации жизнедеятельности общества. Иначе говоря, в определенной степени какое общество — таков и человек. Ничего нет важнее социального опыта. Существуют различные концепции уровня развития сознания в соответствии с различными уровнями восприятия окружающего мира. Каждый уровень развития сознания является не только определенным уровнем способности познавать, но и способности чувствовать — любить и проявлять любовь. Но все они сходятся в одном образе мировоззрения, которое собственно и определяет характер, поступки и поведение людей в обществе. Очевидно, общественная система воспитания, просвещения и обучения ввиду уникальности каждого человека не может быть реализована на индивидуальном уровне применительно к каждому человеку, а должна строиться в определенной степени как универсальная в разрезе отдельных категорий людей с учетом возможных типологических различий людей по уровню мировоззрения[76].
Если дидактику рассматривать как теорию воспитания, просвещения и обучения, то в настоящее время нравственно-эстетическое воспитание должно априори предварять любые виды просвещения и обучения, а затем неразрывно постоянно сопровождать процессы обучения, поэтому вся педагогическая наука должна быть в корне пересмотрена именно с этих позиций[77].
В мире ничего нет ни плохого, ни хорошего, ни прекрасного, ни безобразного, это просто наше восприятие разнообразного. И хотя информация точно так же не имеет негативных или положительных оценок, однако с эмоционально-чувственных позиций воспитания условно можно обозначить ее как информацию «добра, или любви», или созидания, и «зла, или ненависти», или разрушения. С этой точки зрения основной целью воспитания должно быть формирование человека, который воспринимает как руководство к действию только информацию созидания, и сознательно не воспринимает, отторгает негативную информацию разрушения[78]. Очевидно, это необходимо сделать на «генетическом уровне», на уровне подсознания, на основе правильно сформированной мотивации и направленности мировоззрения. В настоящее время существует мнение, что тратить время на изучение различных законов, правил, алгоритмов и формул, и в целом на трансляцию любых теоретических знаний с учетом всех последних достижений науки, становится бессмысленным и бесполезным занятием, в связи с тем, что в современном мире есть электронные средства массовой информации, интернет, где вся эта информация есть. Казалось бы, нужны только способы и умения пользоваться безбрежным океаном информационного ресурса «мировой паутины» и извлекать нужную информацию. В действительности дело обстоит несколько иначе. Объем и скорость обновления информации настолько велики, что человек не успевает ознакомиться не только с содержанием информации, но даже с ее обозначениями (заголовками). Если учесть, что отсутствует система верификации информации на ее подлинность, точность, обоснованность, актуальность, своевременность и т. п., то ситуация по работе с информацией складывается тупиковой.
Существует иллюзия, что человек сам принимает решения, и его самость, или самостоятельность, проявляется через его личность, его Эго. В действительности дело обстоит совершенно иначе. Все решения принимает мозг человека, руководствуясь «своими» биологическими естественными потребностями, обеспечивающими безопасность и доминантность, связанную с продолжением рода в процессах биологической эволюции[79]. С этих позиций мозг инстинктивно всегда выбирает простейшие стандартные, мало затратные, уже неоднократно опробованные и проверенные решения, связанные с сохранением жизненной энергии организма, а не человека[80]. Мозг человека работает постоянно, обеспечивая жизнеспособность и приспособленность организма к окружающей среде. Однако, если в спокойном состоянии мозг, когда окружающая среда не меняется, затрачивает всего около 2 % всей жизненной энергии, то в кризисные, критические или любые напряженные ситуации, мозг вынужденно работает интенсивно за счет мыслительной деятельности (опять же в целях безопасности организма) и при этом расход жизненной энергии повышается до 20 % и более. Таким образом, мозг мобилизует свои усилия только в критических ситуациях, поэтому заставить мозг «работать», т. е. получать знания и заниматься умственной, сознательной деятельностью, можно только искусственно создавая напряженные ситуации, связанные с выработкой дополнительной психической энергии[81]. Следовательно, основной задачей системы обучения является формирование у человека потребности в мыслительной творческой деятельности, постоянного стремления к познании окружающего мира. Подобная задача может быть успешно решена, если предварительно в системе воспитания мировоззрение ребенка сформировано таким образом, что ориентировано на постоянное познание мира через творческое воображение. К сожалению, до настоящего времени все практические предложения по обучению методологии и методам творческой когнитивной деятельности достаточно скромны. Основная причина этого заключается в отсутствии фундаментальных исследований в области системного подхода. Предложенный Г. Гегелем, К. Марксом, и другими учеными[82] метод «восхождения от абстрактного к конкретному», как единственно возможный метод научного познания, при помощи которого мышление усваивает конкретное и воспроизводит его как духовно конкретное, в действительности может рассматриваться скорее как идея, как направление исследований, но не как метод, пригодный для практического использования.
Концепция творческой деятельности представляет собой реализацию двух объективных социальных законов понимания: закона единства анализа-синтеза и закона единства композиции — пропорциональности. Если первый закон относится к содержанию, то второй — относится к форме выражения, структуре этого содержания. Сложность реализации этих законов заключается в том, что наше мышление не умеет работать с информацией высокой степени неопределенности: когда нет возможности определить границы системы и выделить систему из окружающей среды, потому что окружающая среда тоже включается в метасистему; не умеет проводить анализ одновременно с синтезом, т. е. выделять элемент из системы, не нарушая системных связей; не умеет выделять и ранжировать внутренние и внешние взаимосвязи элементов, не умеет все это формализовать и моделировать и т. д. А, если представить, что необходимо производить исследование в разнонаправленной динамике всех элементов системы и окружающей среды, то задача становится просто неразрешимой. В подобных условиях, когда отсутствуют разумные методы творческой деятельности, построенной на логике и ассоциативно-рассудочной мыслительной деятельности, очевидно, необходимо обучать применению методов художественного творчества, когда смысловые вербализованные интеллектуальные конструкции заменяются эмоционально-чувственным образным художественным воображением. При этом в качестве критериальной оценки мыслительных конструкций необходимо развивать чувство прекрасного. Хотя художественное творчество с понятийно-содержательной точки зрения тоже вербально не описано и не менее загадочно, чем и интеллектуальная мыслительная деятельность, но, очевидно, оно более раскрепощено и свободно в полете фантазии и творческого воображения, если умудряется создавать красочный прекрасный мир в музыке, картинах минималистов, японских миниатюрах и даже за счет графической техники иероглифического письма. Самое главное заключается в том, что для творческого воображения не нужны специальные условия, оборудование, техника, приборы и т. п., как, например, в когнитивных процессах технического или научного творчества, оно может осуществляться в любое время, в любом месте и в любых условиях. Наиболее подходящим языком творческого художественного воображения являются язык изобразительного искусства и музыки.
Искусство одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности — литературу (в том числе драму, поэзию и прозу), исполнительское искусство (среди них вокал, танец, музыка и театр) и изобразительное искусство (включая рисование, живопись, скульптуру, архитектуру, керамику, лепку, кинопроизводство, и фотографию), объединяемых специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности[83]. У каждого вида искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов, формы и линий, литература — при помощи слова, а музыка — с помощью звуков. Искусство, в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает общими для всех и индивидуально-своеобразными чертами. В определенной степени искусство не нуждается в переводе. Театр, живопись, скульптура, архитектура — все это универсальные категории, которые едины и для поляка, и для американца, и для китайца, а музыка, как утопический эсперанто, понятна всем и вызывает похожие эмоции. Независимо от национальной принадлежности, люди чувствуют грусть, когда слышат минорные аккорды, и испытывают радость, когда раздаются мажорные. Различные виды искусства непосредственно характеризуются способом материального бытия их произведений и применяемым типом образных знаков. Все виды искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка[84].
Объективное расширение и углубление знаний об окружающем мире неизбежно требует системного представления изменяющейся реальной действительности. В результате происходит конвергенция не только различных направлений в науке, технике, но и во всех других представлениях о жизни и объективного мира, включая и искусство. Постоянно происходят попытки современного представления и реконструкции исторических событий, интерпретации художественных произведений (постановок, спектаклей, опер, балетов), фантастического представления других возможных вариантов развития и организации жизни на земле, в космическом пространстве, поиск современных методов, приемов, способов, новых языков, средств выражения и совершенствования реальной практики жизни.
Происходит проникновение искусства в другие области знаний, например, в философию, используя художественные средства живописи, музыки, художественной литературы. В настоящее время полотна художников К. Малевича, С. Дали, Э. Мунка, П. Пикассо, М. Врубеля, В. Кандинского, Р. Принса, Д. Поллока и многих других необходимо рассматривать наряду с художественными полотнами живописи, как работы по философии, выраженные языком живописи, и поэтому оценивать их совершенно с других позиций. Произведения писателей-фантастов Р. Брэдбери, братьев Стругацких, Дж. Оруэлла, М. Булгакова, Ф. Кафки, А. Камю, А. Азимова, А. Кларка, К. Саймака и др., необходимо рассматривать наряду с сочинениями профессиональных философов. Точно также работы З. Фрейда, произведения его последователей и других представителей школы психоанализа и социальной психологии в значительной степени отражают философские взгляды на мир и формируют мировоззрение человека. Музыка, не только таких оригинальных композиторов, как И. Стравинский, М. Равель, Ч. Айвз, К. Офф и др., композиторов — импрессионистов (Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равель и др.), композиторов — экспрессионистов (Р. Штраус, Б. Барток, А. Шенберг, Х. Эйслер и др.), но и почти всех великих композиторов полна тайны и всевозможных интерпретаций об устройстве мироздания. Поэтому эстетическое образование в области изобразительного искусства и музыки должно стать не только основой системы школьного просвещения и университетского обучения, но и основой жизни человека в обществе ноосферы. При этом необходимо соблюдать следующее: в период школьной учебы эстетическое обучение должно быть ограничено изучением классических произведений живописи, литературы и музыки, а философские трактовки модернизма, авангардизма, импрессионизма, экспрессионизма и других направлений необходимо изучать в университете. В программу эстетического образования в школе могут быть включены, помимо сказок, произведения научной фантастики А. Дюма, Дж. Свифта, Л. Кэрролла, А. Толстого, А. Беляева и др. писателей, которые необходимо обсудить с нравственно-эстетических позиций возможных представлений о мире. Однако литературные произведения социальной философии и фантастики, точно так же как философские размышления импрессионистов, модернистов, авангардистов и прочих течений в живописи, музыке, скульптуре, необходимо изучать уже в системе профессионального обучения в университете.
Учитывая, что именно музыка, как никакой другой вид искусства, с эстетически-эмоциональных позиций может в определенной степени задать ритм жизни, сформировать отношение к жизни и оказать мощное влияние на формирование нравственно-эстетических характеристик мировоззрения ребенка, необходимо особое внимание обратить на организацию музыкальной составляющей в рамках эстетического просвещения в школе. В отличие от музыкального образования в специализированных школах и училищах, в системе школьного просвещения музыка должна занимать особое место. Музыка — это многогранное и поистине неисчерпаемое понятие. Музыку можно рассматривать с нескольких сторон: как физическое явление, как голоса природы, как часть жизни человека (здесь идет речь о ритме, который свойственен человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемым элементом музыки). Музыка, как вид искусства, представляет собой некий художественный образ, который «собирается» из музыкальных звуков, организованных специальным способом. Как и все другие виды искусства, музыка имеет свои собственные средства выразительности: мелодию, гармонию, темп, метр, лад, динамику и, конечно, ритм[85]. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. «Музыка — это, без сомнения, интернациональный язык. Музыка с помощью своей трансцендентности выражает то, что другие несловесные формы искусства могут донести лишь частично: от тоски до любви, борьбы, страха, смеха и экзальтации. Музыка выражает гамму людских чувств и эмоций, объединяя все человечество в своих онтологических чертах»[86].
Отличие искусства музыкального от других областей нематериальной деятельности (науки, политики) и видов искусства — это преобразование духовной жизни человека и общества по законам красоты, создание ценностей нравственно-духовных — это определенный способ духовного производства. Однако музыкальная содержательность несводима к содержательности других видов искусства, и не может быть адекватно передана каким-либо способом. Музыкальное содержание связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами того или иного времени, а также с личностью создателя. Специфика музыкального познания и мышления носит не конкретный, не понятийный характер. В музыке проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. В большей степени конкретизации содержания в музыкальном искусстве проявляется в так называемых синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем. Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру.
Музыка тесно связана с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством (живописью, скульптурой), когда зрительный образ переходит в музыкальный, а в литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Музыка — частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер — воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость. Музыка хранит в себе много загадок и тайн. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели. Ученые установили, что музыка влияет на урожайность сельскохозяйственных культур, на удойность коров, яйценоскость кур, привес животных. Музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение — касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром. Сходство музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Музыка взяла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выражать эмоции — и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки. Особенно большие возможности в этом отношении музыка приобретает тогда, когда соединяется со словом. Это происходит в программных инструментальных и вокальных сочинениях. Поскольку конечный смысл музыкального произведения — выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это — окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека. Все социальные функции музыки тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое музыкальное произведение, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, причем обязательно — воспитательную. Поэтому, даже тогда, когда музыка выполняет как будто бы лишь чисто прикладную или развлекательную роль, она, так или иначе, воспитывает слушателей, то есть формирует и преобразует их духовный мир. Знакомство с песнями и танцами разных народов, с их музыкальной культурой в целом, а через это — с их жизнью, традициями, духовным миром, не только обогащает слушателей в познавательном отношении, но и в огромной степени содействует росту и укреплению взаимопонимания, дружеских чувств социальному образованию.
В отличие от музыкального образования в специализированных музыкальных школах, училищах и консерваториях, где обучают профессиональному исполнительскому мастерству (вокальному, дирижерскому, игре на различных музыкальных инструментах) развитие музыкальной культуры в общеобразовательных школах и университетах представляет собой обучение навыкам, умениям (искусству) слушать, чувствовать, эмоционально переживать (сопереживать) и воспринимать музыку. В младших классах простая музыка детских песенок и танцев создает жизнерадостный ритм и веселое настроение. В средних классах школы занятия музыкой необходимо проводить на основе русских народных песен, которые предлагают расширенную палитру чувств от радости и безудержного веселья до певучих, раздольных, печальных, наполненных тоской и горем, вокальных миниатюр (романсов) и таких философских как «Одинокий пастух» Джеймса Ласта, «Полет Кондора» Поля Мориа и других программных произведений. Одновременно, необходимо проводить образовательные курсы по музыкальному творчеству на основе «Концертов для молодежи» Л. Бернстайна[87], дополняя их рассказами о великих композиторах и их эпохе. В университете музыкальное просвещение должно осуществляться сначала на разборе таких литургических произведений как Реквием Моцарта и Верди, Кармина Бурана К. Оффа и др., а затем музыкально-драматических произведений (великих опер) и в заключение — симфоний. Основное назначение музыкального просвещения научить слушать музыку и на этой основе развивать эмоционально-чувственное воображение. Главная цель — сделать музыку естественным сопровождением жизни и основой для формирования отношения к жизни. Кроме того музыка может стать дополнительным образным языком и своеобразным стимулятором интеллектуальной творческой деятельности.
Для обеспечения нормального гармоничного психосоматического развития ребенка необходимо в течение всего периода школьного обучения проводить регулярные занятия физической культурой в соответствии с возрастной периодизацией развития человека. После детского сада в целях дальнейшего развития мелкой моторики, внимания, сосредоточенности, терпения и усидчивости ребенка в начальной школе необходимо обязательное обучение чистописанию, или каллиграфии пером или кистью при изучении японского или китайского языков. Это одновременно развивает не только мелкую моторику, но и предметное обыденное мышление и способствует эффективному переходу к абстрактному мышлению в дальнейшем. Рисование карандашом, пером или кистью, тушью, различными красками, игра на различных музыкальных инструментах не только развивают мелкую моторику ребенка и обогащают цветовое и звуковое многообразие восприятия мира, но и самое главное развивают воображение, образное абстрактное творческое фантазийное мышление, чувство прекрасного, особенно, когда оно сопровождается одновременно рассказом, обсуждением или объяснением после окончания произведения. В это же время для развития воображения детей необходимо изучение сказок, мифов, легенд, научной фантастики, детской поэзии с обязательным сопровождением их иллюстративным художественным творчеством.
Именно до 14 лет необходимо максимально использовать возможности мозга по запоминанию, т. е. развитию моторной памяти за счет приобретения тех «знаний», которые не требуют применения логики и ассоциативного мышления: разговорные русский и другие иностранные языки, география, природоведение, ботаника, зоология, арифметика, биология, анатомия, астрономия, история. В этот же период могут быть включены в программу обучения общие правовые знания, т. к. любые институциональные нормы, как правило, должны формально приниматься, т. е. запоминаться, и исполняться без каких-либо разъяснений и обоснований. Более того, в настоящее время большинство именно этих дисциплин могут быть представлены в виде цветового и звукового видеоряда документальных, видовых и художественных фильмов с соответствующим вербально поясняющим аудио сопровождением. В то же время для развития творческого мышления все эти демонстрационные показы должны обязательно сопровождаться групповым обсуждением с анализом и фантазийным продолжением событий. Одновременно с этим занятия по рисованию, живописи, лепке наряду с освоением техники и развития мелкой моторики должны сопровождаться демонстрацией фильмов о художниках с целью привязки их творчества к эпохе и их взглядам. Для формирования чувства социализации и формирования характера все занятия в начальной школе должны строиться в игровой форме, а затем после 13–14 лет в форме групповых дискуссий. Такая форма обучения позволяет одновременно решать целый комплекс задач как по нравственно-эстетическому, эмоционально-чувственному воспитанию, так и по развитию сознания, интеллектуально-рассудочному становлению личности. После 13–14 лет в связи с соответствующим формированием мозга необходимо изучать дисциплины, требующие формализованного логического и ассоциативного мышления: основы элементарной физики, химии, основы технологических процессов материального производства, обществоведение, экономику, основы философии, художественную литературу[88], лирическую и гражданскую поэзию. Особое место в средней школе, начиная с 9-го класса, должны занять, так называемые активные методы обучения (АМО) творческому мышлению, такие как «мозговой штурм», система АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), или ТРИЗ (теория решение изобретательских задач) — для мальчиков, ОДИ (организационно-деятельностные игры) — для девочек.
Занятия по искусству должны сопровождаться уже философским и психологическим разбором художественных произведений мирового искусства с учетом теории света, психологии цвета, теории композиции, прямой, обратной и цветовой перспективы. Последние должны изучаться в процессе культурного просвещения.
В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы, прежде всего, его отношением к людям, к обществу, т. е. включением в общение. Общение — взаимодействие, осуществляемое с помощью речевого и неречевого воздействия (языком тела, психосоматикой), при котором происходит обмен, изменение в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении лиц. В реальном общении осуществляются не только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в общении могут проявляться и общественные отношения, безличные по своей природе. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Более того, в связи с тем, что совместная деятельность является основой жизни человека в обществе, поэтому общение, по сути, и есть сама деятельность. Таким образом, обучение, направленное на развитие мышления человека может быть реализовано только через коммуникативный процесс речевого общения, когда смысловое содержание проявляется только через понимание другого человека. Даже процессы самообразования в действительности проявляются как коммуникативные процессы, только в качестве реципиента здесь мысленно выступает сам источник информации. Следовательно, обязательным атрибутом развития мышления должен быть процесс общения. Собственно именно через общение и проявляется истинный смысл понятия «общество». Процессы обучения через общение неразрывно связаны с процессом воспитания человека, формированием его мировоззрения и нравственно-эстетических и этических взглядов, обеспечивающих позитивное эмоционально-чувственное восприятие обучения. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой когнитивной деятельности, «по поводу» нее.
Как уже указывалось ранее, в структуре общения можно выделить три взаимосвязанные стороны процесса коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Основой процесса обучения является коммуникативная сторона общения, или обмен информацией между общающимися индивидами с целью организации когнитивных процессов для обеспечения общего понимания смысла. Как правило, все стороны общения наиболее эффективно проявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми[89]. Этот фактор обусловливает необходимые условия организации обучения для понимания при общении только в малых группах[90]. Коммуникативное речевое общение предполагает не просто обмен информацией, а представляет собой процесс мышления и выработки общего смысла, понятного каждому участнику общения, т. е. основная цель информационного обмена в общении — выработка общего понимания смысла, согласия (консенсуса), осознания. При «правильном» («позитивном») воспитании никаких недоразумений не возникает, потому что всегда достигается разумное понимание. Таким образом, общение является основой всестороннего развития человека, как с точки зрения воспитания, так и обучения.
Жизнь человека в обществе — это совместная производственная деятельность и ничего более[91]. Независимо от того, что человек делает: спит, отдыхает, думает, питается, едет в транспорте, работает, играет, занимается спортом и т. д. — это все различные виды производственной деятельности, итогом которых является какой-либо результат. Причем кинесика человека в процессе этой деятельности, его моторика[92] предваряются и сопровождаются мыслительной деятельностью, которая не прекращается ни на мгновение. Когнитивные, или мыслительные, процессы, как деятельность мозга, до сих пор остаются загадкой для человека. Как формируется мысль, какие методы, алгоритмы ее образования до сих пор неразрешимая проблема. Парадоксальность понимания мысли заключается в том, что мысль, выраженная человеком, должна быть по смыслу понятна другому или аудитории. Человек, сам по себе, свою мысль понять не может: даже, когда он занимается творчеством (пишет книгу, картину, музыку, танец), у него обязательно присутствует воображаемый собеседник, слушатель или кто-то другой, и только через понимание смысла другим, человек сам понимает свою мысль. Поэтому основой мыследеятельности является общение мысленное (воображаемое), или реальное. Учитывая, что в различных социально-возрастных и профессиональных группах существуют свои языковые формы (жаргон, сленг, профессиональные термины и т. п.), речевое общение наиболее эффективно в таких группах и на том языке, который присущ этим социальным сообществам. Очень часто используются бытовой язык, но с кодовым смыслом (например, нецензурные выражения, воровской жаргон «феня»). В связи с этим, роль воспитателя, преподавателя, учителя должна кардинально измениться: вместо менторского формального изложения текста, учитель, прежде всего, должен стать организатором и активным участником общения в этих социальных группах, т. е. воспитателем. Дети говорят на своем языке, порой непонятном взрослым, поэтому необходимо организовать и направлять их речевое общение между собой на их языке. Эффективное речевое общение обязательно должно сопровождать все игры (кроме игры «в молчанку»), не только спортивные игры, но и занятия для развития творческих способностей детей. В связи с тем, что в настоящее время во всех странах очень много различных конфессий, по отношению к этим людям актуальна проблема просвещения. Частично, проблема просвещения должна решаться предлагаемой новой системой воспитания и обучения.
Подводя некоторые итоги изложенного, можно сделать следующие выводы. Очевидно, основной целью любого обучения в обществе ноосферы является обучение методам организации мышления, а стратегической целью всех видов просвещения и обучения является воспитание потребности — желания обучения, стремления к познанию объективного мира как основной социальной доминанты духовного нравственного развития человека, как его основной жизненный интерес. Особенностью реализации нового типа воспитания и обучения является изменение представлений о процессах мышления. Как уже неоднократно указывалось, мышление человека не может осуществляться непосредственно самим человеком в одиночку. Парадоксальным является тот факт, что любая мысль только тогда проявляет свой смысл, когда она излагается (передается) в процессе общения вербально и с помощью других языков коммуникации другому человеку и только в этом виде может рассматриваться как мысль, если она понятна собеседнику (собеседникам). Несмотря на множество «языков», которые человек использует в своей мыследеятельности (символические, кинесика, проксемика, эмоции, и т. п.) для передачи смысла, все эти языки должны быть выражены в вербальной или в другой символической образной форме, которая может отразить и передать смысл, понятный другому. Очевидно, нужен такой образный язык общения, например, типа языка музыки, эстетики, который смог бы сознательно передать все многообразие окружающего мира через чувство прекрасного. Мышление и информация когнитивных процессов является еще одним объединяющим фактором основы воспитания, просвещения и обучения.
Хотя воспитание и обучение это специфические процессы, тем не менее, они неразрывны во времени и реализуются одновременно как когнитивные процессы обмена информацией. Несмотря на то, что воспитание и образование это различные процессы развития человека имеют различные цели, свои методы и средства, тем не менее, оба эти процесса развития человека связаны между собой и должны рассматриваться совместно неразрывно, как единый процесс. В процессе воспитания обязательно происходит не только социализация личности, т. е. усвоение не только институциональных норм и неписанных правил взаимоотношений и поведения, но определенных элементарных практических знаний, умений, навыков для выполнения какой-либо деятельности. С другой стороны, в процессе обучения должны обеспечиваться цели воспитания человека гуманистической и общественной направленности знаниевой компонентой. Дело в том, что помимо «внешнего» (привнесенного) процесса обучения и при воспитании и при обучении дополнительно осуществляются процессы саморазвития личности, которые имеют свои специфические особенности.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
В связи с тем, что понятие «образование» не корректно трактуется одновременно и как процесс и как результат, а реализуется как процесс обучения, понятие «образование» из оборота исключить, и заменить его понятием «профессиональное обучение». Соответственно, результатом процесса профессионального обучения будет являться профессия и специальность, определенной квалификации. Профессиональное обучение в форме практического освоения приемов и способов работы для рабочих специальностей реализуется в профессионально-технических училищах, а знаниевая профессиональная подготовка специалистов осуществляется в университетах. В результате можно устранить такие лишенные смысла понятия как дошкольное, начальное, общее школьное, средне-техническое и высшее образование[93]. Школьное обучение не предусматривает использование знаний в будущей производственной деятельности, а предназначено для социализации и просвещения ребенка. Это обстоятельство принципиально меняет структуру и содержание, изучаемых в школе дисциплин, методологию преподавания и систему оценки знаний. Школьное обучение представляет собой процесс просвещения, результатом которого, наряду с процессом школьного воспитания, является социализация ребенка на основе формирования нравственно-эстетического мировоззрения и характера человека.
Процессы социализации и просвещения наряду с профессиональным обучением осуществляются также в университете. Знания социальной и духовной культуры, полученные в университете, позволяют перевести не только нравственно-эстетическое мировоззрение с эмоционально-чувственной основы на сознательный уровень, но оказывают позитивное воздействие на использование профессиональных знаний, повышая их эффективность за счет высокого уровня социализации человека. Таким образом, в структуре жизнедеятельности общества при более высоком уровне социализации акценты, как за счет школьного просвещения, так и за счет профессионального образования, смещаются в сторону свободного индивидуального духовного личностного развития каждого человека в соответствии с его желаниями и возможностями. Это позволит сделать общество более гуманистически разумным и гармоничным и тем самым обеспечит дальнейшее развитие Цивилизации. Технократический путь развития цивилизации за счет научно-технического прогресса в результате автоматизации и роботизации всех сфер жизнедеятельности является тупиковым, вследствие объективного разрушения разумной основы совместной производственной деятельности и неизбежной деградации людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
45
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
46
Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — м.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1999–1160 с..
48
Профессия (лат. professio; от profiteor — «объявляю своим делом») — это род занятий или трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, квалификации, знаний в процессе обучения. ([Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия).
Специальность — специализированный или вид комплекса навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения в определенной профессии.
Квалификация — степень или уровень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать определенному уровню профессиональных требований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/94591/Квалификация).
49
Семейное воспитание — это когда родители воспитывают своих детей, домашнее — воспитание детей с использованием наемных «учителей», которые живут вместе с родителями и детьми как одна семья.
50
Передача практического опыта в профессионально-технических училищах предполагает обучение навыкам, умениям, действиям, операциям и группам операций путем демонстрации и подражания, повторения.
54
За исключением медицинского, педагогического, музыкального, художественного, балетного, вокального и некоторых других видов профессий.
56
Савельев С. В. Церебральный сортинг — М.: ВЕДИ, 2016. — 232 с.; Савельев С. В. Нищета мозга — М.: ВЕДИ, 2014. — 192 с.: ил.
57
Антропологические и археологические исследования и найденные артефакты свидетельствуют о том, что наши далекие предки обладали более современными знаниями и технологиями, которые в силу непонятных причин были утрачены.
58
Слово «просвещение» происходит от глагола «просвещать», то есть, «образовывать, распространять (вещать) знания». Нести знания в «темные» людские массы — подобно зажжению света в темном месте, освещение его. Отсюда и «просвещение», где слово «свет» является основополагающим.
60
Все социальные нормы отражают особенности общественного устройства государства и характера экономики.
61
Основные затраты жизненной энергии контролируются и осуществляются мозгом при осуществлении мыслительной деятельности.
62
Привычка — автоматически воспроизводимое действие, исполнение которого инициируется некоторым сигналом (триггером привычки) и выполняется и завершается с чувством удовольствия. Сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации (играющей роль сигнала, запускающего действия привычки) приобретает для индивида характер потребности, побуждающей «совершать какие-нибудь действия, поступки». (Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Привычка).
63
В этот период времени ребенок еще не живет в полном смысле этого слова применительно к человеку, а лишь существует как живое человекоподобное существо.
64
Например, по А. Маслоу человека с момента рождения (??) последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей: 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребность в уважении (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребность в самоактуализации. ([Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида потребностей по Маслоу).
65
По данным Т. Бауэр, М. И. Лисиной и других психологов, у 6-летнего ребенка обостряется потребность в познании объектов внешнего мира, значимых для общества, к 9 годам получают развитие потребности в признании другими людьми, в 15 лет основное место занимают потребности в развитии способностей, приобретении умений, в 15–17 лет отчетливо проявляется потребность в самореализации. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 508 с.
67
Коллективные формы организации, когда все участники одновременно выполняют одну и ту же работу, могут применяться только для осуществления когнитивной (мыслительной) деятельности в виде временного объединения коллективных усилий в форме различных экспертных советов, комиссий, «мозгового штурма» и т. п.
68
Функциональная деятельность — это сугубо формализованная, алгоритмизированная, нормативно-заданная и операционально определенная деятельность по оформлению различных документов и обработке информации.
69
Условность обозначения вызвана тем, что профессиональное образование тоже является практическим. Такое определение образования обусловлено тем, что обучение, как передача опыта, основано на приемах бессознательного инстинктивного подражания и копирования бессознательно, т. е. без объяснения смысла действий.
70
Кроме того, специальные узкоспециализированные знания могут приобретаться на специальных краткосрочных курсах повышения квалификации, основу которых составляет практический опыт.
71
Ноосфера (от греч. νόος — разум и συαῖρα — шар) — сфера разума, сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10117
Ноосфера — сфера разума, новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Процесс перехода биосферы в ноосферу усиливается по мере объединения человечества, для решения общих, глобальных проблем планета Земля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/5_115997_noosfera.html
72
Кстати, удельный вес свободного от работы времени постоянно увеличивается, в связи с тем, что в результате научно-технического прогресса время, затрачиваемое на производственную деятельность, имеет тенденцию к сокращению.
73
Название этого типа происходит от латинского «verbalis», что в переводе означает «словесный». Таким образом, сюда относятся слова и фразы.
74
Уроки рисования и музыки носят сугубо формальный характер и не ставят задачи эстетического воспитания.
75
Дебилизация, или слабоумие, возникает вследствие травматических поражений мозга, ложная дебилизация возникает в результате атрофии мозга, т. е. отмирании нейронных связей в результате неиспользования отдельных зон мозга.
77
В настоящее время воспитание, социально-политическая и эмоционально-ценностная сторона развития человека, не включаются в педагогическую науку.
78
К информации «добра или любви» условно можно отнести созидающую информацию, направленную на сохранение Жизни общества и Развитие сознания, к информации «зла или ненависти» можно отнести разрушительную информацию, направленную на Уничтожение и Смерть.
79
Нейрофизиологические исследования показывают, что решения, принимаемые мозгом, на несколько секунд опережают их высказывание (оглашение).
81
Существует распространенное мнение, что можно заставить мозг работать усилием воли, однако «усилие воли» — это в действительности и есть ситуация, которая заставляет мозг работать, обеспечивая защиту организма.
82
Например, Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса / Э. В. Ильенков. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 290 с.
83
В более широком значении термин «искусство.» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.
85
Например, А. Шнитке утверждал что музыка — это искусственный язык, дистиллированный музыкальный язык, подчиненный строжайшей рациональной регламентации, но как бы совсем вне семантический. Однако музыка имеет, хотя и не сюжетную, но свою специфическую семантику. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mellotron.ru/schnittke/schnittke2.htm.
86
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/live/wrong-beliefs/211169-is-music-universal.
87
[Электронный ресурс] Режим доступа: Бернстайн Л. Концерты для молодежи https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post472287897/.
88
Ни в коем случае нельзя заменять чтение художественной литературы просмотром экранизаций литературных произведений, т. к. при этом мыслительная творческая деятельность заменяется использованием малозатратного восприятия примитивного видеоряда.
89
Предметом специального анализа должны быть средства и методы воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, в частности при изучении психологии больших групп и социальных движений, психологии масс и толп.