Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование

В. С. Соловьев, 2022

Представлена концепция принципиально новой системы воспитания, просвещения и образования на научной основе с учетом перспективных кардинальных изменений в общественном устройстве, социальной экономике, государственном управлении и экосистеме объективного мира. Целью предлагаемой системы является формирование общественного сознания, мировоззрения и характера социализированного человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической основе разумной жизни в социуме. Это позволит формировать эмоционально-чувственное образное восприятие действительности на основе развития чувства прекрасного, потребности в мыслительной творческой деятельности, познания объективного мира и самостоятельно и свободно реализовать свои индивидуальные потребности и способности в сфере духовной культуры. Работа адресована всем людям, которые умеют рассуждать и всерьез задумываются о будущем нашего мироздания и разумной организации жизнедеятельности на уровне всего Человечества. И, прежде всего, своих детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ликбез 5.3. Классификация людей по типам мировоззрения

Формирование единой для всех народов и государств эффективной системы воспитания, просвещения и обучения невозможно вследствие объективных биологических, физиологических и психических особенностей различных популяций человечества и самое главное — различных природных и социально-экономических условий их среды обитания. За весь период существования человечества в результате изменения природно-климатических условий, объективного естественного биологического и искусственного социального отбора, произошла такая метисация и смешение рас, этносов, народов и народностей, что рассмотреть и учесть их биологические и психические особенности в «чистом» виде в настоящее время не представляется возможным, вследствие того, что нельзя выделить генетически и этнически «чистые» разновидности человека. Таким образом, в настоящее время настоящее время необходимо исходить из того, что каждый человек, вследствие объективных биологических, физиологических и психических особенностей различных популяций человечества и различных природных и социальных условий их среды обитания, является уникальным и потому его индивидуальные способности в определенной степени могут проявиться его этническими особенностями независимо от места его проживания.

Хотя общий уровень интеллектуального и культурного развития людей разных стран колеблется в достаточно больших интервалах, тем не менее, для решения проблем развития Человечества необходима какая-то, хоть и грубая, его классификация, потому что человек не умеет и не может работать вне времени и пространства и с информацией такого разнообразия[94]. В последние годы ситуация усугубилась тем, что национально-освободительное движение и отмена колониальных режимов привели к формированию новых независимых государств, которые в результате глобализации экономики и в силу исторических и природных особенностей территории не сумели обеспечить нормальное социально-экономическое развитие своих стран. В результате этого многие популяции гибнут, происходит массовая миграция населения из экономически бедных стран в крупные города экономически развитых государств. Политика поликультурализма и толерантности в отношении мигрантов не дает положительных результатов, вследствие того, что искусственно навязывается чуждая пришлым народам культура и традиции коренного населения без учета этнических и других особенностей, сформированных веками и тысячелетиями. При этом одновременно в развитых странах происходит сокращение численности коренного населения, утрата своей собственной этнической национальной идентичности и складываются тенденции к разрушению национальной культуры и экономики этих стран.

В связи с тем, что в настоящее время большинство государств являются многонациональными[95] и много этническими разных композиций, существование различных групп населения в каждой стране по исторически сложившимся социально-экономическим характеристикам, национально-культурным традициям и жизненным стереотипам, общественному устройству и организации жизнедеятельности объективно отличается друг от друга. Все это требует для каждого государства разработки специально приспособленных для различных групп населения систем воспитания (социализации), просвещения и обучения. В настоящей работе мы ограничимся только рассмотрением Российской Федерации, исходя из территориальных природно-климатических и геополитических особенностей в результате ее исторического идейно-политического и социально-экономического развития. Однако принципы построения и тенденции стратегических изменений систем воспитания, просвещения и обучения, предложенных для РФ, могут быть с успехом при некоторой коррекции использованы и в других странах.

Игнорируя проблему уникальности человека, исследователи используют различные основания для классификации и разделения человечества на группы: на расы (негроидная или экваториальной, монголоидная или азиатская или азиатско-американская, австралоидная или веддо-австралоидная или индо-австралоидная и европеоидная или кавказоидной или евразийская) и множество других классификаций, по цвету кожи (краснокожие — для египтян, желтокожие — для народов востока, белокожие — для народов севера, чернокожие — для южных народов), по группам крови, по знакам зодиака в классической астрологии (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы) или по китайскому гороскопу (бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, кот и крыса), по типам темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), по типу личности (интроверт, экстраверт) и т. д. и т. п. Однако все подобные типологические деления человека построены на выделении каких-то отдельных специфических особенностей человека и не никак не связаны с условиями социальной среды и социума, где люди собственно осуществляют свою жизнь и деятельность. Вместе с тем именно социальная среда является основой поведения человека в обществе, формирует его характер и оказывает влияние на процессы эволюции человечества. С этой точки зрения наиболее адекватными обобщающими характеристиками человека, отражающими его суть, являются мировоззрение и характер человека, который собственно отражает практическую реализацию мировоззрения.

Индивидуальное личностное развитие каждого человека определяется целым рядом факторов как естественных биологических наследственных, так и искусственных социальных. В качестве пассивных искусственных факторов для раскрытия индивидуальных возможностей человека являются условия среды обитания и общественного устройства государства, а качестве активных искусственных — система общественного воспитания и обучения. Однако любая общественная система воспитания (социализации) и обучения не может в принципе обеспечить индивидуальное развитие каждого человека в соответствии с его уникальными особенностями. Общественная система воспитания (социализации) и обучения для большинства населения объективно может быть реализована только для ограниченного круга вариантов развития отдельных популяций человека в конкретных местах их проживания. Поэтому для решения проблем общественного воспитания (социализации) и обучения необходима классификация населения государств. При этом индивидуальное развитие людей может быть обеспечено за счет самостоятельного личностного духовного развития на единой базовой основе общественной системы воспитания (социализации) и обучения путем предоставления ему соответствующих условий, но в рамках соблюдения установленных социальных пределов, исключающих разрушение социума, государства и объективного мира в целом.

У всех народов, населяющих различные государства, должны обязательно быть несколько одинаковых базовых качеств, которые обеспечивают устойчивость и жизнеспособность любого общества и Человечества в целом. В качестве таких качеств можно выделить два: социальность, а точнее, социумность, и трудоспособность. Под социальностью, или социумностью, следует понимать осознанное чувство того, что человек объективно является членом, неотъемлемым элементом (атрибутом) того социума — единства общества и экосистемы, в котором он существует и без которого он жить и чувствовать себя человеком не может. Его поведение не должно разрушать ни общество, ни государство, ни окружающую среду и поэтому каждый человек должен социализировать (принимать) основные общественные нормы, институционально установленные, или исторически сложившиеся неписанные, как свои естественные «врожденные» (природные) внутренние убеждения. При этом социум должен восприниматься как неразрывное единство общества-государства с его общественным устройством и экономикой, природной и искусственной экосистемой (средой обитания). Такое восприятие возможно только в том случае, если человек чувствует себя и действительно является равноправным (полноправным, как все) участником общественной жизни. Для этого существующий общественный строй государств должен быть перестроен на гуманистических принципах «естественной» модели равноправного общественного устройства. Любая ущербность такого восприятия является закономерным результатом неравноправия в обществе. Поэтому для реализации этого качества характера человека необходима предварительная перестройка общественного строя государства на принципах равноправия и без частной собственности как основы неравноправия.

Под трудоспособностью должно пониматься такое качество-чувство человека, когда труд воспринимается и действительно является не обязанностью, не долгом, не насилием, не принуждением, а естественной основой его жизни, его желанием, стремлением, жизнью его самого, семьи и народа (общества) в объективном мире. Эти качества характера каждого человека по существу являются нравственной основой мировоззрения человека, которое по другим его составляющим может различаться у разных групп населения (народов) государства, например, в разрезе этикотипов[96]. Хотя мировоззрение, или образ мыслей, в принципе должен быть разный вследствие уникальности каждого человека, однако в результате длительного совместного проживания в каждом обществе-государстве можно выделить несколько в своей основе примерно одинаковых уровней развития мировоззрения и применительно к ним построить типологию людей и соответствующие системы воспитания (социализации) и обучения[97].

Мировоззрение как социально-исторический феномен представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов человека, оценок, принципов и образных представлений мира, места в нем человека, общества и человека в их сложных взаимоотношениях. Мировоззрение — это духовная осознанная форма соотнесенности человека с миром, с окружающей реальной действительностью. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нем человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Мировоззрение как совокупность взглядов, определяет жизненные позиции, программы поведения, действия людей и придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Основой, фундаментом мировоззрения является сознание[98], которое представляет собой человеческую способность к отражению и воспроизведению действительности в мышлении. Именно мировоззрение как сложное социальное проявление, в определенной степени системное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания[99], которые диалектически между собой взаимосвязаны.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Однако индивидуальное мировоззрение — это прерогатива[100] только отдельных представителей общества, обозначаемых философами и небольшими группами их последователей. И хотя каждый человек в качестве общих воззрений на жизнь использует, как ему кажется, свое собственное индивидуальное мировоззрение, однако это является иллюзией, заблуждением, в связи с тем, что в действительности оно проявляется только как социальное, общественное мировоззрение, общее для больших групп людей определенной категории. Это происходит именно вследствие специфики мировоззрения как предельного обобщения, упрощения и гармонизации эмоционально-чувственного образного восприятия и миропонимания объективной действительности. Таким образом, под общественным мировоззрением следует понимать не единое, общее (усредненное) для подавляющего большинства населения или всего общества в целом миропонимание, а совокупность различных воззрений на мир, присущих различным группам населения в соответствии с исторически сложившейся стратификацией общества. Именно в таком же ключе необходимо рассматривать и понятие «общественное сознание». Собственно «общественное сознание» представляет собой еще более упрощенное мировоззрение различных групп людей за счет выделения главного, сущностного, основного и исключая различные несущественные детали и нюансы. Хотя мировоззрение различных групп населения может кардинально отличаться по некоторым составляющим мировоззрения, однако обязательно должны быть общие, единые для всех характеристики мировоззрения, которые обеспечивают сохранность и жизнеспособность общества в целом.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни, проявляясь в его действиях, поступках и поведении, и обозначается характером[101]. Характер человека проявляется через его действия, поведение и поступки, которые определяются уровнем духовного развития, прежде всего, его мировоззрения, т. е. совокупностью взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Таким образом, характер — это практический способ бытия в мире, отражающий мировоззрение, это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Поступки и поведение человека, обусловленные его характером, являются мерилом мировоззренческой зрелости человека, а ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека. Характер, или менталитет[102], образуется сочетанием в различной пропорции отдельных составляющих психики, которые обозначаются чувствами и мировоззрением. Основой характера и мировоззрения является нравственность, как синтез довольно сложных чувств и эмоций. Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образом отметить такие как выдержка, самообладание, твердость характера, ответственность, разумность, настойчивость, Следовательно, мировоззрение — это сложное, синтетическое проявление общественного и индивидуального сознания. Структуру мировоззрения характеризуют такие компоненты, как ценности, знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, нормы, идеалы и т. д.

Источником мировоззрения являются ощущения, непосредственно получаемые каждым человеком через органы чувств от окружающего пира, и информация, получаемая через общение с другими людьми. Достоверность и адекватность восприятия ощущений, как правило, достаточно высока, т. к. оптические иллюзии и звуковые эффекты крайне редки. Несколько иная картина с восприятием и осознанием информации. В принципе истинность и смысловая определенность информации всегда подтверждается использованием фактических данных. Однако парадоксальность использования информации заключается в том, что любая информация, включая и научную, опирается не на факты, а воспринимается на веру. В истории, археологии, антропологии встречаются такие артефакты, которые не укладываются в предлагаемые концепции и не находят своего объяснения, поэтому просто игнорируются. В естественных науках встречаются явления, которые не могут быть объяснены с позиций современной науки и не могут быть подтверждены или опровергнуты опытом. Более того, все пользуются научными открытиями, опытное фактологическое подтверждение которых сделано другими. И наконец, последнее: в настоящее время фактологические знания, на которых зиждется наука, интерпретируются по-разному вследствие того, что многие понятия не находят своего точного корректного определения вследствие ограниченности используемых языков. Таким образом, в мировоззрении картина мира воспринимается и отражается достаточно неопределенно. Однако именно эта неопределенность позволяет в общественном сознании и мировоззрении отражать социальный опыт каждого человека, как уникального индивидуума.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных составляющих:

1. Познавательная составляющая. Базируется на обобщенных повседневных, профессиональных, научных знаниях и здравом смысле. Она представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующую и обобщающую результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2. Ценностно-нормативная составляющая, включающая в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами (императивами)[103]. Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: нравственные, моральные, этические, религиозные, правовые и т. п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества в целом. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует «приказной», обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем институциональным средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевая составляющая. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, интериоризация[104], превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение и мировосприятие, но находит выражение и в мировоззрении.

4. Практический компонент мировоззрения — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения, характер человека. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом. Другая крайность — скептицизм, неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям.

Мировоззрение определяет ориентацию личности, которая, в свою очередь, зависит от естественных природных эволюционных процессов и искусственных социальных условий существования социума в его исторической динамике. В мировоззрении отражается социальный опыт человеческого бытия, уяснения смысла человеческой жизни и в зависимости от смены эпох: люди что-то хранят и передают из поколения в поколение или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы. По уровню развития мировоззрения можно выделить жизненно-практический и теоретический сознательный уровень[105]. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается на основе воспитания и базируется на здравом смысле, достаточно ограниченном повседневном жизненном опыте. Однако, именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и групповое взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования, воспитания и условиям жизнедеятельности его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают этнические, религиозные традиции, уровень образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер деятельности и социальные условия жизнедеятельности, природные и искусственные, созданные трудом человека, особенности среды обитания. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный практический опыт каждого конкретного индивида, что и помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. В зависимости от того, что положено в основу формирования жизненно-практического мировоззрения, выделяют обыденное, или повседневное, на уровне здравого смысла, мифологическое и религиозное мировоззрение. Однако все эти разновидности достаточно примитивны, не отличаются глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью и отсутствием целостного понимания мира. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Это обусловлено тем, что основой этого мировоззрения и характера человека является преобладающее влияние многовековой наследственности предков. Жизненно-практическое мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Общественное бытие — это социальные, политические и духовные процессы жизнедеятельности людей, которые определяются общественным устройством, экономикой (формой собственности, способом производства и распределения общественных результатов совместной деятельности), спецификой систем управлением производством и государственной власти.

Здравый смысл — это общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Оно в основе своей не является знанием, а выступает как способ отбора в знании главного, второстепенного и выделения крайностей. Здравый смысл представляет собой обращение с целью поддержки выдвигаемого положения к чувству общественного здравого смысла, «несомненно» имеющемуся у аудитории, которое разделяют почти все люди, в результате чего можно ожидать согласия и одобрения от почти всех людей без необходимости обсуждения[106].

Если рассматривать формирование мировоззрения в историческом ракурсе, то оно возникло с появлением первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины, когда человек выделился из мира животных и у него еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета реальных причинно-следственных связей. Первые представления о мире базировались на страхе перед неизвестным и непонятным и выступали в форме мифов, легенд, народных сказаний, которые являясь символическим аллегорическим отражением реальных событий и обстоятельств со временем приобрели сверхъестественные формы. Мифологическое и языческое[107] мировоззрение основаны на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру и отличаются от религиозного способом представления мира. Мифологические образы и представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности. Мифологическое мировоззрение в отличие от религиозного зиждется на синкретизме, когда нет четких различий между материальным и духовным явлениями, антропоморфизме, как отождествление природных сил с человеческими силами и их одухотворение, и политеизме (многобожии), когда каждое природное явление имеет свою причину — своего бога. Богам присущи человеческие черты, пороки, но они бессмертны. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами и служили предметом веры.

В отличие от разностороннего мифологического религиозное мировоззрение более догматично и несет в себе оценку происходящего за счет системы моральных заповедей. В религиозном мировоззрении признается отделение духовного начала человека от телесного, есть четкая грань между чувственным образом и самой действительностью как понятие души и потустороннего мира. Религиозное мировоззрение тоже основано на вере в сверхъестественные силы, которое определяется верой в существование Бога и предполагает искренние чувства связанности с ним, зависимости от него и требует канонического описания взаимоотношений. Таким образом, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, жестко догматизировано и основано на монотеизме.

Специфика любой религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Религия распространяет и поддерживает образцы с ее точки зрения правильного, нравственного поведения. Основная функция религии состоит в том, чтобы «помочь» человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентном. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает «смысл» и «знание», а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Самым эффективным методом исключения энергозатратной рассудочной деятельности уже несколько тысячелетий являются религиозные культы, которые предоставляют как идеологическую, так и гуманистическую основу для подобного поведения. Суть привлекательности культов состоит в регуляции поведения, которое позволяет мозгу не думать, а исполнять наборы простейших правил — неизменных догматов как абсолютных истин. Жизнь идет, энергия не расходуется, мозг спит, правила соблюдаются, социальная активность снижается и общество стабилизировано. Любая религия использует мифологические социальные инстинкты, которые выдаются за единственно правильную основу поведения и усваиваются внегеномно как наследуемые религиозные инстинкты. Глубоко верующий человек свято убежден, что он свободен. Это по-своему справедливо, поскольку он свободен от избыточных затрат энергии на содержание собственного мозга. Экономия достигается отказом, как от осознанного обдумывания повседневных поступков, так и от копирования готовых социальных образцов отношений с внешним миром. Верующий человек удачно избавляется от ответственности за принятие решений, экономит на энергетических затратах мозга и бездумно плывет в комфортном море теологических иллюзий. Взгляд на мир строится не на личном опыте, истории человечества и ближайших родственников, а на интродуцированной в мозг чужой убежденности. Избрав веру в качестве основного принципа отношений с внешним миром, человек начинает неосознанно экономить на работе своего мозга, тем более что это поддерживается фундаментальными биологическими инстинктами[108]. Последовательный культ веры меняет индивидуальное восприятие так, что оно начинает противоречить реальным фактам. При этом будет совершенно невозможно переубедить уверенного в своей правоте сторонника любого культа. Религия в своей основе антисоциальна: каждый должен сам нести свой крест. Более того, она порождает ложную социализацию людей одной веры при осуществлении совместных бдений, молитв, крестных ходов и других ритуальных действий, не связанных с реальной жизнью. Вера, как комплекс социальных инстинктов, является наиболее проверенным и действенным способом примитивизации и унификации людей с различными конструкциями мозга. К сожалению, эти социальные инстинкты так сильны и эффективны, что их смена обычно сопряжена с физической заменой большей части носителей. Стабилизация жизни общества каждого традиционного культа достигается путем инактивации особей со слишком оригинальной или архаичной конструкцией мозга путем их физического уничтожения.

Если в основе мифологического и религиозного мировоззрения лежат иллюзорные сверхъестественные и фантастические формы эмоционально-образного представления мира, то обыденное мировоззрение, построенное на здравом смысле, в своей основе использует сугубо практический опыт бытия, описание которого осуществляется на уровне предметного мышления. Более того, абстрактное рассудочное понятийное мышление на этом этапе развития человека вообще отсутствует. С этой точки зрения обыденное мировоззрение в структуре жизненно-практических мировоззрений является, хоть и примитивной, но наиболее реальной «сознательной» формой. Самым страшным фактором религиозного мировоззрения, как уже указывалось ранее, является запрет на активную жизненную позицию и на творческую деятельность, направленную на познание мира.

Философское (научное) мировоззрение определяется как системно-теоретическое, самое общее, универсальное, рациональное, рассудочно-осознанное представление объективного мира и человека в нем в их единстве. Характерными чертами философского мировоззрения является не эмоционально-чувственная образность представлений, а формализованная логичность, системность и последовательность, высокая степень обобщения на основе доводов, аргументов, суждений, умозаключений разумной мыслительной деятельности человека. В отличие от религиозного и мифологического философское мировоззрение основано на формальном знании, а не на вере, либо вымысле; рефлексивно, т. е. имеет место обращенность мысли на саму себя; логично, имеет внутреннее единство и системность, и опирается на понятия и категории.

Теоретический уровень мировоззрения в виде философского и научного, политического и правового формируется, когда человек подходит к миру сознательно с позиций разума, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения на основе обобщенных знаний о действительности, формируя нормы, ценности и идеалы, определяющие цели, средства и характер деятельности людей. Однако формирование теоретического мировоззрения обусловлено следующим особенностями. Теоретическое мировоззрение объективно начинает складываться, только начиная с 14–17 летнего возраста, когда жизненно-практическое мировоззрение в форме обыденного, прагматического на уровне здравого смысла, или как мифологическое, или религиозное, уже сложилось в подсознании, рассудочная деятельность и ассоциативное мышление еще только начинают формироваться, а социальный опыт отсутствует. На этом этапе мировоззрение представлено в бессознательной эмоционально-образной форме как нерасчлененное цельное отражение объективного мира, зафиксированное в подсознании. Особенность мышления состоит в том, что через эмоционально-образный язык можно формировать некоторые смысловые понятия, однако наоборот, формализованные понятия, выраженные в вербализованном или другом символическом языке перевести в образные формы невозможно. Поэтому осознанная корректировка уже сформированного эмоционально-образного мировоззрения за счет развития ассоциативного и рассудочного мышления происходит очень трудно, потому что требует больших расходов жизненной энергии на размышления, а иногда этого вообще не происходит. Любое мировоззрение как жизненные установки, определяющие поведение человека в обществе, независимо от того в каком виде оно представлено, в обыденном практическом, или научном теоретическом, всегда соотносится с реальным жизненным опытом. Мировоззрение, которое не соответствует реальным условиям жизни практически сформировать невозможно. Ничто так не учит человека, как непосредственный опыт. Поэтому, если ставится задача в результате воспитания, просвещения и обучения получить мировоззрение людей с нравственных подлинно гуманистических позиций, необходимо предварительно перестроить существующий неравноправный общественный строй, монетаристскую экономику и бессмысленное управление на общество, построенное на разумных принципах «естественной модели».

Несмотря на революционные достижения в области науки, техники, кардинальные изменения производства и условий жизнедеятельности в обществе, в настоящее время одновременно имеются все виды мировоззрения. Это обусловлено тем, что мировоззрение и характер человека формируются с одной стороны, многовековой наследственностью предков и родителей, а другой стороны, — общественной системой воспитания, просвещения и обучения и влиянием природной и искусственной среды, или экосистемы, которому подвергается человек в продолжение своей жизни. При этом влияние искусственной социальной среды, созданной человеком, начинает оказывать реальное действие только тогда, когда наследственные факторы накапливались в одном и том же направлении в течение очень долгого времени. Однако важны не различия в жизненно-практическом и научном мировоззрении, а почему примитивные идеалистические мифологические, языческие[109] и религиозные установки существуют тысячелетиями и даже в наш «просвещенный» век достаточно широко распространены, и, наоборот, разумное научно-философское мировоззрение, не только не замещает религиозное, но даже деградирует.

К самому предковому (животному) уровню развития мировоззрения можно отнести людей, которые живут сугубо в материальном мире, ориентированы в основном на низменные, животные чувства и инстинкты. Их мировоззрение представляет собой миросозерцание ограниченное собственными мироощущениями «не дальше своего носа». Они привязаны к своим чувствам, инстинктам, к земле, живут как бы одной жизнью, т. е. «я живу, у меня все нормально, а до остального мне дела нет». Для этой категории людей характерен самый низший уровень зачаточного сознания, и соответственно, мировоззрения — животный. Животный уровень осознанности — это есть, спать размножаться и сохранять ареал обитания, т. е. безопасные условия существования (не жизни в полном смысле этого слова, а бытия). Пища, размножение и доминантность, обеспечивающие безопасность и сохранение вида, являются основой естественного биологического отбора. Такие люди пассивно исполняют свою работу, или чужую волю, т. е. как бы вечно находятся в сомнамбулическом сне (или как сейчас говорят — в прострации). Идеалы этого типа — еда, питье, сон, размножение. Этот тип, в народе называли «летарии», т. е. «вечно спящие»[110]. Этот тип людей можно обозначить как «примитивный» («primitiva») или «вульгарный, упрощенный» («populus, vulgus») или просто по-русски «обыватель» — тот, кто в широком смысле ограниченно социален, лишен общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живет мелкими, личными интересами. Мировоззрение у таких людей, как правило, ограничено, и мироощущения и мировосприятия строятся в соответствии с чувствами страха, голода, жажды, и инстинктами самосохранения, размножения, взаимного сосуществования, ограниченности данного мира или ограниченности бытия. Превалирует система актуального выживания в здесь и теперь, т. е. желание быть сытым, обутым, одетым, что-то создать материальное для своей семьи, для своих потомков. Ограниченный замкнутый характер существования приводит к неразвитости общения, бедности словарного запаса и языка. В результате из-за ограниченности чувства познания практически отсутствует духовная составляющая, которая чаще всего подменяется языческими или религиозными догматами и канонами, построенными на вере. Они мыслят о любой еде, лишь бы насытиться, и никому ничего не отдадут, все съедят сами. Образ мыслей будет «тяжелый», неповоротливый, т. к. пища грубая и тяжелая. В результате инстинкта самосохранения такие люди в первую очередь защищают себя и свою семью, и своих близких, т. е. только своего рода. Любая чужеродная система воспринимается как нечто непонятное и вызывает чувство страха, за которым следует чувство агрессии, поэтому любую возможную в будущем опасность считают, что надо ликвидировать сразу в самом зародыше немедленно. К этой категории людей, как правило, относятся люди с тяжелой наследственностью, потерпевшие жизненную катастрофу, физически неполноценные, и религиозные фанатики.

Другой, достаточно распространенный в настоящее время, тип людей стоит по уровню мировоззрения несколько выше предыдущего и отличается только тем, что потребление ориентировано на удовлетворение (получение) чувственных наслаждений на уровне низменных животных инстинктов. Их жизнью управляют чувственные восприятия, врожденные задатки способны более или менее развиваться по его прихоти. Во всех проходящих процессах чувствительность играет главную роль. Их мировоззрение представляет собой ограниченное миросозерцание. Такой тип людей любит веселую музыку, романсы, развлечения, спортивные состязания и другие массовые зрелища. Высшим наслаждением является «любовь», веселая компания, катание на транс-порте с музыкой, увеселительные загородные прогулки, веселое беззаботное времяпрепровождение. Для такого типа людей женщины занимают первое место в жизни, а для женщин этого типа, мужчина — это высший идеал. Мир для них существует для того, чтобы они могли в праздности, веселости и без забот проводить свою «жизнь» — бытие. Основное стремление в таком существовании — материальное благополучие, комфорт и деньги, чтобы обеспечить себе беззаботное и праздное существование. Люди этой категории мыслят уже не просто выжить, а все должно быть чувственно, «красиво», благоустроенно. Нужно не просто насытиться, а чтобы пища была вкусная, хорошо приготовлена. Когда есть излишек, его могут легко отдать кому-то. Люди такого типа защищают не только себя своих родных и близких своего рода, но и своих ближних соседей и людей своего круга, т. е. характерна взаимопомощь и взаимовыручка в рамках своей группы. При решении вопросов жизненной безопасности они предпочитают договориться, чтобы установить добрососедское сосуществование. Этот тип людей можно обозначить как «легкомысленный (frivola)». Распространению людей этого типа способствовало два обстоятельства. С одной стороны, легкость получения средств к существованию в результате монетаристской экономики, основанной на получении доходов в виде фантомных денег на основе безнравственных способов мошенничества, обмана, спекуляции, игрового азарта и т. п. в отраслях квазидеятельности, а с другой стороны, развитие массовых развлекательных и досуговых мероприятий и превращение их в индустрию[111]. Это различные спортивные мероприятия (футбол, хоккей, ручной мяч, теннис, автогонки, соревнования континентального и мирового уровня по различным видам спорта: олимпиады, чемпионаты, спартакиады и т. д.), для молодежи — низкопробные эстрадные представления и развлекательные шоу, различные конкурсы, лотереи и т. п., включая телевизионные и т. д. Для этого создаются специальные условия: стадионы, концертные залы, многотысячной вместимостью, специальные трассы (например, формула-1, горнолыжные слаломные трассы с подъемниками) и другие спортивные сооружения, ночные клубы, бары, казино, игровые автоматы, танцевальные площадки и другие досуговые сооружения. Привлекательность, популярность и высокая посещаемость обеспечивается пассивным «участием» (задействованы только зрительные и слуховые органы чувств, бессмысленная речевая и двигательная моторика человека), доступностью восприятия в связи низким уровнем требовательности к уровню развития участников, низким уровнем смысловой нагрузки, ориентацией на низменные вкусы и животные инстинкты и эмоции.

В основе широкого распространения этой категории людей лежит психология масс и толп, когда рассудок и здравый смысл заменяются неконтролируемыми эмоциями и животными инстинктами, неконтролируемыми вспышками ярости, агрессии и разрушительными действиями. При этом полностью утрачивается чувство социальной ответственности за собственные действия, которое даже в обычной жизни и так ослаблено. Основой поведения людей этого типа становится преклонение перед выбранным кумиром (спортивной командой, группой или отдельным лицом), объектом обожания на основе личного пристрастия, которое очень часто доводится до фанатизма. Это настолько ограничивает образ мыслей и всестороннее развитие, что в восприятии окружающей действительности огромный беспредельный мир, как таковой, полностью утрачивается и заменяется мирком его собственных низменных интересов и представлений. Широкому распространению этой категории людей способствуют средства массовой информации (СМИ), так называемая «желтая пресса», социальные сети, которые непрерывно смакуют интимные подробности из жизни «знаменитых» людей, сплетни, скандалы, неприличное поведение, безнравственные поступки и т. д. Основная причина широкого распространения этого явления общая дебилизация населения в результате утраты смысла разумной жизни и замены ее на парадигму животного существования на основе индивидуального потребительства и наживы. Объективной причиной этого является монетаристская экономика, построенная на частной собственности, власти фантомных денег и аморальных асоциальных и безнравственных принципах. Результатом монетаристской экономики является появление огромного количества отраслей квазидеятельности, позволяющих без труда получать баснословные суммы фантомных денег за счет мошенничества, обмана, спекуляции, ростовщичества и прочих аморальных способов. Более того, неизбежным спутником монетаристской экономики является армия рантье, которые вообще не заняты какой-либо деятельностью и живущие на «проценты с капитала».

Кроме этого, в настоящее время по уровню мировоззрения можно выделить еще две наиболее широко распространенные категории людей: «человек-потребитель (consumptor, или consumer)» и «человек виртуальный (virtualis)». Начиная с середины ХХ в. бурное развитие производительных сил общества и совершенствование управления на основе достижений научно-технического прогресса, сделали возможным в экономически развитых странах обеспечить относительно безбедное существование большого количества людей. Развитие массового индустриального промышленного производства товаров широкого потребления сделало доступными множество вещей для больших масс людей, которым ранее они были недоступны. Безудержный рост «потребления материальных благ» не только отдельными представителями общества, а уже большинством населения экономически развитых стран поставил Землю на грань экологической катастрофы. Человеческие желания безграничны и в современную эпоху их воплощение стало в определенной степени возможным. Расширение потребительских возможностей породило потребительское общество, где потребление стало самоцелью и зачастую основным занятием людей. Человек — это существо с ограниченными возможностями и неограниченными желаниями. Так появился наиболее распространенный в настоящее время человек-потребитель — «homo consumptor», или «homo consumer».

На этом уровне восприятия находятся люди, для которых собственные здоровье и материальное благополучие являются смыслом существования. Низшее проявление этого уровня — когда человек желает только получать, не желая ничего давать взамен. К сожалению, современное общественное устройство и монетаристская экономика, основанные на частной собственности, а также современные СМИ направлены на то, чтобы люди видели смысл бытия в неуемном и неумеренном потребительстве, в приобретении и накоплении материального богатства и удержании человека на этом уровне антропоцентризма, когда каждый человек считает себя центром мироздания и стремится эксплуатировать ресурсы планеты и всех окружающих ради собственного эгоистического наслаждения и строить свои взаимоотношения на основе половой близости. Это основная идеология монетаризма, который составляет основу всех существующих экономических «теорий», которая реализована на практике во всех странах мира как идеология потребительства и наживы. «Духовная» культура в виде масс — и попкультуры, различных шоу и массовых зрелищных и спортивных мероприятий, деятельность СМИ — все они агрессивно и навязчиво пропагандируют эту же цель — получение удовольствия на уровне низменных животных инстинктов. Более того, в настоящее время для подкрепления этой позиции в экономике большинства развитых странах получили бурное развитие отрасли квазидеятельности, когда деньги, как символ богатства, достаются без труда и практически без всяких реальных результатов деятельности в виде специфических продуктов потребления. При этом в качестве способов достижения этих целей используются обман, мошенничество, спекуляция, ростовщичество, азарт игровых технологий, грабежи и коррупция[112].

Потребление стало заменителем жизни, большинство людей не живет, а «потребляет жизнь», и чем потребление в массовом сознании «качественнее», тем лучше. Такие люди стремятся не просто потреблять «жизнь», а сделать это с наибольшим размахом под девизом: «Бери от жизни все». Что брать и в каком количестве не суть важно. В информационную эпоху объектом потребления становятся уже не только вещи, но и информация. В результате научно-технического прогресса, развития производительных сил всемерно увеличились объемы и номенклатура товаров массового потребления — суррогатов благополучия, расширились возможности повышения уровня жизни населения, повышения его материального благосостояния. Однако, хотя информации вокруг становится все больше, а средства ее передачи все совершеннее, использование информации предельно упрощается. Вместо вопросов о смысле и ценностях жизни: «Что такое человек?», «Что такое жизнь?», «Быть или не быть?» теперь люди думают над тем, что бы еще купить («что иметь?»), чем себя поразвлечь, «как отдохнуть?» и где для этого достать денег. И перед ними открывается громадное количество выборов[113]. Но при этом люди не задумываются над тем, что они лишены свободы выбора, т. к. потребительский спрос искусственно формируется самой экономикой потребления, агрессивной рекламой, которая заполняет почти все информационное пространство. В результате воздействия рекламы и средств массовой информации люди становятся рабами вещей и своих желаний, а в мире господствует парадигма индивидуалистического потребительства, наживы и накопительства[114].

Помимо указанных ранее причин распространения потребительской идеологии, сложившееся положение, обусловлено целым рядом объективных обстоятельств. Смысловой образный язык древнеславянской буквицы был сокращен и заменен безо́бразным буквенным алфавитом, в результате чего самый великий и могучий русский язык в настоящее время во многом утратил свое смысловое значение. Вместо смысловых образных понятий используются только абстрактные пустые буквенные оболочки — символы слов, как лузга от семечек. Самое страшное заключается в том, что для реализации потребительской идеологии нормативно узаконены и используются безнравственные формы взаимоотношений людей, построенные на обмане, спекуляции, мошенничестве, коррупции и ростовщичестве, которые обеспечивают легкое получение денег за счет квазидеятельности, игрового азарта и различных конкурсов и лотерей. В результате во всех государствах мира господствует неравноправное общественное устройство, антисоциальная и антигуманная монетаристская экономика, царство пустых фантомных денег, разрушительные способы производства, направленные на уничтожение экосистемы в угоду прибыли в форме фантомных денег, что может в результате привести к уничтожению всего человечества и планеты Земля в целом. Парадоксальность ситуации заключается в том, что подобный образ потребительского существования институционально закреплен в законах и других нормативных актах государственных образований и всячески поддерживается масс-медиа и поп-культурой. Потребление стало массовым сознанием и укоренилось в обществе как настоящая, красочная, насыщенная и полноценная во всех отношениях «жизнь». Мироздание большинства людей основывается на стремлении жить беззаботно, доминировать, желании вкусно и сытно поесть и в половом удовлетворении. Иначе говоря, легкая нажива (деньги), власть и секс становятся содержательной основой жизнедеятельности подавляющего большинства людей. Это «Святая Троица» современной неосознаваемой религии существования. Появился человек-потребитель, основой «жизни» которого является накопление богатств, развлечения, размножение и потребление. Работа вместо жизненной необходимости и социальной обязанности как основы существования и развития человека и общества превращается в основной способ получения средств для беззаботного существования и развлечений, для удовлетворения своих извращенных потребностей. Реализация себя и отождествление своей личности происходит в зависимости от того как проводится досуг, как тратятся деньги и каков размер накопленного богатства. Смысл бытия людей-потребителей: работать — ради денег, деньги — ради развлечений и приобретения вещей, накопления богатства, ради получения секса, поднятия чувства собственного величия и воспроизводства на свет себе подобных. При этом потребители сами ничего не решают, они следуют тенденциям, навязываемым рекламой и средствами массовой информации[115]. Люди-потребители только лишь берут и используют ценности в своих личных корыстных интересах, и свое «счастье» видят в достижении внешних целей — накопления богатства, приобретения имущества и т. п. Уверенность, мироощущение и система ценностей людей-потребителей строится на реакциях окружающих и стоимости принадлежащего им имущества, т. е. на преходящих эфемерных ценностях. Самоуважение потребителя основывается на том, что он имеет. Люди потребительского типа измеряют свое достоинство величиной своего «кошелька», жилища, маркой своего автомобиля, смартфона, костюма и т. п. «жизненных ценностей». Парадоксальность существования людей потребительского типа заключается в том, что накопленные богатства, представленными фантомными денежными средствами и «ценными» бумагами в действительности являются эфемерными, т. к. представляют собой «пустые» абстрактные информационные деньги. Несмотря на то, что накопленные богатства превышают уже все мыслимые и немыслимые размеры[116] стремление постоянного обогащения превращается в пагубную неосознаваемую страсть, а жизнь вообще теряет человеческий смысл. Следствием существования людей потребительского типа является подмена реальной производственной деятельности отраслями квазидеятельности, распространением категории людей живущих на нетрудовые доходы, неосознаваемое разрушение общественных устоев, которые могут привести к исчезновению Человечества и планеты Земля.

Основными недостатками людей этого типа являются безнравственность, асоциальный и аморальный характер поведения, утрата смысла жизни, чувства Родины и гражданства. Именно этот тип людей является питательной средой и источником казнокрадства, криминальных преступных и противоправных действия и поступков, вплоть до грабежей и убийств, попирая все человеческие принципы и социальные нормы. Причем для достижения своих корыстных частнособственнических целей наживы и накопления создаются организованные преступные вооруженные группировки, происходит их сращивание с органами власти всех уровней, правоохранительными органами и систематическая борьба за разделение и передел преступных сфер влияния методами несовместимыми с гуманной нравственностью и моралью. Итогом существования людей такого типа является неизбежное формирование криминально-коррупционной власти на всех уровнях территориальной организации государства и безответственная политика разрушения общества и экосистемы. Если учитывать возможные результаты существования человека-потребителя в обществе вместо «homo consumptor» можно использовать более адекватное обозначение этого типа людей как человек-разрушитель («homo exterminatore»).

Очень часто в настоящее время встречается обозначение современного человека потребительского типа как «человека экономического» («homo economicus»). Использование подобного термина по отношению к человеку совершенно недопустимо, т. к. современная экономика — это вульгарная, антисоциальная и антигуманная концепция, которую нельзя относить не только к человеку, но и вообще к научным знаниям. В категории людей потребительского типа можно выделить несколько разновидностей, которые принципиально отличаются друг от друга. Для «потребителей-материалистов» главной целью потребления является нажива и безудержное, лишенное всякого смысла, накопление богатства в форме различных объектов недвижимости (зданий, сооружений, производственных объектов), земли и водных объектов, транспортных средств (самолетов, яхт, автомобилей) и магистралей, денежных средств и их заменителей, драгоценностей и произведений искусства и т. д. Это становится страстью, которая поглощает все мыслимые и немыслимые границы. Основой этого является монетаристская экономика, построенная на вульгарных понятиях частной собственности и других ее базовых категориях, таких как деньги, финансы, капитал, проценты, прибыль и т. п. К этой же разновидности людей-потребителей относится и так называемая «элита общества»: олигархи различного класса, власть имущие различных рангов, высший командный состав армии и силовых структур, судебных и правоохранительных органов, некоторые спортсмены и артисты[117]. Самым страшным последствием этого является то, что именно они осуществляют мировую геополитику и экономическую политику большинства развитых государств. Потребительская идеология в настоящее время, к сожалению, лежит в основе профессионального образования, когда учебная и методическая литература, используемая в профессиональном обучении, построена на преподавании именно ценностей потребительского общества, ориентируемого на индивидуальный успех.

Кроме указанных категорий, еще недавно можно было выделить небольшую группу людей-трудоголиков, которые функционируют как уравновешенный бесчувственный механизм, машина, как «рассудочный автомат», «арифмометр» или «компьютер», т. е. как человек функциональный (eget populus) или бесчувственный (externata malo). Представители этого типа не пьют, не увлекаются женщинами, если это противоречит профессиональной этике, и основное для них — это расчетливость, порядок, соблюдение формализованных инструкций и норм. Люди этого типа рано женятся и ведут как бы правильную жизнь. Все их существо целиком сосредоточено в сфере интеллекта, сухой расчет заменяет для них чувства и эмоции. Инстинктивная сфера захватывает его полностью, его карьера полная бескорыстия, почестей, умственной линии, заканчивается в старости полным отупением. Этот субъект представлен как тип рассудочной машины, построенной государством для своих целей, и весьма полезной для общества, так как, способности, развитые в нем строгими учителями посредством наказания, принадлежат к высшим из доставшихся человеку форм: дедукция, анализ, сравнение, логика и память. Основная пружина, двигающая этим «человеком-интеллектом» — это числа и порядок. В этом кроется причина точных вычислений, действий в назначенную минуту, секунду, то есть он должен все рассчитать. К этой категории людей еще недавно принадлежали многочисленные работники бухгалтерии, сметных бюро, бюро нормирования, калькуляторы и т. п. работники, занятные вычислительными операциями. До широкого применения электронно-вычислительной техники к этой категории людей относились работники, связанные с бухгалтерским учетом. Позднее к этой категории людей стали относить работников управления, которые подходили к своей работе формально в строгом соответствии с инструкциями и потому они обозначались бюрократами. Основное для них это расчетливость, порядок, соблюдение формализованных инструкций и норм, однако во всех других отношениях, кроме своей профессиональной деятельности, это были нормальные люди только с низким уровнем чувствительности, в связи с тем, что все их существование целиком сосредоточено в сфере интеллекта и потому «сухой» расчет заменяет чувства и эмоции. В настоящее время эти профессии практически исчезли в результате использования компьютерной техники. Тем не менее, в настоящее время подобная категория людей опять появилась в виде двух направлений. С одной стороны, это категория людей, но уже не качестве трудоголиков, а как информационно зависимые от социальных сетей, в результате того, что люди проводят в социальных сетях бесполезно настолько много времени, что происходит их аутизация и цифровое слабоумие. Замена реального живого общения виртуальным и бессмысленное погружение в информационные поля интернета приводит к тому, что подобная абстрактная, оторванная от реальной жизни форма мышления приобретает форму дебилизма, появляется человек-дебил (homo moron), когда одновременно с развитием способностей формально рассуждать, все рассчитывать и учитывать утрачивается способность смыслового восприятия и понимания реальности бытия. Причем численность подобных групп особенно среди молодежи, неуклонно растет и все больше людей заменяют реальную жизнь существованием в виртуальном пространстве, когда даже естественные природные физиологические потребности (еда, сон, секс, физическое здоровье и т. п.) отходят на второй и третий план.

С другой стороны, в связи с достижениями научно-технического прогресса в области создания «искусственного интеллекта», повсеместного применения компьютерных устройств, электронных средств массовой коммуникации и мобильных средств связи, расширением мировой социальной сети интернета и в соответствии с проводимой политикой «цифровизации» во всех отраслях жизни и деятельности быстрыми темпами растет категория людей, которые вместо реальной жизни предпочитают существовать в виртуальном мире. Появляется огромная прослойка IT-специалистов, которые полностью существуют в виртуальном мире. В определенной степени предшественником человека виртуального (virtualis) можно считать человека функционального, бесчувственного как уравновешенный механизм, машина, «рассудочный автомат» или «компьютер (по лат. insensitive или externata malo).

Появление человека «виртуального» в результате политики «цифровизации» всей жизни приводит к тому, что подобная абстрактная, оторванная от реальной жизни форма мышления приобретает форму ложного дебилизма и появляется человек-дебил (homo moron). В отличие от медицинской клинической диагностики дебилизма, как слабоумия в результате мозговых нарушений, в настоящее время дебилизм рассматривается не как физиологическое, а как социальное явление в результате отмирания определенных нейронных связей из-за их неиспользования. Распространение современного дебилизма происходит по всем слоям населения и, прежде всего, в органах власти. Современный дебилизм проявляется в том, формальная абстрактная логически выстроенная мысль в действительности не отражает реальный смысл происходящего. Поколение мобильных и самоуверенных, информированных и псевдопрогрессивных людей, с головой ушедших в оцифрованный мир, с легкостью подменяет настоящую жизнь, где нет места реальному общению, чувствам и эмоциям, на виртуальное общение с компьютером, когда живой человек становится вообще не нужен. В качестве объективных причин происходящего можно назвать следующие. Прежде всего, как уже указывалось ранее, в настоящее время произошла утрата смыслового ряда русского языка. Более того, вместо «богатого великого и могучего» русского языка в социальных сетях используется минимальный набор сокращенных и неразделенных слов, специфического жаргона в форме смайликов, без соблюдения правил грамматики и синтаксиса. В результате разрушения существовавшей разумной системы образования, ценностных ориентиров и перехода на западные образцы резко снизился уровень общего и профессионального образования и культуры молодежи[118]. Уничтожение промышленности, созданной в СССР, катастрофически снизило потребности в квалифицированных кадрах и высоком уровне профессионального образования. Система образования, ориентированная на индивидуальную подготовку только в области IT-технологий формирует человека, погруженного в виртуальный мир, лишенного живых социальных связей и культуры общества. И чем больше он становится индивидуумом, тем все больше он идиотизируется. В целом движение в сторону приватизации, либерализма, индивидуализма — это движение в сторону идеала идиота[119]. В настоящее время общество становится на путь догматического дебилизма, когда дебил превращается в норму и не испытывает угрызений совести или нехватки смысла[120]. Это обусловлено тем, что отсутствует эпистема[121] и когнитивная парадигма общества ноосферы. Фрагментарные знания, доступ к которым облегчен через социальные сети системы интернета, а понимание которых усложнено, только размывают и добавляют хаоса в сознание современного человека.

Следующий тип можно условно обозначить как «человек-созидатель», или «человек-творец» («homo creator»). Людей этого типа характеризует стремление к созданию нового и полезного, что улучшает, развивает и гармонизирует окружающий мир. Их относительно немного, но именно они приводят мир в движение. Они формулируют цели будущего и задают основные тенденции развития. Они находят свое счастье в созидании материальных и духовных ценностей. Этот тип людей слушает, прежде всего, себя, имеет собственную реальность, основанную на том, что он узнал и увидел сам. Уверенность, мироощущение и система ценностей их держится на том, кто он есть, что он умеет делать, что он делает, что он полезного творит. То есть, внутренний стержень человека-творца основывается на уровне миссии и его работа в своей основе является реализацией его личной миссии. Смысл жизни людей-творцов — это создать и оставить после себя то, что будет полезным и переживет их, то, что сделает мир лучше. Достоинство творца измеряется полезностью его дел — что он произвел, что он построил, что он сотворил, сколько реальной пользы он оказал своим делом. Истинная самоценность, которая останется после смерти человека — это плоды его созидательного труда. Зарабатывание денег предназначено для удовлетворения лишь разумных потребностей, без которых невозможно «свободное» всестороннее развитие. Целью жизни является стремление не к достижению успеха, а к тому, чтобы твоя собственная жизнь имела смысл. Этот тип людей может непосредственно действовать на свои рефлексы, инстинктивные чувства, контролировать их и управлять своим поведением в соответствии с установленными нормами. Как правило, люди этого типа хорошие организаторы, обладают сильной волей, целеустремленностью и упорством в достижении цели. Это категория людей трудоголиков, которые на пути к достижению результата не замечают ни течения времени, ни каких-то жизненных невзгод. Им безразличен комфорт, материальные блага, для них основное — результат. Подобный тип людей был сформирован советской властью в лице «красных командиров» — начальников всех крупных строек и индустриальных промышленных предприятий, созданных за годы пятилеток, начиная с периода индустриализации, во время Великой Отечественной войны, в период восстановления послевоенной разрухи и вплоть до развала СССР. Это были, как правило, не столько подлинные коммунисты (формально все они были членами партии), сколько бескорыстными патриотами Родины и своего дела. В настоящее время эта категория людей полностью утрачена. Разновидностью этого типа являются люди «технари», для которых окружающий мир — это искусственный мир техники, машин и механизмов. Это люди, мозг которых постоянно занят изобретением заменителей естественной живой природы, облегчающих жизнь человека. Природа для них источник сырья и энергии, который можно максимально использовать, если это приносит практическую пользу обществу в настоящее время, не принимая во внимание возможные негативные последствия в будущем. Это также люди трудоголики, которым безразличен комфорт, материальные блага и на пути к достижению результата они также не замечают ни течения времени, ни каких-то жизненных невзгод. Они всегда сумеют воздержаться, пострадать и даже умереть за свою идею, потому что самое главное — это принести людям пользу. Подобный тип людей чаще всего относится к категории гениев. В связи с тем, что таких людей в буквальном смысле единицы, то выделять такую группу не имеет смысла. Тем более, что в подавляющем большинстве в процессе своего становления они, как правило, не демонстрировали каких-либо выдающихся успехов и даже в процессе обучения были отстающими. Вообще выделение категории «людей-творцов» практически не имеет смысла, в связи с тем, что такие люди не могут быть результатом общественной системы воспитания и обучения, или генетических экспериментов. Это всегда самоучки, способности которых, а точнее талант — это природные, врожденные качества, которые не являются результатом наследственных признаков (такие примеры отсутствуют).

Некоторые ученые предлагают выделять такую категорию людей, мировоззрение которых можно обозначить как «служение другим», когда духовно развитые люди приходят к пониманию того, что путь к «счастью и процветанию» лежит через развитие таких общечеловеческих ценностей как трудолюбие, милосердие, доброта, справедливость и простота, терпимость, толерантность, которые являются основой для начала духовной жизни. Однако в истории человечества нет таких примеров, когда «служение другим» осуществлялось в масштабах всего общества. Некоторые успехи в этой области можно отметить миссионерской деятельности[122], которая направлена на пропаганду различных вероисповеданий только определенных групп людей с целью обращения их в свою веру, а не всего общества в целом. Однако подобную деятельность нельзя относить к категории «служение другим», потому что это всегда проявляется как служение богу. В основном обращение в веру целых народов всегда осуществлялось «огнем и мечом» в форме религиозных войн. Религиозные конфликты во многих странах продолжаются и в настоящее время, однако это нельзя относить к категории «служение другим». Наиболее ярким примером реализации такого типа мировоззрения служения можно выделить класс самураев в древней Японии[123]. Действительно, самураи-воины самоотверженно служили, но только своему дайме — хозяину, демонстрируя полную преданность вплоть до готовности отдать свою жизнь. В свою очередь дайме служили сегунам, которые практически правили Японией во время военного диктаторства. Однако это нельзя рассматривать как «служение другим», тем более что жизнь самурая подчинялась строгому кодексу чести воина — бусидо и основой поведения самурая было «не потерять лицо».

В российской действительности были отдельные частные примеры реализации такой позиции, когда даже царствующие особы выполняли роль сестер милосердия в госпиталях во время военных действий. В определенной степени к этой категории людей можно отнести монашество, однако, это опять же нельзя рассматривать как «служение другим», за исключением деятельности богаделен и домов призрения для убогих и нищих при монастырях. Таким образом, выделять категорию людей с мировоззрением «служение другим» не имеет смысла. Точно так же нельзя относить к подобной категории людей, которые обозначаются как «служивые», служащие и деятельность которых обозначается словом «служба» — служба в армии, в различных государственных учреждениях, в силовых структурах и т. п. По сути, служба как деятельность, никакого отношения к понятию «служение другим» не имеет. Служба — это формализованная регламентированная функциональная деятельность, основой которой является бесчувственное, строгое неукоснительное соблюдение установленных инструкциями и приказами обязанностей, без обсуждений и возражений.

В то же время необходимо определиться с мировоззрением людей, основным служебным предназначением которых является «убийство людей», независимо от декларируемых целей и обозначения — «других людей», потому что такая деятельность обозначается как служба. К этой категории людей относятся военнослужащие[124], существующих во все времена регулярных армий, в отличие от народного ополчения, которое формируется на добровольных началах в критические периоды существования отечества для его защиты[125]. С одной стороны, рассматривать мировоззрение этой категории людей с гуманистических позиций нельзя, т. к. это не только не укладывается в любое понятие «человек», но и вообще противоречит ему. Понятия «человек-убийца» не может быть в принципе. С другой стороны, если человек в случае прямой и неприкрытой агрессии в безысходной ситуации, когда переговоры уже невозможны, защищает самое ценное — свою жизнь, жизнь своих родных и близких, свою Родину, он выступает как «защитник»[126]. При этом он руководствуется не своими естественными природными чувствами на основе инстинкта самосохранения, а делает это сознательно, реализуя свою мировоззренческую позицию социализированного человека. В истории человечества, изобилующей непрекращающимися кровопролитными войнами, можно привести только два примера такого рода освободительных войн — это Отечественная война между Российской и Французской империями на территории России в 1812 г. и Великая Отечественная война СССР с фашистской Германией и ее союзниками 1941–1945 гг. Все остальные войны в мире были агрессивными захватническими и связанными с завоеванием и переделом территории, природных и трудовых ресурсов других государств. Более того, в связи с тем, в основе общественного устройства всех государств была частная собственность, поэтому истинной целью этих войн всегда был захват ценностей и богатств, который сопровождался разрушением зданий, сооружений и городов в целом, уничтожением культуры и геноцидом населения покоряемых территорий. При этом часть награбленных богатств в дальнейшем использовались для содержания наемной армии и продолжения захватнических войн. Таким образом, категорию военных можно рассматривать с позиций мировоззрения человека только в том случае, когда она предназначена для осуществления не агрессивной, а социальной защитной миссии[127]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

94

Население планеты Земля в настоящее время составляет около 7,5 млрд. чел.

95

К мононациональным государствам с более чем 95 % одного этноса относятся: Албания, Армения, Бангладеш, Греция, Дания, Египет, Италия, КНДР, Южная Корея, Мадагаскар, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия, Сомали, Япония. ([Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/297952).

96

Этикотипы. Основу этой типологии создают две оси: о ком человек заботится и за чей счет. Пересечение этих осей создает четыре смысловых поля: забота только о себе за свой счет, забота только о себе за чужой счет, забота о себе и других за свой счет, забота о себе и других за чужой счет. Самые точные именования этих смысловых полей — Потребитель, Паразит, Творец и Романтик. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://econet.ru/articles/60230-etikotip-eticheskaya-tipologiya-lichnosti.

97

Например, в древнеславянской мифологии в Славяно-Арийские ведах по этическому способу жизни (по поведению) предлагают выделять следующие категории людей: примитивный, легкомысленный, потребитель, романтик, паразит и творец. А по образу мышления высшего уровня: Азъ, Человек, Людь (Людина), Жить (Житель), и низшего уровня: Нежить, Нелюдь, Бес и Кащей. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https: //derzhavarus.ru/tipy-ljudej.html.

98

Мировоззрением называется наиболее сложная из форм человеческого самосознания. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/19_410720/mirovozzrenie-i-ego-struktura-tipi-mirovozzreniya-mifologicheskoe-religioznoe-filosofskoe. html).

99

Общественное сознание — это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Общественное сознание как совокупность психических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, не сводится к сумме индивидуального сознания составляющих его индивидов. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.ru/19_297442_vopros — obshchestvennoe-mnenie-i-obshchestvennoe-soznanie.html).

100

Прерогатива (от лат. praerogativus — первым подающий голос), исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

101

Характер (от греч. χαρακτηρ — отпечаток, признак, примета, отличительная черта, знак) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд. актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер выступает в качестве основы его поведения. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/encphilosophy/3636/ХАРАКТЕР).

102

Менталитет — склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Менталитет относится к области работы сознания, тогда как характер к мотивационно-прагматической, поведенческой области психики. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Менталитет).

103

Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.

104

Интериоризация (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, усвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

105

[Электронный ресурс] Режим доступа: studopedia.ru>…ponyatie-mirovozzreniya-i…osnovnie…

106

Здравый смысл // Словарь общенаучных терминов / под ред. д. т. н. проф. В. В. Шабанова. — М.: МГУП, 2007.

107

Язычество (от церковно-славянского «языцы» — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/russian history/9242/ЯЗЫЧЕСТВО.

108

Готовые алгоритмы поведения и простейшие лингвистические объяснения любого события прекрасно инактивируют мозг и увеличивают драгоценные запасы метаболитов. Именно поэтому во всех культах существует принудительное ограничение потребления пищи. Савельев С. В. Церебральный сортинг / С. В. Савельев. — М.: ВЕДИ, 2016. — 232 с.

109

Языческие обряды до сих пор существуют у различных народов Африки, Японии, Бурятии и др.

110

По латыни «пролетарий» — это «безмолвный раб», который может питаться, работать и размножаться. Высшее наслаждение он находит в опьянении, и лишь в этом состоянии начинает пробуждаться в нем ближайшая высшая сфера: чувства или, как говорят, сентиментальность. В этом состоянии он способен любить… как в обиходе говорят «способен любить, как самец самку», вот что и называется сейчас «сексом»… ибо его разум находится в зависимости от инстинкта. (Электронный ресурс. Режим доступа: https://my.mail.ru/community/beregina/369024883EEC9F94.html

111

Количество непосредственных «участников» таких мероприятий составляет десятки и сотни тысяч человек, а виртуальных — миллионы.

112

Именно на этом уровне проявляются три основных смертных греха человека: гордыня (тщеславие, высокомерие, самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе), похоть (распутство, блуд, чрезмерное желание удовольствия), алчность (сребролюбие, жадность, скупость, желание приумножить свое материальное состояние в ущерб духовному благосостоянию). Данте Алигьери Божественная комедия Пер. с итал. О. Чюмина, — М.: Эксмо 2007–760 с. (с илл.).

113

Фромм, Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть?: Пер. с англ. — Киев: Ника-Центр, 1998. — 400 c.

114

Потребление стало своего рода религией, так как дает человеку веру: «Если у меня все есть, значит все хорошо, я счастлив», но это только симулятор счастья, а в действительности непрекращающаяся погоня за тем «чего у меня еще нет» и иллюзия того, что «если у меня это будет, я буду счастлив». Но подобное «счастье» длится лишь до тех пор, пока он не придумает потребить нечто такое «что точно сделает меня счастливым» (и охотно берет это в кредит, который будет отдавать полжизни). На самом деле у человека создается иллюзия, что он живет. Он подобен обезьяне, которая захотела столько бананов, сколько не сможет съесть и мечется в их поиске по джунглям. На это уходит вся «жизнь». ([Электронный ресурс] Режим доступа: http://firstwind.narod.ru/publ.htm).

115

В настоящее время существуют различные концепции мирового правительства — концепции единой политической власти над всем человечеством, различные теории заговора, которые наделяют функцией мирового правительства разные реальные или вымышленные структуры (ООН, Большая восьмерка, G20 — Группа двадцати, масонство, жидомасонство, Бильдербергский клуб, иллюминаты). ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://kartaslov.ru/карта-знаний/Мировое+правительство).

116

Размеры накопленных средств представляют собой такую величину, что их не истратить за несколько десятков и сотен целых жизней одного человека и его поколений.

117

В настоящее время постоянный рост числа миллионеров является уже рядовым событием. В 2019 г. численность долларовых миллионеров в мире составила 42,2 млн. чел., т. е. это 1 из 178 чел. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://blogs.elenasmodels.com/ru/skolko-v-mire-millionerov/.

В США количество миллионеров составляет 11,8 млн. чел. (3,6 % всего населения страны). Это превышает население более чем 120 стран из 193, таких как Куба, Бельгия, Португалия Австрия, Швейцария, Швеция и др… ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://iz.ru/856016/2019–03–13/chislo-millionerov-v-ssha-prevysilo-naselenie-portugalii.

118

… 35 % населения «вообще не читает книги после школы». По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44 % россиян за год вообще не открывали ни одной книги. Источник: https://versia.ru/44-procenta-rossiyan-voobshhe-ne-chitayut-knig.

119

[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cont.ws/@mgb96/1346310.

120

Писатель и публицист А. Леонидов предложил в качестве определения главного направления движения современного общества термин «социал-дегенератизм». ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://marc-aureli.Livejournal.com/359292.html).

121

Эпистема — это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период развития того или иного общества. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://gtmarket. ru/concepts/7118).

122

Миссионерство (от лат. missio «посылка, поручение») — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миссионерство.

123

В культуре «Бусидо» слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай — это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишенный даже тени корысти. Приверженность дхарме — бескорыстное выполнение своих обязанностей являлось сутью культуры древней Индии и ведического мировоззрения в целом. Чем выше духовный уровень человека, тем он бескорыстнее, тем меньше его интересует материальное богатство.

124

К военнослужащим следует относить не только рядовой, но и командный состав вооруженных сил всех родов войск, включая генералитет, который хоть непосредственно может и не участвовать в убийствах, но отдает приказы и распоряжения, т. е. санкционирует убийство людей.

125

Народное ополчение — добровольческие военные и военизированные формирования, группы самообороны.

126

Это не относится к ситуации, когда человек становится убийцей, защищая свое собственное имущество. Подобная ситуация возможна только в условиях частной собственности.

127

Необходимость введения такой категории мировоззрения обусловлена тем, что хотя численность постоянных вооруженных сил в мире в целом составляет не более 0,5 % численности населения Земли, однако армия всегда играла определяющую роль в геополитике. Причем в разных странах численность армии различна и колеблется в %% от численности населения страны от 0,16 % в КНР (самая большая армия в мире), до 2,39 % — в Израиле). Вторая по численности армия США составляет 0,46 %. ([Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список стран по численности вооруженных сил и военизированных формирований).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я