Представлена концепция принципиально новой системы воспитания, просвещения и образования на научной основе с учетом перспективных кардинальных изменений в общественном устройстве, социальной экономике, государственном управлении и экосистеме объективного мира. Целью предлагаемой системы является формирование общественного сознания, мировоззрения и характера социализированного человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической основе разумной жизни в социуме. Это позволит формировать эмоционально-чувственное образное восприятие действительности на основе развития чувства прекрасного, потребности в мыслительной творческой деятельности, познания объективного мира и самостоятельно и свободно реализовать свои индивидуальные потребности и способности в сфере духовной культуры. Работа адресована всем людям, которые умеют рассуждать и всерьез задумываются о будущем нашего мироздания и разумной организации жизнедеятельности на уровне всего Человечества. И, прежде всего, своих детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От автора
Если рассматривать психику человека как субъективный внутренний мир человека в виде чувств, эмоций, мыслей, инстинктов, желаний, мечты, фантазии, а также как восприятие внутренним миром мира внешнего, то именно психика является объектом системы воспитания и образования. При этом психика определяет также и физическое (соматическое) состояние человека. Иначе говоря, психика — это субъективное восприятие объективной реальности, поэтому система воспитания и образования, с одной стороны, предназначена для подготовки человека к совместной жизнедеятельности в обществе, а с другой стороны, практика жизнедеятельности в обществе предъявляет определенные требования к системе воспитания и образования, потому что оказывает непосредственное влияние на формирование психосоматики человека. С этой точки зрения система воспитания и образования и общественная практика представляют собой неразрывное единство, т. е. взаимно обусловливают друг друга. Таким образом, изменение системы воспитания и образования должно происходить одновременно и в соответствии с изменениями жизнедеятельности общества, поэтому для общества, построенного на принципах «естественной» модели, должна быть выстроена соответствующая система воспитания и образования в условиях ноосферы.
Кризис системы воспитания и образования обусловлен процессами глубокой трансформации общества при смене не только общественного строя и экономики государства, но и жизненных нравственных ценностей, мировосприятия и мировоззрения человека, его жизненной парадигмы и смысла жизни. Такой переход неизбежно влечет за собой смену целевых ориентиров, способов и принципов организации совместной жизнедеятельности людей, что, в свою очередь, вызывает столь же неизбежную перемену содержания, структуры и форм организации воспитания и образования, оставляя при этом их главную функцию в виде способа сохранения и передачи культуры посредством знаний и накопленного опыта. Однако именно здесь и произошел основной разрыв между результатами системы воспитания и образования и потребностями общества, когда государственные общественные интересы были институционально заменены на частнособственнические, когда целями организаций вместо производства социально значимой натуральной продукции или услуг стали провозглашаться эфемерная (фантомная) частнособственническая прибыль и рентабельность производства.
Прежде всего, нужно перестроить систему воспитания с парадигмы индивидуального потребительства и наживы на формирование новой идеологии целостного миропонимания и научного мировоззрения на основе ноосферного сознания за счет усиления междисциплинарного подхода с ориентацией на повышение уровня духовной культуры через эстетическое развитие чувства прекрасного. Таким образом, отставание и деградацию общественного сознания от динамики развития глобальных проблем объективного мира в результате распространения парадигмы индивидуального потребительства и наживы необходимо ликвидировать путем формирования планетарного мышления на нравственно-эстетической основе мировоззрения. Следовательно, основной задачей системы воспитания и образования является противодействие негативным, разрушающим процессам и складывающимся тенденциям на самоуничтожение общества и экосистемы, которые являются результатом системного кризиса в обществе.
Необходимость противодействия процессу деморализации общества, снижению его духовности и нравственности перестройка нравственного и духовного воспитания должна осуществляться на всех ступенях системы образования.
Коренное преобразование системы воспитания и образования должно быть ориентировано на решение следующих стратегических проблем:
— подготовка человека к жизни в обществе ноосферы в соответствии с принципами организации совместной разумной жизнедеятельности людей в рамках «естественной» модели равноправного общественного устройства;
— формирование мировоззрения и характера человека на подлинно гуманистической нравственно-эстетической и этической основе;
— формирование жизненной парадигмы, направленной на свободное духовное развитие и повышение культурного уровня человека в соответствии с его индивидуальными возможностями и потребностями;
— воспитание человека на основе экологического образования и нравственных общемировых подлинно гуманистических ценностей;
— вместо технократического прагматического образования на основе естественно-научных знаний должно быть культурное просвещение и социальное образование на основе новых гуманитарных знаний общества ноосферы;
— воспитание чувства неудовлетворенности, стремления к новым знаниям и потребности в постоянном повышении своего культурного уровня.
В связи с тем, что система воспитания и образования непосредственно связана со становлением мировоззрения и характера человека и с формированием духовных, нравственных ценностей всего человеческого сообщества, она предназначена для выполнения своей главной интегративной функции духовного единения и взаимопонимания людей в обществе на уровне планетарного сознания, на уровне мироощущения всеединства человеческой цивилизации. Основой и почвой для этого может выступать сфера мировой духовной культуры.
Суть революционных изменений системы воспитания и образования заключается в том, что на первый план выдвигается идея формирования мировоззрения и характера человека на подлинно гуманистической высокой нравственно-эстетической и этической основе. Это позволит, в свою очередь, обеспечить решение основных задач организации жизнедеятельности общества ноосферы в гармонии с природой на основе:
— равноправной организации жизнедеятельности в обществе;
— научно обоснованного нормированного разумного потребления материальных благ с учетом половозрастных характеристик и специфических реальных региональных природно-климатических и социально-экономических условий жизни и деятельности;
— жизненной парадигмы безграничного индивидуального духовного личностного развития человека, исходя из его возможностей и потребностей;
— бережного отношения к природе и окружающей антропогенной среде, включая систему техноценоза;
— рационального потребления природных ресурсов, использования безотходных и энергосберегающих технологий с целью защиты окружающей среды;
— принятия решений, исходя из критериев социально-экологической и гуманистической социальной, а не хозрасчетной, эффективности.
Более того, высоконравственная мировоззренческая позиция человека позволит перевести мировую геополитику на способы мирного сосуществования стран и народов без войн и кризисов, расширение международного сотрудничества и взаимопомощи, и совместного устранения возможных негативных последствий экологических проблем.
В связи с тем, что основой «естественной» модели общественного устройства является равноправие, поэтому установленное через «потребительскую корзину» разумного нормативного научно обоснованного материального потребления с учетом половозрастных характеристик и реальных региональных природно-климатических и социально-экономических условий жизни и деятельности при нравственно-эстетическом воспитании устраняет основу для проявления целого ряда отрицательных качеств, таких как зависть, унижение, алчность, жадность, корысть, скупость, страх, ненависть и таких черт характера, как воровство, обжорство, обман, мошенничество, казнокрадство и т. п.
Парадоксальность существования общества в настоящее время проявляется в том, что в результате научно-технического прогресса производительные силы общества достигли такого уровня, когда можно обеспечить разумное материальное благосостояние общества в полном объеме. С одной стороны, вследствие симплификации и унификации операций автоматизация и кибернетизация производственных процессов привели к использованию безлюдных технологий и массовому сокращению работников в сфере материального производства. При этом происходит объективное уменьшение (и такая тенденция сохраняется) потребности в большом количестве не только высококвалифицированных кадров, но и в целом работников с любым образованием[2], что приводит к резкой переструктуризации занятости населения с выделением отраслей услуг и квазидеятельности, позволяющих без особого труда получать баснословные фантомные доходы, и успешно реализовывать парадигму индивидуального существования (бытия) на основе безрассудного потребительства и наживы[3].
В то же время, с другой стороны, расширение информационного пространства за счет цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека, повсеместного использования электронных социальных сетей, мобильных средств связи, IT-технологий, СМИ и «искусственного интеллекта» в результате НТР порождают в обществе негативные процессы аутизма, дебилизации и деградации населения, приводят к кризисным явлениям всех сторон жизни общества: в науке, культуре, воспитании и образовании и т. д.
Между тем, в системе школьного и высшего образования продолжается укрепление господства технократической и прагматической «рыночной» парадигмы, сопровождающейся деградацией нравственного, духовного и умственного потенциала личности, сущностных качеств человека. Поэтому необходимо в школьных программах снизить объем естественно-научных знаний и вместо «информационно-знаниевого» обучения переходить на методы развивающего просвещения, направленного на формирование способностей творческого мышления и стремления к самостоятельному приобретению духовных культурных и социальных знаний, постоянному их обновлению и развитию творческих способностей путем динамичного саморазвития, прежде всего, в сфере духовной культуры. Выдвигаемые в настоящее время предложения о необходимости внедрения системы непрерывного образования с целью обеспечения соответствия учебных программ достижениям науки в действительности, помимо чисто технических трудностей из-за отсутствия системного подхода, не имеет смысла, вследствие ненужности этих знаний в практике деятельности.
В условиях объективного перехода к информационному обществу адаптацию к симплификации информационной среды производственной деятельности необходимо компенсировать в системе образования за счет приоритетов в структуре обучения предметов, связанных с развитием духовной культуры, за счет более расширенного и глубокого изучения произведений искусства, литературы, музыки и социального опыта. При объективной примитивизации материального производства за счет повышения культурного уровня населения и изменения структуры образовательных программ возможно развитие интеллектуального потенциала нации в духовной сфере. При этом технологически образование должно быть ориентировано на приоритетное развитие творческих способностей, переход от поддерживающего к развивающему обучению, усилению гуманитаризации и нравственно-эстетической социализации образования.
Учитывая темпы научных открытий и скорости увеличения объема человеческих знаний и информации, в системе школьного просвещения не представляется возможным отразить современное состояние даже отраслевых основ отдельных наук, не говоря уже о системе научных знаний. Сложившаяся в настоящее время в результате системного кризиса всех сторон жизни общества, неосознаваемая как угроза, тенденция на самоуничтожение Человечества и планеты Земля, может быть преодолена только путем революционных изменений общественного устройства, экономики и управления на принципах ноосферы. Однако основная роль в этих коренных преобразованиях принадлежит системе воспитания, просвещения и образования, потому что для проведения в жизнь подобных изменений и залогом успешной, разумной и эффективной организации жизнедеятельности общества ноосферы нужны другие люди, у которых мировоззрение и характер сформированы на подлинно гуманистической социальной нравственно-эстетической и этической основе.
В структуре высшего профессионального образования вместо организационно-технологических методов управления производством с позиций социальной экономической эффективности стали использоваться маркетинговые технологии «свободного» рынка. Менеджмент вместо эффективного управления производством ориентирован только на рыночные методы регулирования, в результате чего управление производством заменилось безнравственным манипулированием цен на рынке. При этом ряд социально значимых явлений, таких, как социальное, имущественное, правовое неравенство, неразумное антисоциальное и антигуманное управление, безнравственность финансово-денежной системы, безрассудность налоговой системы, отсутствие стратегии социально-экономического развития общества и целый ряд других, системой профессионального образования и практикой жизни вообще игнорируется, и достижение определенного уровня грамотности и образованности в этой сфере социальных знаний и отношений не предполагается, вследствие отсутствия перспективных моделей подлинного гуманистического разумного образа жизни на принципах общества ноосферы.
Повторим еще раз, что основной целью системы воспитания, просвещения и образования должно быть формирование у современного человека стремления и желания постоянно самостоятельно обновлять полученную систему знаний, а для этого системой воспитания должна быть сформирована мотивация и способность к постоянному самообразованию с целью духовного совершенствования.
Для ликвидации угрозы глобальной экологической катастрофы в результате деятельности человека необходимо всеобщее экологическое воспитание и образование с целью изменения экологического сознания населения.
В результате смещения акцентов в системе просвещения и образования на культурное развитие человека в сфере искусства, с одной стороны, повышается не только интеллектуальный уровень человека за счет развития воображения и творческого мышления, но и самое главное происходит нравственное формирование характера человека. Подобное изменение структуры и содержания образования позволит компенсировать негативные тенденции, связанные с объективной примитивизацией производственной деятельности в результате ее симплификации за счет полной автоматизации и компьютеризации производственных процессов, за счет переключения интересов на потребление духовной продукции. Более того, эти процессы сопровождаются неизбежным развитием любознательности и целеустремленности в познании бесконечного и беспредельного мира духовной культуры[4].
Необходимо подчеркнуть, что переориентация системы воспитания и образования на повышение культурного уровня человека на нравственно-эстетической и этической основе и одновременное институциональное запрещение всех видов квазидеятельности, построенных на безнравственной антигуманной основе (мошенничестве, обмане, ростовщичестве, игровом азарте и т. п.), устранение коммерческой ориентации (направленности) в науке, культуре, физкультуре и спорте позволит снизить потребности в массовом удовлетворении животных низменных инстинктов на спортивных состязаниях на стадионах и других массовых развлекательных бессодержательных мероприятиях. Безусловно, определяющая роль системы образования принадлежит в деле подготовки профессиональных кадров для систем управления разнообразных производственных организаций, органов отраслевого управления и органов власти всех уровней от сельских и урбанизированных поселений до региональных и государственных административно-территориальных образований. Особенность такой перестройки системы воспитания и образования заключается в том, что на первых этапах она должна происходить одновременно и параллельно с реорганизацией общественных форм организации жизнедеятельности.
И наконец, последнее. Система воспитания и образования должна выступать основой для разработки научных, теоретических основ, методологических и методических материалов для перехода к равноправному обществу ноосферы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного цикла «Ликвидация безграмотности для самых умных. Часть 5. Воспитание и образование предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
В современной России просто нет социального заказа на качественное массовое профессиональное общее школьное и высшее образование.