В третьей части тома 5 приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Горбачева. В этот год автор, продолжая работать председателем Советского райисполкома города Орска, столкнулся с противостоянием со стороны партаппарата его попыткам демократизации работы Совета народных депутатов. «Дело» мясокомбината.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР. О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О повышении роли вузовской науки в ускорении научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов».
Постановление обязывало Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства СССР, в ведении которых находились высшие учебные заведения, Советы Министров союзных республик в соответствии с установками XXVII съезда КПСС, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране обеспечить повышение эффективности вузовской науки, возрастание ее вклада в ускорение научно-технического прогресса, решение важнейших задач социально-экономического развития, улучшение качества подготовки кадров.
Была поставлена задача существенно поднять теоретический уровень и актуальность выполняемых в высших учебных заведениях научно-исследовательских работ, расширить их масштабы, увеличить народнохозяйственную отдачу, предусмотреть опережающее развитие фундаментальных исследований, рост объемов опытно-конструкторских и технологических разработок.
Было предложено устранить серьезные недостатки в организации и приведении научных исследовании и высшей школе. Обеспечить формирование тематики научно-исследовательских работ в соответствии с потребностями общественного развития, упорядочить практику подготовки и утверждения планов исследований, их технико-экономическое обоснование. Концентрировать научные силы вузовских коллективов на комплексном решении крупных научных и научно-технических проблем. Повысить ответственность ректоров, деканов, руководителей и коллективов кафедр и научных подразделений высших учебных заведений за качество исследовательских и опытно-конструкторских работ, организацию внедрения полученных результатов в народное хозяйство, а также оперативное использование их в учебном процессе.
В целях максимального использования научного потенциала высшей школы в проведении исследований по важнейшим направлениям науки и техники в интересах социально-экономического развития страны Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик было поручено определять конкретные задания высшим учебным заведениям на 1988 1990 годы и на период до 2000 года по реализации Продовольственной, Энергетической и других государственных программ, государственных планов развития науки и техники, Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 года, а также общесоюзных, республиканских, отраслевых и региональных научно-технических программ. Предусматривать при этом необходимое финансовое и ресурсное обеспечение для их успешного выполнения.
Учитывая концентрацию в высших учебных заведениях ученых и специалистов различного профиля, Государственному комитету СССР по науке и технике было рекомендовано активнее привлекать вузы к сравнительной оценке достижений отечественной и мировой науки, анализу научно-технического уровня производства, проведению экспертизы проектов создания новых и реконструкции действующих предприятий, объединений и комплексов народного хозяйства, их социально-экономической эффективности.
Необходимо, подчеркивалось в постановлении, постоянно обогащать содержание учебных курсов новейшими достижениями науки, проводить модернизацию действующих и создавать новые учебные лаборатории, привлекать к чтению лекций, проведению семинаров и других видов занятий научных сотрудников исследовательских подразделений высших учебных заведений. Создавать условия для успешного развития научно-технического творчества студенческой молодежи, широкого участия студентов в выполняемых кафедрами научных исследованиях.
Перед ректоратами и партийными комитетами высших учебных заведений была поставлена задача создавать в научных коллективах условия для плодотворной исследовательской работы, обстановку высокой требовательности, взаимной взыскательности, принципиальной научной критики, государственного отношения к решению задач ускорения научно-технического прогресса. Добиваться высоких конечных результатов исследований, сокращения сроков их реализации, воспитывать у вузовских работников чувство неудовлетворенности достигнутым, стремление выдвигать и решать принципиально новые, масштабные задачи.
Необходимо было поднять роль ученых советов, всей научной общественности, факультетов и кафедр высших учебных заведений в определении основных направлений и тематики исследований, рассмотрении итогов научных работ и их промежуточных этапов. При подготовке перспективных и текущих планов предусматривать правильное распределение ресурсов, концентрируя их на завершающей стадии цикла «исследование — разработка — внедрение».
Была подчеркнута необходимость более внимательно и требовательно подходить к отбору тематики работ, выполняемых по хозяйственным договорам. Не допускать расточительного использования государственных средств на выполнение заказов, не оказывающих существенного влияния на рост производительности труда, улучшение качества продукции. Обеспечить объективную оценку научного уровня и экономической эффективности исследований, не допускать фактов очковтирательства, завышения реального эффекта от внедрения полученных результатов, необоснованного премирования работников высших учебных заведений.
Было предложено более целенаправленно использовать творческие возможности докторантов, аспирантов высших учебных заведений для развертывания исследований по авангардным направлениям науки. Формировать группы кадрового сопровождения крупных технических разработок из аспирантов и студентов — выпускников высших учебных заведений и распределять их на предприятия и в организации, где внедряется эта техника.
Постановлением предусматривалось расширение объемов теоретических и поисковых исследований на кафедрах и в научно-исследовательских учреждениях высших учебных заведений, имея в виду к концу двенадцатой пятилетки увеличить их не менее чем в два-три раза. Обеспечить соответствующий рост бюджетных ассигнований на эти цели, выделять высшим учебным заведениям необходимые лимиты и фонды на приборы и оборудование.
Ректорам высших учебных заведений было разрешено привлекать для развития фундаментальных исследований средства создаваемого в вузах фонда научно-технического и социального развития.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым обеспечить дальнейшее развитие фундаментальных исследований в высшей школе, прежде всего в университетах страны. Было выдвинуто требование повысить роль университетов как центров науки, культуры и образования. Полнее использовать открытия и другие достижения, полученные сложившимися в них крупными научными школами, для расширения поисковых и прикладных работ, обеспечивать на этой основе научный задел для создания принципиально новых технических решений, разработки важных социальных и экономических проблем. Формировать во главе с ведущими университетами межвузовские программы по приоритетным направлениям фундаментальных исследований. Совершенствовать деятельность университетов по подготовке теоретических кадров для академической и отраслевой науки, высшей школы и идеологических учреждений.
Было обращено внимание на необходимость укрепления связей высших учебных заведений с научными учреждениями Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий на основе совместных планов и программ по фундаментальным проблемам естествознания и обществоведения, участия в деятельности межотраслевых научно — технических комплексов, формирования объединенных исследовательских коллективов, кооперации в использовании уникального научного оборудования.
Постановление обязывало Министерство высшего и среднего специального образования СССР совместно с Академией наук СССР обеспечить активное участие преподавателей кафедр общественных наук высших учебных заведений в исследовании проблем планомерного и всестороннего совершенствования социализма, изучения актуальных вопросов мирового развития.
Ставилась задача повысить теоретический уровень и практическую значимость научных разработок, усилив их прогностический характер. Добиваться, чтобы обществоведы постоянно держали в поле зрения новые явления социально-экономической жизни, обеспечивали их глубокое исследование, вырабатывали научно обоснованные рекомендации для центральных и региональных органов управления. Совершенствовать практику программно-целевого планирования научной работы обществоведов, проведения исследований на основе заказов партийных, советских, хозяйственных органов. Шире привлекать кафедры общественных наук к разработке и реализации общесоюзных, республиканских и региональных целевых комплексных программ, направленных на решение актуальных теоретических и практических проблем. Осуществить меры по улучшению порядка внедрения в жизнь достижений общественных наук. Усилить их воздействие на формирование марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, общественное мнение, духовную жизнь советского общества.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик значительно повысить эффективность прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, проводимых высшими учебными заведениями в интересах предприятий и организаций. В этих целях предусматривалось развивать совместную работу высших учебных заведений с министерствами и ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями на основе долгосрочных комплексных договоров и других форм интеграции вузовской науки и производства, обеспечивая в сжатые срока решение крупных отраслевых и межотраслевых научно-технических проблем.
Руководителям высших учебных заведений, предприятий и организаций при проведении научно-исследовательских работ по хозяйственным договорам было предложено устанавливать четкие обязательства и ответственность высших учебных заведений за качество исследований, а предприятий и организаций — за актуальность заказываемых работ, сроки и масштабы практического использования научных достижений. Включать эти исследования в перспективные и текущие отраслевые планы создания и внедрения новой техники, а также в планы объединений и предприятий. Министерствам и ведомствам было рекомендовано навести строгий порядок в приемке и сдаче работ, определении их экономического и социального эффекта.
Было признано целесообразным предоставить Министерству высшего и среднего специального образования СССР право создавать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами временные коллективы из работников высших учебных заведений, организаций и предприятий для конструкторской, экспериментальной доработки и ускорения внедрения наиболее эффективных научных достижений.
На Министерство высшего и среднего специального образования СССР была возложена разработка сводных планов финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых высшими учебными введениями и научными учреждениями системы этого министерства за счет средств государственного бюджета, а также по хозяйственным договорам в соответствии с потребностями организаций и предприятий заказчиков таких исследований, предусматривая в планах объемы затрат, фонд заработной платы и численность работников. Эти планы будут представляться и Госплан СССР и Государственный комитет СССР по науке и технике для включения в годовые государственные планы экономического и социального развития СССР.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР потребовали от Государственного комитета СССР по науке и технике, Госплана СССР, Госснаба СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик осуществить меры, направленные на ускорение внедрения завершенных высшими учебными заведениями работ, повысить требовательность к исполнителям и заказчикам за широкое использование результатов научных исследований.
Для выпуска образцов и малых серий новых изделий, научных приборов и оборудования, организации малотоннажных производств предусматривалось осуществить в двенадцатой пятилетке за счет капитальных вложений заинтересованных министерств и ведомств, а в последующие годы с их долевым участием строительство объектов опытно-конструкторских, конструкторско-технологических и технологических бюро, опытных производств при высших учебных заведениях. Было предложено обеспечить на этой базе увеличение в 3—4 раза объемов конструкторско — технологических и опытно-экспериментальных работ, выполняемых по хозяйственным договорам.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР в целях сокращения сроков и расширения масштабов внедрения в производство завершенных исследований было поручено представлять ежегодно в Государственный комитет СССР по науке и технике, Госплан СССР, заинтересованные министерства и ведомства, постоянные органы Совета Министров СССР перспективные разработки высших учебных заведений, применение которых может дать значительный народнохозяйственный эффект, для включения их в годовые государственные планы экономического и социального развития СССР, планы министерств и ведомств, межотраслевых научно-технических комплексов.
В целях оперативной переориентации научных коллективов на новые, приоритетные направления науки и техники, упорядочения сети научно-исследовательских учреждений было признано целесообразным:
разрешить министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находились высшие учебные заведения, и Советам Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Министерством высшего и среднего специального образования СССР создавать, реорганизовывать и ликвидировать в высших учебных заведениях проблемные научно-исследовательские лаборатории;
предоставить право Министерству высшего и среднего специального образования СССР по представлению министерств и ведомств СССР, в ведении которых находились высшие учебные заведения, и Советов Министров союзных республик в пределах выделяемых финансовых и трудовых ресурсов создавать и реорганизовывать в высших учебных заведениях научно-исследовательские секторы, опытно-конструкторские и проектно-технологические бюро.
Ректорам высших учебных заведений было разрешено привлекать в научные учреждения вузов для проведения исследований, финансируемых за счет средств государственного бюджета и по хозяйственным договорам с заказчиками, лиц профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, аспирантов и студентов высших учебных заведений на условиях штатного совместительства с оплатой за выполненную работу в размере до 50 процентов должностного оклада по совмещаемой должности при условии успешной реализации имя всех заданий по учебной, методической и научной деятельности.
Для развития и постоянного обновления материально-технической базы высших учебных заведений, улучшения условий труда и быта научно-педагогических работников было решено включать начиная с 1987 года в сметы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых высшими учебными заведениями по хозяйственным договорам, плановые накопления в размере 20 процентов стоимости этих работ. Указанные накопления полностью оставались в распоряжении высших учебных заведений.
В соответствии с постановлением в высших учебных заведениях создавался фонд научно-технического и социального развития. Средства указанного фонда использовались сверх ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели по утвержденным сметам. На высшие учебные заведения распространялся порядок образования фондов материального поощрения, предусмотренный постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г, №462 «О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности». Неиспользованные остатки этих фондов переходили на следующий год и изъятию у высших учебных заведений не подлежали.
В целях оказания помощи высшим учебным заведениям, не имевшим достаточных средств для развития фундаментальных исследований и опытно-конструкторских работ, расширения, реконструкции и технического перевооружения учебно-лабораторной базы, оснащения приборами и оборудованием, улучшении условий труда и быта, а также материального поощрения работников Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, в ведении которых находились высшие учебные заведения, было предоставлено право централизовать с согласия коллективов этих учебных заведений до 25 процентов средств фонда научно-технического и социального развития и до 20 процентов — фонда материального поощрения.
Ректорам высших учебных заведений было разрешено направлять временно, на срок до 6 месяцев, средства фонда научно-технического и социального развития на покрытие расходов по договорным работам на период до поступления авансов или оплаты законченных договорных работ с последующим восстановлением фонда.
Постановлением предусматривалось, что начиная с 1987 года хозрасчетным предприятиям высших учебных заведений и межвузовским центрам обслуживания научных исследований будет планироваться прибыль
в размере до 15 процентов себестоимости изготовляемой ими продукции (выполняемых услуг). Было установлено, что 25 процентов прибыли указанных предприятий (центров) направлялось в доход государственного бюджета, а 75 процентов оставалось в распоряжении предприятий (центров) и расходовалось на развитие и обновление их материально-технической базы сверх лимитов государственных капитальных вложений, а также на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, на образование фонда материального поощрения. Неиспользованные средства переходили на следующий год и изъятию у высших учебных заведений не подлежали.
В соответствии с принятым постановлением начиная с тринадцатой пятилетки в государственных планах экономического и социального развития СССР предусматривалось выделение Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик соответствующих средств, лимитов и фондов на материально-технические ресурсы для строительства, реконструкции и технического оснащения научных подразделений высших учебных заведении и межвузовских центров обслуживания научных исследований по отрасли «Наука и научное обслуживание».
Было предусмотрено также, что потребности высших учебных заведений и межвузовских центров обслуживания научных исследований в научных приборах, оборудовании, комплектующих изделиях и материалах будут удовлетворяться в первоочередном порядке, а образцы новых приборов, оборудования и другой новой техники должны были поставляться высшим учебным заведениям из первых установочных партий.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике, Академии наук СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик было предложено обеспечивать информационное обслуживание высших учебных заведении по их заявкам силами общегосударственных центров, отраслевых и республиканских органов научно-технической информации, в том числе национального центра автоматизированного обмена информацией с зарубежными сетями ЭВМ и банками данных.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету СССР по кинематографии, Государственному комитету СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Главному комитету Выставки достижений народного хозяйства СССР, Всесоюзному обществу «Знание» было рекомендовано усилить пропаганду достижений высших учебных заведений в развитии науки и техники и накопленного ими положительного опыта внедрения результатов научных исследований в производство и учебный процесс, широко освещать деятельность передовых коллективов высших учебных заведений по выполнению решений XXVII съезда КПСС, направленных на дальнейшее ускорение научно-технического прогресса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других