Во второй части тома 3 помещены документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Брежнева. Автор в эти годы отслужил в армии и работал на оборонном заводе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И ПОВЫШЕНИЮ ИХ РОЛИ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Центральный Комитет КПСС, исходя из задач, поставленных XXIII съездом партии, принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве».
В постановлении отмечалось, что современный этап коммунистического строительства в СССР, вовлечение широчайших масс трудящихся в активную общественную деятельность, переход от капитализма к социализму, осуществлявшийся в эту эпоху, мощное национально-освободительное движение народов, совершавшаяся научно-техническая революция, острая идеологическая борьба и другие процессы мирового развития требовали постоянного всестороннего анализа и теоретического обобщения с позиций марксизма-ленинизма. В этих условиях еще больше возрастало значение марксистско-ленинской теории, повышалась роль общественных наук.
В постановлении отмечалось, что марксизм-ленинизм — основа руководства развитием социалистического общества, могучее орудие познания и революционного преобразования мира. Теория прокладывает путь практике, обеспечивает научный подход к определению политики партии во всех областях общественной жизни.
Марксизм-ленинизм как великое интернациональное учение, говорилось далее в документе, представляет собой идейную основу международного коммунистического движения и его единства. Только руководствуясь марксизмом-ленинизмом, можно правильно решать теоретические и практические проблемы, выдвигаемые ходом мировых событий и революционным движением на современном этапе. Усиление творческой работы в области теории необходимо было в интересах укрепления политического, экономического и культурного сотрудничества социалистических стран, определения наиболее эффективных путей и средств обеспечения победы социализма над капитализмом. Развитие теория было необходимо для успешной борьбы против буржуазной идеологии, против современного антикоммунизма, правого и «левого» ревизионизма, за умы и сердца широких трудящихся масс мира.
Весь исторический опыт нашей партии, героические свершения советского народа за полвека после победы Великой Октябрьской социалистической революции, по мнению авторов документа, подтверждали могучую силу революционной теории, свидетельствовали о том, что КПСС всегда проявляла и проявляет непоколебимую верность марксизму-ленинизму, вела непримиримую борьбу с его врагами. Партия неизменно следовала завету В. И. Ленина: «…Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией».
В своей теоретической и практической деятельности, говорилось далее, КПСС неуклонно соблюдала ленинский принцип сочетания преемственности революционного опыта прошлого с творческой постановкой и решением новых проблем, постоянно заботилась о разработке теории, о развитии всех составных частей марксистско-ленинского учения — философии, политической экономии и научного коммунизма. На основе обобщения громадного практического опыта партия развила и обогатила марксистское учение о социалистической революции, диктатуре пролетариата и построении социализма; разработала теоретические вопросы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, развития советской демократии, социалистических наций и многонационального Советского государства; раскрыла основные закономерности и движущие силы развития социалистического общества, определила главные задачи и условия постепенного перерастания социализма в коммунизм.
КПСС вместе с другими марксистско-ленинскими партиями внесла свой вклад в определение характера современной эпохи, движущих сил и перспектив мирового революционного процесса, в разработку стратегии и тактики коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, научных принципов взаимоотношения социалистических государств, в обоснование путей перехода различных стран и народов к социализму в современных условиях.
Творческое развитие марксистско-ленинской теории партия рассматривала как свою важнейшую обязанность, как необходимое условие выполнения поставленных в Программе КПСС задач создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений, обогащения духовной культуры советского народа, коммунистического воспитания трудящихся. Теоретическая работа в связи с практикой была призвана обеспечить высокие темпы развития производительных сил, наиболее полное и рациональное использование преимуществ социалистического строя, природных богатств, достижений науки и техники в интересах построения коммунизма.
Огромную роль в теоретической деятельности КПСС, в повышении уровня идейно-политического воспитания трудящихся, в пропаганде марксизма-ленинизма играли выращенные партией высококвалифицированные научные и научно-педагогические кадры философов, экономистов, историков, представителей других общественных наук. При активном участии ученых, пропагандистов, всех идеологических кадров партией была проделана значительная работа по глубокому освоению идейного наследия Маркса — Энгельса — Ленина. Огромное значение, говорилось в постановлении, имел выход в свет второго издания Сочинений К. Маркса в Ф. Энгельса, Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Впервые было предпринято многотомное научное издание истории Коммунистической партии Советского Союза. Институтами Академии наук СССР и академий наук союзных республик, другими научными учреждениями и кафедрами высших учебных заведений был подготовлен и опубликован ряд глубоких исследований в области философии, по экономическим и правовым вопросам, отечественной и всемирной истории. Усилилось внимание ученых к разработке актуальных проблем современности, повысилась их роль в решении народнохозяйственных задач. Партия высоко ценила достижения общественных наук, их вклад в социалистическое и коммунистическое строительство.
Положительное влияние на развитие общественных наук оказали проведенные партией мероприятия по преодолению последствий культа личности, субъективизма и волюнтаризма. Октябрьский (1964 года) Пленум ЦК КПСС и XXIII съезд КПСС показали, какое громадное значение имела теория в коммунистическом строительстве на современном этапе, подчеркнули необходимость научного руководства развитием общества.
За последние годы были созданы более благоприятные условия для развития общественных наук. Состояние и перспективы исследовательской работы в области философских, экономических, исторических и других общественных наук были обсуждены в партийных организациях и коллективах ученых. Были внесены существенные изменения в планы научных исследований. Были разработаны новые программы по общественным наукам для высших учебных заведений, велась подготовка стабильных учебных пособий. Были приняты меры по совершенствованию системы политического просвещения.
Вместе с тем ЦК КПСС считал, что возросшие задачи коммунистического строительства, идеологической борьбы, происходившей в современном мире, требовали дальнейшего развития теоретической мысли, более глубокого анализа социального развития, нового повышения уровня марксистско-ленинского образования кадров.
В научных исследованиях гуманитарных институтов Академии наук СССР, академий наук союзных республик, других научных учреждений и кафедр общественных наук вузов не всегда дается глубокий и объективный анализ реальных процессов общественной жизни, что мешает правильной оценке исторического опыта и перспектив развития нашего общества.
Наблюдалось отставание в исследовании фундаментальных теоретических проблем, всесторонне раскрывающих механизм действия закономерностей современного общественного развития. Недостаточно глубоко и комплексно разрабатывались теоретические вопросы политической экономии социализма, повышения эффективности общественного производства, осуществления экономической политики на современном этапе. Мало уделялось внимания качеству и глубине философских обобщений новейших достижений естествознания, изучению проблем социальной психологии, коллектива и личности, общества и государства, развития социалистической демократии в условиях коммунистического строительства. До последнего времени не были в достаточной мере развернуты конкретные социальные исследования, а их научно-методическая основа оставалась весьма эмпиричной. Многие работы не содержали новых выводов, обобщений и рекомендаций, имеющих серьезное теоретическое и практическое значение.
В работах по истории КПСС недостаточно глубоко раскрывался всеобъемлющий характер руководящей роли партии. Недостаточно активно велась работа по созданию обобщающих фундаментальных трудов, которые показывали бы вклад КПСС в теорию строительства социализма и коммунизма, ее роль в интернациональном развитии марксизма-ленинизма за 50 лет после Октябрьской революции, глубоко раскрывали борьбу КПСС с меньшевиками, троцкистами, правыми оппортунистами, национал-уклонистами и другими враждебными партии группами и течениями.
Хотя за последние годы было выпущено немало ценных книг, в которых конкретно анализировались мировое развитие, социально — экономические, политические и идеологические тенденции современного капитализма, обобщался опыт борьбы рабочего класса против монополистического капитализма, борьбы народов против империализма и неоколониализма, многие стороны и проблемы капиталистического общества и национально-освободительного движения еще ждали своего углубленного изучения, комплексных исследований. Организация таких исследований велась недостаточно целеустремленно.
От работников общественных наук требовались принципиальность и твердость в борьбе против империалистической идеологии, буржуазных и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма. Разоблачение профессиональных антисоветчиков и антикоммунистов, подвизающихся в области «изучения» проблем истории СССР и КПСС, мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, — важнейшая обязанность советских ученых. Им принадлежала ответственная роль в борьбе против ревизионизма и национализма, против великодержавной антисоветской идеологии маоцзэдунизма.
Теоретический уровень и эффективность научных исследований снижались тем, что Академия наук СССР, академии наук союзных республик недостаточно использовали новые формы организации, планирования и координации научно-исследовательских работ в области общественных наук. Состояние научной информации в области общественных наук серьезно отставало от современных требований. Научные учреждения АН СССР не были оснащены в необходимой степени современными техническими средствами. Гуманитарные институты и кафедры в ряде случаев неоправданно дублировали друг друга или замыкались в кругу мелких тем, что вело к распылению научных сил, тормозило смелый научный поиск. Отрицательно сказывалось на развитии общественных наук и то, что в ряде научных учреждений редко проводились плодотворные обсуждения и дискуссии, недостаточно были развиты критика и самокритика.
Партийные организации и руководители некоторых научно-исследовательских учреждений зачастую проходили мимо этих недостатков, не уделяли должного внимания идейно-воспитательной работе, своевременно не реагировали на факты нарушения научной этики, не стремились создать подлинно творческую атмосферу в научных коллективах, обстановку высокой партийной требовательности и принципиальности.
Требовало дальнейшего улучшения преподавание общественных наук в учебных заведениях страны. Министерство высшего и среднего специального образования СССР, другие министерства и ведомства, отвечавшие за подготовку специалистов, еще не обеспечили необходимого уровня преподавания общественных наук и идейно-политического воспитания студенческой молодежи. Имелись недостатки в подготовке кадров в области общественных наук. Со стороны руководства и партийных организаций ряда научных учреждений и вузов не проявлялось должной заботы о росте и выдвижения молодых научных кадров.
Центральный Комитет КПСС предложил ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам, райкомам партии, партийным организациям, Академии наук СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР принять действенные меры по устранению отмеченных в постановлении недостатков, улучшить постановку научно-исследовательской работы, обеспечить творческую разработку теоретических вопросов в тесной связи с конкретными задачами коммунистического строительства, повысить уровень преподавания общественных наук и всего дела марксистско-ленинского образования кадров.
Усилия ученых должны были быть подчинены прежде всего решению задач, поставленных Программой КПСС и XXIII съездом партии, активному участию в работе по дальнейшему развитию экономики страны, укреплению ее оборонной мощи, повышению уровня материального благосостояния и культуры народа, коммунистическому воспитанию советских людей, задачам борьбы против буржуазной идеологии.
В постановлении ЦК КПСС обращалось внимание научно-исследовательских учреждений, партийных организаций и коллективов ученых, работавших в области философии, экономики, научного коммунизма, истории, права, эстетики, педагогики, психологии и других общественных наук, на необходимость более действенной и всесторонней разработки крупных теоретических проблем, создания обобщающих трудов по актуальным вопросам развития общества и современного научного знания, дальнейшего повышения научных исследований.
Современный этап общественного развития и прогресс научного знания требовали сосредоточения научно-исследовательской работы по общественным наукам в первую очередь на следующих направлениях:
в области философских наук — дальнейшая разработка материалистической диалектики, теории познания и логики, методологических проблем общественных, естественных и технических наук; изучение диалектики социалистического общества и противоречий современного капитализма, соотношения объективных и субъективных факторов общественного развития; развитие исторического материализма как общесоциологической теории, конкретных социальных исследований; разработка проблем социальной структуры общества, совершенствования социалистических общественных отношений и их перерастании в коммунистические; исследование закономерностей общественного сознания; теоретическая разработка проблем личности и коллектива, общества и государства, социалистического гуманизма, этики и эстетики;
в области экономических наук — всестороннее раскрытие законов и категорий политической экономии социализма и механизма их действия; исследование экономических проблем создания материально-технической базы коммунизма и формирования коммунистических производственных отношений; выработка научных рекомендаций по осуществлению новых принципов экономической политики на современном этапе, повышению эффективности общественного производства, рациональному размещению производительных сил и использованию трудовых ресурсов страны; изучение экономических проблем технического прогресса, разработка теории и методов оптимального планирования и функционирования социалистического народного хозяйства; проблем товарно-денежных отношение при социализме; широкое использование вычислительной техники в планировании и управлении; развитие исследований в области экономики отдельных отраслей народного хозяйства; социально-экономические исследования в области демографии; исследование форм и методов экономического сотрудничества социалистических стран, путей укрепления мировой системы социализма, раскрытие новых явлений в экономике современного капитализма, исследование социально-экономических противоречий империализма, новых форм империалистической борьбы за передел мира и др.; изучение экономических, социальных и политических проблем развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости;
в области научного коммунизма — разработка ленинской теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой борьбы международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения, борьбы против империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического движения в современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие антагонистических противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-политических проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных результатов научно-технической революции, исследование путей и форм сближения условий труда, быта и культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и физического труда в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных отношений; разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания и форм работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления частнособственнических, религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование процессов и проблем совершенствования государственного строя и социалистической демократии, воспитания патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в других странах;
в области истории КПСС и других исторических наук — обобщение опыта КПСС в борьбе за победу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, за осуществление ленинского плана построения социализма; исследование закономерностей развития партии и возрастания ее руководящей роли в коммунистическом строительстве, деятельности КПСС по разработке революционной теории, стратегии и тактики рабочего класса; изучение теории и практики партийного строительства, форм и методов работы партийных организаций; освещение борьбы КПСС за идейное и организационное единство своих рядов против антиленинских групп и течений, за единство международного коммунистического движения; раскрытие решающей роли народных масс в истории, борьбы трудящихся против социального и национального гнета, великой освободительной миссии рабочего класса; показ героизма советского народа в защите завоеваний Великою Октября, в борьбе за социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию, в разгроме фашизма в годы Великой Отечественной войны; обобщение опыта укрепления союза рабочего класса и крестьянства, дружбы народов, создания и развития многонационального Советского государства; изучение внешней политики СССР и международных отношений, теория международного рабочего и коммунистического движения;
в области правовых наук — исследование актуальных проблем государственного строительства, развития социалистической демократии; разработка вопросов организации и деятельности Советов депутатов трудящихся, основ государственного управления, правового регулирования хозяйственной жизни и общественных отношений; разработка мер по предотвращению и ликвидации преступности и других правонарушений, укреплению законности и правопорядка в стране; подготовка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию советского законодательства; разоблачение реакционной сущности современного империалистического государства и права; изучение международно — правовых проблем.
Потребности науки и практики, указывалось в постановлении, выдвигали необходимость организации комплексных исследований по всем важнейшим направлениям развития общественных наук.
Первостепенное внимание в научных исследованиях следовало уделять марксистско-ленинской методологии, принципам классово-партийного, конкретно-исторического подхода к общественным явлениям.
Важнейшая задача общественных наук была — вести систематическую наступательную борьбу против антикоммунизма, давать обстоятельную критику современной буржуазной философии, социологии, историографии, права и экономических теорий апологетов капитализма; разоблачать фальсификаторов идей марксизма-ленинизма, истории развития общества, коммунистического и рабочего движения; давать решительный отпор проявлениям правого и «левого» ревизионизма, национальной ограниченности как в теории, так и в политике.
Следовало ярче раскрывать всеобщее, интернациональное значение марксизма-ленинизма, показывать на конкретных фактах всемирной истории и опыта социалистических стран превосходство коммунистической идеологии над идеологией буржуазной, всепобеждающую силу идей научного коммунизма.
В работе научно-исследовательских учреждений по общественным наукам нужно было шире практиковать проведение товарищеских дискуссий по спорным или недостаточно ясным вопросам.
ЦК КПСС поручил Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР до 1 января 1968 года подготовить и внести на рассмотрение ЦК КПСС предложения по коренному улучшению организации, планирования, финансирования научно-исследовательских работ в области общественных наук, имея в виду определить реальные перспективы фундаментальных и прикладных исследований по основным научным проблемам, привести систему гуманитарных институтов в соответствие с требованиями науки и задачами коммунистического строительства, добиться правильного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, опытных кадров и молодой научной смены, укрепить материальную базу институтов по общественным наукам.
Постановлением ЦК КПСС на Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, как центр изучения идейного наследия Маркса — Энгельса — Ленина, была возложена координация всей научно исследовательской работы в области историко-партийной науки. Главное внимание института сосредоточивалось на разработке актуальных проблем истории КПСС и партийного строительства, научного коммунизма, международного коммунистического движения, а также организации научной информации по этим направлениям. В связи с этим предусматривались соответствующие изменения в планах работы, структуре и штатах института и его филиалов.
Должны были быть приняты меры по дальнейшему улучшению теоретической подготовки руководящих кадров и идеологических работников партии в Академии общественных наук и Высшей партийной школе при ЦК КПСС, в местных партийных школах.
ЦК КПСС обратил внимание Академии наук СССР, Института марксизма-ленинизма, Академии общественных наук, Высшей партийной школы и Института общественных наук при ЦК КПСС на необходимость обеспечить всестороннее изучение развития марксистской мысли за рубежом; поддерживать постоянные контакты с научными учреждениями социалистических государств и братских коммунистических партий, координировать с ними научно-исследовательскую работу в области общественных наук, разработку форм и методов наступательной пропаганды против антикоммунистической идеологии; систематически проводить совместные научные конференции по важнейшим проблемам марксистско-ленинской теории, социалистического и коммунистического строительства, мирового революционного движения и актуальным вопросам истории.
В целях коренного улучшения системы научной информации и дальнейшего расширения документальной базы общественных наук было поручено Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР и Министерству высшего и среднего специального образования СССР подготовить предложения об организации Института научной информации; Институту марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Главному архивному управлению при Совете Министров СССР — принять меры к пополнению и лучшему использованию архивных фондов, предусмотреть обеспечение государственных и партийных архивов современными техническими средствами воспроизведения и размножения документальных материалов; ЦСУ при Совете Министров СССР совместно с Госпланом СССР и Академией наук СССР — разработать научно обоснованную систему статистических данных, необходимых для социальных исследований, расширить и специализировать их публикацию.
В постановлении предусматривался ряд мер по улучшению преподавания общественных наук в высших учебных заведениях и техникумах, усилению коммунистического воспитания учащихся. Важнейшая задача кафедр общественных наук, партийных организаций вузов и техникумов была — марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической сознательности и высоких моральных качеств у специалистов, воспитание их активными строителями коммунизма, новаторами производства, патриотами и интернационалистами.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам, райкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, президиуму Академии наук СССР было предложено устранить недостатки в планировании подготовки и в распределении научных кадров, обеспечить улучшение качественного состава научных работников и преподавателей общественных наук, дальнейшее повышение их идейно-теоретического уровня. В этих целях предлагалось разработать предложения по улучшению аттестации и переаттестации преподавателей общественных наук и научных работников гуманитарных институтов, системы конкурсного комплектования штатов вузовских кафедр и научно — исследовательских учреждений, повысив требования к уровню научной квалификации специалистов, работавших в области общественных наук; расширить подготовку научно-педагогических кадров по общественным наукам, обеспечить систематическое повышение их преподавательского мастерства, обратить внимание на улучшение отбора в аспирантуру.
ЦК КПСС, указывалось в постановлении, придавал огромное значение овладению кадрами партии и государства марксистско-ленинской теорией, ленинским стилем, научными формами и методами работы, искусством идейно-политического воспитания и организации масс. Партия исходила из того, что овладение марксизмом-ленинизмом было необходимо для всех коммунистов, работников любой отрасли государственной, хозяйственной и общественной деятельности. Партийные организации должны были осуществлять более действенный контроль за политической учебой коммунистов, изучением трудов классиков марксизма-ленинизма, истории КПСС, философии, политической экономии, научного коммунизма, внутренней и внешней политики партии, особое внимание обратить на идейную закалку молодых коммунистов и комсомольцев, на воспитание их в духе ленинизма, на революционных, патриотических и трудовых традициях советского народа; шире привлекать работников общественных наук к пропаганде марксистско-ленинской теории, героической истории Коммунистической партии, славных революционных традиций народов Советского Союза; повысить роль домов и кабинетов политического просвещения крайкомов, обкомов, горкомов, райкомов КПСС и партийных комитетов в марксистско-ленинском образовании кадров, в организаций научно-методической работы и обобщении положительного опыта пропаганды марксизма-ленинизма.
ЦК КПСС поручил Комитету по печати при Совете Министров СССР, центральным и местным издательствам обеспечить широкое издание для массового читателя произведений Маркса, Энгельса, Ленина; издание необходимыми тиражами научных трудов, а также учебников, методических и наглядных пособий по общественным наукам с учетом профиля учебных заведений и потребностей системы политического просвещения, специальных серий и библиотек научной литературы, рассчитанных на определенные категории партийного и советского актива, интеллигенции, работников промышленного и сельскохозяйственного производства. Нужно было повысить роль и ответственность научных учреждений, а также издательств за идейное и научное содержание публикаций по общественным наукам, принять меры к улучшению подбора редакционно-издательских кадров, повышению их теоретического уровня и квалификации; повысить научный уровень и качество издаваемой литературы с тем, чтобы она вызывала у читателей глубокий интерес и пользовалась у них широким спросом.
Редколлегиям общественно-политических и научных журналов, редакциям центральных, республиканских, краевых и областных газет, Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР было предложено разработать мероприятия по усилении пропаганды марксистско-ленинской теории, достижений общественных наук, обратив особое внимание на повышение качества публикуемых материалов, радио — и телепередач.
Постановление ЦК КПСС обязывало ЦК компартий союзных республик, краевые, областные, городские, районные комитеты партии улучшить руководство партийными организациями научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, оказывать им постоянную помощь в подборе, расстановке и воспитании кадров. Партийные организации должны были уделять больше внимания подготовке молодых научных работников и преподавателей в области общественных наук. Необходимо было постоянно поддерживать в коллективах ученых и преподавателей атмосферу высокой ответственности, развивать их творческую активность и взаимную требовательность, критику и самокритику, воспитывать научно-педагогические кадры в духе коммунистической партийности.
Долг представителей общественных наук был — развернуть широкую научную и массово-пропагандистскую работу, положив в ее основу решения XXIII съезда КПСС.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других