Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2

Борис Мирошин

Во второй части тома 3 помещены документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Брежнева. Автор в эти годы отслужил в армии и работал на оборонном заводе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О ПЕРЕВОДЕ СОВХОЗОВ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПОЛНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ

В целях усиления экономического стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и повышения материальной заинтересованности работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в улучшении результатов работы предприятий Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятии на полный хозяйственный расчет».

Постановлением предусматривалось осуществить постепенный перевод совхозов, племенных и конных заводов, птицефабрик, питомников, сельскохозяйственных опытных и учебно-опытных хозяйств и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет.

Хозяйства, переведенные на полный хозяйственный расчет, обеспечивали возмещение всех производственных затрат, осуществление дальнейшего расширенного воспроизводства (капитальные вложения производственного назначения, формирование основного стада, прирост собственных оборотных средств и др.), создание фондов экономического стимулирования и других фондов, а также своевременный возврат кредитов банка за счет собственных средств.

Министерству сельского хозяйства СССР было поручено по согласованию с Советами Министров союзных республик перевести в виде опыта в 1967 году на полный хозяйственный расчет 390 совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Было установлено, что сельскохозяйственная продукция, продаваемая государству совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями, переведенными на полный хозяйственный расчет оплачивается по закупочным ценам с надбавками, установленными для колхозов. Были сохранены действующий порядок реализации и условия расчетов для совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, при продаже продукции в торговую сеть и непосредственно потребителям.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым расширить хозяйственную самостоятельность совхозов и других государственный сельскохозяйственных предприятий, переводимых на полный хозяйственный расчет, и сократить в связи с этим число утверждаемых этим хозяйствам вышестоящими организациями показателей плана, ограничив их следующими показателями:

по производству — объем продажи государству важнейших видов продукции в натуральном выражении, предусматриваемых в народнохозяйственном плане, а по специализированным хозяйствам, кроме того, объем продажи соответствующих видов продукции (племенной молодняк, сортовые семена, посадочный материал и др.);

по труду — общий фонд заработной платы;

по финансам — общая сумма прибыли, ассигнования из бюджета и плата за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения.

При этом предусматривалось, что общая сумма плановой прибыли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, определялась самими хозяйствами и утверждалась вышестоящим органом. Утвержденная в указанном порядке для этих хозяйств сумма прибыли учитывалась при составлении проекта Государственною бюджета СССР:

по капитальным вложениям — общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ, и ввод в действие основных фондов за счет централизованных капитальных вложений в денежном выражении;

по материально-техническому снабжению — объем поставок тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, оборудования, удобрений, строительных материалов и других средств производства, распределяемых вышестоящей организацией.

Остальные показатели планов предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, утверждению вышестоящими организациями не подлежали, а разрабатывались самими предприятиями и использовались плановыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

В целях повышения заинтересованности совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов было установлено, что предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, вносят из фактически полученной прибыли плату в бюджет за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения в размере одного процента стоимости этих фондов (за исключением стоимости продуктивного и рабочего скота и многолетних насаждений). Не взималась плата за производственные основные фонды, созданные за счет фонда укрепления и расширения хозяйства, в течение двух лет и за счет кредитов банка — до погашения ссуды, а также за основные производственные фонды опытных производств на предприятиях (цехи, участки, установки), обслуживающих нужды соответствующей отрасли. Предприятия, рентабельность которых составляла менее 25 процентов к себестоимости реализованной продукции, освобождались от платы за фонды.

Было установлено, что совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, после определения размера платы в бюджет за производственные основные фонды сельскохозяйственного назначения производили отчисления из общей суммы прибыли:

в фонд материального поощрения от плановой прибыли — 15 процентов, а от сверхплановой прибыли указанная норма отчислений уменьшалась по решению вышестоящего органа до 50 процентов, но с тем, чтобы общая сумма отчислений не превышала 12 процентов годового фонда заработной платы:

в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства — 10 процентов;

в страховой фонд — 20 процентов;

в фонд укрепления и расширения хозяйства — 10 процентов.

Остальная часть прибыли направлялась на выплату премий по Всесоюзному социалистическому соревнованию, на финансирование прироста собственных оборотных средств, формирование основного стада, погашение кредитов банка, финансирование централизованных капитальных вложений, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и на другие затраты.

Было предусмотрено, что в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях, переведенных на полный хозяйственный расчет, фонд укрепления и расширения хозяйства образуется за счет отчислений от прибыли, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, а также за счет выручки от реализации выбывшею и излишнего имущества — основных фондов, за исключением средств от выбраковки скота, которые направлялись на финансирование затрат по формированию основного стада. Размер амортизационных отчислений, направляемых в указанный фонд, определялся соответствующими министерствами в пределах до 30 процентов амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов.

Неиспользованные остатки амортизационных отчислений, средств от выбраковки скота основного стала, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда укрепления и расширения хозяйства переходили на следующий год и изъятию у совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий не подлежали.

Министерствам, областным, краевым управлениям сельскою хозяйства и трестам совхозов было предоставлено право дифференцировать по подведомственным предприятиям размеры отчислений в фонд материального поощрения с тем, чтобы общий фонд материального поощрения не превышал 15 процентов отчислений от прибыли совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, в среднем по министерству, краевому, областному управлению сельского хозяйства и тресту и 12 процентов годового фонда заработной платы каждого предприятия.

Директорам совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий было разрешено перераспределять по согласованию с профсоюзными организациями средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20 процентов суммы каждого фонда.

Было установлено, что материальное поощрение работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий за счет фонда материального поощрения производится сверх премий, установленных действующими положениями об оплате труда и о премировании.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР установили, что централизованные капитальные вложении, предусматриваемые в планах совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, финансировались за счет следующих источников:

на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования, на строительство производственных объектов и другие капитальные вложения производственного назначения — за счет прибыли, амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, и других собственных средств, а при недостатке этих средств в отдельные годы также за счет долгосрочного кредита, предоставляемого банком на сроки и на условиях, установленных для колхозов.

Совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, предоставлялся краткосрочный кредит на финансирование капитальных вложений производственного назначения и формирование основного стада в размерах сумм плановой прибыли, предназначенной на указанные цели, с погашением за счет фактически полученной в течение года прибыли и средств страхового фонда. В случае неполучения хозяйствами запланированной прибыли, предназначенной на капитальные вложения, по причинам, не зависящим от их производственной деятельности, совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, по их ходатайствам предоставлялся долгосрочный кредит на срок до пяти лет;

на строительство жилых домов, школ, медицинских и детских учреждений, клубов, бань и других объектов культурно-бытового назначения, мелиоративных и ирригационных сооружений, линий электропередачи, а также на другие расходы в соответствии с действующим законодательством — за счет средств государственного бюджета;

на строительство новых предприятий, птицефабрик, парниково-тепличных комбинатов и комплексов по производству свинины, молока и других продуктов животноводства и птицеводства — за счет средств государственного бюджета и припыли, получаемой в порядке перераспределения от других предприятий.

Прирост нормативов собственных оборотных средств совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет, обеспечивался за счет прибыли этих предприятий, других собственных источников и кредитов банка.

Затраты на формирование основного стада продуктивного и рабочего скота должны были финансироваться за счет собственных средств государственных сельскохозяйственных предприятий (прибыль, выручка от реализации выбракованного скота и др.), а при недостатке этих средств — за счет кредита банка на срок до двух лет.

Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, обеспечивая выполнение государственного плана, самостоятельно решали вопросы производственно-хозяйственной деятельности, в частности:

планировали объем производства на основе доводимых до предприятий вышестоящими органами плановых заданий по продаже сельскохозяйственной продукции, а также договоров хозяйств с заготовительными, торговыми, сбытовыми организациями и промышленными предприятиями с учетом возможности продажи продукции сверх плана;

планировали производительность труда, себестоимость продукции, численность работников и устанавливали наиболее рациональную структуру управления предприятием;

использовали в меру осуществления затрат и производства продукции экономию по фонду заработной платы, полученную в предыдущих кварталах, на выплату заработной платы в последующих кварталах, а также заимствовали из последующих кварталов средства на выплату заработной платы в пределах годового фонда;

определяли численность инженерно-технических работников.

Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет, не обеспечивающие сохранность собственных оборотных средств, за исключением случаев, когда недостаток их образовался по независящим от хозяйства причинам, обязаны были возмещать образовавшийся недостаток собственных оборотных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих получение дополнительной прибыли в последующие периоды, а в случае необходимости также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли в фонды хозяйств в размере до 30 процентов. Совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, предоставлялся кредит на срок до двух лет на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств.

Совхозам и другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, предоставлялся:

долгосрочный кредит на централизованные капитальные вложения производственного назначения на сроки и на условиях, установленных для колхозов, а также на капитальные вложения, осуществляемые за счет средств фонда укрепления и расширения хозяйства, когда этих средств недостаточно для проведения намеченных мероприятий, с погашением их в течение шести лет со дня ввода объекта в эксплуатацию;

кредит на строительство жилых домов и объектов культурно — бытового назначения в случае недостатка у хозяйств средств в фонде социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, при наличии к началу строительства не менее 50 процентов средств, необходимых для его осуществления, с погашением кредита в срок до двух лет за счет средств, поступающих в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства

кредит на проведение мероприятий по внедрению новой техники, механизации, улучшению технологии производства и интенсификации производственных процессов и на проведение других мероприятий по техническому совершенствованию производства, а также на затраты по расширению и организации производства товаров народного потребления и улучшению их качества на срок до шести лет со дня выдачи первой ссуды, при условии окупаемости затрат в пределах этого срока за счет прибыли (экономии) от осуществления кредитуемых мероприятий;

краткосрочный кредит на покрытие сезонных затрат производства и на образование запасов товарно-материальных ценностей согласно производственно-финансовому плану, с уточнением хозяйством доходов и расходов на соответствующий квартал;

отсрочка погашения задолженности по ссудам на срок до одного года в случаях, когда отдельные предприятия по независящим от них причинам не обеспечили возврат кредита в установленные сроки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я