Не предать время своё

Борис Кэм, 2022

Писательская ответственность за своё время, за своё поколение – основное кредо автора, которому он неуклонно следует втворчестве. Все герои сборника – будь то охотник Чуор Мандаров, оказавшийся в непривычной городской обстановке, гитарист и певец Гоша с незавидной судьбой или ребята из якутских студенческих общежитий – по-своему проносят через непростые годы изменчивых 90-х годов понятия о нравственности и собственные взгляды на жизнь.

Оглавление

Танкычах

…Он с рождения был не хромым, а колченогим. Если наблюдать со стороны, походка была чрезвычайно занятной, можно даже сказать — забавной.

Хотя, конечно, ничего смешного в этом не было: сначала правая нога неестественно высоко поднималась, а потом с характерным громким звуком «тос!» опускалась на землю. При этом тело резко шаталось из стороны в сторону. Надо ли говорить, что парня ещё в детстве прозвали Танкычах[3] — так народ саха одним метким словом описал то, что я рассказал вам в нескольких предложениях.

Всех городских жителей Танкычах разделял на четыре группы: те, кто смеялся над ним, те, кто сострадал, дети и старушка Марья. Первых и вторых Танкычах не терпел по определению: одних за насмешки, а вторых за жалость. И то и другое сидело у него в печёнках.

Вот, к примеру, такой случай. Выходил он однажды из автобуса, и в обычной сутолоке и давке его толкнули в спину. Нет, не нарочно, конечно, а случайно. Но как бы там ни было, Танкычах оступился и упал на асфальт. Хотел было сразу встать, но не рассчитал, и злосчастная правая нога описала в воздухе несколько круговых движений.

Стоявший рядом краснолицый человек в шляпе не удержался и прыснул со смеху. Женщина с сумкой рассердилась: «Хоть бы постеснялся! Ржёт стоит!» Подняла упавшую на землю серую кепку, отряхнула и подала Танкычаху. Тот, водрузив кепку на макушку, бросил на обоих мимолётный взгляд, в котором неизвестно чего было больше — презрения или отвращения, буркнул что-то типа «глаза бы мои вас не видели!» и поковылял прочь, впечатывая ногу в асфальт…

Разумеется, к детям или к старушке Марье он бы так никогда не отнёсся. Танкычах, конечно, уже давно привык к тому, что вслед ему смеются. Делал вид, что не замечает, как какой-нибудь десятилетний сорванец идёт за ним и пародирует его раскачивающуюся походку. Иногда, бывало, даже сам подыгрывал, чтобы посмеяться вместе с другими.

Марья — старушка-дворничиха с семенящим шагом, вечно недовольная, похожая на сердитую медведицу. Она ругалась на всех, кто проходил мимо, будь то солидный чиновник или обычный прохожий. Не говоря уже о ребятишках: для неё все они сплошь и рядом были лишь источником мусора и грязи.

Танкычах из дому выходил спозаранку — до работы было далековато. Обычно, когда он приближался к площади, уже успевшая подмести улицу старушка Марья сидела, надсадно кашляла и курила свои дешёвые папиросы. Чуть уставший и запыхавшийся, он с удовольствием пристраивался рядом, чтобы перевести дух, и весело приветствовал её:

— Доброе утро, Марья Петровна!

— Тоже мне скажешь — «Петровна»! Пусть твою Петровну собаки облают да кошки изгадят! — напускала та, как обычно, сердитый вид, затягиваясь папиросиной.

Затем, как ни в чём не бывало, начинался обычный разговор о погоде, ценах на продукты и т. д. Вскоре отдохнувший Танкычах откланивался.

— Премного благодарен за интересную беседу, Марья Петровна! — Он приподнимал кепку, делал лёгкий поклон и ковылял дальше.

* * *

Никто не знал, где живёт Танкычах, и вообще — чем дышит, о чём думает… А вот он, наоборот, знал о нас очень много. Этому, наверное, способствовала и его профессия.

Вот скажите — можно ли человеку в наше время обойтись без фотографий? Нет, конечно. Устроиться на работу — нужно фото, получить паспорт или другой документ — без официального снимка никак. Да и просто запечатлеть себя, любимого, с семьёй, с друзьями, чтобы сохранить в памяти дорогие и милые сердцу лица, — всё это тоже работа фотомастера, к встрече с которым вы готовитесь и идёте при полном параде.

И вот в фотоателье вас встречает Танкычах. Он проведёт вас в специальную комнату, где сияет яркий студийный свет, и усадит на стул. Пока вы жмуритесь и осматриваетесь, мастер будет ходить вокруг вас, внимательно разглядывать, осторожно поправлять ладонью выбившуюся прядь волос. Только потом подойдёт к старому надёжному аппарату, зафиксированному на видавшей виды треноге, и укроется плотной чёрной тканью.

Звучит щелчок затвора — и теперь вы пленник его волшебных рук и тёмной комнаты, где начиналось совершенно непонятное для многих священнодействие. Если вам повезёт, вы услышите звуки переливаемой жидкости, а то и отрывки песен, которые Танкычах напевает под нос.

Тем временем в чудесной комнате, где горит таинственный красный свет, в специальной ванночке с проявителем постепенно начинают проступать отдельные детали лица клиента. Особое внимание мастер обращает на переносицу, по обработке и чёткости которой можно судить о готовности фотопортрета в целом. Но это чисто механические моменты, которые мастер делает «на автомате». Самое удивительное заключалось в том, что на снимках Танкычаха люди представали именно такими, какие они есть на самом деле, без всяких прикрас и искажений. Будто неведомая сила делилась с ним тайной, которую клиенты хранили за семью замками.

А уж о том, что по только что сделанным снимкам он был в курсе ваших будней, и говорить не приходится. Придёт, допустим, какой-нибудь Иван Сидорович в строгом костюме, в отутюженной белой сорочке и аккуратно завязанном галстуке — всё честь по чести. Щёлк! Несколько минут — и из тёмной комнаты доносится разочарованный голос Танкычаха:

— Иван Сидорович! Ну как же это вы так…

— Да это я вчера с нужным человеком встретился… Пришлось посидеть малость, — мнётся Иван Сидорович. Ему явно неудобно.

— И как? Попало от супруги? — Танкычах представляет в своём воображении издёрганную дородную женщину.

— Есть немного… Пару раз шваброй достала, — Ивану Сидоровичу стыдно, он опускает глаза.

Завтра или через несколько дней Танкычах случайно встретит Ивана Сидоровича на автобусной остановке или в магазине. Тот, весь важный такой, отведёт глаза и сделает вид, что не заметил его. Но Танкычах-то знает, какими подношениями и прочими ухищрениями, а отнюдь не своей головой тот защитил кандидатскую.

Пять лет назад его умение видеть людей насквозь помогло органам задержать человека, совершившего тяжкое преступление.

Жила в городе девочка, которую звали Туораах[4]. Она и в самом деле напоминала миниатюрную птичку, готовую вот-вот взлететь. Никогда не шагала спокойно, а всегда весело подпрыгивала, и две небольшие косички тоже подскакивали в такт движениям юной хозяйки.

Танкычах её часто видел. Однажды он сфотографировал её и поразился тому, насколько чистой была душа девочки. На снимке не было никаких намёков на грусть и печаль, на плохие мысли, от снимка исходила лишь аура доброты и света.

— Будь серьёзнее, солнышко! — посоветовал Танкычах. — Ты уже не маленькая…

— А я вот мороженое хочу! — ответила Туораах без всякой связи.

Танкычах от неожиданности рассмеялся, а девочка вообще покатилась со смеху.

…Наутро её тело нашли под домом. Изорванная одежда была вся в крови. Танкычах видел, как, поставив гроб в машину с открытыми бортами, покойницу провожали в последний путь. Мать, выплакавшая за три дня все слёзы, сидела сгорбившись у печального гроба. Отец, широкоплечий мужчина, строитель по профессии, разбил в кровь свои огромные кулаки о железный кузов.

Спустя два года после трагического события в ателье заглянул высокий смуглый мужчина. У него были длинные руки, движениями которых тот безостановочно сопровождал свою речь. Видимо, привык, что его слушаются, и небольшое помещение фотоателье тут же наполнилось хриплым голосом бесцеремонного и даже хамоватого клиента.

— Эй, ты! Ну-ка, щёлкни меня поскорее! Начальству моё фото понадобилось, — заявил он требовательно и захохотал, обнажив крупные желтоватые зубы.

Заходя в тёмную комнату, Танкычах заранее почувствовал что-то, сердце нехорошо и тревожно заныло. Так оно и оказалось: из проявочной кюветы смотрели налитые кровью, рыскающие глаза клиента.

И он всё понял.

— Это же ты! За что?! — резко отшатнулся и вскричал Танкычах. Не дожидаясь, пока окончательно проявится лицо злодея, вытащил и порвал фотографию.

На следующий день, когда Танкычах явился к следователю, показал ему заново проявленный портрет возможного убийцы и рассказал, кто перед ним и где живёт, майор милиции ему не поверил. И он ушёл ни с чем.

Но через несколько недель уже весь город знал, что задержан бандит, убивший два года назад щебетунью Туораах…

* * *

Накануне весь день и затем всю ночь шёл дождь.

Разверзшиеся небесные хляби залили город водой. Танкычах пришёл на работу с опозданием, а его уже ждала незнакомка.

Молодая женщина сидела у окна, и у неё был грустный вид. Когда Танкычах настроил аппарат и сказал, что всё готово, достала из сумочки изящный костяной гребень, встала перед зеркалом и начала расчёсывать волосы. Неожиданно на пол с тихим треском посыпались серебряные горошины крупных бусин.

Танкычах наклонился, чтобы помочь собрать рассыпавшееся ожерелье, и только тогда понял, что это капли дождя. Ему стало неловко.

…На фотографии она улыбалась. Точнее, улыбались отдельные черты лица, а вот глаза… Они были полны печали.

— У вас нездоровый вид… Что вас тревожит? — прямо спросил Танкычах.

Клиентка откинула голову назад, поправила волосы и тяжко вздохнула.

— Не ладится…

— Что не ладится?

— Всё не ладится… Ребёнок болеет. Вечером не может заснуть от приступов кашля. Нет жилья. Снимаем угол у родственников. Тётка каждый день нудит, чтобы мы нашли себе другое жильё и быстрее съехали. Приходится терпеть…

— Тогда зачем уехала из района?

— Даже не спрашивайте! — Молодая женщина была готова вот-вот расплакаться.

Посидев и помолчав какое-то время, Танкычах произнёс:

— Я хочу помочь тебе.

С этого дня он потерял покой и сон. Утренние разговоры со старушкой Марьей заметно удлинились: в эти часы через площадь, ведя за руку маленького мальчика, всегда проходила та самая молодая женщина с печальными глазами.

— Не обращай внимания на то, насколько люди нарядно одеты, — тем временем мудрствовала Марья, затягиваясь папиросой. — Всё равно гадят и оставляют после себя мусор…

— Да, это так, Марья Петровна, — быстро соглашался с ней Танкычах, а сам искал глазами в толпе ту, что приходила в ателье.

Вскоре, как всегда ведя сына за руку, женщина возникала из толпы и проходила мимо него…

После этого Танкычах спешил на работу. Гасил свет, заряжал в фотоувеличитель отложенный в сторону негатив с прекрасной незнакомкой.

— Сегодня вновь видел, как ты проходила мимо, — начинал он полумистический разговор с незримой собеседницей. — Я сидел на деревянной скамейке возле такой полной старушки. Ты, кажется, не заметила меня…

Я очень спешила, — отвечала невидимка. — Торопилась отвести сына в детсад. Мне так повезло, что знакомая там работает. Она просто выручила меня.

— Эта та самая высокая женщина в очках?

Да. А вы откуда её знаете?

— Знаю… Квартиру-то другую нашла, сняла?

В городе всё так дорого… Придётся и дальше мыкаться у родни…

— Ну, если что, приходи ко мне, — приглашал Танкычах. — Небольшой, но свой дом имеется. Поживёшь пока…

Спасибо, — отвечала таинственная посетительница. — Вы очень добрый человек.

Неизвестно, сколько бы длилось это странное общение, если бы не случай.

Однажды Танкычах засиделся на работе допоздна и едва успел на последний автобус. Пассажиров было немного: пожилой человек в шляпе, трое парней с гитарой и ещё сидящие перед ним женщина и мужчина. Они о чём-то энергично переговаривались. Оказалось, что ссорятся — сердитый баритон постоянно перебивал тонкий голосок. Неожиданно мужчина вскочил, размахнулся и ударил спутницу кулаком. Та завизжала и прикрыла лицо руками. Когда она повернулась боком к Танкычаху, он с изумлением узнал в ней ту печальную женщину, которая приходила в ателье.

Ярость затмила его разум, Танкычах вскочил и что есть силы ударил мужчину авоськой с хлебом, которую держал в руках. Тот оттолкнул его руками, отчего фотограф отлетел и упал между кресел. Правая нога, словно заведённая детская игрушка, беспомощно и дробно начала стучать по металлическому полу автобуса…

История на этом не закончилась. Водитель вызвал милицию. Парни с гитарой посмеялись и ушли. Пожилой человек в шляпе сказал, что ничего не видел. А та милая незнакомка с грустными глазами заявила, что они сидели с мужем, мирно разговаривали, и тут неожиданно на них напал этот колченогий урод.

Танкычах передумал идти домой. Он вернулся на работу. Долго и молча сидел не двигаясь. Потом достал молоток и, хромая, подошёл к своему верному другу и напарнику, закреплённому на старой треноге, которому долгие годы доверял сокровенные мысли.

— Ты, оказывается, обманывал меня… — спокойно сказал он и ударил молотком по фотоаппарату.

Послышался треск разбитой оптики и жалкий хруст обломков металлического корпуса.

С тех пор Танкычаха в городе никто не видел.

А он и вправду много знал про нас…

Примечания

3

Таҥкыччах (якут.) — тяжёлый, неровный шаг.

4

Туораах (якут.) — здесь: «крошечный».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я