Бог не без милости, казак не без счастья

Группа авторов, 2006

В сборник вошли расположенные в хронологическом порядке очерки, охватывающие период с XVII века и по Гражданскую войну в России включительно, свидетельствующие о боевой доблести и удали казачества.

Оглавление

Пластуны

Между черноморскими казаками славятся своими подвигами так называемые пластуны[4] вроде стрелков-разведчиков, мужественных, неусыпных, которых могли вызвать и воспитать только известная местность и известные военные обстоятельства, а потому они заслуживают того, чтобы им посвятить несколько строк.

Пластун — это дюжий, валкий на ходу казак; тяжелый на подъем и неутомимый после подъема; при хотении — бегущий на гору, при нехотении — еле плетущийся под гору; ничего не обещающий вне дела и удивляющий неистощимым запасом и разнообразием своих воинских хитростей в деле. Угрюмый взгляд и навощенный кверху вздернутый ус придают лицу пластуна выражение стойкости и неустрашимости. Пластуны одеваются как черкесы и притом, как самые бедные черкесы. Это оттого, что каждый поиск по теснинам и трущобам сильно портит их платье. Черкеска отрепанная, покрытая разноцветными, нередко кожаными заплатами; папаха вытертая, порыжелая, но заломленная на затылок, в удостоверение беззаботной отваги; черевики из кожи дикого кабана, щетиною наружу — вот обыкновенное убранство пластуна. Прибавьте к этому: сухарную суму за плечами, добрый штуцер в руках и за поясом пороховница, кулечница, отвертка, жирник, шило из рога дикого козла, иногда котелок, иногда балалайка, иногда скрипка — и вы составите себе полное понятие о походной наружности пластуна, как она есть. Загорелое лицо и тело пластуна искусано, изъедено различными насекомыми, исцарапано колючими растениями, изранено в борьбе с черкесами и дикими кабанами.

Дело пластунов — кочевать непрерывно по обоим берегам Кубани, в лабиринте плавней, открывать неизвестные тропинки в болотах и броды в реке, класть и поверять приметы на всех проходах, схватывать следы, залегать живым капканом. На них падает первое взыскание за не подмеченный издали, не возвещенный в пору налет горцев. Они держатся в самых передовых, оторванных от главной черты широкими излучинами Кубани, притонах, «батареях». Каждая батарея имеет трехфунтовую сигнальную пушку, из которой пластуны палят «на гасло», на тревогу, когда неприятель наступает слишком близко и в больших, открытых силах.

Пластуны пускаются в свои трудные поиски мелкими партиями от 3 до 10 человек. Искусство пользоваться местностью по-своему, чуткость, зоркий глаз, выстрел без промаха заменяют им численную силу. Пластун скорее теряет жизнь, чем свободу; а если в недобрую минуту и попадется он в железный ошейник хеджрета (горца), то скоро из него вырвется — выкрутится. Что бы ни предложено было ему работать в плену, у него один ответ — не умею, а на уме одна мысль — уйти! Скоро ли или нескоро приберет он самый неупотребительный способ выпутаться из цепи или из колоды, выкарабкается в трубу очага и все-таки убежит в свою кубанскую плавню.

А какое добро в плавне?

В весеннюю и летнюю пору там полно комара и мошки. Над проходящим или сидящим человеком эти кровожадные насекомые, жалящие как крапива, сгущаются в облако пыли, крутимой вихрем, и их усиленное гуденье дает заметить сторожкому горцу, где приготовлена ему засада. Зима приносит пластунам неодолимые трудности. Тогда их скрытные пути погребены под сугробами снега, тогда их походы оставляют по следу глубокие отпечатки, которых ничем не заметешь; тогда обнаженные камыш и кустарник их не укрывают, и конный хеджрет набегает на них — ни оттуда, ни отсюда. Однако, суровые питомцы боевых невзгод и в зимнюю вьюгу, и в летний туман идут бодро и терпеливо навстречу опасности, проводят в своих отважных похождениях целые сутки сряду, чутко стерегут приближение врага, и первые встречают его своими меткими выстрелами, и первые приносят на посты вести о «неблагополучии». Были примеры, что пять-шесть дружных пластунов, настигаемых многолюдной погоней, в первой попавшейся им навстречу чаще камыша, осоки, можжевельника оборачивались, разом прицеливались в противников и, не открывая огня, приседали, кому за что пришлось. Этот сильный и решительный оборот останавливал преследующих. Они вдавались в опасение засады, начинали осматриваться на все стороны и открывать медленный, рассчитанный огонь, на который однако ж казаки не посылали ответа. Ободренные этим молчанием, горцы принимали движение в обход или бросались напрямик в шашки с обычным криком. Но от страшного, как и от великого, один шаг до смешного. В том месте, где казаки присели, горцы находили только шапки и башлыки, надетые на сломленный камыш. Пластуны уже исчезли, как привидение, а горцам осталось только повторить часто употребляемое восклицание: «Шайтан гаяур!»

Когда по линии смирно, а это обыкновенно бывает во время полевых работ, пластуны обращают свои поиски в охоту за диким кабаном, козой, оленем и таким образом непрерывно держат себя в опытах своего трудового назначения. Охота за кабаном требует не меньшей осмотрительности. Дикий кабан кубанских плавней при нападении охотника очень страшен: глаза кабана, маленькие и выразительные, горят гневом, уши ходят ходуном, углы рта пенятся, длинная щетина на хребте встает дыбом, и весь вид животного поистине ужасен.

Два пластуна, отец и сын, залегли ночью на кабаньем следу в плавне. Только рассвело, послышалось им пыхтенье и хруст: огромный черный кабан ведет свою семью к водопою. Пластуны произвели легкий шорох, кабан насторожил уши и стал, как вкопанный. Отец предоставил себе честь первого выстрела, — выстрелил и поранил, но не повалил кабана — не угодил старина ни в лоб, ни под лопатку. Кабан сделал было яростный прыжок вперед, но, ощутив рану, тоже повернул назад и покатил вслед за своим стадом. Отец продул ружье и стал заряжать, ворча, — успел-де понаведаться дурной глаз, начинает моя литовка легчить… А сын со всех ног махнул за раненым зверем, по горячему следу. Видит он кровавую струйку и слышит звучный треск очерета впереди себя, да никак не уловит глазом утекающего зверя, — слишком густ был очерет. Вдруг что-то сзади толкнуло его в ноги и больно, будто косой, хватило по обеим икрам; повалился казак навзничь и очутился на спине кабана. Тряхнул кабан спиной, махнул клыком и располосовал пластуну черкеску с полушубком от пояса до затылка. Еще одно мгновение, один взмах клыка, и свирепое животное выпустило бы своей жертве все внутренности; но в это бедовое мгновение раздался выстрел, пуля угодила в кабанье рыло, и кабан с разинутой пастью растянулся на месте во всю свою трехаршинную длину. «Ащо, хлоче, будешь теперь знати, як гнатись да не оглядатись», — проговорил старый пластун, перевязывая сыну раны (обе икры бедняка были прохвачены до кости) и журя его за неосмотрительность.

Природа мой букварь, а сердце мой учитель, — говорит мудрец; пластун скажет: что плавня с дикими ее жильцами — его военная школа, а охота — учитель. И действительно, в этой школе он приобретает первый и твердый навык к трудам, опасностям и самоотвержению, и из этой выучки выходит он таким совершенным стрелком, что бьет без промаху впотьмах, не на глаз — на слух. Примеры подобного стрелецкого совершенства между пластунами многочисленны, иногда даже печальны. Приходит иногда в курень плачевная весть, что в темную ночь пластун ловко застрелил пластуна Илька на засаде, в глухой плавне, пустив пуля на хруст камыша.

Пластуны принимают к себе новых товарищей по собственному выбору. Прежде всего требуют они, чтобы новичок был стрелок, затем, что на засаде, в глуши, без надежды на помощь, один потерянный выстрел может повести дело на проигрыш; потом требуют, чтобы он был неутомимый ходок — качество, необходимое для продолжительных поисков, которым сопутствуют холод и голод, — и наконец имел бы он довольно хладнокровия и терпения про те случаи, когда надобность укажет, под носом превосходного неприятеля, пролежать в камышах, кустарнике, траве несколько часов, не изобличив своего присутствия ни одним неосторожным движением, затаив дыхание. Тот не годится «пластуновать», кто не умеет убрать за собою собственный след, задушить шум своих шагов в трескучем тростнике; кто не умеет поймать следы противника и в следах его прочитать направленный на линию удар. Перебравшись через Кубань, пластун исчезает. А когда по росистой траве или свежему снегу след неотвязно тянется за ним, он заплутывает его: прыгает на одной ноге и, повернувшись спиной к цели своего поиска, идет пятами назад, «задкует», хитрит, как старый заяц, и множеством известных ему способов отводит улику от своих переходов и притонов. Как оборотни сказок — что чудновидно меняют свой рост, в лесу вровень с лесом, в траве вровень с травой, — пластуны, своими мелкими партиями, перебираются с линии, между жилищами неприязненных горцев, к нашим полевым закубанским укреплениям и оттуда на линию. Таким образом пластун вечно в поисках по окрестным лесам и ущельям. Его услужливая бдительность предохраняет пастбища, рубки дров, сенокосы и огородные работы при укреплениях, а тем более и самые укрепления от нечаянных нападений.

Но и во всех других обстоятельствах боевой службы пластун верен своему назначению. В походе он освещает путь авангарду или, в цепи застрельщиков, изловчается и примащивается, как бы вернее «присветить» в хвастливо гарцующего наездника; или, наконец, бодрствует в отводном секретном карауле за сон знатного ночлега.

Г. Филиппов, посетивший в 1856 году Крым, много рассказывает о подвигах пластунов в последнюю Севастопольскую кампанию. Вот некоторые из них.

В прошедшем 1855 году, когда отряд союзных войск занял Фанагорию и укрепился в ней, пластуны, находясь по обыкновению на аванпостах перед этой крепостцой, беспрестанно тревожили гарнизон, держали его в напряженной бдительности, производили между ним тревоги и замешательства своими хитрыми выдумками.

Обыкновенно человек с двадцать пластунов подкрадется ночью к самой Фанагории, пробираясь версты за две или за три ползком на брюхе и локтях, по колючему бурьяну через неприятельскую передовую цепь, и залягут под самыми верками, иногда под самыми амбразурами, в камыше и бурьяне, где и пролежат, не шелохнувшись, целый день до следующей ночи. В середине ночи, как только все утихнет в крепостце и лагере, объедут по цепи разъезжие, часовые предадутся дремоте, пластуны вдруг, по условному свистку, выходят из своей засады и с ужасным криком и стуком бросаются в амбразуры. Испуганные часовые спросонья стреляют, куда попало, другие бегут в лагерь с криками: «Нападение! Штурм! Неприятель в крепости!» Бьют тревогу и весь лагерь подымается, и войска в несколько минут становятся под ружье. Тотчас открывают огонь из всех орудий и частый штуцерный огонь с бруствера. Начинается трескотня ужаснейшая: ядра, гранаты, конгревовы ракеты и тысячи картечь и штуцерных пуль взрывают только землю, подымая страшную пыль, и рвут немилосердно бурьян и камыш, не находя для себя иной жертвы, потому что пластуны, произведя всю эту суматоху, приколов или сбив с ног первых попавшихся часовых, ворвавшись в ближайший барак и схватив там прямо с постели оторопевшего офицера, успев даже иногда заклепать одно или два орудия, тотчас бросаются обратно из крепости и прячутся за ближайшим пригорком. При начале канонады они уже находятся в этом убежище вне всякой опасности и спокойно любуются оттуда произведенным эффектом. Между тем, гарнизон, не получая ответа на свою канонаду и не видя неприятеля, мало-помалу унимает ее, но отправить отряд на поиски не решается из опасения засады, потому что не имеет понятия ни о числе, ни о месте пребывания неприятеля, убежденный однако же в его близости. Пользуясь этим временем недоразумения гарнизона, пластуны успевают уйти далеко от крепости с несколькими пленными и какими-нибудь другими трофеями.

Раз как-то подобный подвиг пластунов был совершен особенно удальски и блистательно. Пластуны, возвратившись из крепости, приводят двоих пленных французских офицеров.

Атаман, расхваливая и лаская пластунов за их отважность, сказал им между прочим в шутку, что они все приводят к нему синие мундиры, а ему хотелось бы иметь и красных, разумея под этим англичан.

Человек пять пластунов отправились, по обыкновению, на поиски и пропадали, кажется, четверо суток. Они версты две или три проползли на брюхе между колючим бурьяном, беспрестанно останавливаясь и притаивая дыхание, когда проползали сквозь передовую цепь и когда приходил близко к ним кто-нибудь из неприятельского отряда. Днем они залегали в гуще бурьяна и лежали там, как убитые, до вечера; ночью опять продолжали путь. Таким образом, им уже на вторые сутки удалось пробраться в самый неприятельский лагерь, где они и притаились в густом и высоком бурьяне, решившись здесь выждать желаемую добычу. Можно себе представить, в каком виде они добрались туда: все платье изорвано в клочки, лицо и руки исцарапаны и изъедены комарами; притом, проведя двое суток почти вовсе без пищи и воды, довольствуясь во все это время только коркой хлеба, сбереженной в кармане. В своей засаде пластуны пробыли еще два дня. Много в это время проходило около них неприятельских солдат и офицеров, но они никого не трогали, потому что цель их была схватить людей именно в красных мундирах, а те все были в мундирах другого цвета, хотя, вероятно, многие из проходивших были англичане. Наконец, уже на вторые сутки под вечер подошли к самому тому месту, где лежали пластуны, двое англичан в красных мундирах, неосторожно прогуливавшиеся между бурьяном. Казаки, как дикие кошки, бросились на них из засады и в одно мгновение, не дав им времени взяться за оружие и даже закричать, сбили их с ног, заткнули рты затычками из смятой травы, связали по рукам и ногам и исколотили до того, что несчастные англичане совершенно лишились возможности подать голос. Можно себе представить, какая требовалась осторожность и каких усилий стоило казакам протащить пленников ползком, на трехверстное расстояние, вблизи неприятельского лагеря, при беспрерывной опасности от встречи с патрулями, аванпостами и проч.; малейший стон пленников мог всех их обнаружить и самих подвергнуть плену или смерти.

Не застав атамана дома, пластуны отправились к нему со своими пленниками в войсковое правление и представились изумленному атаману, как были, т. е. багровые от царапин и комаров и покрытые грязью и лохмотьями. Они простодушно объявили ему все дело в коротких словах на своем грубом запорожском наречии.

— Ваше превосходытельство прыказали, як мы захватили синих, щоб мы достали теж и красных… О-тож-от се красные…

Один пластун получил до тридцати ран от пуль и штыков. Всякий другой не выжил бы и одного дня после такого изуродования, но закаленная натура пластуна выдержала тяжкую болезнь, так что недель через шесть пластун уже стал совсем поправляться; отбросил басурманское леченье и диету, стал есть, как следует казаку: борщ и галушки; когда оттого повеселел и сделался словоохотлив, он рассказывал о своих похождениях в Севастополе, о вылазках, в которых он много раз участвовал.

— Як, каже, ускочишь до траншеи, то зараз и берешься до охфицера, бо у тих у солдатив ни часив, ни грошей, ни чого нима, а у охфицера все э.

— А то, бувало, каже, як пиймаешь татарив, что гонят скотину до хфранцуза, то, каже, або повисимо, або убьемо, а писля, каже, перестали и бить! Тылько привяжем до дерева, та гирло и перерижем, так соби вин и стоит.

На вопрос о том, как он был ранен, он говорил:

— Як, каже, вскочил до траншеи, то мене, каже, на штыках и выперли вит-тыля…

Отечествоведение.Южный край. Т. II, стр. 149–157

Примечания

4

Слово пластун происходит, вероятно, от слова ползать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я