Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550– 1920)

М. П. Астапенко, 2023

В историко-публицистической книге известного донского историка и писателя Михаила Астапенко «Донские казачьи атаманы. 1550—1920 годы» представлены биографии всех донских казачьих атаманов дореволюционного периода. Книга будет интересна профессиональным историкам, студентам донских вузов, учителям и школьникам Дона, а также всем, изучающим историю Донского казачьего края. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550– 1920) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Астапенко М. П., 2023

© ООО «Мини Тайп», 2023

* * *

Вступление

Донские казачьи атаманы… В разные периоды нашей истории это словосочетание вызывало разные ассоциации и разную эмоциональную окраску: от романтического восторга до резкого неприятия. Как бы то ни было, личности этих людей живших и действовавших на протяжении 370 лет (1550–1920) российской истории вобрали в себя все богатство событий и всю противоречивость не только истории Дона, но и прошлого нашей страны. В биографиях донских атаманов мы видим историю казачества.

Разными были они, атаманы, но общим являлось то, что все они были личности, ибо не обладай они выдающимися качествами, их никогда бы не признали своими лидерами, вожаками донские казаки.

АТАМАН… Так называли казаки своих предводителей, называли, часто не задумываясь над происхождением этого слова и его корнями. А в самом деле, что означает этот термин?

Одни источники утверждают, что слово атаман тюркского происхождения и означает «вожак», «главарь», «предводитель». Другие выводят его корни из глубокой старины, от народа хеттов и слово хетман означает предводитель[1]. Потом оно перешло в польский язык — «гетман», скандинавский «Heudman» и немецкий «Hauptman» — старший, главный человек[2]. «Атаманами (ватаманами), — писал донской историк Ис. Ф. Быкадоров, — еще в XIV веке назывались предводители ватаг (станиц) новгородских ушкуйников, промышлявших по рекам Каме и Волге и морям — Балтийскому, Белому и Хвалынскому (Каспийскому)»[3]. Подъячий Посольского приказа 60-х годов XVII века Григорий Котошихин, написавший книгу «О России в царствование Алексея Михайловича», касаясь термина «атаман», отмечал, что так у казаков назывались начальные люди[4].

Самое раннее упоминание этого термина в форме «ватаман» отмечено в грамоте новгородского князя Андрея Александровича[5]. Следующее документальное упоминание слова атаман относится к 1460 году, когда оно встречается в грамоте белозерского князя Михаила Андреевича[6]. Однако счет известным по именам, фамилиям и прозвищам донским атаманам мы можем начать только с середины XVI века.

Своих предводителей донские казаки (вольные люди) выбирали принародно, на казачьем кругу, высшем органе казачества. Рисуя образ жизни донцов в первой половине XVII столетия подъячий Григорий Котошихин писал: «И дана им на Дону жить воля своя, и начальных людей меж себя, атаманов и иных, избирают и судятца во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу»[7].

Главным законодательным органом донского казачества был войсковой круг, на который собирались все взрослые казаки. В исторических документах сам термин круг появляется в 1554 году, когда донцы, «сведав, что царь Иван Грозный задумал поход на Астраханское ханство, приговорили в своем кругу вспомоществовать ему»[8]. Круг, собиравшийся обычно раз в год, весной, решал важнейшие вопросы казачьей жизни: объявление войны, заключение мира с соседними народами, прием в казаки, дележ государева жалованья, суд, отправление и прием посольств и другое.

Круг открывался в Главном войске (столице казачьего Дона) в торжественно-приподнятой обстановке, когда в его средину вносились бунчук[9]и войсковые знамена. Казачий сбор открывал есаул[10], возглашавший:

— А ну помолчи, атаманы-молодцы, атаман наш войсковой трухменку[11] гнет (т. е. снимает шапку, демонстрируя уважение к кругу и казакам)!

С появлением атамана начиналось обсуждение всех вопросов, которые волновали казаков. Когда начинались выборы атамана, различные партии выдвигали своих кандидатов.

— А любо ли вам, казаки, — обычно спрашивал у круга есаул, — избрать нашим атаманом войсковым такого-то и называл имя и фамилию претендента.

— Любо! Любо! Любо! — трижды возглашал круг, если кандидат подходил им, или «не любо!», если он не нравился большинству казачества. Войсковой атаман избирался обычно на год, после чего казаки могли вновь переизбрать его или заменить новым вожаком. Бывший атаман возвращался в среду рядового казачества, хотя и продолжал иметь определенный авторитет в определенной части казаков.

Избранному большинством голосов присутствующих казаков войсковому атаману вручались знаки атаманской власти: булава, состоявшая из ореховой гладкой палки с серебряным шаром на конце, и насека — длинная палка из орехового дерева с серебряной ручкой на конце, на которой делались насечки по числу атаманов, владевших ей.

В первые десятилетия документально известной казачьей истории (XVI век) у донцов было несколько атаманов, каждый из которых возглавлял крупные казачьи партии. И только с начала XVII столетия всеми казаками стал управлять единый предводитель — войсковой атаман. Атаман Главного войска, то есть донской столицы, являлся заместителем войскового атамана. Когда, в силу особой важности, во главе казачьего посольства (станицы) в Москву отправлялся войсковой атаман, то он слагал с себя свое звание. Это объяснялось установившейся традицией борьбы против московского влияния на казачество и способом аннулирования обязательств, лично данных войсковым атаманом в Москве под влиянием царских подарков и давления со стороны государевых чиновников.

Вплоть до начала XVIII столетия (царствование Петра Первого) донцы самостоятельно избирали своих атаманов. Но после жесточайшего подавления Булавинского восстания 1707–1709 годов царь Петр резко ограничил права и свободы донских казаков, поставив в свою зависимость и выборы донского войскового атамана. Выбранный казаками атаман теперь подлежал обязательному утверждению царем. Когда в 1723 году, после смерти атамана Василия Фролова, донцы избрали себе в войсковые атаманы легендарного героя Ивана Краснощекова, то император не утвердил этот выбор казаков и своим указом от 9 июля 1723 года «повелел быть атаманом» старшине Андрею Лопатину, который с тех пор именовался в документах наказным (назначенным) атаманом[12].

С этих пор донские атаманы назначались русскими императорами и императрицами, получив в 1865 году права генерал-губернатора и командующего военного округа[13]. Такое положение наблюдалось до июня 1917 года, когда в революционное постфевральское время донцы избрали себе такого атамана, которого сами пожелали: им стал А. М. Каледин.

Оглянувшись на более чем 370-летнюю историю донских атаманов, можно отметить, что люди они были разные, как разными бывали их характеры, социально-экономические и политические условия жизни и деятельности. Об одних (М. И. Платов, К. А. Булавин, А. М. Каледин) написаны тома исследований, романов, повестей, рассказов, их деятельность увековечена в монументах, кинофильмах, картинах, о других же до наших дней дошли только имена или прозвища (Сары-Азман, Черкашенин, Сусар Федоров). Поэтому и очерки-рассказы о донских атаманах будут разными по объему. Начнем же с полного хронологического списка всех донских атаманов с середины XVI столетия до 1920 года.

Донские казачьи атаманы
(1548–1920)

1548–1550 — Сары-Азман.

1552 — Сусар Федоров.

1554–1556 — Федор Павлов, Андрей Шадра, Ляпун (Филимонов).

1570 — Михаил Черкашенин.

1571 — Никита Мамин.

1584 — Иван Кишкин.

1592 — Семен Воейков, Смирной Федоров, Василий Жигулин, Иван Нос, Иван Федорович Трубецких, Василий Кабан, Прокофий Трубченин.

1593 — Степан Ершов.

1594 — Степан Ершов, Никита Болдырь, Иван Нос.

1595 — Афанасий Савостьянов.

1600–1603 — Андрей Корела.

1604 — Феофилакт Межаков.

1605–1612 — Андрей Корела.

1612 — Феофилакт Межаков, Смага Чершенский.

1613 — Смага Чершенский, Епифан Родилов.

1614 — Смага Чершенский.

1615 — Смага Чершенский, Епифан Родилов, Федор Татар.

1616 — Смага Чершенский.

1617–1623 — Епифан Родилов, Исай Мартемьянов.

1624–1628 — Епифан Родилов.

1628–1630 — Волокита Фролов.

1630 — Епифан Родилов.

1633–1636 — Иван Каторжный.

1637 — Михаил Иванович Татаринов.

1638 — Тимофей Яковлевич Яковлев, Михаил Татаринов.

1639–1641 — Наум Васильевич Васильев (Шелудяк).

1641 — Осип Петрович Петров (Колуженин), Наум Васильев.

1642 — Павел Федоров.

1643 — Иван Каторжный.

1644–1645 — Павел Федорович Федоров (Чесночихин), Иван Каторжный.

1645 — Степан Марков, Русин Прохоров (атаманы в Москве).

1646 — Иван Каторжный, Степан Марков, Русин Прохоров, Осип Петров, Павел Федоров.

1647 — Павел Федоров, Иван Каторжный.

1648 — Иван Каторжный, Павел Федоров, Наум Васильев.

1649 — Наум Васильев.

1650 — Наум Васильев, Павел Федоров.

1651–1657 — Наум Васильев.

1657–1658 — Наум Васильев, Осип Петров.

1659 — Осип Петров.

1660 — Наум Васильев, Корнила (Корнилий) Яковлевич Яковлев.

1661 — Корнила Яковлев.

1662 — Корнила Яковлев, Осип Петров.

1664–1665 — Корнила Яковлев.

1666 — Наум Васильев, Михаил Самаренин.

1667–1668 — Корнила Яковлев.

1669–1670 — Михаил Самаренин, Корнила Яковлев.

1670 — Корнила Яковлев.

1671 — Корнила Яковлев, Михаил Самаренин, Логгин Семенов.

1672 — Корнила Яковлев.

1673–1678 — Корнила Яковлев, Михаил Самаренин.

1679 — Корнила Яковлев.

1680 — Корнила Яковлев, Фрол Минаевич Минаев, Самойла Лаврентьевич Лаврентьев.

1681–1682 — Фрол Минаев.

1683 — Иван Семенов.

1684–1687 — Фрол Минаев.

1687 — Самойла Лаврентьев, Фрол Минаев, Иван Семенов.

1688–1690 — Фрол Минаев, Иван Семенов.

1691–1692 — Фрол Минаев.

1694 — Фрол Минаев, Иван Семенов.

1694–1696 — Фрол Минаев.

1697 — Иван Семенов, Фрол Минаев.

1698 — Фрол Минаев.

1699 — Фрол Минаев, Илья Григорьевич Зерщиков.

1700–1703 — Фрол Минаев, Илья Зерщиков, Лукьян Максимович Максимов.

1703–1705 — Лукьян Максимов, Аким Филипьевич Филипьев.

1705–1708 — Лукьян Максимов.

1708 — Кондратий Афанасьевич Булавин (с 9 мая по 7 июля).

1708 (7 июля) — 1709 (29 апреля) — Илья Зерщиков.

1709 — Василий Фролович Фролов.

1713–1715 — Петр Емельянович Рамазанов.

1715 — Петр Рамазанов, Василий Фролов.

1716 — Максим Фролов (Кумшацкий).

1717 — Василий Фролов.

Войсковые наказные атаманы,
утвержденные в этом звании указами российских императоров и императриц

1718–1723 — Василий Фролович Фролов.

1723–1735 — Андрей Иванович Лопатин.

1735–1738 — Иван Иванович Фролов.

1738–1753 — Данила Ефремович Ефремов.

1753–1772 — Степан Данилович Ефремов.

1772–1773 — Василий Акимович Машлыкин.

1773–1775 — Семен Никитич Сулин.

1775–1797 — Алексей Иванович Иловайский.

1797–1801 — Василий Петрович Орлов.

1801–1818 — Матвей Иванович Платов.

1818–1821 — Андриан Карпович Денисов.

1821–1826 — Алексей Васильевич Иловайский.

1826–1827 — Иван Андрианович Андрианов.

1826–1837 — Дмитрий Ефимович Кутейников.

1836–1848 — Максим Григорьевич Власов.

1848–1862 — Михаил Григорьевич Хомутов.

1862–1866 — Павел Христофорович Граббе.

1866–1868 — Александр Львович Потапов.

1868–1874 — Михаил Иванович Чертков.

1874–1881 — Николай Александрович Краснокутский.

1881–1898 — Николай Иванович Святополк-Мирский.

1898–1900 — Алексей Петрович Короченцев.

1900–1905 — Константин Клавдиевич Максимович.

1905–1907 — Николай Николаевич Одоевский-Маслов.

1907–1909 — Александр Васильевич Самсонов.

1909–1911 — Федор Федорович Таубе.

1911–1912 — Павел Иванович Мищенко.

1912–1915 — Василий Иванович Покотило.

1915–1916 — Алексей Алексеевич Смагин.

1916 (9 мая) — 1917 (10 марта) — Михаил Николаевич Граббе.

Войсковые атаманы,
свободно избранные казаками

1917 (март — июнь) — Евгений Андреевич Волошинов.

1917 (18 июня) — 1918 (29 января) — Алексей Максимович Каледин.

1918 (29 января — 18 февраля) — Анатолий Михайлович Назаров.

1918 (5 мая) — 1919 (3 февраля) — Петр Николаевич Краснов.

1919 (6 февраля) — 1934 (21 октября) — Африкан Петрович Богаевский.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550– 1920) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гладилин Е. История древнего мира. Орел, 2006. С. 59.

2

Большая советская энциклопедия. М.,1933. Т. 3. Стлб. 730.

3

Быкадоров Ис. Ф. История казачества. Кн. 1. Париж, 1930. С. 153.

4

Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. 4-е изд. СПб., 1906. С. 135.

5

Этимологический словарь русского языка. Т. 1. Вып. 1. М., 1963. С. 193.

6

Исторический очерк о регалиях и знаках отличиях русской армии. СПб., 1899. С. 136. Примеч.

7

Котошихин Г. Указ. соч. С. 135.

8

Савельев Е. П. Войсковой Круг, как народоуправление на Дону. Новочеркассск, 1918. С. 2.

9

Бунчук — общевойсковой казачий символ (регалия) в виде конского хвоста, выпущенного из серебряного шара, помещенного на конце длинной палки.

10

Есаул — помощник атамана. Позже офицерский чин, соответствовавший майору регулярной армии.

11

Трухменка — высокая барашковая шапка.

12

Лунин Б. В. Очерки истории Подонья — Приазовья. Кн. 2. Ростов н/Д, 1951. С. 118.

13

Большая советская энциклопедия. Т. 2. М., 1970. С. 367.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я