Четвёртый век нашей эры, константинопольский Рим времён полубезумного философа и поэта Юлиана, одержимого возрождением античной культуры. Запустение в храмах, упоение местных жителей немыслимой роскошью и праздностью, пылающее святилище Аполлона, бесконечные религиозные распри и обагрённые кровью венцы мучеников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Vobis parta предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава третья
В одну из ночей, когда бескровная, но царственная луна уже взошла на небесный трон, а свита из мириад голубых звёзд покорно окружила её, император Юлиан лежал в своих покоях. От окна с Босфора веял северо-восточный ветер, отчего полупрозрачные занавеси слегка колыхались, издалека доносился шум прибоя. Ворочаясь во сне, император сбросил красное тёплое одеяло. Его полузакрытые веки бешено дёргались, а на лбу выступили капли холодного пота.
Ему снится, как, будучи мальчиком, он оказывается в стенах библиотеки в Никомедии. Всюду его преследует тень его христианского наставника — мрачного и нудного Евсевия, который держит его за руку своей костлявой леденящей рукой. И снова знакомство со старцем и евнухом Мардонием, привившим ему любовь к Элладе, с философом Максимом Эфесским, с историком и писателем Аммианом Марцеллином, с которым потом завяжется крепкая дружба. Также ему видится его боевое крещение — многочисленные трупы германцев у берегов Рейна и сам он — весь по локоть в крови врага — с обагрённым мечом и на чёрном коне, а друг Марцеллин облачает его в пурпур и при ликующем легионе провозглашает Цезарем.
Потом Юлиан входит в Константинополь, и в толпе видит слепого старца, который начинает обличать его, именуя безбожником.
— Ты слеп, — говорит ему Юлиан, — и твой Галилейский Бог не вернёт тебе зрения.
— Слава Богу, что я слеп, — отвечает старец, — и не могу видеть твоего окаянного лица… лица Апостата.
И вдруг он оказывается в тёмной пещере, где встречает смутную фигуру человека — это не кто иной, как Максим Эфесский.
— Laudem ad deos!* — воздев руки к своду пещеры, восклицает жрец. — Уже давно я жду от тебя этого поступка! Но это серьёзный шаг, который свяжет тебя обязательством на всю жизнь. Сначала ты должен пройти испытания — ты проведёшь их в посте и молитве. После этого я сам буду крестить тебя кровью.
Юлиана приводят в святилище Митры, где его принимают великие жрецы. Высокий свод святилища зиждется на двух рядах мощных колонн по семь в каждом ряду. На каждой колонне изображены знаки и цвета одной из семи ступеней посвящения. В глубине полуосвещённого зала — статуя Митры, изображающая Посредника в облике молодого человека во фригийском колпаке, вонзающего меч в шею быка. Наконец торжественный момент. Юлиану омывают всё тело, кроме головы. Затем его отводят вниз по небольшой лестнице в холодный подвал с низким потолком. Какое-то время Юлиан ничего не видит. Он только чувствует, что пол под его ногами не горизонтален, а слегка наклонен к одному из углов комнаты.
Когда его глаза привыкают к полумраку, он понимает, что потолок в комнате напоминает чёрно-белую доску, и сквозь некоторые клетки в него проникает свет. Тут же он слышит звук торопливых шагов и чьё-то шумное дыхание. Несколько человек возятся с животным, которое, по всей видимости, всячески сопротивляется. Юлиан не может ничего различить, но знает, что это должен быть белый бык. Звук шагов замедляется; тяжёлое дыхание учащается. Внезапно бык издаёт ужасающее громкое мычание.
В то же мгновение Юлиан чувствует, как горячая жидкость течёт ему на голову: это кровь. Она струится по лбу, по лицу, по плечам. Вскоре всё его тело покрывается подобием пурпурной туники, а кровь между тем всё течёт и течёт.
Юлиан одновременно палач и жертва, упругий виноград и его сборщик. Он отождествляет себя с Митрой и чувствует, что в нём зажигается свет тысячи солнц. В нём и вокруг него всё становится красно-медным, и он ощущает, как в его венах накапливается неведомая доныне сила.
Его тело, его мышцы и кости наполняются ею. После Юлиан выходит наружу и видит два солнца: одно клонится к закату и окрашивает линию горизонта медью, а второе являет собой не что иное, как обновлённое золото. Эти лучи ослепляют и мучительно жгут его. И в леденящем поту, с бешено колотящимся сердцем Юлиан просыпается.
*Хвала богам (лат.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Vobis parta предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других