Трагедия российского образования

Артур Салахов

Книга представляет из себя сборник статей автора, посвящённых проблемам российского образования. Освещение опыта советского образования, критика реформ последних тридцати лет, анализ зарубежных систем и предложения по восстановлению лучших отечественных традиций – этому посвящена представленная книга.

Оглавление

Дебилизация общества через убийство образования

Некое недоразумение, возникшее в 2004 году в кресле министра образования и науки РФ по фамилии Фурсенко, заявило, что в отличии от советского образования, которое воспитывало созидателя и строителя нового коммунистического общества, образование Российской Федерации будет готовить человека — профессионального потребителя. С этого момента в стране началось разрушениесложившейся в течении нескольких десятилетий и доказавшей своё мировое превосходство советской системы образования. Сначала ввели тестирование в форме единого государственного экзамена, далее насадили понятия «бакалавр» и «магистр». Убийственный эксперимент продолжается.

44-ый Президент США Барак Обама начал свою работу в Белом Доме с отмены системы единого государственного экзамена, которая до этого десятилетия делала американское образование удобным разве что для умственно отсталых. С 2009 года такая практика в США проводится исключительно на платной, добровольной основе и её результаты не имеют никакого значения при поступлении в ВУЗ.

Сейчас сертификат тестового экзамена — документ, являющийся обязательным в России при поступлении в вуз, уже давно потерял такой статус на Западе и носит лишь «вспомогательный характер». Во Франции, где впервые использовали тестирование в качестве итоговой аттестации, отказались от такой формы экзамена еще в 1969 г. Французским политикам понадобилось три года, чтобы оценить несостоятельность единого тестирования. Члены Общественной Палаты Франции тогда пришли к единому неутешительному выводу, что, сохранение такой системы еще хотя бы на три года, убьёт систему высшего профессионального образования окончательно.

Жизнь показывает, что ЕГЭ, как раковая опухоль, убивает образование и в России. В высших учебных заведениях отмечают, что с каждым годом в институты приходят привыкшие к тестам-угадайкам и односложным ответам студенты, не способные выражать свои мысли устно и всё менее подготовленные к обучению в высшей школе, в отличии от тех, кто после девятого класса без ЕГЭ пошёл получать средне-специальное профессиональное образование и плавно перешёл в аудиторию профильного вуза. Этот контингент больше похож на выпускников школ прежних лет, избежавших тестирование и проходивших живые экзамены на выпуск из школы и отдельно на поступление в институт. Следует отметить, что ЕГЭ, как форма итоговой аттестации и одновременно вступительных испытаний, созданная, в том числе, дабы ликвидировать коррупцию, на самом деле только стимулирует возникновение более изощрённых форм взяточничества. В итоге, ЕГЭ не создал условий для объективной оценки знаний абитуриентов, не устранил коррупцию, не создал мотивацию к глубокому изучению предметов, сориентировав школьников на правильное проставление галочек в нужных клетках тестов.

В институте эту неподготовленную молодёжь, даже не успевших оторваться от материнской груди, буквально бросают на эскалатор учёных ступеней, забывая о том, что главная задача вуза — дать профессию. Двухступенчатая система образования, взятая из Запада, на самом деле нанесла сокрушительный удар по системе обучения созидателей — профессионалов.

Первая ступень: БАКАЛАВР (лат. baccalaurus, от bacca — ягода, и laurus — лавр, т. е. увенчанный лавром). 1) термин, употребляемый в западноевропейских университетах для обозначения первой ученой степени или низшего академического звания. 2) в наших духовных академиях — степень, соответствующая кандидату университета. 3) в средние века, каноник низшей степени.

Вторая ступень: МАГИСТР — учёная степень в Российской империи со второй половины XVIII века занимала среднее положение в триаде учёных степеней «кандидат — магистр — доктор». В Советской России она была отменена в 1918 году, но когда в 1934 году учёные степени были восстановлены — вместо понятия «магистр» была введена степень кандидата наук, равная дореволюционной магистерской степени.

Итак, отучившись три курса вуза, студент становится обладателем некоей низшей учёной степени, равной канонику духовной семинарии, а потолкавшись ещё четыре сессии в тех же коридорах, ему присваивается некая «учёная степень», условно соответствующая советскому кандидату наук…

А где же профессионалы? В каком промежутке студенческой жизни детей погружают в мир профессиональных компетенций?

Открою секрет Полишинеля — нет там профессиональной подготовки, а если и есть, то весьма слабая в виду отсутствия практики. Слабая подготовка слабых студентов с выдачей дипломов непонятного назначения.

Я вывел для себя формулу успешного профессионального образования: подготовленный абитуриент + обучение профессии по требованиям работодателей + длительная практика на будущем рабочем месте + профессиональный экзамен в профессиональном сообществе независимо от образовательного сообщества.

К сожалению, действительность российского образования нам таких слагаемых не даёт. Дебилизация общества в действии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трагедия российского образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я