Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан: опыт Испании

Валентина Комлева, 2020

Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан является одной из ключевых задач образовательной политики стран – лидеров международного образовательного пространства, в том числе России. В связи с этим анализ опыта стран, привлекающих наибольшее число иностранных студентов, весьма полезен для разработки национальной стратегии и тактики в этой области. Одной из таких стран является Испания, принявшая за основу концепцию интернационализации образования. В монографии анализируется политика Испании в области образования, рассматриваются основные факторы и технологии, способствующие привлечению иностранных студентов в испанские университеты. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020

Введение

Высшее образование является не только главным компонентом национального развития, но и условием глобальной конкурентоспособности стран. Мы наблюдаем растущую конкуренцию за привлечение талантливых студентов, преподавателей, ученых. На этом фоне обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан является одной из ключевых задач образовательной политики многих стран мира, о чем свидетельствуют документы государственного уровня. В контексте реализации федерального проекта «Экспорт образования» актуальность исследуемой проблематики обусловлена необходимостью бенчмаркинга лучших практик привлечения иностранных граждан в высшие учебные заведения страны. Одной из стран, успешно привлекающих иностранных студентов, является Испания, занимающая ведущие международные позиции по интернационализации высшего образования и вузовской среды. Создание условий обучения, привлекательных для иностранных студентов, тесно связано с обеспечением не только доступа к обучению, но и его доступности. В связи с этим актуализируется необходимость выявления наиболее эффективных мер повышения доступности высшего образования как важнейшей части механизма экспорта образования и решения государственно значимых задач.

Кроме того, в последние годы наметилась тенденция активизации российско-испанского сотрудничества, особенно в области образования и науки. Интерес обеих сторон к углублению академических связей значителен, что требует специальных знаний, навыков, понимания разнообразия форматов взаимодействия, которые стали бы по-настоящему эффективными. Российские и испанские вузы реализуют международные образовательные программы в области бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Университеты России проявляют интерес к поиску партнеров в Испании, а испанские университеты ищут партнеров в России. Официальные испанские структуры, такие как Конфедерация ректоров испанских вузов (CRUE), а также Испанская служба координации интернационализации образования Министерства науки, инноваций и университетов Королевства Испания (SEPIE), неоднократно подчеркивали перспективность углубления связей в области образования с Российской Федерацией. Осмысление формирования и реализации научно-образовательной политики Испании, успешно обеспечивающей доступность образовательных услуг и прием иностранных студентов, поможет углубить российско-испанское образовательное сотрудничество. Как показывает развитие ситуации в условиях пандемии COVID-19, проблемы, с которыми столкнулись российские и испанские университеты, обеспечивая доступность обучения для иностранных граждан, весьма схожи. Поэтому взаимный обмен опытом будет полезен для обеих сторон.

Наше исследование проводилось несколько лет. Оно начиналось в весьма благоприятных условиях высокой международной мобильности студентов, снижения барьеров и рамок для международного сотрудничества в образовании, сближения политики стран и развития межкультурной коммуникации. Завершение исследования пришлось на период ограничений вследствие распространения COVID-19 и обострения международной обстановки. Поэтому текст монографии содержит выводы, полученные как в относительно стабильный период, так и в контексте новой, изменившейся реальности.

Монография публикуется по результатам НИР «Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан: опыт России и Испании», выполненной в соответствии с государственным заданием в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я