1. Книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Артур Салахов

Трагедия российского образования

Артур Салахов
Обложка книги

Книга представляет из себя сборник статей автора, посвящённых проблемам российского образования. Освещение опыта советского образования, критика реформ последних тридцати лет, анализ зарубежных систем и предложения по восстановлению лучших отечественных традиций — этому посвящена представленная книга.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Трагедия российского образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

«Трёхглавый дракон», убивающий российское образование

Из раза в раз и уже второй десяток лет, приступая к раскрытию какой-либо темы, связанной с организацией обучения профессиям в России, я, словно мантру, перечисляю никуда не девшиеся за столь длительное время негативные факторы совершенно бестолкового, «хромого» отечественного профессионального образования, бесконечно отстающего от времени.

Мы так давно и так часто разбрасываемся лозунгами о важности, актуальности, крайней необходимости, безальтернативности совершенствования системы подготовки кадров, но при этом до сих пор продолжаем наблюдать вокруг себя: оторванность образования от работодателя; тотальную административно — бюрократическую систему ручного управления образованием; опережающее устаревание государственных образовательных программ; субъективную оценочно — зачётной систему внутри образования; поколенческий консерватизм преподавателей и устаревшие технологии обучения.

Написано множество монографий, научных статей и журналистской публицистики, повторяющихся содержанием, теоритическим обоснованием и практическими примерами, сделаны тысячи докладов на всевозможных форумах, конференциях и научных диспутах на заданную тему, что невольно задаёшься вопросом: «Кому это вообще всё надо, если ничего не меняется?».

Но опыт бесконечного преодоления препятствий и «танковых ежей» на пути к светлому будущему российского образования, позволил нам найти ответ на другой, более важный вопрос: «Кто именно не хочет менять и реально мешается под ногами на нашем тернистом пути?». Зная ответ на последний вопрос, мы получаем вполне конкретный объект и чёткую цель, куда должен быть направлен весь потенциал нашей сокрушительной мощи, что обязательно позволит нам ещё при нашей жизни увидеть свет в конце тоннеля и порадоваться за счастливое профессиональное завтра новых поколений, идущих вслед за нашими детьми.

Тотальная административно-бюрократическая система управления остатками профессионального образования, как раковая опухоль, стала основной причиной и отсутствия инструментов влияния на программы со стороны работодателей, и чрезмерного консерватизма, и надзора, и быстрого устаревания содержательной части обучения. Оба федеральных министерства, отвечающих за образование и Комитет по надзору в сфере образования — вот тот «трёхглавый дракон», извергающий лавины нафталиновых инструкций, директив, предписаний, и посыпающий головы своих подчинённых пеплом актов контрольно-ревизионных нескончаемых проверок.

Дамокловым мечом в зловещих лапах этой «громадной рептилии» угрожающе сверкает безжалостная система лицензирования образовательной деятельности, способная погубить любое учебное заведение, пытающееся выйти из-за колючей проволоки периметра установленных ограничений даже намёком на творческий подход в организации образовательного процесса.

Но даже, когда сами работодатели различных отраслей, потеряв надежду и не дождавшись прихода из учебных заведений достойных профессионалов или даже просто специалистов, стали открывать корпоративные учебные заведения, система лицензирования заставила и их встраиваться в общий строй формального профессионального образования. Произошла чудовищная метаморфоза, когда заказчик в лице работодателя, не получив должной качественной услуги от подрядчика в лице образования, пытаясь самостоятельно решить свои кадровые проблемы, попал впрямую зависимость от подрядчика и теперь сам себе должен готовить специалистов, утверждая учебные программы у не исполнившего свои обязанности представителя «дракона».

Рассматривать преимущество различных корпоративных школ профессиональной подготовки в отраслях в этой маленькой статье я не стану. Мы посвятим этой благородной теме отдельный материал, достойный более подробного изложения. Здесь же задача куда более прозаичная: обратить внимание на несправедливость сложившего положения и поднять дискуссию об актуальности пагубной практики, когда предприятия, создающие внутренний валовый продукт и наполняющие разные уровни государственного бюджета, содержащие на своих плечах всю административно бюрократическую вертикаль и сферу формального образования, в ответ получают дефицит квалифицированных специалистов, кадровый голод и зловредные запреты при попытке решить проблему самостоятельно.

До каких пор общество, работодатели, профессиональные сообщества будут нести «трёхглавому дракону» в жертву многомиллионное бюджетное финансирование, драгоценное время и упущенные возможности в развитии производств.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Трагедия российского образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я