Трагедия российского образования

Артур Салахов

Книга представляет из себя сборник статей автора, посвящённых проблемам российского образования. Освещение опыта советского образования, критика реформ последних тридцати лет, анализ зарубежных систем и предложения по восстановлению лучших отечественных традиций – этому посвящена представленная книга.

Оглавление

Образование, которое нужно людям

Об этой сфере говорят всегда и много. Критикуют, ругают, хвалят, сравнивают с международной практикой и опытом Советского Союза. Но в этой статье я решил отойти от критики, заезженных штампов и на основе цепочки логических умозаключений нарисовать образ системы образования, востребованного страной, рынком труда, народом и каждым человеком в отдельности.

Кроме умения читать и писать человек, как личность, нуждается в знаниях, в творческих навыках и умениях, которые он черпает в семье и школе, в профессиональном учебном заведении и в безграничном информационном поле. Целенаправленный и организованный процесс передачи знаний об окружающем мире и всестороннем опыте предшествующих поколений — это и есть образование, которое нас сопровождает практически всю жизнь с первых произнесённых осознанных слов до изучения инструкции по оформлению пенсии. Правда, наиболее устремлённые обучаются новым компетенциям и дальше, полагая, по-видимому, что и на том свете ещё одна профессия не помешает.

Шутки шутками, но от того, как построено образование в стране, зависит его будущее, а в эпоху глобальной технологической революции, скажем честно, на кону лежит политический суверенитет и экономическая независимость.

Английский философ Френсис Бэкон сказал: «Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии». Трудно с этим спорить, как и с утверждением, что профессия является венцом образования человека. Она его кормит, одевает, обеспечивает жильём и прочими благами. Человек в профессии создаёт внутренний валовый продукт и, если государство заинтересовано в развитии, то очень важно, чтобы в стране была создана атмосфера, при которой молодые люди не потеряли бы напрасно годы, выбрав не ту специальность или не получив важных достаточных профессиональных компетенций для успешной работы и карьеры. Поэтому, ещё сидя за партой средней школы, подросток вправе получить систему координат для выбора жизненного пути и ориентации в обществе. Необходимо вовремя вывести ребёнка из состояния заветной детской мечты, иначе весь наш мир будет заполнен полицейскими, пожарными и певичками. Это первое. Хотя, все работы имеют своё оправдание, и даже палач, получая заработную плату, может сказать: «Каждый должен как-то жить».

Другим важным навыком, которое не будет лишним, это умение самостоятельно искать, находить и осваивать нужные знания. Школа просто обязана сообщить ученику страшную тайну и честно признаться, что знаний, полученных из учебников, не хватит, чтобы продолжить обучение первой профессии. Если средняя школа будет ставить перед собой цель выпускать думающих и целеустремлённых познавателей мира, то страна может спать спокойно. Школа, прежде чем учить быть будущими инженерами, филологами, артистами и строителями, должна научить детей быть и не для школы, а для жизни.

Патриотизм, культурная воспитанность, духовность и гражданская позиция — это важные вещи, но прокормить человека без профессии они вряд ли смогут. Однако, есть мнение, что просто быть человеком — самая трудная профессия.

Думаю, нет необходимости пытаться кого-то убеждать, что профессия в истории человечества появилась раньше, чем обучение ей, а первыми учениками были обычные подмастерья. Все необходимые знания, навыки и умения, которые мы обобщаем одним словом — компетенция, передавались, к слову сказать, из рук в руки, от мастера к подмастерью, то есть от учителя к ученику. Что же могло измениться за сотни тысяч лет в процессе овладения родом трудовой деятельности? Почти ничего! Разве что формы организации обучения и количество необходимых компетенций, которые с каждым технологическим витком только увеличиваются. Просто в начале времён не требовалось никаких её описаний профессий и только переход к массовому обучению потребовал чёткого определения общих компетенций конкретной профессии, описания её содержательной сути.

Таким образом, приходим к первому правилу: профессиональное образование начинается с точного описания профессии, включающего в себя пошаговый алгоритм трудовых действий, аккумулированных в специальные и общие функции, с определением оптимального багажа знаний, умений и навыков для качественного исполнения работы.

Кто этим занимается? Ответ в афоризме Бернарда Шоу: «Все профессии — это заговор специалистов против профанов». Конечно же, лучше профессионалов описать суть профессии не сможет никто, а если это целая группа коллег с несколькими мозговитыми головами, многогранными познаниями и широкоплечим опытом, то общество может надеяться на самую точную функциональную картину, а профессия, наконец, приобретает свою стоимость. «Люди одной профессии редко собираются вместе даже для развлечения, но их встречи заканчиваются заговором против общества и планом увеличения расценок», — Адам Смит. Вот вам и второе правило: профессии описывают профессионалы, объединённые в группы, союзы и сообщества.

Для кого описываются профессии? В первую очередь для тех, кто способен и готов обучать профессии подрастающее поколение. И лучше, если перед студентами за кафедрой стоит такой же представитель профессионального сообщества, как и те, кто описал профессию, облёк её в некую стандартную форму технического задания на специальную подготовку будущих профи. Пусть этот преподаватель не каждый день на производстве и основной его заработок не у станка или в конструкторском бюро, а на университетской кафедре, но его отраслевая профессиональная компетентность не должна уступать преподавательской. Таким образом, на мой взгляд, третье правило — описание профессии — это техническое задание на подготовку, а четвёртое — обучение лучше всего доверить квалифицированному члену отраслевого профессионального сообщества.

Такой подход обеспечивает наибольшую гарантию того, что учебная программа отвечает чаяниям и ожиданиям рынка труда, а, следовательно, и человека. Мы не будем останавливаться на всякого рода описаниях систем и правил аккредитации образовательных программ, подчеркнув только, что, во-первых, без этого нам не обойтись, если государство желает избежать непродуктивных затрат и напрасного содержания серых некомпетентностей в образовательной среде; и, во-вторых, право такой аккредитации должно быть исключительно на стороне заказчика, то есть профессионального сообщества и работодателей. Вот вам и пятое правило.

Согласитесь, что теория без практики — это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего, а мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций, да и час работы научит большему, чем день объяснений.

Если теория — это опыт, накопленный предыдущими поколениями, то практика — это опыт, который мы приобретаем сами. По собственному же опыту скажу, что всегда нелегко сохранять оптимизм, когда молодые люди после нескольких лет усердных занятий в колледже или в вузе попадают в мир, совершенно равнодушный к их свеженакопленным теоритическим знаниям и нетерпеливому стремлению поскорее взяться за дело, не имея ни малейшего представления о том, с какой стороны к нему подойти. Отсюда шестое правило: обучение обязательно должно сопровождаться постоянной профессиональной практикой.

Подведём промежуточный итог наших логических заключений. И так, если образовательный процесс сопряжён усиленной практикой, а программа написана, проверена, одобрена, допущена и транслируется квалифицированными представителями профессии, то мы действительно имеем систему образования, нужную стране, рынку труда, обществу и отдельному человеку. Но есть два очень важных штриха, без которых «картина маслом» не получится.

Кого набирают и как выпускают учебные заведения? Если они кровно заинтересованы в качестве своих выпускников и дорожат репутацией, то они безусловно должны страховаться от притока слабых абитуриентов, устраивая на входе серьёзную экзекуцию молодёжи, подтверждая истину, что всю их дальнейшую жизнь время будет добавлять новые экзамены, становясь только строже. Это и есть седьмое правило в нашем размышлении о хорошем образовании: допуск до профессионального образования проводить по проверенным способностями, дабы не выпустить в дальнейшем на рынок дилетантов. С одной стороны, такое правило особенно важно для высшего образования и профессий, сопряжённых с технологиями, медициной, национальной обороной, экологией. С другой, оно озадачивает среднюю школу, повышая планку требований к качеству зрелости выпускников.

Прежде, чем сказать о втором важном штрихе, я предлагая читателю самостоятельно ответить на вопрос: «Кто лучше оценит профессиональные компетенции свежеиспечённого специалиста по окончании учебного заведения — преподаватель с кафедры или будущий многоопытный коллега высокой квалификации?»

Уверен, что большинство склоняется к профессиональному коллеге. Это и правильно, так как экзамен в вузе или техникуме — это старательный пересказ студента содержания лекций тому, кто их читал во время семестров. Имеет ли это отношение к профессии? Очень отдалённо и только теоритически. Эксперт в профессии видит сущность вещей, в то время как преподаватель-теоретик только их поверхность или как говорил тот же Джордж Бернард Шоу: «Тот, кто не умеет — тот учит других».

Вот мы и подошли к восьмому правилу: допуск в профессию только через профессиональный экзамен профессиональному сообществу, где доказывается соответствие требованиям профессионала. И доказывать это придётся всё время, пока человек развивается в профессии, получает новую, совершенствуется, как личность.

Можно ещё много добавить к сказанному, но это будет похоже на разжёвывание уже заезженных штампов, которые мы договорились обойти. Остаётся сказать, что применение описанных правил в различных законодательных форматах сферы образования существенно повышают её эффективность с пользой для экономики любой страны. Там же, где они открыто игнорируются и не применяются, то развитие этой важнейшей отрасли будет похоже на хождение по зеркальному лабиринту, состоящему из запутанных дорожек и тупиков, где сейчас и пребывает наше российской образование. Хотя, мы договорились без критики…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я