Комплекс упражнений может применяться в логопедической практике на этапе автоматизации звуков в слогах и словах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звукопроизношение. Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Цели игр и упражнений:
— автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
— развитие фонематического слуха;
— развитие памяти, внимания, мышления и восприятия;
— развитие тонкой моторики рук;
— формирование навыков словоизменения и словообразования;
— накопление знаний об окружающем мире.
Примечания:
— Для автоматизации звуков в слогах и словах важно контролировать произношение именно того звука, который вы проходите в настоящий момент. Для успешного контроля, а также для развития у ребенка навыков звукового анализа, в процессе занятия хорошо спрашивать его, в какой части слова он слышит проходимый звук (в начале, середине или конце слова). Это помогает самому ребенку начать контролировать собственную речь;
— Детей, которые успешно усваивают новые звуки, а также хорошо дифференцируют их с похожими звуками, рекомендуется обучать составлять схемы слов из цветных карточек, где синий цвет обозначает согласный твердый звук, зеленый — согласный мягкий звук, а красный — гласный звук. Все эти действия в дальнейшем благоприятствуют в обучении детей письменной речи и профилактике нарушений письма и чтения.
Тема: звук (Б)
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Б).
Слова: собака, картинка, варежка, бусы, грибы, волк, зубы.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б).
Слова:
Бочка, буквы, море;
Бабочка, баран, парус;
Банка, бусы, вода.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Бы-бы-бы — выросли волшебные бобы;
Ба-ба-ба — устремились в небеса;
Бо-бо-бо — больше нет таких бобов.
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением бобов.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: банан, бусы, бабочки, собака, грибы, зебра.
Загадки:
Какой фрукт любят обезьянки? (банан);
У мамы есть красивое украшение с большими бусинами. Это украшение называется… (бусы);
Порхают над цветками чудесные… (бабочки);
Кто умеет лаять? Кто дом сторожит? (собака);
Мы ходим осенью в лес за ягодами и… (грибами);
У какого животного есть полосы? (у зебры).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: бант, банан, бабочка, баран, собака, гриб, автобус, блины, зебра.
Слова:
Бант — банты;
Банан — бананы;
Бабочка — бабочки;
Баран — бараны;
Собака — собаки;
Гриб — грибы;
Автобус — автобусы;
Блин — блины;
Зебра — зебры.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением бабочки.
Оборудование: разрезная картинка с изображением бабочки.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Б).
Тема: звук (Б')
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Б').
Слова: белка, вилка, бизон, бочка, венок, пирог, бегемот.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б').
Слова:
Бегать, билет, буква;
Бирка, бисквит, миска;
Беда, бизон, песок.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Би-би-би — говорит машина «би»;
Бе-бе-бе — поиграть я дам тебе.
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением машинки (автомобиля).
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: белка, бегемот, обезьяна.
Загадки:
Она живет в дупле и грызет орешки. Кто это? (белка);
Толстый зверь, серого цвета, живет в жарких странах. Кто это? (бегемот);
Корчит рожи, живет в жарких странах, любит есть бананы… (обезьяна).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: бегемот, белка, бизон, обезьяна.
Слова:
Бегемот — бегемоты;
Белка — белки;
Бизон — бизоны;
Обезьяна — обезьяны.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением белки.
Оборудование: разрезная картинка с изображением белки.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Б').
Тема: звук (В)
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (В).
Слова: варенье, бочка, диван, тыква, фонарь, вода.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б).
Слова:
Вареник, варежки, форточка;
Варить, банка, вода;
Фасоль, вагон, возить.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Ву-ву-ву — это шутка про сову;
Ва-ва-ва — очень умная сова;
Вы-вы-вы — книги в доме у совы;
Во-во-во — в доме у совы тепло.
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением совы.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: волк, ворона, варежки, сова, диван, слива, тыква, буквы, дерево.
Загадки:
Серый зверь, живет в лесу, охотится и воет по ночам (волк);
Кто каркает на улице? (Ворона)
Если руки замерзают, можно надеть на руки либо перчатки, либо… (варежки);
У какой птицы большие желтые глаза? Она охотится ночью и говорит у-у-у? (сова);
Это предмет мебели, на который мы садимся, если устаем (диван);
Темно-синий плод с косточкой внутри, начинается на — сли — (слива);
Оранжевый овощ, похож на кабачок, зреет к началу осени (тыква);
Чтобы хорошо учиться в школе, нужно знать цифры и…(буквы);
У дерева есть корни, листва и опора, которая называется… (стволом).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: волк, ворона, варежка, сова, слива, тыква.
Слова:
Волк — волки;
Ворона — вороны;
Варежка — варежки;
Сова — совы;
Слива — сливы;
Тыква — тыквы.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением совы.
Оборудование: разрезная картинка с изображением совы.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (В).
Тема: звук (В')
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (В').
Слова: весть, фея, визг, новость, фиалка, ветка, флейта, вина.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (В').
Слова:
Виноград, ветка, фишка;
Верба, белый, вверх;
Ветер, весть, финал.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Ве-ве-ве, ви-ви-ви — пели песни васильки;
Ве-ве-ве, ви-ви-ви — нету в слове звука (В').
Обсудите с ребенком, какой звук в начале слова «васильки». В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением того, что начинается на звук (В'). Например: виноград, венок, ветка, верба, вишня.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: виноград, вишня, вилка, соловей, цветок, свеча.
Загадки:
Эти ягоды бывают зелеными или фиолетовыми, они растут на деревьях и, когда они созревают, из них делают сок (виноград);
Эти ягоды темно-красные и тоже растут на деревьях, часто образуя пары (вишня);
Можно кушать с помощью ложки или… (вилки);
Птица, поющая в лесу… (соловей);
Их ставят на торт и зажигают в День рождения, а потом именинник должен их задуть…(свечки);
Розы, ромашки, васильки — всё это что? (цветы)
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: вилка, соловей, свеча, цветок, ветка.
Слова:
Вилка — вилки;
Соловей — соловьи;
Свеча — свечи;
Цветок — цветы;
Ветка — ветки.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением винограда.
Оборудование: разрезная картинка с изображением винограда.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (В').
Тема: звук (Г)
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Г).
Слова: гора, гриб, дом, кот, город, дуга, горох, комар.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Г).
Слова:
Горка, губы, кошка;
Дуб, голова, голос;
Гром, дождик, гроза.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Га-га-га — голова, рука, нога;
Гу-гу-гу — я здоровье берегу;
Го-го-го — это очень нелегко!
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением человечка.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: газета, голубь, горох, книга, радуга, лягушка, огурец, гриб, гвоздь, пингвин.
Загадки:
В ней люди узнают новости (газета);
Птицы, живущие в городе (голуби);
Он растет в огороде, а в магазинах он продается в банках. Это зеленый… (горошек);
Там написаны сказки, рассказы, повести и многое другое. Ее читают все — и взрослые и дети (книга);
После дождя на небе появляется разноцветная… (радуга);
Кто квакает? (лягушка);
Без этих зеленых овощей не сделаешь свежий салат… (огурцы);
Что мы собираем осенью в лесу? (грибы);
Что мы забиваем с помощью молотка? (гвоздь);
Эти птицы живут на севере. Они умеют плавать, но не умеют летать (пингвины).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: голубь, лягушка, гвоздь, огурец, пингвин.
Слова:
Голубь — голуби;
Лягушка — лягушки;
Гвоздь — гвозди;
Огурец — огурцы;
Пингвин — пингвины.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением пингвина.
Оборудование: разрезная картинка с изображением пингвина.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Г).
Тема: звук (Г')
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Г').
Слова: герань, коньки, гений, дикий, сапоги.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Г').
Слова:
Гимн, герань, кеды,
Гений, диск, гиря;
Герой, гирлянда, дед.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Ги-ги-ги, ги-ги-ги — мы купили сапоги;
Ге-ге-ге, ге-ге-ге — подошел сапог ноге.
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением пары сапог.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: гитара, ноги, сапоги.
Загадки:
На чем играет гитарист? (на гитаре);
Кто играет на гитаре? (гитарист);
На что мы надеваем обувь? (на ноги);
А на ногах в холод мы носим зимой… (сапоги).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: нога, сапог, круг.
Слова:
Нога — ноги;
Сапог — сапоги;
Круг — круги.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением гитары.
Оборудование: разрезная картинка с изображением гитары.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Г').
Тема: звук (Д)
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Д).
Слова: доктор, древний, гора, дудка, каток, торт, тополь, дрова, дом.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Д).
Слова:
Доброта, доктор, ковер;
Камень, дарить, дача;
Дудка, дым, голос.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
До-до-до, до-до-до — вот гнездо;
Да-да-да, да-да-да — вот еда;
Ды-ды-ды — вот цветы;
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — я иду.
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением гнезда.
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: дом, дуб, дупло, дорога, посуда, радуга, ягоды, карандаш, одежда, медведь.
Загадки:
Где мы все живем? (в доме);
Большое могучее дерево, на котором растут жёлуди (дуб);
Как называется домик белки? (дупло);
Мы по ней ходим, а машины по ней ездят (по дороге);
Тарелка, чашка, вилка, ложка, кастрюля, чайник — это всё… (посуда);
После дождя на небе появляется цветная (радуга);
Клубника, малина, смородина, крыжовник — это всё… (ягоды);
Можно рисовать фломастерами, ручками, красками, а еще…(карандашами);
Кофта, штаны, рубашка, юбка-это всё… (одежда);
Косолапый зверь, который спит в берлоге (медведь).
5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: дом, дуб, дорога, ягода, ведро, медведь.
Слова:
Дом — дома;
Дуб — дубы;
Дорога — дороги;
Ягода — ягоды;
Ведро — вёдра;
Медведь — медведи.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением дома.
Оборудование: разрезная картинка с изображением дома.
7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Д).
Тема: звук (Д')
1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Д').
Слова: дикарь, дядя, дом, дети, темнота, тетя, дела, стирка.
2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Д').
Слова:
Дядя, тетя, дети;
Тесто, диван, девочка;
Дикий, диета, дрова.
3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.
Словосочетания:
Ди-ди-ди — ты один в лес не ходи;
Де-де-де — а иначе быть беде!
В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением дерева, уточните, в каком месте слова, находится звук (Д').
4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: дятел, дерево, лебедь, дельфин.
Загадки:
Какая птица стучит по дереву, чтобы найти гусениц и жучков, которые вредят дереву? (дятел);
Чего много растет в лесу? (деревьев);
Белые грациозные птицы, живущие в озере или пруду (лебеди);
Это животные живут в море, говорят, они не раз спасали людей из опасностей (дельфин).
Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.
Картинки: дятел, дельфин, дерево, лебедь, гвоздика.
Слова:
Дятел — дятлы;
Дельфин — дельфины;
Дерево — деревья;
Лебедь — лебеди;
Гвоздика — гвоздики.
6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением дельфина.
Оборудование: разрезная картинка с изображением дельфина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звукопроизношение. Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других