Звукопроизношение. Игры и упражнения

Анна Юрьевна Щедрина, 2017

Комплекс упражнений может применяться в логопедической практике на этапе автоматизации звуков в слогах и словах.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звукопроизношение. Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Цели игр и упражнений:

— автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

— развитие фонематического слуха;

— развитие памяти, внимания, мышления и восприятия;

— развитие тонкой моторики рук;

— формирование навыков словоизменения и словообразования;

— накопление знаний об окружающем мире.

Примечания:

— Для автоматизации звуков в слогах и словах важно контролировать произношение именно того звука, который вы проходите в настоящий момент. Для успешного контроля, а также для развития у ребенка навыков звукового анализа, в процессе занятия хорошо спрашивать его, в какой части слова он слышит проходимый звук (в начале, середине или конце слова). Это помогает самому ребенку начать контролировать собственную речь;

— Детей, которые успешно усваивают новые звуки, а также хорошо дифференцируют их с похожими звуками, рекомендуется обучать составлять схемы слов из цветных карточек, где синий цвет обозначает согласный твердый звук, зеленый — согласный мягкий звук, а красный — гласный звук. Все эти действия в дальнейшем благоприятствуют в обучении детей письменной речи и профилактике нарушений письма и чтения.

Тема: звук (Б)

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Б).

Слова: собака, картинка, варежка, бусы, грибы, волк, зубы.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б).

Слова:

Бочка, буквы, море;

Бабочка, баран, парус;

Банка, бусы, вода.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Бы-бы-бы — выросли волшебные бобы;

Ба-ба-ба — устремились в небеса;

Бо-бо-бо — больше нет таких бобов.

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением бобов.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: банан, бусы, бабочки, собака, грибы, зебра.

Загадки:

Какой фрукт любят обезьянки? (банан);

У мамы есть красивое украшение с большими бусинами. Это украшение называется… (бусы);

Порхают над цветками чудесные… (бабочки);

Кто умеет лаять? Кто дом сторожит? (собака);

Мы ходим осенью в лес за ягодами и… (грибами);

У какого животного есть полосы? (у зебры).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: бант, банан, бабочка, баран, собака, гриб, автобус, блины, зебра.

Слова:

Бант — банты;

Банан — бананы;

Бабочка — бабочки;

Баран — бараны;

Собака — собаки;

Гриб — грибы;

Автобус — автобусы;

Блин — блины;

Зебра — зебры.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением бабочки.

Оборудование: разрезная картинка с изображением бабочки.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Б).

Тема: звук (Б')

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Б').

Слова: белка, вилка, бизон, бочка, венок, пирог, бегемот.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б').

Слова:

Бегать, билет, буква;

Бирка, бисквит, миска;

Беда, бизон, песок.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Би-би-би — говорит машина «би»;

Бе-бе-бе — поиграть я дам тебе.

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением машинки (автомобиля).

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: белка, бегемот, обезьяна.

Загадки:

Она живет в дупле и грызет орешки. Кто это? (белка);

Толстый зверь, серого цвета, живет в жарких странах. Кто это? (бегемот);

Корчит рожи, живет в жарких странах, любит есть бананы… (обезьяна).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: бегемот, белка, бизон, обезьяна.

Слова:

Бегемот — бегемоты;

Белка — белки;

Бизон — бизоны;

Обезьяна — обезьяны.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением белки.

Оборудование: разрезная картинка с изображением белки.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Б').

Тема: звук (В)

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (В).

Слова: варенье, бочка, диван, тыква, фонарь, вода.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Б).

Слова:

Вареник, варежки, форточка;

Варить, банка, вода;

Фасоль, вагон, возить.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Ву-ву-ву — это шутка про сову;

Ва-ва-ва — очень умная сова;

Вы-вы-вы — книги в доме у совы;

Во-во-во — в доме у совы тепло.

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением совы.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: волк, ворона, варежки, сова, диван, слива, тыква, буквы, дерево.

Загадки:

Серый зверь, живет в лесу, охотится и воет по ночам (волк);

Кто каркает на улице? (Ворона)

Если руки замерзают, можно надеть на руки либо перчатки, либо… (варежки);

У какой птицы большие желтые глаза? Она охотится ночью и говорит у-у-у? (сова);

Это предмет мебели, на который мы садимся, если устаем (диван);

Темно-синий плод с косточкой внутри, начинается на — сли — (слива);

Оранжевый овощ, похож на кабачок, зреет к началу осени (тыква);

Чтобы хорошо учиться в школе, нужно знать цифры и…(буквы);

У дерева есть корни, листва и опора, которая называется… (стволом).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: волк, ворона, варежка, сова, слива, тыква.

Слова:

Волк — волки;

Ворона — вороны;

Варежка — варежки;

Сова — совы;

Слива — сливы;

Тыква — тыквы.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением совы.

Оборудование: разрезная картинка с изображением совы.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (В).

Тема: звук (В')

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (В').

Слова: весть, фея, визг, новость, фиалка, ветка, флейта, вина.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (В').

Слова:

Виноград, ветка, фишка;

Верба, белый, вверх;

Ветер, весть, финал.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Ве-ве-ве, ви-ви-ви — пели песни васильки;

Ве-ве-ве, ви-ви-ви — нету в слове звука (В').

Обсудите с ребенком, какой звук в начале слова «васильки». В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением того, что начинается на звук (В'). Например: виноград, венок, ветка, верба, вишня.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: виноград, вишня, вилка, соловей, цветок, свеча.

Загадки:

Эти ягоды бывают зелеными или фиолетовыми, они растут на деревьях и, когда они созревают, из них делают сок (виноград);

Эти ягоды темно-красные и тоже растут на деревьях, часто образуя пары (вишня);

Можно кушать с помощью ложки или… (вилки);

Птица, поющая в лесу… (соловей);

Их ставят на торт и зажигают в День рождения, а потом именинник должен их задуть…(свечки);

Розы, ромашки, васильки — всё это что? (цветы)

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: вилка, соловей, свеча, цветок, ветка.

Слова:

Вилка — вилки;

Соловей — соловьи;

Свеча — свечи;

Цветок — цветы;

Ветка — ветки.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением винограда.

Оборудование: разрезная картинка с изображением винограда.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (В').

Тема: звук (Г)

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Г).

Слова: гора, гриб, дом, кот, город, дуга, горох, комар.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Г).

Слова:

Горка, губы, кошка;

Дуб, голова, голос;

Гром, дождик, гроза.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Га-га-га — голова, рука, нога;

Гу-гу-гу — я здоровье берегу;

Го-го-го — это очень нелегко!

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением человечка.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: газета, голубь, горох, книга, радуга, лягушка, огурец, гриб, гвоздь, пингвин.

Загадки:

В ней люди узнают новости (газета);

Птицы, живущие в городе (голуби);

Он растет в огороде, а в магазинах он продается в банках. Это зеленый… (горошек);

Там написаны сказки, рассказы, повести и многое другое. Ее читают все — и взрослые и дети (книга);

После дождя на небе появляется разноцветная… (радуга);

Кто квакает? (лягушка);

Без этих зеленых овощей не сделаешь свежий салат… (огурцы);

Что мы собираем осенью в лесу? (грибы);

Что мы забиваем с помощью молотка? (гвоздь);

Эти птицы живут на севере. Они умеют плавать, но не умеют летать (пингвины).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: голубь, лягушка, гвоздь, огурец, пингвин.

Слова:

Голубь — голуби;

Лягушка — лягушки;

Гвоздь — гвозди;

Огурец — огурцы;

Пингвин — пингвины.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением пингвина.

Оборудование: разрезная картинка с изображением пингвина.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Г).

Тема: звук (Г')

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Г').

Слова: герань, коньки, гений, дикий, сапоги.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Г').

Слова:

Гимн, герань, кеды,

Гений, диск, гиря;

Герой, гирлянда, дед.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Ги-ги-ги, ги-ги-ги — мы купили сапоги;

Ге-ге-ге, ге-ге-ге — подошел сапог ноге.

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением пары сапог.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: гитара, ноги, сапоги.

Загадки:

На чем играет гитарист? (на гитаре);

Кто играет на гитаре? (гитарист);

На что мы надеваем обувь? (на ноги);

А на ногах в холод мы носим зимой… (сапоги).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: нога, сапог, круг.

Слова:

Нога — ноги;

Сапог — сапоги;

Круг — круги.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением гитары.

Оборудование: разрезная картинка с изображением гитары.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Г').

Тема: звук (Д)

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Д).

Слова: доктор, древний, гора, дудка, каток, торт, тополь, дрова, дом.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Д).

Слова:

Доброта, доктор, ковер;

Камень, дарить, дача;

Дудка, дым, голос.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

До-до-до, до-до-до — вот гнездо;

Да-да-да, да-да-да — вот еда;

Ды-ды-ды — вот цветы;

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — я иду.

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением гнезда.

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: дом, дуб, дупло, дорога, посуда, радуга, ягоды, карандаш, одежда, медведь.

Загадки:

Где мы все живем? (в доме);

Большое могучее дерево, на котором растут жёлуди (дуб);

Как называется домик белки? (дупло);

Мы по ней ходим, а машины по ней ездят (по дороге);

Тарелка, чашка, вилка, ложка, кастрюля, чайник — это всё… (посуда);

После дождя на небе появляется цветная (радуга);

Клубника, малина, смородина, крыжовник — это всё… (ягоды);

Можно рисовать фломастерами, ручками, красками, а еще…(карандашами);

Кофта, штаны, рубашка, юбка-это всё… (одежда);

Косолапый зверь, который спит в берлоге (медведь).

5) Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: дом, дуб, дорога, ягода, ведро, медведь.

Слова:

Дом — дома;

Дуб — дубы;

Дорога — дороги;

Ягода — ягоды;

Ведро — вёдра;

Медведь — медведи.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением дома.

Оборудование: разрезная картинка с изображением дома.

7) Логопед предлагает ребенку составить предложение с любым словом, где есть звук (Д).

Тема: звук (Д')

1) Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (Д').

Слова: дикарь, дядя, дом, дети, темнота, тетя, дела, стирка.

2) Логопед предлагает ребенку выбрать на слух 3-е лишнее слово, где в начале нет звука (Д').

Слова:

Дядя, тетя, дети;

Тесто, диван, девочка;

Дикий, диета, дрова.

3) Логопед предлагает повторить «заклинания» (словосочетания) вместе с волшебником. Для наглядности, рекомендуется приобрести игрушку волшебника.

Словосочетания:

Ди-ди-ди — ты один в лес не ходи;

Де-де-де — а иначе быть беде!

В завершение, в качестве домашнего задания, предложите ребенку раскрасить картинку с изображением дерева, уточните, в каком месте слова, находится звук (Д').

4) Логопед предлагает отгадать загадки, основанные на знаниях ребенка об окружающем мире. Логопеду следует обогатить свой арсенал необходимыми картинками: дятел, дерево, лебедь, дельфин.

Загадки:

Какая птица стучит по дереву, чтобы найти гусениц и жучков, которые вредят дереву? (дятел);

Чего много растет в лесу? (деревьев);

Белые грациозные птицы, живущие в озере или пруду (лебеди);

Это животные живут в море, говорят, они не раз спасали людей из опасностей (дельфин).

Логопед предлагает ребенку произнести слова во множественном числе.

Картинки: дятел, дельфин, дерево, лебедь, гвоздика.

Слова:

Дятел — дятлы;

Дельфин — дельфины;

Дерево — деревья;

Лебедь — лебеди;

Гвоздика — гвоздики.

6) Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку с изображением дельфина.

Оборудование: разрезная картинка с изображением дельфина.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звукопроизношение. Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я