В третью часть сборника вошли посты и статьи, опубликованные летом и осенью 2018 г. в группе «От практика к практику» с описанием технологии и инструментов коучинг-консультирования. Сборник содержит цикл публикаций из опыта участия, подготовки и проведения автором различных обучающих семинаров-практикумов, направленных на активацию ресурсов и восстановление целостности личности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От практика к практику. Технология и инструментарий консультирования в стиле коучинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Четыре кита» здоровьесберегающей педагогики
***
5 июня 2018 г.
Здоровьесберегающей педагогика базируется на «четырех китах»: духовное, психическое, социальное и физическое здоровье. На формирование каких привычек должно быть направлено внимание педагогов, психологов учебного заведения, системы образования в целом? Информацию почерпнула из семинара для классных руководителей «Здоровьесберегающая педагогика: формы и методы». Захотелось ею поделиться.
Влияние факторов, определяющих состояние здоровье человека, представлено на иллюстрации 1.
Иллюстрация 1. Влияние факторов, определяющих состояние здоровье человека
Определение понятия «здоровье», принятое Всемирной организацией здравоохранения, а также составляющие здоровья отражены на иллюстрации 2.
Иллюстрация 2. Здоровье и его составляющие
Так, к жизненным привычкам, которые оказывают содействие духовному и психическому здоровью отнесены:
1. Самоосознание и самооценка:
— умение сознавать собственную уникальность
— положительное отношение к себе, другим людям, к жизненным перспективам;
— адекватная самооценка: умение реально оценивать свои способности и возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей
2. Анализ проблем и принятие решений:
— умение определять суть проблемы и причины ее возникновения;
— способность сформулировать несколько вариантов решения проблемы;
— умение предусматривать следствия каждого из вариантов для себя и других людей;
— умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;
— способность выбирать оптимальные решения.
3. Определение жизненных целей и программ:
— умение определять жизненные цели, руководствуясь своими нуждами, склонностями, способностями;
— умение планировать свою деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств;
— умение определять приоритеты и рационально использовать время.
4. Привычки самоконтроля:
— умение правильно выражать свои чувства;
— умение контролировать проявления гнева;
— умение одолевать тревогу;
— умение переживать неудачи;
— умение рационально планировать время.
5. Мотивация успеха и тренировка воли:
— вера в то, что ты являешься хозяином своей жизни;
— установка на успех;
— умение сосредотачиваться на достижении цели;
— развитие настойчивости и трудолюбия.
Среди жизненных привычек, которые оказывают содействие социальному здоровью:
1. Привычки эффективного общения:
— умение слушать;
— умение четко высказывать свои мысли;
— умение открыто выражать свои чувства, без волнения и обвинений;
— владение невербальным языком (жесты, мимика, интонация и т.п.);
— адекватная реакция на критику;
— умение просить об услуге или помощи.
2. Привычки сочувствия:
— умение понимать чувство, нужды и проблемы других людей;
— умение высказывать это понимание;
— умение учитывать чувство других людей;
— умение помогать и поддерживать.
3. Привычки решения конфликтов:
— умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов;
— умение решать конфликты взглядов на основе толерантности;
— умение решать конфликты интересов с помощью конструктивных переговоров
4. Привычки поведения в условиях давления, угроз, дискриминации:
— привычки уверенной (адекватной) поведения, в частности и оговорочных действий относительно ВИЧ-СПИДа;
— умение различать проявления дискриминании, в частности относительно людей с особыми потребностями, ВИЧ — инфицированных и больных СПИДом;
— умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений, в частности связанных с привлечением к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ;
— умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия.
5. Привычки общей деятельности и сотрудничества:
— умение быть «членом команды»;
— умение признавать взнос других в общую работу;
— умение адекватно оценивать свои способности и свой взнос в общую деятельность.
Жизненные привычки, которые оказывают содействие физическому здоровью:
1. Привычки рационального питания:
— соблюдение режима питания;
— умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и пользу для здоровья;
— умение определить и сохранять высокое качество пищевых продуктов.
2. Привычки двигательной активности:
— выполнение утренней зарядки;
— регулярные занятия физической культурой, спортом, двигательными играми, физической работой.
3. Санитарно-гигиенические привычки:
— привычки личной гигиены;
— умение выполнять гигиеничные процедуры (уход за кожей, зубами, волосами и т.п.).
4. Режим работы и отдыха:
— умение чередовать умственную и физическую активности;
— умение находить время для регулярного питания и полноценного отдыха.
Полезен ли этот материал вам в работе, коллеги?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От практика к практику. Технология и инструментарий консультирования в стиле коучинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других