Глава 2. Эталонный образ. Полноценность. Неполноценность
В искаженном мире Уробороса счастье и несчастье маркируются не так, как в мире психологически зрелого, взрослого человека. Великолепие, превосходство над окружающими считываются как «счастье» и погружают в эйфорию, а ощущение собственной плохости, которое возникает при сравнении себя с кем-то, кто кажется лучшим, считываются как убогость, уязвимость или «несчастье» и погружают в уныние. Так, если у меня Mercedes-Benz, а у соседа Lamborghini, то я — убогий, а значит несчастный. А если наоборот, то он — убогий, а я — великолепный, значит, счастливый.
На этом простом примере можно было бы закончить рассмотрение состояний, между которыми бесконечно колеблется инфантильная личность. Совершенно понятно, что такой человек может испытывать только короткие всплески эйфории, когда рядом оказывается кто-то, кто, по субъективной оценке актора, в чем-то хуже, чем он сам. Но добиться устойчивого душевного комфорта не получается, потому что всегда есть кто-то, кто, по той же субъективной оценке, в чем-то лучше (красивее, богаче, умнее, успешнее, талантливее, сексуальнее и т. д.).
Женщина, которая не может построить отношения, тогда как другие могут, чувствует себя неполноценной, но, если в будущем построит — станет полноценной, а значит «счастливой». Другая женщина думает, что чувствовала себя полноценной в прошлом, когда у нее был один здоровый ребенок. Когда родился ребенок, который не соответствует требованиям, она почувствовала себя неполноценной и стала в мыслях стремиться в прошлое, к своей полноценности. Первая мечтает о будущем с возможной полноценностью, вторая — все время вспоминает прошлое с былой полноценностью. Там и находятся их мысли. В настоящем же обе наказывают себя за то, что не могут стать полноценными с той точки зрения, на которой сфокусированы — в этом суть аутоагрессии. Кроме того, раз они сейчас неполноценны, то и они сами, и все вокруг обесценено, поскольку ценно только то, что полноценно — в этом суть обесценивания. Когда появится желаемое, прекратится аутоагрессия, отступит тоска. Это возможно только в будущем у первой, и это было (по крайне мере, так сейчас ей кажется) в прошлом у второй. В настоящем же только аутоагрессия и обесценивание. Так ощущается уроборическая неполноценность.
Инфантильная личность не может достичь устойчивой внутренней полноценности, потому что не может соединиться со своим Эталонным образом. Однако существующий в психике Эталонный образ поддерживается иллюзией о том, что он рано или поздно станет реальностью, и тогда наступит истинная, устойчивая полноценность. Таким образом, пока Эталон не достигнут, то есть всегда, базовое состояние уроборической личности — это внутренняя неполноценность. На этом фоне постоянной внутренней неполноценности существуют колебания между уроборическим превосходством и уроборической уязвимостью. Какое состояние доминирует в каждый момент времени, зависит от того, с кем себя сравнивает актор: с тем, кто, по его мнению, хуже, чем он сам — тогда возникает чувство превосходства, или с тем, кто лучше — тогда возникает уязвимость.
Например, если женщина в своих фантазиях видит себя красивой, богатой, с высоким социальным статусом, пользующейся популярностью у мужчин, для нее иллюзорной мечтой будет «владение» статусным и богатым мужчиной, чтобы он был, как «золотая рыбка», тем, кто исполнит все ее желания. Тогда она обретет внутреннюю полноценность и станет «счастливой», потому что соединится с той собой, которая в мечтах — со своим Эталонным образом. Такую женщину будет погружать в эйфорию получение денег, похвала, внимание и симпатия, а лучше — влюбленность статусного человека, то есть все то, что помогает ей попасть в состояние превосходства и будет маркироваться в ее психике как «счастье». Что именно будет рассматриваться как «счастье» каждым конкретным человеком, зависит от того, что включает в себя идеальный сценарий его жизни, то есть его Эталонный образ.
Как «несчастье» в примере с этой женщиной будет маркироваться отвержение ее человеком, которого она выбрала в качестве"воплотителя мечты", потеря денег, внимание или симпатия человека, который не соответствует критериям статусности, очевидный проигрыш в статусе и успехе другим, старение — все это погружает в уязвимость и отдаляет от Эталона. Поэтому часто встречается такая привязка ко внешности: очевидно, что у молодой и красивой женщины больше шансов получить желаемого мужчину, а у стареющей и теряющей красоту шансы стремятся к нулю.
И первое (счастье), и второе (несчастье) — иллюзия. У каждого своя иллюзия, свое представление об идеальности: от этого зависит, что определяется как «полноценность» и ощущается, как превосходство и «счастье». На другом конце этой оси будет «неполноценность», все, что туда погружает, будет считываться, как «несчастье».
Таким образом, понимая эти состояния и то, что нас заставляет чувствовать эйфорию или уныние, а значит, превосходство или уязвимость, мы можем осознать, где иллюзия, и выйти из нее в реальность. Но ведь и эйфория, и уныние могут вызываться также чем-то, что существует в объективной действительности, поэтому часто бывает сложно понять: то, что погружает в эти состояния — это реальность или иллюзия? Более чувствительный критерий — это укол зависти рядом с кем-то или чем-то. Тот, кому мы завидуем, обладает тем, о чем мы мечтаем, тем, что является составной частью нашего Эталонного образа, попав в который, мы, как нам кажется, станем «счастливыми».
Если после общения с какими-то людьми человек долго не может прийти в себя, ему стоит задуматься о причинах такого состояния, возможно, это зависть, а значит «у них есть то, что я бы хотел/а». Однако, надо понимать, что тот компонент, который вызывает укол зависти, идет в комплексе с прошлыми (хронические болезни, потери и скрытое другое) и, что самое неприятное — непредсказуемыми будущими проблемами. Но инфантильная персона хотела бы взять у других только свою мечту, отделив ее от их реальности. В это же время актор, при общении с «лучшими», в чем-то другими, все то, что есть у него самого, склонен обесценивать, хотя объективно может иметь значительно больше.
Так, отслеживая то, что приводит к эйфории или унынию, и отслеживая уколы зависти рядом с кем-то, мы можем понять, что является нашей уроборической иллюзорной мечтой, нашей уроборической внутренней полноценностью, нашим Эталонным образом, и что является нашей уроборической внутренней неполноценностью. Например, инфантильный владелец нового Mercedes-Benz вполне может чувствовать себя уязвимым, если рядом живет владелец Lamborghini, и это значит, что в его Эталонный образ вписано не только «Материальное благополучие», но, чтобы стать счастливым, он также должен «Быть лучше». Когда мы научимся понимать, что и уроборическое «счастье», и уроборическое «несчастье» — составные части инфантильной структуры личности, мы сможем понять, как выйти из этого круга.
Надо перемаркировать в своем сознании эти иллюзорные паттерны превосходства и уязвимости: они должны именоваться не «счастье/несчастье», а «иллюзия собственного превосходства/иллюзия собственной уязвимости».
Эталонный образ
Как же формируется уроборическая мечта, этот загадочный Эталонный образ себя и мира, по достижении которого наступит уроборическая полноценность, и с которым инфантильный человек постоянно сравнивает то, что есть на самом деле?
Я думаю, что он формируется в течение всей жизни под воздействием внешних обстоятельств, но основа закладывается в раннем детстве. Этот Эталонный образ представляет собой нечто фантазийное, как будто собранное из деталей, подобных деталям конструктора Лего, которые взяты из разных наборов. Поэтому то, что получилось в итоге, практически всегда лишено смысла и мало функционально в объективной реальности. Основной принцип формирования этого образа заключается в том, что там присутствуют те детали, которых не хватало в жизни данного конкретного индивида в то или иное время; наиболее жесткие конструкции формируются в том случае, если этот недостаток пришелся на ранний детский возраст, особенно, на раннее младенчество, когда человек в принципе наиболее уязвим.
Так, например, если младенец был рожден холодной и отвергающей матерью и не чувствовал себя любимым, в его Эталонный образ «счастья» будет интегрирована деталь под названием «Безусловная и Всеобъемлющая Материнская Любовь». Именно такую любовь человек будет искать уже будучи взрослым, совершенно точно безуспешно, поскольку такая любовь возможна только между чуткой матерью и ее новорожденным ребенком и никогда более в норме не встречается. Этот человек будет искать себе не партнера, а замену той отсутствовавшей в детстве чуткой матери, которая интуитивно удовлетворяет все потребности своего малыша.
Или, например, если в детстве по какой-то причине младенец чувствовал себя беззащитным, то в Эталонный образ будет интегрирована деталь, которая будет именоваться «Защита», такой человек во взрослом состоянии будет все время искать внешнюю защиту.
Если в детстве родители не могли обеспечить своему ребенку стабильную обстановку, в Эталонный образ будет интегрирована деталь под названием «Стабильность», и такой человек как «счастье» будет воспринимать отсутствие перемен.
Однако, поскольку все эти детали — любовь, защита, стабильность, материальное благополучие, красота и прочее — сформировали иллюзорный Эталонный образ в прошлом, чаще всего в детстве, то они несут в себе детское, инфантильное видение этих понятий, не претерпевших трансформацию. Ведь очевидно, что младенец и взрослый человек очень по-разному понимают, что такое любовь, стабильность и т. д. Личность, прошедшая все этапы психологического взросления, успешно изменяет восприятие этих понятий. Так взрослый человек никогда уже не будет так же беззащитен, как новорожденный младенец и в подавляющем большинстве ситуаций способен сам себя защитить, накормить и т. д. А инфантильный человек в свой Эталонный образ привнес понятие детской беззащитности и будет искать такую защиту, которую ищет ребенок: всеобъемлющую и в значительной мере подавляющую, поскольку защита в детстве — всегда ограничение свободы.
Так же стабильность для ребенка и стабильность для взрослого человека — это разные вещи: детская стабильность, то есть отсутствие изменений, для взрослого человека нелепа и вредна, поскольку взрослый человек должен развиваться.
Отсутствие в детстве устойчивого финансового положения у родителей, так же во взрослом состоянии заставит искать деньги, не ориентируясь на реальность, а исходя из своего детского представления о том, что это такое и как их тратить.
Все это значит, что иллюзорный Эталонный образ сильно оторван от реальности, в которой живет человек, он соответствует реальности того возраста и тех условий, когда был сформирован. Кроме того, в его составе есть детали, которые плохо стыкуются между собой или откровенно друг другу противоречат, например «Карьерный успех» и «Стабильность». Это мечта-Франкенштейн, скроенная из не удовлетворенных когда-то в прошлом потребностей, из сюжетов фильмов и книг, просмотренных и прочитанных в юности, из мечт разных временных периодов. Эти разрозненные фрагменты сшиваются иллюзией осуществимости и подвешиваются перед носом уроборической личности, как морковка перед носом у ослика.
Поэтому во взрослом состоянии этот Эталонный образ или в принципе не достижим (как например, безусловная любовь). Если достижим, то дисфункционален и нелеп, и по достижении его становится понятно, что воплощенная мечта не приносит удовлетворения. Например, если женщина росла в семье, где был агрессивный мужчина, то она чувствовала беззащитность и теперь хочет получить такую защиту, которая требуется ребенку. Такую защиту она будет искать и в итоге получит подавляющего и контролирующего мужа, а потом на приеме у психолога или в общении с подругами будет плакать и говорить о том, что он «лишает ее свободы» и буквально «не дает дышать», и что «терпеть это невозможно». Тем не менее, уроборическая психика будет стремиться именно к этому Эталонному образу, игнорируя реальность.
Однажды я услышала разговор двух интеллигентных на вид женщин, одна из которых говорила другой: «Надо пойти сделать маникюр, а то я уже неделю хожу, как бичиха[3]». В этой фразе, как говорится «прекрасно все»: от состояния неполноценности при отсутствии маникюра, до употребления сленгового слова в качестве демонстрации собственной уязвимости (экспорта уязвимости) и аутоагрессии за несоответствие. Становится очевидным, что эта женщина в своем Эталонном образе имеет деталь под названием «Красота», которая была туда инкорпорирована в детстве и включала обязательный компонент внешней ухоженности, несоответствие которому повергает в уязвимость с аутоагрессией в виде обзывания себя неприятными словами. Такая женщина может позволить себе быть грубой, некомпетентной, истеричной и т. д., но не может позволить себе не иметь маникюра.
Я говорила выше, что ядро Эталонного образа закладывается на основе неудовлетворенных детских потребностей, но его пополнение, модернизация и адаптация происходит в течение всей жизни. Адаптация — слово, которое мы привыкли понимать в позитивном ключе: это подстраивание под нужды текущего момента. Но в уроборическом мире все извращено, поэтому здесь адаптация Эталонного образа подразумевает поддержание его неосуществимости и дисфункциональности путем добавления тех элементов, которые не могут быть реализованы человеком в текущих условиях его жизни. Так, моя подруга после того, как у нее родилась дочь с аутизмом, переформатировала свой Эталонный образ, встроив туда деталь с названием «Здоровый ребенок», очевидно не осуществимую на данный момент. Соответственно, наросла внутренняя неполноценность и внешняя уязвимость, а также все, что не соответствует новому отформатированному Эталонному образу, а по сути вся реальная жизнь — оказалось обесценено.
Если сравнить жизненный путь человека с ухабистой дорогой, на которой есть относительно ровные места, но есть и места, изрытые глубокими ямами, то эта дорога в мире Уробороса залита водой, которая скрывает неровности от человека, идущего по ней. Эта вода — иллюзии. Там, где на этой дороге провалы, то есть недостаток чего-либо, там воды-иллюзий много. И человек, идя по этой метафорической дороге жизни, залитой иллюзиями, совершенно не видит ее неровностей и может споткнуться о кочку или провалиться в яму. Человек, который прошел уроборическую стадию и вырос во взрослую личность, лишен иллюзий, он живет в реальном мире и четко видит ту дорогу, по которой идет: видит кочку, которую надо переступить и яму, которую надо обойти. Такой человек может минимизировать неприятности от неровности «дороги» и может планировать свою жизнь, потому что он знает, куда он идет и как путь из точки А в точку Б сделать максимально комфортным и безопасным.
Полноценность
Я уже писала о том, что истинная аутентичность, то есть полноценность, характерна только для психологически взрослой личности и недоступна инфантильной. Зрелый человек точно знает, какой он, и может опереться на это знание в своей повседневной жизни, у него нет необходимости сравнивать себя с кем-либо или это сравнение не выводит его из состояния внутреннего равновесия. Уроборическая личность может понять, какая она, только сравнив себя с другим человеком и выяснив, что она лучше или хуже, или сравнив себя с собственным Эталонным образом и выяснив, что точно хуже.
Я думаю, что во всей структуре инфантильной личности наиболее проста и линейна именно «уроборическая полноценность». Как сказал О. Уайльд: «У меня непритязательный вкус, мне вполне достаточно самого лучшего». То есть для достижения уроборической полноценности надо всего лишь соединиться со своим Эталонным образом и реализовать в жизнь все детали, из которых он состоит. Всего лишь… но как это сделать — не вполне понятно, в этом вся загвоздка. А неполноценность, как океан. Попробуем в этом разобраться.
Неполноценность
В то время, когда я занималась изучением структуры своей личности, мне несколько раз снилось, что я босая иду по грязному полу (в общем холле этажа, на котором находится моя квартира, в общественном туалете) или по грязи улицы (по дороге от работы к дому); самостоятельно (вдруг замечаю, что я без обуви) или по принуждению (работник общественного туалета вынудил меня снять обувь, мотивируя тем, что у них чисто, а я натопчу, несмотря на то, что весь пол там был в мокрой грязи). Во сне мне ничего не мешало вымыть ноги и надеть обувь, но я по какой-то причине не делала этого. Подумав, я пришла к выводу, что мне снилась «неполноценность» (уроборическое «несчастье», уязвимость) — это униженное и беспомощное состояние, в которое я периодически погружаюсь, сравнивая свою жизнь со своим Эталонным образом, или в момент сравнения себя с другими.
Думаю, что неполноценность и униженное состояние вкупе с иллюзией того, что когда-нибудь что-то произойдет — какая-то встреча или удачное стечение обстоятельств, когда эта неполноценность и уязвимость закончится, сменившись полноценностью и превосходством — это то главное, что запускает вращение уроборического колеса. То есть неполноценность — важный момент в данной системе. Если в нее не погружаться, то и иллюзия как будто не нужна. Выйти из этого состояния и легко, и сложно.
Легко потому, что никто, кроме нас самих, не принуждает нас находиться в уязвимости, а если принуждение и есть, то ему можно противостоять, просто отказавшись унижаться. Сложно потому, что в этом состоянии прошла вся предыдущая жизнь, и нет опыта жизни вне внутренней неполноценности.
Опыт жизни есть только в парадигме: сравнение себя с Эталонным образом → несоответствие → «неполноценность» → аутоагрессия за неполноценность → ожидание «события», которое приведет к соединению с Эталонным образом для получения «полноценности». Получается, что я ношу в себе Эталонный образ себя и своей жизни, не соответствую этому образу, отвергаю себя и нахожусь в состоянии неполноценности. И, находясь там, верю в иллюзию того, что это состояние закончится, когда произойдет то самое желанное «событие». И одновременно с вращением этого колеса все остальное, все не входящее в этот круг, обесценивается. «Событие» все не происходит, ощущение внутренней неполноценности не заканчивается, идеал остается недостижим. Надо разорвать этот порочный круг. Перестать верить в «событие», отказаться от Эталонного образа себя, контролировать проявления уязвимости, выходить из этого состояния усилием воли. И ждать, когда состояние вне этой колеи станет привычным.
Хочу подчеркнуть, что уроборическая неполноценность — это не реальная убогость нищего: это внутреннее ощущение, которое мало связано с внешними обстоятельствами жизни.
С метафизической точки зрения — чем больше места в психике занимает Уроборос, тем более нереалистичный и дисфункциональный Эталонный образ им сформирован, тем больше внутренняя неполноценность.
Попадание в состояние неполноценности происходит тогда, когда по какой-то причине я выясняю, что я не соответствую своему иллюзорному представлению о себе той, какой бы я могла быть, если бы соединилась со своим Эталонным образом, и оказываюсь отвержена собой. Попадание в неполноценность происходит в результате внешнего подтверждения несоответствия Эталону (когда кто-то или что-то извне указывает на это несоответствие — сон про снятие обуви в туалете по требованию персонала) или внутреннего подтверждения несоответствия (когда я сама вижу это несоответствие — сон про то, что я просто внезапно оказываюсь на улице без обуви).
Итак, любое несоответствие Эталонному образу погружает в неполноценность. Мы помним, что этот образ состоит из множества разношерстных деталей, не задеть которые крайне сложно, а задевание любой из них сравнением не в свою пользу будет обрушивать в неполноценность с ее уязвимостью и аутоагрессией, причем чем больше места в Эталонном образе занимает «задетая» деталь, тем более выражен будет эффект от несоответствия, то есть аффект, который рассмотрим в следующей главе.
В уроборической неполноценности усиливается вера в иллюзорное «событие». Именно эта вера не позволяет выйти из уязвимости, поскольку человек уверен, что только «событие» позволит это сделать, а оно не произойдет никогда. Сравнение с иллюзорным Эталоном погружает в неполноценность, иллюзия скорого избавления замыкает в ней.
Я думаю, что тот самый карающий «обвинитель» из наших мысленных диалогов, которые мы ведем в своей голове в ходе цикла аутоагрессии — это некий «посланник» Эталонного образа, который приходит научить нерадивого «обвиняемого», как именно надо действовать, чтобы с этим Эталонным образом в конечном итоге соединиться, то есть фактически это посланник Уробороса, которой этот образ породил и поддерживает. И все это целиком иллюзия, поскольку, если придумать аллюзию на цитату из Библии (там про богатого, но посыл сходный), то можно сказать, что «проще «верблюду пройти в игольное ушко, чем человеку соединиться со своим Эталонным образом». На это и расчет.
Я часто пребывала в состоянии уязвимости, которое является проявлением внутренней уроборической неполноценности, но всегда считала, что погружают меня в него внешние обстоятельства. Начав изучать свою психику, я также попадала в это состояние, но уже более осознанно пребывала в нем, наблюдая за причинами и проявлениями, как ученый-медик конца позапрошлого века, который ввел себе токсин и записывает свои симптомы.
Ограниченность сознания
Я выделила три основных сферы в психике человека, в которых в полной мере проявляется уроборическая неполноценность, или иначе говоря бедность, ограниченность сознания — это сфера мышления, сфера эмоций и сфера души, отвечающая за возможность делиться материальными и иными, в том числе интеллектуальными ценностями.
Ограниченность мышления
Ограниченность, узость мышления объясняется тем, что в сознание человека с уроборической структурой личности проникает только малая часть информации: только то, что подтверждает иллюзию и то, что сказано идеализированным источником. Информация от обесцененного в извращенном мире Уробороса (а значит в реальности очень важного и ценного) человека или источника вызывает раздражение и категорически отвергается, поэтому попытки в чем-либо убедить такого человека бессмысленны. Эта особенность уроборической личности не позволяет видеть себя и окружающую действительность в многогранности и полноте реальных проявлений.
Конец ознакомительного фрагмента.