1. книги
  2. Саморазвитие / личностный рост
  3. Анна Давыдова-Городецкая

Уроборос или Мир наизнанку

Анна Давыдова-Городецкая (2024)
Обложка книги

В книге описаны основные характеристики инфантильной личности с метафизическим осмыслением и анализом глубинных механизмов их возникновения. Прочитав про иллюзорность, уязвимость, обесценивание, идеализацию, вы легко сможете научиться узнавать их в себе и других. Даны практические рекомендации по устранению этих дисфункциональных проявлений. Вооружившись полученными знаниями, читатель сможет самостоятельно проделать работу по преодолению эмоциональных трудностей и почувствует постепенное улучшение во всех сферах жизни. Иллюстрации выполнены Марией Аранзиной.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроборос или Мир наизнанку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Пролог. Уроборос

Занявшись изучением собственной аутоагрессии, я обнаружила, что она не была явной, но скрывалась под маской тоски, возникавшей, как выяснилось, вследствие мыслей о жизненных неудачах и несоответствии того, что есть, тому, чего бы хотелось. Эти мысли, в свою очередь, возникали, когда мой мозг не был занят решением насущных задач, то есть в свободные часы или ночью. Поняв это, а также поняв, что с этим можно справиться, прекратив думать о плохом, я очень воодушевилась и решила, что теперь смогу все исправить и, победив аутоагрессию, открою дорогу к долголетию. Я, врач по профессии, знаю не понаслышке о существовании психосоматического механизма развития болезней и о том, какие фатальные изменения в организме запускаются через эмоциональную сферу. Я представила себе так: нет аутоагрессии → нет болезней → человек сможет жить, пока не надоест. «Как глупо», — думала я — «гробить себя собственными руками, и зачем заболели и так рано умерли все те люди, которые жили до меня?». Конечно, в этом была известная доля иронии, но мне действительно казалось, что, преодолев механизм саморазрушения, человек способен жить долго и счастливо. Смущал только тот факт, что мало кому это удавалось. И как раз в то время подруга рассказала про явную аутоагрессию у маленького, ничего не понимающего в силу возраста и в силу своих особенностей (аутизм) ребенка. Стало очевидно, что все значительно сложнее, чем мне показалось. Значит, механизм аутоагрессии вшит в основы человеческой личности, вероятно, подавить его невозможно, и, вероятно, это действительно то, что сведет в конечном итоге в могилу каждого рожденного значительно быстрее, чем хотелось бы. Но почему? С попытки ответа на этот вопрос и началось мое увлекательное путешествие в мир инфантильной личности, в мир Уробороса.

В данной работе я описала свой взгляд на паттерны поведения и психологические реакции, которые формируются в раннем детском возрасте и препятствуют психологическому взрослению. Для инфантильной личности характерны обесценивание, аутоагрессия, постоянные колебания между превосходством и уязвимостью, кроме того, вся психика насквозь пронизана иллюзиями о себе и мире. Такой человек редко бывает доволен жизнью, у него почти никогда не складываются здоровые отношения с окружающими, редко получается построить успешную карьеру, но даже если есть семья и карьерный рост, он все равно остается всегда недоволен результатом.

Если посмотреть на это с метафизической точки зрения, то можно вообразить, что тот древний Змей-искуситель, который привел прародителей человечества к изгнанию из Рая, инкорпорировал свою структуру в психику всех их потомков, чтобы с ее помощью лишить их радости бытия и в конечном итоге привести к смерти через саморазрушение. Я представила себе эту структуру в виде Уробороса, который символически ест себя, и замкнутый порочный круг патологических реакций ожил в виде этого древнего символа. Поэтому в дальнейшем повествовании будет много упоминаний об Уроборосе, иногда описанные паттерны я буду соотносить с голодом этого существа и тем объемом, который он занимает в психике.

Я взяла за основу не теорию эволюции, согласно которой человек произошел от обезьяны, а Библейскую историю о потерянном Рае. Сначала немного древней фактологии, а затем — полет фантазии.

Представим первых людей, Адама и Еву. Бог создал Адама из глины и вдохнул в него жизнь, чуть позже из ребра Адама была создана Ева, и они стали жить в Раю, который назывался Эдемом. Они были обеспечены всем необходимым, их все устраивало, они ни о чем не тревожились, они казались себе и друг другу совершенством. В общем, они были счастливы.

В том Эдемском саду росло много деревьев, в том числе два запретных: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Древо жизни посреди Рая, и Древо познания добра и зла». Быт 2:9.

Бог предупредил Адама, что вкушение плодов с Древа познания добра и зла ведет к смерти: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Быт. 2:17.

В том же саду обитал Змей: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал Змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?». И сказала жена Змею: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал Змей жене: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Быт. 3:1–6.

Возникает ряд вопросов: например, зачем Бог создал такое дерево? И откуда взялся Змей? Здесь можно подумать о балансе темного и светлого, о свободной воле выбирать сторону, но это тема для другого исследования. Хотя… мы же не собираемся всерьез критиковать Создателя? Захотел и создал! Чтобы было…

Вернемся к тому, о чем сказано в Писании: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «[Адам,] где ты?».

Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

И сказал [Бог]: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?».

Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

И сказал Господь Бог жене: «что ты это сделала?». Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела». Быт.3:7-13.

Итак, Змей сумел соблазнить Еву, а та уговорила Адама, и они оба съели яблоко с Древа познания добра и зла. Он обещал им, что они станут так же идеальны и умны, как сам Бог, однако последствия этого поступка были совершенно неожиданными. Съев яблоко, Адам и Ева в то же мгновение увидели свою наготу, им стало стыдно: они не изменились, но изменился их взгляд на себя. Я думаю, это был первый акт недовольства собой, по сути первый акт аутоагрессии, включавший в себя чувство стыда за свое тело и чувство вины за содеянное.

Изгоняя всех троих участников этой драмы из Рая, Бог проклял каждого, он сказал:

Змею: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Быт. 3:14–19.

После грехопадения «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Быт. 3:20, 21. После чего Адам и Ева сошли на землю.

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт. 3:22–24.

Теперь исключительно фантазия. Древо познания добра и зла — вечная дихотомия… А если представить себе, что тот Змей был ветвью этого дерева из части, отвечающей за познание зла, и именно его плодом было то самое яблоко, и оно содержало в себе ДНК Змея. Ведь в этом яблоке сложно разглядеть хотя бы что-то из области добра: оно принесло съевшим его сплошные несчастья. Бог предупреждал о том, что плод этого дерева смертельно опасен, но человек, наделенный своим собственным разумом, предупреждение проигнорировал. Так с помощью яблока Змей проник в сознание первых людей. А затем проник и в сознание всех их потомков, где также живет сожаление о потерянном Рае и вина за первое грехопадение. И как Змей обманул наивных прародителей, так же теперь продолжает обманывать не менее наивных нас с вами. Он обещает нам, что если мы будем слушать его наущения, то достигнем некой полноценности, и тогда будем счастливы, как в Раю, точно зная, что это невозможно. И мы бесконечно мечтаем о том вечном счастье и пытаемся достичь полноценности, которая для этого необходима, и постоянно сами себя наказываем за то, что не получается.

Так Уроборос, проглоченный вместе с яблоком, обещает и наказывает. Всех и всегда. Обещает возвращение в Рай — наказывает стремлением к идеальности и невозможностью этого достичь. Он, существующий в психике всех людей — то самое зло, которое было плодом Эдемского дерева. И это зло — наказание за первородный грех прародителей.

Теперь представим младенца в утробе матери: там он защищен, всегда сыт, никогда не одинок, у него нет никаких тревог, ему всегда тепло, он не знает о своей «неполноценности», там ничего не надо делать, только спать. Материнская утроба, память о которой живет в подсознании каждого из нас, вполне может ассоциироваться с потерянным Раем.

Уроборос, переданный по наследству, зародившись в новом человеке в «раю» материнской утробы, в последующей после рождения жизни ведет этого человека через саморазрушение к смерти, чтобы в череде воплощений опять оказаться в «раю утробы» вместе с новой жизнью.

Бог → Рай → Адам и Ева → изгнание из Рая → жизнь в трудах и заботах → смерть → возвращение в землю, «из которой взят».

И аналогично: мать (бог) → утроба (рай) → ребенок (Адам или Ева) → изгнание (рождение) → жизнь, отравленная ядом Уробороса → саморазрушение → смерть → надежда на повторение цикла.

Безусловно, никакого Уробороса в нашем сознании не существует, а речь в данной книге пойдет об эмоциональных реакциях и вариантах поведения человека, застрявшего на инфантильной стадии развития своей психики. Но, если взять эту фантазию за отправную точку путешествия в свое подсознание, там будет проще ориентироваться. Поэтому примем как аксиому тот факт, что каждый человек имеет в своей психике структуру «Уроборос», о которой я буду говорить в этом эссе, поскольку является потомком Адама и Евы. А также имеет опыт жизни в «раю утробы» и опыт «изгнания» из «рая утробы» в момент рождения с последующим беспомощным младенчеством. При наличии чуткой матери человек успешно проживает это время и вырастает в осознанную личность. Но даже взрослая личность при стрессе или переутомлении может регрессировать на более раннюю стадию психологического развития.

Пусковой механизм сохранения инфантильной структуры личности в неизменном виде с остановкой психического взросления заключается в материнском или лица, заменяющего мать, отвержении: преднамеренном, вынужденном или случайном. Вероятно, чем более отзывчива и тепла мать, тем меньше последствия этого родового потрясения — исторжения из «рая утробы». А чем более безразлична или депрессивна мать, тем больше контраст утробы и жизни вне ее, тем сильнее стремление попасть туда снова. Сам факт рождения с точки зрения младенца — уже факт отвержения. При повторном (после рождения) отвержении матерью эта инфантильная стадия фиксируется, и взросление не происходит, личность застревает в уроборической структуре.

Детская психика, вероятно, ищет объяснение происшедшему в себе и закрепляется в парадигме «если я стану лучше, я буду достоин любви». Таким образом, замыкание в уроборическом круге происходит вследствие холодности и нечувствительности к потребностям младенца окружающих его взрослых, которые реагируют только на максимальный плач и удовлетворяют минимальные потребности. Ребенок получает внимание только после страдания. В его психике закрепляется еще одна парадигма: «если я страдаю, есть шанс, что меня заметят и дадут мне блага».

В данной работе речь пойдет не о каких-то там специфических людях, речь о нас с вами. По моим наблюдениям, подавляющее большинство тех, с кем мне довелось общаться, имеют в структуре своей психики Уроборос большего или меньшего размера со всеми его «прелестями». Только небольшой процент людей может адекватно пройти все стадии взросления и вырасти во взрослую, ответственную личность, живущую не в иллюзиях, а в реальности. С чем это связано, я не знаю, очень мал опыт общения с такими людьми, но я пришла к выводу, что совсем не обязательно у них было безоблачное детство и принимающая мать. Более того, наличие любящей, но уроборической матери, в целом лишенной истинной эмпатии, не гарантирует того, что ее ребенок не станет выросшим инфантом — скорее гарантирует обратное. Возможно, эти сверхлюди, живущие в реальности, имеют какие-то врожденные волевые или интеллектуальные особенности, которые позволяют им не попасться на удочку иллюзий. Возможно, таким людям не важно, какая у них мать — любящая или отвергающая, уроборическая или взрослая. Возможно, у них опытная душа, прошедшая через множество воплощений и повзрослевшая на протяжении веков. Возможно, со временем я найду ответ на эти вопросы.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я