Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов

Анна Бену, 2023

Мифы и сказки – главные источники глубинной мудрости мира. Исследуя их, мы пробуждаем свою истинную природу и, соприкасаясь с архетипами, исцеляем травмы – старые и новые. Книга сказкотерапевта и культуролога Анны Бену – об этом. О том, как наша бегущая и танцующая с волками, дикая, прекрасная женщина рождается заново, проходит новые инициации, возрождается в совершенно ином качестве – соединившейся с реальным волшебством этого мира женщиной. «Женские стихии» – это возможность окунуться в энергию мировых архетипов, прожить свои сложные жизненные истории и трансформировать их благодаря уникальным практикам Анны Бену, которые помогают раскрыть свою силу и ресурсы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Женские энергии. Практики и тренинги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

Стихии: Вода

Вода подобна душе человека, воспринимающей, впитывающей окружающий мир, отражающей его многообразием душевных переживаний. Вода и душа человека аналогичны друг другу. Вода олицетворяет аниму человека. Вода — символ очищения сознания и души от теневых проявлений личности, символ сглаживания острых углов характера, ранящих эмоций.

Вода и душа человека аналогичны друг другу. И та, и другая несут в себе множество похожих качеств. Вода олицетворяет аниму человека.

У воды есть способности: отражать, быть прозрачной, очищать, питать, оживлять, преодолевать препятствия, воспарять и становиться легкой, невесомой, жидкой и твердой, горячей и холодной, грязной и чистой, разрушительной стихией и созидательной.

И наша душа имеет аналогичные свойства, как мы увидим далее.

Способность воды отражать

Вода — прозрачная жидкость, поверхность которой зеркальна. Она отражает окружающий мир — облака и деревья, людей и животных — все, что заглянет в ее дрожащее зеркало. Вода подобна душе человека, воспринимающей, впитывающей окружающий мир, отражающей его многообразием душевных переживаний.

Способность воды впитывать истину и пропускать сквозь себя без искажения

Вода может быть мутной и идеально прозрачной. Так и душа: она может быть замутненной негативными эмоциями, — такая душа не способна пропустить свет истины. А может быть открытой лучам познания. Такая душа способна пропускать сквозь себя золотые потоки мудрости без искажения.

Сила, дающая жизнь

Вода всему дает жизнь — растениям, животным, людям, и, если она исчезает, земля превращается в бесплодную пустыню, все живое погибает. Вода — кровь жизни, ее пульсирующая сила. Душа человека тоже способна дать силы тому миру, той вселенной, которую она создает вокруг себя, питать ее живительной влагой заботы, плодотворностью чувств.

Способность воды соединять, устремляться к совершенству, очищать и питать дождем идей

Вода циркулирует между небом и землей, соединяя их между собой. Душа, как и вода, изменчива, она меняет форму и направление — то устремляется ввысь, в небеса, — к вершинам мудрости, к солнцу познания. То падает проливным дождем печали или плодотворными слезами радости, орошая свою заждавшуюся созидательной силы пустыню души.

Циркулируя между небом и землей, вода впитывает в себя их качества. Пронизанная лучами солнца, поднявшись высоко над земными просторами, она летит свободно в небесном пространстве, созерцая сверху долины, родную реку, из которой воспарила, леса, города и людей. Также и душа способна устремляться к духу, к небесам познания, к солнцу истины, взлетая над самой собой. Она способна увидеть сверху все то, что мешало, — запутанные дорожки в лесу ограничений, глубокие ямы нравственных падений, ущелья уныния, пещеры пессимизма и лабиринты страстей. Познав мудрость небес сознания, напоенная светом истины, душа благотворным дождем проливается в глубины самой себя, чтобы омыть все то, что она увидела сверху, очистить от непролазного хаоса валежника, завалившего дороги в лесу растущих чувств, освободить от диссонансов и напитать жаждущую ниву души плодотворными живительными силами — знаниями, принесенными сверху, с небес познания.

Вода принимает в себя все и несет в себе, омывая, сглаживая, очищая. Вода растворяет грязь, обтачивает острые углы камней и стекол. Вода — символ очищения сознания и души от теневых проявлений личности, символ сглаживания острых углов характера, ранящих эмоций.

В сказках мы встречаем живую и мертвую воду. Когда завистливые братья убили Ивана-царевича и разрубили на части, его тело сначала надо было полить мертвой водой, и тогда части тела соединились воедино. И только потом полить живой водой — после этого Иван ожил. Почему нельзя сразу полить живой водой? Что такое мертвая вода? Когда наши завистливые братья, символизирующие анимус и не желающие инициации, трансформации, развития, берут верх над нашим сознанием, то сознание засыпает. Братья убивают Ивана именно тогда, когда он спит. Два брата — это мыслительные концепции, разум без любви, невежество. Ум человека без сострадания, человечности, без любви способен создавать атомные бомбы, затевать войны и делать прочие чудовищные вещи. Невежество без стремления к познанию тоже часто разрушает из-за отсутствия знания и понимания других, другого взгляда на вещи, других традиций. Религиозные войны возникают на почве невежества, когда люди не знают другой религии, ее основ и не понимают ее законов, которые по сути своей едины. И невежество, и гениальный ум без человечности ведут к разрушению. Иван в сказках — наша совесть, интуиция, развивающееся сознание. Как только эти начала засыпают — на трон вступают братья. И сказки показывают, что невежество и концептуальный ум без любви разделяют нашу целостность, разрубают на части. Наша гармония мертва. Чтобы воскресить гармонию и целостность, нужна сначала мертвая вода. Когда нарушена гармония, нам обычно плохо, больно, и мы не знаем, как себя заново сшить, залатать свои раны. Сказка говорит, что воду принес ворон — символ нашей мудрости. То есть нужно искать мудрость, то, что прольет в нас свет, ведь ворон летает в небе, а это сфера духа. Далее нужна мертвая вода — то, что поможет принять свою боль, не отказаться от себя в этом состоянии, не отвергнуть, не бороться с болью, а принять, обнять, воссоединить разрозненные части. Мертвая вода уносит мертвое — то, что ранит, освобождает от иллюзий. И когда проведена работа по воссоединению разрозненных частей сознания — можно вливать живую воду — воду новой радости, нового счастья, нового дыхания жизни.

Когда я работаю с теми, кто переживает утрату, я вижу, как часто потерявшие близкого человека люди не принимают себя, обвиняют себя, пытаются бороться со своей болью и с чувством вины. А в результате — ни чувство вины не уходит, ни боль.

Однажды ко мне обратилась женщина, которая испытывала невероятную боль от потери взрослого сына. Сын был для нее самым близким и дорогим человеком. После его смерти она замкнулась в себе, перестала работать — сил не было ни на что. Она пришла в группу помощи переживающим горе. Мы делали практики принятия себя со своей болью и с чувством вины, а потом ходили в путешествие к архетипу жизни за новыми дарами. Это важно для тех, кто остался жить — открыть новые врата в свою новую жизнь и увидеть там ресурс. Но сначала — мертвая вода, чтобы принять себя, свою боль, свое горе. Женщине не хотелось принимать себя. Она с болью отвергла это. И открыть врата в жизнь у нее не получилось. Я предложила позаниматься не в группе, а индивидуально. Она пришла через полтора месяца. Мы снова нырнули в озеро принятия, наполняя себя объятиями примирения. Ведь как удивительно — если мы живем, значит, жизнь и мать земля нас принимают! Принимают такими, какие мы есть, — без осуждения и обвинений! Только мы сами себя часто не можем простить и принять. Мы визуализировали потоки светлой воды, омывающей, растворяющей боль, не борясь с ней, а принимая ее. А потом, выйдя из первого озера, открыли врата жизни, где ждет новый дом и новое поле, которое засеяли семенами. Она зачерпнула семена и бросила их в землю. Выросло поле подсолнухов и оранжевых тыкв, а это значит, что впереди много работы по созданию солнечных, духовных плодов. И подсолнух, и тыква — символы солнца и истины. Женщина вернулась из этого медитативного погружения со словами:

— Столько сил внутри родилось! Откуда? Мне же было так плохо! Так и должно быть? — удивилась она.

Я дала ей аффирмацию — писать слова принятия себя и своей боли в течение двадцати одного дня. Эта аффирмация принятия боли и себя со всеми своими чувствами — и есть мертвая вода. Она необходима, чтобы потом возникла живая. Через месяц женщина снова пришла на занятие. Ее нельзя было узнать. Если сначала я увидела раненую душу, которая и других вокруг ранит, то теперь это была женщина с добрым светом в глазах. Да, в тех глазах все еще было много грусти, но не было больше желания уязвить — ни себя, ни других. И она вышла на работу! Вернулись силы.

Способность воды преодолевать препятствия, собирать, хранить и распределять знания

Вода пробивает себе дорогу сквозь темную толщу земли к свету, обладая удивительной силой. Так и душа человека сквозь любую тьму неведения способна пробиться к спасительному свету знания. Вода ищет саму себя, соединяет родники, объединяется в реки, устремляющиеся к единству с необъятным пространством моря. Так же и душа человеческая копит силы, начиная с ростков надежды, которые соединяются в реки веры, — веры в истину, в осуществление. Они жаждут объединиться с океаном любви, — океаном всеобъемлющего единства. Каждая река рождается в своем укромном месте, отражает свои уникальные, только ей присущие берега, помнит только в ее водах происходящие события — купающихся детей, влюбленных, признающихся друг другу в любви, кровь, пролившуюся над ее потоком, корабли и ладьи, скользящие по ее волнам, песни летящие над ее зеркальной гладью… И каждая несет океану свою удивительную историю, и в его безграничных обнимающих водах эти истории шепчутся друг с другом, а потом поднимаются легким паром ввысь, устремленные к солнцу. И летят в небесных просторах, чтобы пролиться на ожидающие поля, чтобы поведать им увлекательные истории, услышанные в океане от множества рек. Так постепенно вся земля узнает новости, произошедшие в разных ее уголках, и наполняется историей, драгоценным опытом.

Болото. Душа может быть подобна застоявшемуся болоту, затянувшемуся тиной инертности неведения, засасывающему в себя все живое — созидательное, стремящееся к развитию. Миф о Геракле, сражавшемся с Лернейской гидрой, рассказывает о девятиглавой гидре, живущей в болоте. Ее не видно прохожим. Но она видит всех. Набрасывается на проходящих мимо людей и пожирает их. Девять голов символизируют бесконечное количество иллюзий, рождающихся в болоте — той части нашей души, куда с трудом проникает свет разума, свет познания и развития. Это область теней и неведения, в которой размножаются пороки.

Водопад. Душа также может быть подобна горному водопаду кристально чистой воды освежающей мудрости, сметающей на своем пути любые «бревна» в глазах сознания и заторы диссонансов.

Вода — постоянное движение

Вода, даже находясь в видимом покое, постоянно движется. И вода спокойного озера, и та, что застыла в глубине колодца, — они тоже непрестанно циркулируют, испаряясь, поднимаясь к небесам и возвращаясь на землю. Душа человека тоже находится в постоянном движении — то тянется к прекрасному, то падает во мрак хаоса. Так она постоянно и мечется между небом и землей, то приближаясь к свету, то удаляясь от него.

Вода может быть паром, жидкостью и льдом. Так и душа: согретая лучами знания, она становится крылатой. Простуженная холодом жестокости — заковывается в лед.

Родник — это силы души, устремленные к совершенству, к реализации своего предназначения. Они преодолевают любые препятствия, побеждая темноту неведения. Родник — маскулинная, мужская сила проявления воды, устремленная вверх.

Река объединяет силу множества родников — различных позитивных эмоциональных начал, которые едины в своем стремлении к развитию, плодотворному воплощению. Они ведомы непреодолимой силой влечения к единству истины.

Океан, море — это единство различных сил души, действующих в гармонии друг с другом. Свобода души от ограничений, догм, иллюзий. Свобода проявления позитивных плодотворных качеств души. С другой стороны, океан может означать первозданные воды хаоса, и сознание способно потеряться в этих безбрежных водах, утонуть в бушующих волнах неосознанного, разбиться о скалы иллюзорного.

Сказка Андерсена «Русалочка» начинается с описания подводного морского мира. В море — сфере анимы — живут русалочки, символизирующие различные чувства. Одна из Русалочек влюбляется в земного принца, спасает его во время бури и прячется в пене, боясь, что принц испугается ее хвоста. Чтобы быть вместе с любимым, Русалочка у колдуньи меняет хвост на ноги, отдав ей свой прекрасный голос. С тех пор она нема. Принц и Русалочка встречаются, она ему нравится. Но женится он на другой, на той, которую увидел первой после бури и думал, что именно она его спасла. И по предсказанию колдуньи в первую брачную ночь принца Русалочка превращается в пену морскую. Русалочка растаяла пеной от своей любви, не получившей ответа.

Ко мне обращаются женщины, у которых эта сказка была любимой в детстве. Как вы думаете, как у них складываются отношения? Да, они тают пеной. Если у них появляется любимый мужчина, то потом его уводит другая, а прекрасная «Русалочка» тает, растворяясь в соленой воде слез. Сказки, любимые в детстве, могут становиться сценариями жизни. Но их можно переписать, изменив сценарий.

В каком месте лучше всего изменить сценарий «Русалочки»? Часто женщины, обратившиеся с болью от потери любимого, говорят, что переписать можно так: «Русалочка научилась читать и писать, и написала принцу, что это она его спасла. И он женился на ней». Но почему-то этот сценарий не работает. Русалочка живет в море — сфере анимы, чувств. Принц живет на суше — в сфере анимуса — мыслей, духа. Полюбив его, Русалочка отказывается от своей природы — природы чувств. Она меняет хвост на ноги — стремится стать тоже анимусом. Принимает ли себя Русалочка, любит ли? Чтобы быть вместе с любимым, она готова отдать свой голос — способность проявляться в мире. Ради возможности быть с принцем она отказалась и от своего хвоста — сферы чувств, отказалась от своей природы. И все ради того, чтобы принц ее полюбил.

Когда, в какой момент в этой сказке можно переписать сценарий, чтобы девушка не стала жертвой?

В тот момент, когда принц открывает глаза — Русалочка не уплывает, а залитая солнцем, в сверкающих брызгах, помахивая своим бесподобным хвостом чувств — предстает перед ним. Если он испугается — зачем такой анимус? Зачем мы выбираем мысли, которые боятся наших искренних чувств? И начинаем перекраивать себя по чьему-то образцу?

Счастливый сценарий Русалочки: принц увидел ее хвост и восхитился ею — всей, целиком! И ответил ей взаимностью. Любящие придумают, как им жить вместе.

Если рассмотреть сказку в плане отношений между мужчиной и женщиной, то она про женщину-жертву. Если рассмотреть сказку как отношения между нашей душой и духом — анимой и анимусом, то это про выбор — быть искренней и принимать себя, любить свое предназначение, следовать своему голосу. Или — предать себя в угоду каким-то стандартам и в результате потерять себя, свое предназначение, свою дорогу, кружа облаком над теми, кто точно знает, чего хочет, принимает себя и идет своей дорогой.

Однажды ко мне обратилась прекрасная женщина, у которой сказка «Русалочка» была любимой в детстве. После разбора этой сказки она сказала, что такая интерпретация, конечно, прекрасна, но почему Русалочка не может все же написать письмо принцу? И тогда они поженятся. Она настаивала на праведности жертвы, говоря, что бессмертие души, которое искала Русалочка, оправдывает все ее жертвы.

Если к нам пришел клиент, любимая сказка которого — «Русалочка» и если после анализа сказки его точка зрения не изменилась, то есть два варианта развития событий:

1. Возможно, нужно задать дополнительные вопросы и после них спросить, готов ли человек работать с этим.

2. Возможно, клиент не готов работать и менять что-либо в своей жизни. В таком случае продолжать не стоит. Что-либо изменить можно только в том случае, если сам обратившийся ищет способы трансформации, исцеления, преображения. Если точка зрения не меняется, значит, нужно остановиться.

Возможные вопросы:

«Принц — наш анимус. Русалочка — анима. Наши чувства выбирают в нас самих определенные мысли — принца. Принц выбирает жениться не на Русалочке, а на той, которая его якобы спасла. То есть он выбирает на ком жениться — сердцем или умом?»

«Почему принц выбирает жить не по сердцу, а по уму? Почему анимус выбирает жить не в согласии с чувством любви, ведь Русалочка — это и есть наше чувство любви? Принц — наши мысли — выбирает чувство долга. Почему? То есть что-либо надо делать не потому, что любишь, а потому что должен. Ведь долг не отменяет любви».

«Кто в детстве мог заложить такую мысль, что важны не чувства, а долг? Что любовь не важна?»

«Если представить, что Русалочка написала письмо и вышла замуж за принца, который выбрал ее не потому, что любит — ведь он воспринимал ее как друга, — а потому что ему объяснили, что именно она его спасла. То есть опять из чувства долга, потому что дал слово. Каково это — выбирать свои чувства не потому что хочешь, а потому что должен? Например, мы должны быть милыми и хорошими, а поэтому — демонстрировать, что мы всех любим. И делаем мы это вовсе не потому, что эти теплые чувства родились в нашем сердце».

«Русалочка замужем за принцем. Каково это — жить, когда каждый шаг причиняет боль? Русалочка — наши чувства. Ее ноги — путь души, путь чувств. Каждый шаг — каждое наше искреннее проявление чувств — причиняет боль. Нравится ли нам такая перспектива — жить с этой болью всю жизнь?»

«Кто в детстве мог наложить запрет на искреннее проявление чувств и создать программу, что любить и проявлять любовь — значит испытывать боль?»

«Русалочка отдала свой голос за возможность обрести бессмертную душу. Душа человека бессмертна. Почему Русалочка — наша анима — считает, что бессмертную душу нужно заслужить ценой такой боли?»

«Каково это — жить с принцем и больше никогда не прозвучать? Не говорить, всегда молчать, не проявляться? Почему Русалочка выбрала такие мысли в самой себе, рядом с которыми должны замолчать ее искренние проявления чувств?»

«Что для меня будет плохого в том, если я откажусь от мысли, что бессмертие и эволюция достигаются только ценой боли и запретом на чувства?»

«Как отследить в своем роду довлеющее чувство долга и запрет на искренние чувства?»

«Как в моем роду прослеживается запрет на радость, если она не сопровождается чувством вины, не связана с жертвами и болью?»

Затем следует спросить, готов ли человек посмотреть на свое детство и на родовые программы. Если готов, то можно, задавая вопросы и получая ответы, вести его в терапию.

В этой сказке прослеживается биография ее автора — Андерсена. Он был сыном прачки и бедного башмачника, но отказался от своей матери, придумал себе биографию, приписав себе аристократическое происхождение. Он был влюблен в светскую красавицу Енни Линд, которая не отвечала ему взаимностью. И не ответил на любовь Генриетты Вульф — девушки, которая любила его искренне, но была горбата. В сказке «Русалочка» Андерсен будто предчувствует смерть Генриетты. Позже корабль, на котором плыла Гетти, попал в шторм, и она погибла.

Отказ от своих родных — предательство себя, замена своего хвоста на аристократические ноги — желание быть не собой, а придуманным персонажем — принесло Гансу боль и одиночество. Поэтому ноги его героини Русалочки болели так, будто она ходила по режущим стеклам. Отказ от своей дороги, от своей доли, данной самой жизнью, причиняет боль.

Авторские сказки могут нести ранящий сценарий, отражая боль автора. Но у Андерсена не все сказки с травматичным сценарием. Есть потрясающе терапевтические — например «Снежная королева», «Дюймовочка» и другие.

Озеро — умиротворенные спокойные воды души, гармония эмоциональной сферы, зачарованно вглядывающейся в небеса истины, отражающей ее всепримиряющий покой.

Колодец — родовые пути, связь с предками. Вода в колодце — сила рода, энергия и поддержка. Это и воды подсознания, несущие скрытые драгоценные ресурсы. (Сказки о колодце: «Золотой башмачок» — русская народная сказка и «Безупречный Шунь» — китайский миф.)

Облака — крылатые силы души, вознесенные в небеса духа, пронизанные и напоенные ласкающими потоками мудрости, танцующие в легких объятиях законника-ветра.

Дождь — созидательные эмоциональные силы, оплодотворенные идеями небесной сферы — сферы истины, стремящиеся пронизать накаленными стрелами мыслеформ и напоить струящимися потоками живительных чувств землю — сферу материи, действий, поступков. Дождь — маскулинная сила воды, оплодотворяющая феминную силу — землю.

Снег — вода, обретшая форму, твердые кристаллы. В этом состоянии она не способна дать жизнь. Снег и лед — символы смерти, очищения, преображения, инициации.

В сказке Андерсена «Снежная королева» показана инициация Герды — путь души за потерянным анимусом — Каем — связью с духом к Снежной королеве, заморозившей его. К сфере смерти — за преображением, за своей зрелостью. Девочка приезжает в царство снега на олене. Олени в северной традиции символизируют проводников солнца по небу, они приносят вести из сферы духа на землю. Герда научилась слышать свое «небо» и, слушая его, дошла до царства смерти и нового рождения. Когда она приближается к замку, полчища Снежной королевы идут на нее войной. Герда начинает молиться. Когда она заканчивает молитву, вокруг нее появляется множество ангелов, которые быстро убирают с ее пути враждебные снежные полчища, греют девочке босые ноги, помогая дойти до дворца. Этот фрагмент был вырезан из сказки в советское время. Приведу его, он прекрасен:

Она побежала вперед, что было силы; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев… Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Вид у них был диковинный: одни напоминали больших безобразных ежей, другие — клубки змей, третьи — толстых медвежат со взъерошенной шерстью; но все они сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями. Герда принялась читать «Отче наш», а холод был такой, что ее дыхание тотчас превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, и вдруг из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, коснувшись земли, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах; все они были вооружены щитами и копьями. Ангелов становилось все больше и больше, а когда Герда дочитала молитву, ее окружал целый легион. Ангелы пронзали копьями снежных чудовищ, и они рассыпались на сотни кусков. Герда смело пошла вперед, теперь у нее была надежная защита; ангелы гладили ей руки и ноги, и девочка почти не ощущала холода[5].

Герда не борется с огромными снежными чудищами, она выбирает молитву. Победить смерть невозможно, как невозможно одной маленькой девочке победить все зло на свете… Но можно обратиться к высшей макрокосмической силе — безграничной и бесконечной. И провести эту силу в свой мир. Это потрясающе — она обращается к небу, к духу, и мир мудрости проявляется, очищая ее путь от сил смерти.

А пробуждают Кая слезы Герды.

Девочка бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула:

— Кай, мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла!

Но Кай даже не пошевельнулся: он сидел все такой же невозмутимый и холодный. И тут Герда расплакалась: горячие слезы упали Каю на грудь и проникли в самое сердце; они растопили лед и расплавили осколок зеркала. Кай взглянул на Герду, а она запела:

— Розы в долинах цветут… Красота! Скоро узрим мы младенца Христа. Кай вдруг залился слезами и плакал так сильно, что второй осколок выкатился из глаза. Он узнал Герду и радостно воскликнул:

— Герда! Милая Герда! Где ты пропадала? И где я сам был?

Слезы Герды — любовь души в поисках утраченного Кая — духа, анимуса, зараженного кривым, искажающим реальность зеркалом, иллюзиями. Эти слезы пробудили память о неискаженном видении мира, о свете, щедрости и красоте. Слезы искренности, чистоты, преображающей любви разбудили и освободили сознание.

Кай и Герда вернулись домой, но проходя сквозь двери, поняли, что повзрослели. Вернулись домой уже не дети — а молодая девушка и юноша. Девочка, не испугавшаяся смерти, не побоявшаяся сил холода и снега, а также их королевы, не стремившаяся бороться с этими силами, не проклинавшая Снежную королеву, а упорно следовавшая к своей цели — освободить Кая, свой плененный дух… Она возвращается домой взрослой девушкой, прошедшей свою инициацию. Инфантильный ребенок умер. В роли ребенка она могла остаться, если бы смирилась с тем, что Кая похитила Снежная королева. Да и оставшись жить у прекрасной цветочницы, Герда осталась бы вечным милым ребенком. Но она выбирает идти дальше к цели, сталкивается в лесу — сфере инициации — со своей Разбойницей (такая Разбойница живет в каждом из нас). Можно наладить с ней связь, и тогда у нас будут сильные границы, смелость и способность из любого леса и любых запутанных дорог жизни найти выход и обрести приют. И главная инициация происходит в царстве Снежной королевы, когда Герда выбирает молитву, символизирующую мир мудрости, выбирает смелость и свои слезы, означающие искренность.

Заканчивается сказка потрясающе — взрослые Кай и Герда слушают, как бабушка читает:

Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!»

Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма: Розы в долинах цветут… Красота! Скоро узрим мы младенца Христа!

Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето.

Началась сказка зимой, закончилась летом. Зима, снег и лед — то, что замораживает чувства и разум, убивает любовь и искренность, приводя к смерти сознания и души. Сказка повествует о пути души в царство смерти и освобождении своего сознания от иллюзий, о взрослении анимы и анимуса. Лето — символ жизни, ее расцвета и плодотворности.

Бабушка — символ мудрой анимы, говорит словами Евангелия, что способность быть детьми нужно пронести через всю жизнь. Быть взрослыми — значит быть в ответе за свою жизнь, но не терять радость игры. В этой сказке радость Герды передается даже льдинам! Лед — твердая вода, неживая, в пространстве радости пляшет, складывая слово «Вечность», которое освобождает Кая от власти Снежной королевы. То есть искренняя радость, превращающая неживое в живую радость игры — освобождает сознание от вовлеченности в плен искажающих гармонию мыслей:

Он крепко прижался к Герде, а она смеялась и плакала от радости. Да, радость ее была так велика, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись так, что из них составилось то самое слово, которое велела сложить Каю Снежная королева. За это слово она пообещала подарить ему свободу, весь свет и новые коньки.

Весна в этом, 2022-м году, была холодная. По поводу снежной весны студентка курса «Сказкотерапия. Миф и символ» Ирина Красникова после изучения архетипа воды и сказки Андерсена сказала: «Герда никак не дойдет».

А студентка Ольга Самсонова предложила: «Значит, начинаем гердить сами».

Студентка Виктория Сидорова продолжила: «Гердить — это не просто действие. Это технология!»

Гердить — на мой взгляд, прекрасная технология… С благодарностью студентам!

В сказке «Снегурочка» девочка из снега прыгает через костер и тает, превращаясь в облако. Если воспринимать сказку буквально, то от концовки очень грустно. С точки зрения архетипов и символизма Снегурочка — дитя из замороженной воды. Снег — символ смерти. Прыгая над огнем, она тает: вода из твердого, неживого превращается в теплый живой пар и облако летящей по небу воды — это преображение эмоций. Когда наша душа, как лед и снег, заморожена, скована страхами и болью, нам зачастую бывает сложно даже желать жить, проявляться, творить. Это состояние депрессии. И тогда нужен огонь — мудрость и знания, чтобы освободить свою душу от боли: растопить холод снега, чтобы он стал облаком, пролившимся плодотворной влагой, живой водой, желанием жить и созидать. Снегурочка не исчезла — она стала той, кто подарит новую жизнь, пролившись очищающим дождем. Как мудро сказки говорят о том, что от боли освобождают не только знания, но и дождь — наши слезы, искреннее проживание горя, грусти, потери. Через слезы приходит исцеление.

Слезы — соленая вода, которая льется из наших глаз в те моменты, когда эмоции поднимаются из груди, наполняют нас и переливаются через край. Когда мы грустим, испытываем сострадание, радость, боль, восхищение, вдохновение, озарение. Человек, способный плакать — живой человек! И вот эту способность искренне переживать свои чувства у нас отнимают с детства, произнося слова: «Плакать стыдно». Особенно это касается мальчиков и мужчин. Если плачешь — сразу «не мужик», «мужчины не плачут». К чему этот запрет приводит? Мужчины в современном мире в большинстве цивилизованных стран живут примерно на 15–20 лет меньше женщин. В отношении женщин запрет на слезы не так строг. И мы можем плакать с меньшим стыдом, хотя он все же присутствует. Мы же прячем слезы в театре, когда видим трогательную сцену, стараемся смахнуть слезинку, чтобы никто не увидел, стараемся подавить подступающие слезы вместо того, чтобы прожить свое чувство! Нас учат с детства подавлять искренность, учат быть замороженными Снегурочками и Снегурами. Я задалась вопросом: в каких странах мужчины живут не меньше женщин? Оказалось, что в Италии и Испании. И в этих странах мужчинам не запрещено проявлять свои эмоции, они выражают их открыто — гнев, обиду, слезы. И в результате живут дольше!

Нейрофизиолог Роберт Сапольски в своей книге «Почему у зебр не бывает инфаркта» пишет, что мы накапливаем стресс каждый день и он остается в клетках нашего тела, если мы от него вовремя не освобождаемся. Зебра, когда видит льва, испытывает страх, стресс и сразу бежит. Адреналин, выделяющийся в процессе переживания страха, уходит через мышцы благодаря быстрому бегу. Когда опасность миновала, зебра не боится вчерашнего льва и того, который ей может встретиться завтра. А человек оказывается как бы сдавленным с двух сторон: страхами, болью памяти прошлого, а также беспокойством за будущее. Как начинка гамбургера. В стрессовой ситуации мы чаще замираем, особенно после ковида. Обездвиживаемся. Наш стресс не уходит, как у зебр, через мышцы, а остается в теле. И плюс работает запрет на слезы — подавление эмоций. Все это копится напряжениями в теле и может превращаться со временем в физические заболевания или депрессию. Профессор Сапольски пишет: «Выясните, что позволяет вам разряжаться, и выполняйте такую разрядку регулярно. Следите, чтобы ваш способ разрядки не причинял вреда другим, — нельзя избегать получения язвы такими способами, которые могут вызвать ее появление у других.

Важно найти источники социальных связей и поддержки. Даже в нашем индивидуалистическом обществе большинство из нас стремится к тому, чтобы быть частью чего-то более значительного, чем мы сами.

Физические упражнения полезны для противодействия стрессу по нескольким причинам. Во-первых, они снижают риск различных заболеваний, связанных с нарушениями работы сердца и сосудов, а значит, снижают вероятность того, что стресс приведет к дальнейшему обострению этих болезней. Во-вторых, упражнения помогают вам почувствовать себя лучше (большинство людей, выполняющих физические упражнения, особенно в соревновательной форме, не имеют неврозов, являются экстравертами и оптимистами).

Медитация, выполняемая на регулярной, постоянной основе (то есть ежедневно по 15–30 мин каждый раз), по-видимому, оказывается очень полезной для здоровья, так как снижает уровень глюкокортикоидов, симпатический тонус и ослабляет все негативные эффекты из-за высокого уровня того и другого.

В нашей привилегированной жизни мы являемся уникально умными для того, чтобы изобрести стрессоры (сверхурочная работа, напряженные отношения, финансовые затруднения и т. д.), и уникально глупыми, чтобы позволить им, причем слишком часто, доминировать в нашей жизни. Безусловно, мы обладаем потенциалом быть уникально мудрыми, чтобы лишить их способности вызывать стресс…»

Слезы в сказках исцеляют, врачуют, соединяют разрозненные части тела, пробуждают от сна. От слез Исиды разливался Нил, оживляющий иссохшую почву Египта, возрождая ее и жизнь. Египетская земля — это тело Осириса, которого оживляет слезами его супруга Исида. Тело Осириса было разрублено на 14 или 42 части, согласно египетским мифам, его братом Сетом. Исида соединила части тела Осириса и оживила его. Иконы мироточат — их слезы способны исцелять. Иконам плакать можно, а людям — стыдно. Не удивительно ли?

В сказке «Перышко Финиста ясна сокола» Марьюшка не может добудиться суженого. Только ее горячая слеза, упавшая на его щеку, разбудила его от сна беспробудного, и он вспомнил свою суженую. Горячая слеза, искренние чувства из глубины души способны разбудить уснувший анимус — Финиста. Наша искренность и в боли, и в радости открывает нам двери в новую реальность. Это путь к преображению. Порой мы подавляем искренность и начинаем лгать себе — например, практикуя так называемое «позитивное мышление». Говорим себе: «У меня все хорошо», а между тем, все совсем не хорошо. Если нам больно, а мы загоняем боль далеко в подвалы подсознания, она там может притаиться до времени, но в какой-то момент она взорвется. А как именно это произойдет — в виде психологического срыва и физического заболевания — неизвестно. Мне нравится книга Габора Матэ «Когда тело говорит “нет”. Цена скрытого стресса», где автор подробно описывает опасность «позитивного мышления». Габор Матэ, врач-психотерапевт, говорит, что нужно искренне признаваться себе в своих чувствах, не подавлять их, а осознавать. Он призывает практиковать негативное мышление, но это не значит, что нужно пребывать в разрушительных отрицательных эмоциях. Нужно их просто признать, не отвергая, а потом уже думать, что с этим делать и к кому обратиться за помощью, чтобы эти эмоции не разрушали.

Люди, умеющие плакать, живут дольше. Но не стоит путать умение плакать с плаксивостью, — когда вместо осознания того, что происходит в нашей жизни и желания трансформироваться, имеется лишь желание поплакаться и превратить других людей в свои жилетки. Речь об искреннем проживании чувств. Нужно признаваться себе в них, а не отвергать. Слезы — это очищение, освобождение, катарсис, преображение.

Практика: Путешествие к архетипу Воды

Рекомендуется совершать после прочтения главы «Стихии. Вода».

1. Сядьте удобно, медленно подышите, расслабляясь все больше и больше с каждым вдохом-выдохом.

2. Представьте, что вы идете по дороге к озеру с теплой прозрачной водой. Войдите в озеро по щиколотки, почувствуйте, как уходит напряжение в стопах и освобождается ваш путь. Входите в воду по колени, по бедра. Вода очищает и наполняет вас силой. Вы погружаетесь в воду целиком и плывете, чувствуя ее всей поверхностью кожи. Вода легко держит вас на поверхности. Вы ложитесь на спину, лицом вверх, раскидываете руки в стороны и с удовольствием лежите, ощущая, как тело наполняется радостью, блаженством, светом этой волшебной воды. Постепенно тело полностью растворяется в потоке света этой воды, и вы чувствуете себя озером — самой водой, в которой плавают рыбы, растут водоросли. Водой, которая дает пространство жизни всем ее обитателям. Что вы ощущаете, став озером? Какие чувства испытываете к обитателям озера — рыбкам, ракам, лягушкам, улиткам и т. д.?

3. Постепенно вы все больше ощущаете легкость — солнце нагревает воду и поднимает вас над озерной гладью — все выше и выше. И вот вы стали паром и взлетаете в небо. Что вы чувствуете, когда парите влагой над землей, созерцая над собой бездонное небо и теплое солнце, а под собой — родное озеро, леса и поля?

4. Вы видите, как к вам приближаются такие же капли пара — и вам так хочется обняться с братьями и сестрами. Влекомые непреодолимой силой любви, вы становитесь все более тучными пышными облаками, танцующими в потоках ветра, легко и свободно меняя очертания. Что вы ощущаете, став облаком, танцуя с другими облаками?

5. С каждой минутой облака становятся все тяжелее от количества воды. Вы чувствуете, как наполняетесь тяжестью, влекущей к земле. И вот уже совсем невыносимо держаться и плыть наверху. Вы жаждете пролиться вниз и коснуться земли, — обнять, напитать, отдать свою любовь. Вы чувствуете себя потоком капель, струящихся вниз, дружно летящих и проникающих в плоть земли, насыщая ее лоно. Вы ощущаете, как погружаетесь все глубже и глубже, и вот уже не слышен шум дождя. Вы в темной утробе материнского чрева земли.

6. На миг вам становится хорошо и спокойно на этом темном приятном дне. Вы ощущаете как постепенно ваши силы крепнут, к вам присоединяются все новые и новые капли. И вот какая-то сила начинает выталкивать вас наверх — сквозь толщу земли, вы ощущаете, что наделены непреодолимой силой — мощнее силы притяжения, мощнее плоти земли. Эта сила ведет вас вверх — к теплу и свету. И наконец вы вырываетесь из недр темной утробы прозрачным родником. И изливаетесь наружу радостью нового рождения!

7. Вы чувствуете, как бежите по поверхности земли, и как к вам присоединяются все новые и новые родники. Вы становитесь рекой — неудержимо бегущей вперед! Ваше движение не остановить! Вас питают силы тысяч, мириадов родников, — и их тоже не остановить! Они вливают в ваше течение чистые струи. Внутри вас сонмы жизней растений и животного царства. Вы чувствуете, как по вашей поверхности скользят утки, лодки, как внутри ваших вод кипит жизнь рыбок. Вы питаете своими водами травы, цветы, деревья, животных. Вы чувствуете, как ваши струи пьют олени, лисы, зайцы, медведи, львы и зебры, слоны и жирафы. Вы — источник жизни, вы питаете все живое, наполняете силой! И неустанно движетесь вперед! Вы есть сама река жизни! Вы стали огромной и полноводной рекой. И вот вы видите в своих глубинах Мать Воды. Как она выглядит? Какие у нее глаза и волосы, какие на ней одежды? Что у нее в руках?

Мать Воды дарит вам великий дар жизни, — посмотрите, что это? Почувствуйте себя Матерью Жизни — живой водой. Поблагодарите за подарок.

Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга. Пройдите по всему своему телу, обнимая, нежно разминая все его части, запечатывая энергию практики в теле. Рекомендую зарисовать полученный дар и поместить там, где вы часто будете его видеть.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Здесь и далее цит. по изданию: Г. Х. Андерсен. Снежная королева. Киев. А-ба-ба-га-ла-ма-га, 2004.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я