Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов

Анна Бену, 2023

Мифы и сказки – главные источники глубинной мудрости мира. Исследуя их, мы пробуждаем свою истинную природу и, соприкасаясь с архетипами, исцеляем травмы – старые и новые. Книга сказкотерапевта и культуролога Анны Бену – об этом. О том, как наша бегущая и танцующая с волками, дикая, прекрасная женщина рождается заново, проходит новые инициации, возрождается в совершенно ином качестве – соединившейся с реальным волшебством этого мира женщиной. «Женские стихии» – это возможность окунуться в энергию мировых архетипов, прожить свои сложные жизненные истории и трансформировать их благодаря уникальным практикам Анны Бену, которые помогают раскрыть свою силу и ресурсы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Женские энергии. Практики и тренинги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Стихии: Огонь

Огонь — устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает. Танец огня напоминает кропотливую работу мысли, которая танцует с отражением вещей, претворяя отпечатки окружающего мира в бессмертные образы воплощенных идей.

Наше тело состоит из 4-х стихий — земли, воды, воздуха и огня. Наша плоть ткется в утробе матери и рождается из воды — материнского лона в воздух и свет. Рождение — наша первая неосознанная инициация, а познание четырех стихий — наша осознанная инициация, которую я предлагаю подробнее рассмотреть, отвечая себе на вопросы: «Кто есть я?», «Какой я?»

Огонь — устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.

Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой, мысль — ее созерцанием. Танец огня напоминает кропотливую работу мысли, которая танцует с отражением вещей, претворяя отпечатки окружающего мира в бессмертные образы воплощенных идей.

Огонь имеет как созидательный, так и разрушительный характер. Его можно назвать созидательным, если это согревающий огонь очага, освещающий огонь факела, лампы, свечи.

Огонь очага и печи

Огонь очага, огонь в печи — это горящее сердце дома-сознания. Это созидательные силы сердца — души дома, согревающая любовь, щедрость, забота.

Дом и человек тождественны. Крыша — голова, сруб — тело, подпол — ноги. А печь и очаг — сердце. Поэтому герои, связанные с печью и очагом, наделены таким качеством, как сердечность: они искренни, щедры и, конечно, они умеют любить. А еще они трудолюбивы, ибо сердце — самый трудолюбивый орган! Золушка живет у очага, она испачкана в золе — продукте горения. Она трудится над очищением дома-сознания исходя из сердца — любви, искренности. Огонь и зола Золушки — работа по трансформации и очищению сознания и души от иллюзий.

Герои русских сказок — Емеля и Баба-яга — лежат на печи. Устье печки — символ женского лона. Обряды, связанные с печкой — обряды перепекания — были направлены на исцеление. Огонь печи — символ допекания и повторного рождения здоровым (см. главу «Баба-яга — королева инициаций»).

В сказке Бажова «Огневушка-поскакушка» огненная девочка появляется из костра. Огневушка показывает, где в земле залегает золото, лишь тем, кто бескорыстен сердцем. Главному герою — Федюньке — указывает зимой дорогу к березке, под которой сокрыто золото. От ее танца тает снег, и жизнь вступает в свои права — растет трава, цветут цветы. Танец Огневушки-поскакушки — это танец самой жизни.

Факел

Факел держат в руке на уровне головы или выше, освещая им дорогу, — другим способом его держать сложно. Голова человека соотносится со сферой разума, духа, мудрости. Огонь факела — это свет знаний, свет разума, освещающего дорогу ищущего сознания. Прометей принес людям огонь, спрятав его в тростинке. Часто его изображают с факелом в руке. Прометей научил людей не только разводить огонь. Вместе с физическим огнем он дал им знания, освободив от неведения. Если нам снится факел, который мы держим в руке или мы видим его в путешествии к архетипам, это может служить подсказкой, что мы способны занять лидерскую позицию — повести за собой по пути просвещения и духовности.

Свеча

Свеча состоит из фитиля и воска. Воск, плавясь, дает огню возможность долго гореть, освещая пространство. Свеча подобна человеку: огонь — дух и разум, освещая пространство жизни вокруг, плавит душу (воск) и тело (фитиль). Но только вместе мудрость пламени, силы души и основа тела — фитиля — способны раздвинуть тьму неведения, тьму небытия и осветить мир пламенем своей жизни.

Свеча встречается в сказке «Василиса Прекрасная».

Мачеха раздала трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису — прясть. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку. — Что теперь нам делать? — забеспокоились девушки. — Огня нет в целом доме. Надо сбегать за огнем к Бабе-яге!

Мачеха и ее дочери — негативная сфера нашей анимы-души — гасят свет свечи, то есть внутренний свет доброты, любви, нежности, радости… Эти позитивные качества олицетворяет сама Василиса, но, находясь в окружении омрачающих туч — мачехи и сестер — обид, гнева, зависти, ревности, гордыни, — она тоже не имеет сил сохранить свою свечу. В жизни с нами часто такое случается, когда наваливаются проблемы и смотреть на них через свет свечи — любовь и щедрость — не так-то просто. Бывает, нас охватывают эмоции и мы начинаем раздражаться, обижаться и обвинять во всем других. И тогда нам становится плохо. А когда совсем не видно выхода из ситуации, сказки говорят, что надо идти к своей Бабе-яге — своей старой мудрой аниме-душе. Обратиться к ней и обрести силу, чтобы взять новый огонь, который потушить уже нельзя! Эта сказка говорит об инициации девочки. О превращении из инфантильной, беспомощной, из состояния ребенка — в состояние взрослой девушки, взявшей на себя ответственность за свои эмоции, за свою жизнь. Свече нужна защита, чтобы ее не задуло. Свеча — наш трепетный дух, освещающий светом мудрости нашу жизнь, а погасить его могут наши разрушительные эмоции, мучающие нас же самих, подобно мачехе. Василиса возвращается из леса — области инициации — с черепом, освещающим пространство. Череп — символ смерти. Но из него льется свет, который сжигает мачеху и ее дочерей. А значит, теперь у Василисы есть способность различать, какие эмоции для нее созидательны, а какие разрушают ее мир. Свет черепа — это способность отделить себя от иллюзий и освободить себя от их власти (см. главу «Баба-яга — королева инициаций»).

Свет черепа — это способность отделить себя от иллюзий и освободить себя от их власти

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей — тот погасал, как только входили с ним в горницу.

— Авось твой огонь будет держаться! — сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было пытались прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят. К утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

Мачеха и ее дочери не могут внести огонь в свой дом — он гаснет. Они сами уничтожили щедрость, тепло, любовь, мудрость, погасив свечу. Поэтому в пространстве их проявлений гаснут все проявления созидания. Куколка в этой сказке, подаренная матерью перед смертью, — символ рода, его помощи, символ мудрой силы предков по женской линии. Василиса кормит куколку, и та ей помогает, выручает. Весь вопрос в том, что мы кормим в себе. Свою куколку — связь с мудростью рода? Или мачеху с ее дочками — иллюзиями?

На моем курсе была студентка, которая очень нуждалась во внимании. Но внимания ей никогда не было достаточно. Ей хотелось манипулировать вниманием всей группы, стягивая его на себя. Почему так происходило? Корни наших проблем часто ведут в детство — там спряталась боль: предательство родителей, унижение и обесценивание матерью и отцом. И эта нехватка любви вылилась в желание манипулировать чужим вниманием во взрослом возрасте. У нее тоже есть выбор — кормить свою куколку — разматывать нить отношений с родом и, исцеляя ее, трансформировать свою жизнь. Сходить за светом к своей Яге — научиться отделять себя от своего гнева и обид на мачеху и ее дочерей, выстраивать свою зрелость, способность быть в ответе за свои эмоции, не обвиняя в них окружающих, понимая, что источник внутри и его надо менять. Кормить свою свечу, кормить свой огонь черепа.

К сожалению, студентка выбрала не куколку и поход за огнем к своей Яге, а мачеху и сестер. В итоге она стала обвинять в своих проблемах мир. Я предложила ей взять паузу и подумать над тем, чего она хочет: выбрать обучение — огонь, или что-то еще? И, если она остановит свой выбор на огне знаний — вернуться и продолжить обучение. Она ушла. Но к большой моей радости — вернулась со сказками! Три первых месяца обучения не прошли бесследно. Сказки были о ее страхе отвержения и желании мстить… Мстить всем, кто, как ей казалось, не принимает ее. Сказки о маленькой девочке, нуждающейся в тепле, заботе и защите. На помощь пришла Крестная фея. И эта фея — она сама! Взрослая, сильная, способная утешить, дать защиту и любовь своей маленькой испуганной девочке.

Сделать выбор в сторону своего леса и Яги — в сторону инициации в свою зрелость — непросто. В этот момент мачеха и сестры выступают на первый план и мы считаем себя ими — чувствуем их правоту, а себя ощущаем покинутыми, незаслуженно обиженными. И распознать, что в этот момент сестры и мачеха погасили нашу свечу, бывает ох как нелегко!

Огонь как символ трансформации и очищения

Огонь может иметь и разрушительный характер. Стихийные пожары, огонь извергающейся лавы, огонь испепеляющей молнии… В этом случае он может иметь и очистительное значение, сжигая нечистое, темное, дурное, выступать суровым наказывающим судьей, испепеляющим греховное. Огонь и вода выполняют очистительную функцию, но вода, в отличие от огня, растворяет в себе вирусы и может переносить болезни. Огонь же очищает полностью, сжигая зараженное. (Так раньше при помощи огня боролись с чумой и холерой.)

Огонь воспламеняет вещи в результате высокой температуры и из мира материи переводит эти вещи в состояние идей, возвращает в мир духа, при этом, высвобождая огромное количество энергии, тепла и света. Горение — это процесс дематериализации, освобождения от власти законов пространства и времени. Горение поленьев подобно жизни человека: высокая температура, при которой воспламеняются дрова — это напряженная созидательная работа, дающая миру свет знаний и тепло заботы, постепенно возвращающая человека в мир первообразов, духовный мир.

Огонь страстей

А также огонь может являться символом горящих, клокочущих, извергающихся подобно лаве страстей. Хаотичные эмоции, испепеляющие душу подобно огню пожара, могут превратить ее в пустыню. Например, огнедышащий дракон, с которым сражаются герои — символ низменных огнедышащих инстинктивных проявлений.

В своем восьмом подвиге Геракл борется с конями Диомеда, из пасти которых вылетает огонь, из ноздрей — дым. Эти кони — людоеды. Что может значить огонь, вырывающийся из пасти такого коня или дракона? Рот анатомически связан с желудком, с желанием что-то съесть — взять от материального мира. Это область материи, и если сознание спускается туда, то символически сгорает, — человек становится «без царя в голове». У огнедышащих коней-людоедов из желудка вырывается пламя. Это пламя страстей, символизирующее привязанность к материальному, руководство инстинктами, пожирающими гармонию.

Очистительные свойства огня

Огонь олицетворяет силу жизни, несет очистительное значение.

«Кроме влияния на плодородие, огню приписываются те же очистительные и вместе с тем целебные свойства… Противодействуя мраку и холоду, он прогоняет и демонов всяких бед и болезней, в которых первобытные народы видели порождение темной, нечистой силы. С возжжением огня издревле соединялась мысль о возрождающейся жизни, а с его погашением — мысль о смерти. Огонь есть самая чистая-светлая и в этом смысле святая стихия, не терпящая ничего омрачающего, в переносном смысле: ничего злого и греховного… Очаг требует от людей целомудрия… Обращаясь к его пламени, люди испрашивали не только богатства, но и чистоты сердца, умеренности, здравия душевного и телесного… Обожание пламени, возжженного на домашнем очаге, было общим у всех индоевропейских народов»[2].

«Огонь — это стихия, — пишет немецкий исследователь греческих мифов Фридрих Юнгер, — в которой воспаряет все живое, одухотворенное».

Небесный свет и мудрость человеческого ума в представлениях древних майя имеют единое происхождение: «Дай же мне свет, мой истинный Владыка, свет ума — ты вера для меня и ум!» — так звучит молитва, распространенная среди жителей селения Цитбальче[3].

По своим свойствам огонь близок к солнцу. По всей Европе были распространены обычаи разжигать костры, а также прыжки через них, прогон сквозь них скота. Джеймс Фрэзер пишет о двух теориях огня — солярной и очистительной. Согласно солярной теории «огонь, как и солнечный свет в наших широтах, является созидающей силой, которая благоприятствует росту растений и развитию всего живого… огонь является стимулятором…» Название «огонь небесный», которое иногда применяют в народе к огню летнего солнцестояния, недвусмысленно указывает на существование осознанной связи между земным и небесным пламенем.

Согласно другой теории, огонь представляет собой могучую разрушительную силу, которая истребляет все вредные элементы материального и духовного порядка, угрожающие жизни людей, животных и растений… В Греции также, по имеющимся сведениям, до сих пор распространен обычай зажжения костров в канун дня святого Иоанна и перепрыгивания через них. Прыгая через костер, женщины выкрикивают: «Я оставляю свои грехи позади себя»[4].

На Руси прыжки через костер также имели очистительное значение. Я принимала участие в праздновании Купалы — летнего солнцестояния в наукодеревне «Колосвет». Не могу забыть волшебство купальской ночи — хороводы вокруг костра, прыжки, огненное колесо — символ солнца, соединяющегося с водой…

Лучи солнца догорали, появились бледные звезды. Костер опустился, прогорев. И замелькали Летящие через пламя. Прыгали по одному и парами.

— Прыгайте, не бойтесь, родные мои! — приглашал Кот Баюн. — Мы сжигаем в огне все свои хвори, все обиды и страсти-мордасти. И касаемся земли уже обновленные! Хохот, нежные голоса женщин и радостные крики резвящихся детей. Чело неба стало бархатно-черным с серебристою проседью звезд. В центр костра вкатили огромное легкое деревянное колесо, увитое соломой. Мгновенно оно вспыхнуло, зарделись огнем бегущие от центра деревянные спицы — лучи. И вот горящее колесо-солнце с песнями покатили к реке.

— Приготовили веночки! Как только колесо в реке погаснет — солнышко войдет в первозданные воды, нам нужно его возродить, обвенчать венком из цветов!

Мы бежали к реке, сопровождая огненное колесо, пребывая в радостном сладком томлении, предвкушая рождение нового мира, нового солнца, новой любви… Я смотрела, как огненный круг сорвался с берега и, шипя и взрывая воду, погружался в воды медленно струящейся реки все глубже и глубже, разбрасывая по воде огненные блики, фыркая пламенем, не желающим гаснуть, и ушел под воду.

Венки на головах, источающие ароматы полевых цветов, венки в руках, венки со свечами, плывущие по воде… Земной цветущий млечный путь среди взметнувшихся в небо пряных трав, опьяненных волшебством купальской ночи.

Костры, полет танцующих искр, светлячки в траве — звезды на земле и светлячки звезд в небе. Спирали, круги, песни.

Ритм сердца, танец костра, вращение хоровода, кружение земли, танец светил, босыми ногами отмеряли такт солнечного ветра.

Ритуалы сожжения демонов в разных странах

В Индии в период весеннего равноденствия примерно в 20-х числах марта отмечается праздник Холи. Из соломы или дерева изготавливают демоницу Холику и сжигают. По легенде у демона Хираньякашипу был сын Прахлада, который не подчинялся отцу и продолжал молиться богу Вишну. Тогда Хираньякашипу приказал сестре — демонице Холике — уничтожить сына. Холика накрылась магическим покрывалом, спасающим от огня, взошла на костер, пригласив к себе на колени Прахлада. Но неожиданно покрывало укрыло принца, и он оказался неуязвим, а демоница сгорела. Вишну таким образом вознаградил мальчика за преданность. Демон Хираньякашипу был уничтожен Вишну в облике Нрисимхи — воплощении бога с телом человека и головой льва. Праздник Холи — это победа над силами зла, торжество света, радости. После сожжения чучела демоницы Холики люди бегают по углям и прыгают через костер. Правда похоже на нашу Масленицу? И проходит праздник в тот же самый период весеннего равноденствия! Люди тоже прыгают через костер и сжигают чучело, желая символически очиститься от грехов. Эта очистительная роль огня прослеживается в праздниках разных народов мира.

После сожжения Холики начинается праздник красок.

Я жила в Индии пять лет, и каждый год участие в этом празднике было для меня особенным удовольствием! Чучело Холики сжигают обычно поздним вечером, когда вокруг темно, а огонь олицетворяет собой победу сил света, победу божественного над тьмой, злом, невежеством. А утром праздник продолжается. Часто все начинается уже у порога дома. Я открываю дверь, спускаюсь по лестнице во двор, где живет семья Прадипа, сдавшего мне третий этаж. В его цветущем саду уже воскуряются благовония на алтаре вокруг священного деревца Тулси, а его дочка Ананья и племянник забрасывают меня и моего сынишку разноцветными красками. Мы весело хохочем, бегая друг за другом вокруг деревца и вокруг специального маленького разноцветного домика, в котором стоит культовый камень-дух, висит колокол и по очереди все мужчины дома совершают ежедневные ритуалы, вознося молитвы. В первый год я была неподготовлена и только наблюдала за тем, как индийцы поливают друг друга из водяных пистолетов и закидывают разноцветными порошками. Но через год я была уже во всеоружии: мы с сыном купили порошки, водяные пистолеты и выезжали из дома на скутере только с красочными боеприпасами. На дорожках с двух сторон стоят дети и молодежь. Если едешь медленно, то очень скоро тебя забросают яркими порошками, и лицо покроется веселыми яркими красками. Для меня это восторг — проезжать сквозь живые арки летящих красок, попадая под их веселый обстрел и в ответ поливать метателей радужных красок из водяного пистолета! Мокрая одежда не доставляет дискомфорта — в жару это даже приятно. Но надеваю я в этот день только то, что не жалко испачкать и потом не отстирать.

Живя в Индии, я создала школу для детей начальных и средних классов, с которой мы путешествовали по миру. Нам удалось пожить на острове Бали, погрузившись в его культуру. Мы прилетели как раз до праздника Ньепи — это «День молчания», который празднуется примерно в то же время, что и у нас Масленица, а в Индии — Холи. Нас предупредили, что целый день нельзя выходить из дома — иначе попадешь в тюрьму на этот самый день. Продукты надо купить заранее — никто не работает, никто никуда не ходит, нельзя зажигать свет. Даже аэропорт не работает! Этот день посвящен молчанию: нужно вспомнить весь прошедший год и подумать — что взять с собой в следующий год, а от чего стоит освободиться. А еще помолчать нужно для того, чтобы услышать себя и привести в гармонию мысли и чувства. В этот день рекомендуется ничего не есть. Это время поста, молитв, рефлексии.

Мы прилетели с семьями и детьми, которые учились в моей школе и поселились рядом. Конечно, мы предупредили детей, что нужно целый день молчать, и рассказали, почему нужен такой обряд. Но дети есть дети. Они пытались, но у них не всегда получалось. На их настойчивые вопросы мы отвечали письменно. Им понравилась такая игра — передавать послания в свернутых бумажках. Среди детей всегда есть активные шалуны, провоцирующие других. Поэтому ребятишки бегали вокруг бассейна на закрытой территории, плескались и смеялись, прячась от взрослых, а мы прижимали палец ко рту, молча увещевая.

А следующий день подарил море радости и веселья. Местные жители выходили на площадь Убуда, где мы жили, и выносили фигуры демонов и монстров невероятных размеров, созданных заранее из папье-маше. Причем в изготовлении фигур этих демонов принимают участие и взрослые, и дети, — никто их не боится! За несколько дней до праздника, проезжая на скутерах мимо разных деревень и городков, мы видели, как взрослые изготавливали этих монстров и как дети, хохоча, покрывали их разноцветными красками. Никто не опасается этих чудищ, все понимают, что это чучело — символ грехов и зла, от которого нужно ежегодно освобождаться, сжигая его. Поселения соревнуются — кто изготовит самого креативного монстра. И после дня молчания устраивают шествие с фигурами демонов — «Ого-ого», а потом — торжественно, под музыку — сжигают их. И это невероятное зрелище! Мы тоже вышли на улицу, посадив детей помладше себе на плечи, чтобы они могли сверху видеть происходящее. Мы наблюдали удивительное шествие разноцветных, ярких чудищ и шли вместе с этой процессией до площади, где монстров ритуально сожгли. Трехметровые и пятиметровые гиганты поглощались языками пламени, постепенно исчезая во всеочищающей стихии. Танцы под традиционную индонезийскую музыку, звуки оркестра — гамелана — сопровождали праздник, поднимая радость на поверхность, будто пузырьки шампанского.

В России сжигают Масленицу, в Индии — Холику, на Бали — демонов. И везде это победа добра над злом, очищение, освобождение.

Греть ножки Христу

Сестра моей мамы Александра рассказывала, что зимой в канун Рождества в деревне вставали рано — в три утра — и разводили костры на улице напротив дома.

— Встанем мы так рано, ночь еще на дворе. Наберем веток, соломы и костер зажжем. Около каждого дома горели костры. А дорога идет наверх — на холм. И костры вверх! Будто в небо дорога огнями горит! Это мы Христу ножки грели — родился-то он зимой!

Я представила эту горящую в ночи дорогу в звездное небо, и захотелось запечатлеть это чудо в художественном фильме. Может, кто-то и снимет…

Я решила узнать: всегда ли костры на Рождество разводили? У меня появились сомнения, что «греть ножки Христу» — христианский обряд. Христос родился в теплом климате среди пальм, а не снегов. И действительно, оказалось, что раньше в честь солнышка нарождающегося костры жгли, когда день прирастать начинал. То есть это языческий обряд, наложившийся на христианскую традицию и немного сместившийся с декабря на январь. В самое темное время года, в самые сильные морозы, когда темнота и смерть преобладали в природе, человеку нужны позитивные якоря, чтобы помнить о возрождении жизни, которое олицетворяют огонь и солнце. Огонь — символ тепла, света, пробуждения жизни.

Огонь вулкана

Гора — фаллический символ. А жерло вулкана — женское лоно. Извержение вулкана — сотворение новой земли, ведь, застывая, лава образует новые ландшафты. Огненная лава — сотворение через разрушение — это очищение от старого и рождение нового.

Огонь, по народным представлениям, не только обладал дезинфицирующими свойствами, истребляя то, что угрожает болезнями и смертью, но и очистительной силой, исцеляющей от хаоса душу, освобождающей человека от грехов — то есть от ошибок неведения, просветляя и преображая разум. «Огонь небесный», небесное пламя способно внести свет истины в душу и ясность осознания в разум, освобождая человека от оков неведения и заблуждений.

Практика: Путешествие к архетипу Огня

Рекомендуется совершать после прочтения главы «Стихии. Огонь».

1. Расслабьтесь. Понаблюдайте за дыханием.

2. Представьте, что вы идете по дороге и видите перед собой врата света. Они сотканы из огня, который не обжигает. Вы открываете врата и встаете под ними. Потоки света обнимают вас снизу, сбоку и сверху, наполняя вас сиянием и силой. Вы ощущаете, как этот свет-огонь преображает вас, очищает, сжигая отжившее, ненужное, — то, что мешает двигаться дальше, что мешает развиваться. Этот огонь врачует душу и плоть, исцеляя и наполняя, освобождая место для нового.

3. Вы видите впереди танцующее маленькое пламя и идете к этому пляшущему огоньку. Подойдя ближе, вы понимаете, что это Огневушка-поскакушка — маленькая девочка, сотканная из огня, творящая зимой лето, указывающая, где зарыты клады и золото. Она весело танцует, описывая круги вокруг вас и растет с каждым кругом. И вот она уже ростом с десятилетнего ребенка. Огневушка поворачивается к вам лицом и вручает вам огненный подарок. Посмотрите, что это? Она топает ножкой и исчезает. А вы идете по дорожке дальше.

4. Вы видите подножие горы, а на вершине — греческий храм. Вы поднимаетесь в гору, приближаетесь к нему, поднимаясь по ступеням, проходите меж колоннами и входите внутрь. В центре храма стоит Прометей. Перед ним жертвенник, на котором горит вечный божественный огонь. Прометей рад каждому, приходящему к нему за огнем истины. Он приветствует вас и дает вам огонь. Как выглядит этот огонь? Это свеча, факел, горящие угли, светильник, или еще какой-то образ огня? Прометей дарит вместе с огнем вам еще один дар знаний. Что это? Затем Прометей берет вас за руку и ведет вглубь храма, где открывает потайную дверь. За ней — круглая комната, в которой нет потолка — она пронизана светом с неба до бесконечности. Это поток огня истины, знаний, мудрости, что выше небес. Прометей вводит вас в центр этой комнаты — в центр потока. Столб света льется сверху вниз, омывая, очищая вас, даруя вам новые знания и новое прикосновение к божественному. Этот свет ткет на вас новое облачение. Посмотрите, какие теперь на вас одежды? Чем одарил вас свет огня истины? Вы выходите из тайной комнаты, но теперь вход в нее открыт, и вы можете прийти в этот храм всегда, когда захотите. Поблагодарите Прометея. Вы выходите из храма и смотрите вперед. Что вы видите на горизонте?

Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга и умойте лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. Зарисуйте дары и поместите там, где часто будете их видеть. Так архетипы, извлеченные из подсознания, быстрее оживают и преображают нашу жизнь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2, гл. XV.

3

Ершова Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться.

4

Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Гл. «Истолкование праздников огня».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я