Ребенок поумнеет, если… Советы психолога

Анатолий Зак

В книге для родителей и учителей дается обширный материал сюжетных задач для занятий с младшими школьниками и подростками в целях развития логического мышления. Рассматриваются разнообразные способы работы с задачами, основные из которых – решать, проверять и сочинять. Даются проверочные задания для оценки развития логического мышления.Автор – педагогический психолог, научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, много лет изучает мышление детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок поумнеет, если… Советы психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

O чём рассуждать?

В этом разделе изложены задачи, которые предлагается прорабатывать на каждом из 64 занятий. Необходимо подчеркнуть, что не следует в рамках одной встречи с детьми решать подряд задачи разных занятий. Детям это просто надоест и никакого развития логического мышления не произойдет. Напротив, чтобы обеспечить развитие, нужно, как это и представлено, решать на каждом занятии только четыре задачи. И, как это детально рассмотрено в разделе «Как заниматься?», не только решать, но и, главное, разбирать эти задачи и сочинять аналогичные. Лишь при таком подходе к материалу каждого занятия, когда обеспечивается разнообразная мыслительная деятельность детей с задачами, можно говорить о развитии логического мышления.

В целом, материал от 1 занятия к 64 усложняется. Вместе с тем нужно отметить, что на занятиях 1 — 32 даются задачи 1 степени сложности, а на занятиях 33 — 64 — второй степени.

На занятиях 1 — 8 и 33 — 40 требуется выбирать ответ, на занятиях 9 — 16 и 41 — 48 — вопрос, на занятиях 17 — 24 и 49 — 56 — первую часть условия, а на занятиях 25 — 32 и 57 — 64 — вторую часть.

В каждой из указанных восьми групп занятий, — 1 — 8, 9 — 16, 17 — 24, 25 — 32, 33 — 40, 41 — 48, 49 — 56, 57 — 64, первые четыре занятия имеют задачи, составленные только из утвердительных суждений, а вторые четыре — из утвердительных и отрицательных.

Кроме того, каждые два занятия меняется роль ребенка в работе с задачами. На занятиях 1, 2 — решает задачи, на занятиях 3. 4 — проверяет предлагаемое решение, 5—6 — снова решает, 7,8 — опять проверяет и т. д.

И, в заключение, напомним, что на всех нечетных занятиях даются задачи «Кто — где», а на всех четных — «Лучше — хуже».

Учитывая отмеченные особенности разнообразного материала поисковых задач, можно организовать «тематические» серии занятий. Например, занятия, нацеленные на отработку умений решать «отрицательные» задачи, или, связанные с тренировкой умения решать задачи «Кто — где», или, направленные на формирование умения выбирать тот или иной вопрос.

Однако, если наша цель — развивать у детей умение управлять рассуждением, а не отрабатывать навык решения задач того или иного типа, то лучше всего прорабатывать материал занятий в том порядке, как он представлен.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок поумнеет, если… Советы психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я