Йога души

Амардев Гири

Годы пролетают быстро, и вот человек уже в конце жизненного пути. Используйте своё время с пользой, мыслите в долгосрочной перспективе. Поймите, что для вас важно, а что второстепенно. Уделяйте ежедневно некоторое время для занятий. Будьте упорны и последовательны. Йога не лёгкий путь и не даёт быстрых результатов, но время, потраченное на йогу, окупается тысячекратно. Занимайтесь йогой сейчас. Ощущение гармонии и непреходящего счастья, умиротворение – это мировосприятие следующего по пути йоги.

Оглавление

Что такое йога

Слово йога происходит от санскритского корня «йуг», «юдж» и означает соединение, связь, слияние. Под этим подразумевается единство, гармония физического и психического состояний. Соединение со своей истинной сутью. А также направлять, сосредотачивать внимание, употреблять, применять. Это приведенное в систему усилие, направленное к самосовершенствованию и единению человека с универсальным и трансцендентным существованием. Йога является одной из шести ортодоксальных систем индийской философии. Впервые наиболее полно система йоги была детально представлена и систематизирована древнеиндийским мудрецом Патанджали в II в. до н. э. в его классическом труде «Йога сутры», состоящем из 196 сжатых выразительных афоризмов, объединённых в четыре части — Самадхи-пада, Садхана-пада, Вибхути-пада и Кайвалья-пада.

Йога — это истина, цель и средство её достижения…

Существует множество путей к Высшей Истине, так как любой вид знания является определенным пониманием йоги, переходящим в бесконечное число форм йогического учения.

В философском смысле, йога — это единение индивидуального «я» (души) и вселенского «Я» (Сверхдуши, Брахмана, Парабрахмана, Единого Бесконечного Сознания), результатом чего является просветленное и чистое сознание. Йога — это опыт, который связывает в единое целое тело, ум, разум и чувства с вашим внутренним «Я». Так же, как плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена, свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, приобретает качества гармонии (саттвы) и впоследствии становится единой с Высшей Душой.

Йога — это также и способ управления своим разумом. Наш ум достаточно самостоятельная система, которая функционирует часто без нашего контроля — мысли сами возникают, сами текут, генерируются внутренние диалоги (словомешалка)… Практика йоги помогает людям взять этот процесс под контроль и сделать мышление осознанным. Так можно ощутить внутренний покой и умиротворение.

Йога является старейшей системой развития тела и духа. Древние йоги воспринимали физическое тело как временную оболочку, душу — как истинную суть человека, а деятельность, эмоции и умственные способности — как три силы, которые связаны с жизненной активностью. Чтобы человек был целостным, три силы должны быть сбалансированы.

Согласно традиции и священным писаниям основоположником йоги считается Шива. Он создал асаны и обучил им свою первую ученицу — Парвати. Считается, что первоначально было разработано 8 400 000 асан, соответствующих 8 400 000 уровням сознания, каждый из которых прорабатывается индивидуумом в течение одного перевоплощения, прежде чем он получит освобождение от цикла рождений и смертей. Асаны таким образом символизируют собой эволюционный процесс — от простейших форм жизни до человека, полностью познавшего как свое Я, так и строение Вселенной. Выполняя асаны, человек может пройти все стадии перевоплощения в течение одной жизни, эволюционируя от одного уровня сознания к другому.

С течением времени, асаны модифицировались великими риши и йогами, их число уменьшалось, и в настоящее время практикуется всего несколько сотен йогасан. Рекомендуемое для современного человека количество асан еще меньше и подбирается индивидуально в соответствии с запросами и потребностями.

Шива рассматривается как некий символ — образ, форма энергии, в котором проявилось высшее сознание. Когда душа человека освобождается от привязанности к материальному миру, он достигает состояния чистого сознания.

Философия йоги подразумевает принципы жизни. Ведь йога — это по большей части не практика, не асаны, а работа с разумом, мышлением, осознанием. Первый принцип йоги — осознать бессмертность своей души. Наша душа не стареет, не умирает, не болеет. Все наши проблемы — это проблемы физического тела и ума. Йогу часто используют для излечения различных болезней. Болезнь тела — это лишь препятствие, которое ставится развивающейся душе. Йога может стать хорошей тренировкой и укреплением физического тела.

Всё, что нас окружает — живое и находится на определённом этапе своего развития. Имеет свой уровень сознания и занимает своё особое место в мироздании. Человек, живя в городе часто ощущает себя одиноким и ненужным, несмотря на то, что находится среди огромного количества людей и постоянно занят какой-то деятельностью. Как будто что-то мешает человеку осознать себя частью Жизни, которая наполняет собой всё вокруг. Современный человек порой чувствует себя обособленной биологической единицей, непонятно зачем созданной, не понимающей себя и своего предназначения. Есть Я и есть весь остальной мир, который подразделяется на живое и неживое — такая концепция является доминирующей в нашем мире. Однако, жизнь и сознание присутствуют во всём, что нас окружает, надо лишь самому захотеть стать частью Жизни и открыться окружающей реальности. Вокруг нас кипит жизнь большая и малая в различных формах и проявлениях. Нет нечего неживого, ненужного, лишённого смысла и сознания. Камень, дерево, река, животные, птицы и т. д. — все они обладают неким сознанием и развиваются в соответствии с этим уровнем сознания, возможностями и предназначением. Даже человеческое тело не является просто биологическим объектом (пусть и обладающим некоторой разумностью), а скорее целой вселенной, домом и местом великой космической игры для бесчисленного количества мельчайших обитателей, которые живут в нём и имеют сложную структуру взаимодействия между себе подобными и другими видами — дружественными, враждебными или нейтральными по отношению к ним. Бесконечное количество разумных существ и разных форм жизни окружает нас — от мельчайших до невообразимо больших, имеющих разное строение физического или тонко материального тела, которых мы в большинстве своём не замечаем и даже не догадываемся о возможности их существования. Одиночество и ненужность — это то, чего нет и никогда не было в окружающей нас реальности! Только чрезмерное эго, ум и социальные установки загоняют человека в тесную коробку одиночества. Нужно прекратить бесконечный бег по кругу, остановиться и… — начать на самом деле видеть, слышать, чувствовать, познавать себя и окружающую реальность посредством внешнего и внутреннего опыта. Отказаться от установки всегда брать и просить — у природы, людей, Вселенной, но напротив начать давать. Йога помогает человеку не только прийти к познанию высших истин, но также понять себя и ощутить единство с мирозданием. Гармония должна быть во внешнем и внутреннем мире человека.

Йогой можно заниматься в любом возрасте — в детстве, в 20, 40,70, 80 и старше. Не надо откладывать ссылаясь на занятость, болезни, плохое настроение и слабость, атеизм (или напротив чрезмерную, фанатичную религиозность), старость, отсутствие воли, обжорство и т. д. Медитация требует времени и уединения, практика асан воли и усердия. Может быть вы не уверены в себе и своих возможностях, в том, что добьётесь успеха, в том, что вам это надо или вообще что-то надо в этой жизни. Просто начните заниматься. Лежа на диване и потакая своим слабостям вы не улучшите свою жизнь, не избавитесь от проблем, не выработаете волю и уверенность в себе,… не поймёте себя и суть жизни. Занимайтесь йогой сейчас. Годы пролетают быстро и вот вы уже в конце жизненного пути. Используйте своё время с пользой, мыслите в долгосрочной перспективе. Поймите, что для вас важно и что второстепенно. Уделяйте ежедневно некоторое время для занятий. Будьте упорны и последовательны. Йога не лёгкий путь и не даёт быстрых результатов, но время, потраченное на йогу, окупается тысячекратно.

Не существует абсолютных противопоказаний к практике йоги. Есть лишь частные противопоказания к выполнению определенных асан (поз) или пранаям (дыхательных упражнений). Каждый желающий может найти свой Путь йоги, тот, который подходит конкретному человеку в соответствии с индивидуальными возможностями и предрасположенностями.

Вы сами ставите для себя цели в йоге и приоритеты. Они могут со временем изменяться, включать в себя основные и второстепенные. Основная цель йоги следует из значения этого слова.

Условно цели в йоге можно разделить на:

— Глобальные: просветление, познание Бога, познание своей истинной сути, освобождение из цикла рождений и смертей, обретение смысла жизни.

— Связанные с личным восприятием: спокойствие, обретение уверенности в себе, смысла в жизни, цели в жизни, желаемых состояний, гармонии и радости жизни, развитие силы воли, понимание себя и окружающих, избавление от мешающих чувств и переживаний, от страданий, вредных привычек и другие.

— Связанные со здоровьем: здоровье, сила, энергичность, гибкость, отличное самочувствие в любом возрасте, красивая фигура, коррекция веса и другие.

— Связанные с энергиями: обретение сверхспособностей, расширение своих возможностей, опыт сверхчувственного восприятия.

Функционирование нашего сознания (антакхарана — внутренний инструмент), согласно йоге, можно обобщённо свести к четырём аспектам:

— Манас — индивидуальный ум, то, с чем себя отождествляет большинство людей. Накопление информации, подсчёт, выбор и отвержение, сравнение, анализ, процесс мышления. Сюда относится информация, полученная человеком в течении жизни в учебных заведениях, первичное поступление и обработка информации от органов чувств, от процесса взаимодействия с внешним миром, нервной системы, функционирования организма. Часто ум человека оценивается исходя из его манаса — энциклопедических знаний. Манас — логический ум, мудрость и интуиция не относятся к манасу.

— Ахамкара — эго, восприятие себя. Я и Моё. Эго привязывает человека к телу и уму. Сильное эго даёт целеустремлённость, решительность, инициативность. Слабое эго не даёт человеку возможности проявить себя в обществе. Эго ограничивает человека в рамках индивидуального восприятия, мешает постичь себя как бесконечное сознание, постичь высшую истину. Ахамкара подразумевает стремление к безопасности, стабильности, процветанию. Хорошо или плохо конкретно для меня. Моё и не моё. Действие ахамкары в йоге проявляется и укрепляется через тапас, служение, волю. Направлена ахамкара в йоге не на свою значимость, важность и благополучие, а к постижению того, кто есть я, к Богу. Ахамкара всегда есть у любого существа в проявленной форме. Про высокоразвитых существ часто говорят, что у них нет эго, их действия подчинены вселенским законам или направлены на благо всех живых существ. На самом деле эго присутствует всегда, но оно может быть очень «тонким» и его сутью не является получение личной выгоды.

— Буддхи — в рациональном плане понимается как разум или интеллект, в иррациональном как интуиция, прозрение. Рассмотрим сначала рациональный аспект — разум (интеллект). Буддхи связано с морально-этическими принципами, с тем, что правильно, а что нет для человека в духовном плане (ахамкара же оперирует личной выгодой). В современном мире буддхи связывают со здравым рассудком (смыслом, образом жизни), внутренним смотрителем, совестью. Качества буддхи: различение (вивека) — умение отличать истинное от ложного, правильное от неправильного, хорошее от плохого; непривязанность (вайрагья) — сдержанность, отвлечение и переосмысление по отношению к тому, что не важно; спокойствие (шанти) — развитие невозмутимости и умиротворённости ума; необусловленная удовлетворённость (сантоша) жизнью; терпимость (кшама) по отношению к другим. Буддхи развивается на основе осмысления и переоценки информации, поступившей от манаса и ахамкары, а также в процессе размышления и медитации. В высшем проявлении, буддхи — это мудрость. Иррациональный аспект буддхи — интуиция. Человек знает, как ему поступать, что правильно, а что нет и этому нет рационального объяснения. Это знание пришло изнутри (но не получено в процессе мышления) и человек не сомневается в том, что оно верно. Посредством иррационального аспекта буддхи человеку открываются все знания. Мудрость и интуиция являются сутью буддхи.

— Читта — эмоционально-чувственное восприятие, колебание. Привязанности к объектам. Вещество ума. Движение, вызывающее «колебание» ума. Нравится — не нравится, приятие и отвержение. Связана с памятью, подсознанием, психикой, самскарами. Будучи тонким веществом ума читта может как создавать привязанности к материальным объектам, так вести к просветлению.

Сознание человека функционирует как единое целое и данное разделение носит условный характер, дающее общее представление о работе ума человека. Читта тесно связана с ахамкарой на уровне возникающих эмоциональных привязанностей к «своим» объектам — личным вещам, домашним любимцам и т. д. В некоторых источниках под читтой подразумевается функционирование сознания в целом.

В любой форме йоги конечной целью является познание высшей истины — Брахмана.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я