Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости. – Артур Шопенгауэр
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Японский национализм
Кочевье и номадизм — это самое худшее состояние, с которым пришлось бы встретить рыночные отношения. Хотя бывшие кочевники уже встречались с западной цивилизацией и ее миссией, сегодня рыночным трендом на протяжении истории через посредника, — Россию.
Если мы искали причину отставания Азии. Однако у азиатской цивилизации были такие колыбели цивилизации как Египет и Месопотамия. Хотя эти цивилизации создали не кочевники, не кочевники в том смысле, что мы понимаем сегодня. Долгое пребывание народа в одном месте создает глубокий корень традиционной элиты. Европейскую цивилизацию вроде бы тоже создали исключительно мигранты. Хотя мигранты — тоже своего рода кочевники, но такие «кочевники» нас не интересуют. Такая массовая самостоятельность характера, обращенного на любую маленькую собственность мигрантов и «путешественников» — это и способствовало современной западной цивилизации. У всех мигрантов мира, хоть у древних (дарийцев, латинов, мигрантов из Старого света в Америку) в ходу были новые законы. Эти законы отвергали «хвосты» старых привилегированных родов, народов, семейств. Потихоньку неформальные законы заменились на законы формальные, которые записывали и соблюдали все.
В Азии все же наоборот. Никто не мигрирует и всем хорошо веками. Оттого получился некий вечный азиатский консерватизм. Какую страну не возьми, везде правят диктаторы. Потому что традиция опирается на корень. Вы конечно понимаете это. Почему из Египта и Месопотамии люди не полетели в космос? Потому что на хвосте древних цивилизаций зацепились огромные пирамиды и не пустили в космос.
Мигрантами в данной картине рыночного демократического будущего быть лучше. Потому что все мигранты безродные. На них ничего не давило и не давит. Они затруднялись показывать свое высокомерие. Кто ты такой? — могли сказать каждому выскочке.
Мигрантом быть лучше, но не номадом.
Номады совершали ежегодные рейды по старым маршрутам, по сути повторяя за земледельцами их сидение на одном месте, только одни двигались и возвращались к исходному месту. Кочевнику важно пройти как можно дальше по маршруту. Занять больше места. Или обозначить свое кочевье. Это обозначение повторяется по времени. Земледельцу «нравится» сидеть на одном месте. Это община и государство земледельцев расширяется, а сам земледелец мечтает обзавестить новым участком. Вот это вечное движение с малым «отдыхом» предопределило техническое отставание кочевников от земледельцев. Дело даже не в позднем освоении техники и, следовательно, потом в модернизации жестоким способом (от кого угодно, но нас интересуют только большевики и почему так случилось. Без жестокой модернизации Сталина современным потомкам кочевников было бы еще сложнее вжиться в западную цивилизацию, даже более, возможно, грозило бы полное исчезновение. Даже сегодня, после советского опыта модернизации казахи остаются подражателями и потребителями. Собственно, а кто сегодня не подражает и не потребляет в этом мире? Единственное, что остается в качестве надежды — это централизованное государство. Для любого народа это очень важно. Без центральной власти каждый человек — это жалкая одиночка, маленькая лодка в рыночном океане. Надо беречь свое государство. Но сначала надо к нем у прийти, чтобы потом ценить. А между тем, кочевники никогда не любили государство, они любили свободу. Оттого что они любили свободу, они себя называли — казаки.
Японский народ, к примеру, затратил на централизацию много сил и времени, почти 200 лет. Самураи сначала забрали власть у аристократии, затем устроили гражданскую войну друг с другом. Сегун Токугава преодолел феодальную раздробленность острова. Конечно островное положение и отсутствие больших ресурсов, интересных европейцам, помогло японцам. Японцы успели и встретились с европейцами — будущими мировыми колонизаторами — уже в виде централизованного государства. Это имело первостепенно значение. Японцам не пришлось прыгать чрезе формации как казахам сразу в социализм. После сегуната уже императорская власть помогла провести быстрые реформы. Уже через 36 лет после «реставрации Мейдзи» — начало реформ — была одержала победа над царской Россией, а десять лет до этого над Китаем. В 1904 году Япония показала мощь императорского флота и мастерство своих адмиралов.
Более того, форма государственного национализма или национализма под руководством самого императора помогло Японии. Япония повторила путь всех европейцев — превратилась в нацию милитаристов за очень короткий отрезок. Немецкие национал — социалисты, то есть европейский аналог государственного нацизма имели куда больший временной задел — несколько веков, хотя формально Пруссия и Бисмарк также объединил всех немцев только в 1870 году.
Была ли у японцев интеллигенция для воспитания шовинистов? Не такая мощная научная и интеллектуальная, но была (в виде сказочников, мифотворцев, синкретизаторов, но в Японии появились свои ученые, свои профессора).
Япония нуждалась в ресурсах.
Япония была бедна минеральными ресурсами, но все японские министры были правнуками самураев. Если Япония открыла двери для европейских технологий и культуры, то произошло неизбежное: наложение модернизации, роста экономики и населения на традиционное японское ремесло, — на войну. Немцы также имели в запасе прусскую военщину, а прусская военщина опиралась на традицию Тевтонского ордена. В этом мире нет ничего неожиданного!
В Японии не было других этносов, кроме японцев. Откуда же так называемые японский национализм?
Национализма в том виде, в котором понимает его обыватель, в Японии не было. Это придуманный, управляемый императорскими идеологами государственный национализм. Японская элита собралась и решила за всю нацию. Японский национализм — это скорее японский патриотизм, потому что он полностью управлялся государством. Каждому японцу до императора Мейдзи и перехода границ внушили, что японцы избранная раса на земле. Наблюдая как гибнет Восточная Азия под натиском европейских коммерсантов и колонизации, японцы могли так думать, что они — лучшие. И это сказалось на японском характере.
Если японцы и казались подавленными после 1945 года после низложения императора, это поражение напоминало неудачу воинов и не повлияло на японский характер. Так, временная неудача. Главное, что основная масса современных японцев имеет рефлексию ремидов, ремидов государственников. Это оттого что модернизация Японии произошла под руководством самих японцев. Но самое главное, в Японии сохранилась аристократия. Аристократия никогда не ворует. Никогда и нигде.
Власть императора, государство оказало патернальное влияние на японское общество. Каждое правительство должно заботиться о своих ремидах, в том числе и каждое суверенное правительство (особенно бывших исторических номадов), иначе оно потеряет централизацию. Централизация — это главная ценность всех народов. Без централизации наступит быстрый конец. Быстрый распад под влияние племенной или феодальной культуры. Это называется «братской резней» (и казахи не пережили полностью зерефную рефлексию) Рынок возбуждает деградацию, тем более, если у народа никогда не было так называемых граждан. Граждане появлялись во всем мире, когда люди имели частную собственность. Потом эти граждане боролись за демократию. Если же народ никогда не знал частной собственности, а номады никогда ее не знали, значит народу всегда грозит «братская резня». Именно государство спасает от резни.
Государство может и не выдержать, государство — это всего лишь форма организации людей. Если конечно правительство будет продолжать «реформы», опираясь на традиционную (первобытную) кадровую политику. Оттого, какие люди наверху, зависит будущее данного государства. Или государство или смерть! Если люди еще помнят, пусть и символически, ритуально свои рода, это самая большая опасность. Каждое физическое большинство формирует своих лидеров.
Если рыночная рефлексия проникает в людей несамостоятельных, закомплексованных, но тут же воинственных и гордых, эти люди будут только накапливать материальны ценности, чтобы показать свое превосходство. Это первобытное качество. Поэтому значение рефлексии тут на первом месте.
Что такое национализм? Это массовое желание доминировать вчерашних ремесленников, горожан и крестьян. Их унижала традиционная элита. Теперь они хотят «унижать», ставить на место любого наглого президента.
Если с рыночным национализмом встречается феодально сознание, то получается не масса свободных граждан как в Европе, а только масса феодалов. А феодалы всегда рвут государство на части. Феодалам государства ни к чему. На дворе мочало, начинай сначала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других