Казахи и японцы

Алмаз Браев

Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости. – Артур Шопенгауэр

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8

Когда много простоты и когда все — витрина

Когда много красоты — это не красота.

Японская пословица

Как заметили все любители все японские авто очень эргономичные. Эргономичны не только тойоты и ниссаны, также японские скоростные поезда. Эргономичны все японские помещения вообще. Ни одной лишней детали, ни одного лишнего предмета. Нигде нет пресыщения и вычурности в архитектуре. Японцам не нравится все большое и красочное. За исключением уличной рекламы. Но все торговля подчиняется другим законам.

Если в японской действительности все такое сдержанное, как все японцы, следовательно — это и есть японская культура. Первые европейцы, посетившие Японию отметили маленький рост японцев, отсутствие полных людей, миниатюрность японских вещей. Они говорили, что японцы подавали угощения в игрушечной посуде. Все вещи у японцев напоминали им детские игрушки. Что японцы, как дети, все время кланяются друг другу.

(Японцы со своей стороны тоже не остались в долгу. Эти рыжеволосые португальцы и голландцы показались им отвратительными демонами из мира демонов — такие де огромные и с такими же большими носами как у тенгу (Тенгу — японский демон с огненными волосами). Они называли нанбандзин вообще-то китайцев, но европейцы также приплыли со стороны Китая — какая разница? Европейцы тоже превратились в варваров. Потому что от европейцев шел дурной запах. Где же им было купаться? Не на корабле же. Не корабле не ванны.)

Конечно европейцы удивились абсолютной японской чистоте. Японцы были чистыми и опрятными, даже простые крестьяне и портовые носильщики. Они носили халаты, в которые заворачивали тело, даже носки у японцев были белыми. В японских домах не было ни одной лишней вещи. Входя в дом, японцы снимали обувь и одевали тапочки. Даже для туалета у японцев были отдельные тапочки. Все домочадцы, после приветствия и любопытства, куда-то исчезали. Все, включая главу, вели себя так по отношению к гостю, как будто зашел японский император. Гостя обязательно усаживали на самом почетном месте. Если гость показывал стеснительность и не садился туда, хозяин и жена впадали в ступор — не знали что делать, так у японцев все расписано по вековому этикету. Прежде чем подать самые изысканные угощения, все хозяйки говорили одни и те же слова: «Простите, что у нас на столе почти ничего нет». Хорошо, что гости ничего не понимали, они бы сами впали в ступор от таких слов, ведь перед ними поставили все деликатесы. За время трапезы хозяин и хозяйка не гоорили ни слова, за исключением здравицы, произнесенной в честь гостя несколько раз при поглощения саке. В других случая, в том числе на полуофициальных, японцы ведут себя так, как будто имеют желание исчезнуть, испариться. Абсолютная скромность и такт. Застегнутая на все пуговицы пиджаки и взгляд в пол — это японцы Таким образом, у японцев не только все помещения эргономичные. Сам японцы эргономичны в собственном теле, если можно так сказать.

Кто-то может заподозрить, что такое поведение также результат вековой административной диктатуры сёгуната Токугава. Может быть, все может быть. Я же думаю, что это результат, что в Японии почти 70% занимают горы. Японские рисовые поля такие миниатюрные, что волей-неволей можно подумать, что все они могут исчезнуть. А эти миниатюрные участки действительно моли бы исчезнуть. Потому что циклоны являются сущим национальным бедствием.

В этом отношении у кочевников — большое раздолье, чтобы скакать в бесконечную даль. Кто их остановит? На тысячу километров впереди никого нет. Скачи себе сколько захочешь, никто не ограничит. Кочевник должен двигаться как можно дальше, использовать всю свою территорию до конца. Может быть поэтому, даже современный казах начальник как будто бы один у себя в кабинете, никого другого рядом нет (хотят они есть). Казаху нужно обозначить свою территорию собой, своим присутствием, своей так сказать важностью. У араба Абу Зиада спросили в шутку, как ходят казахи? Наверное, он видел таких во время хаджа (мы же знаем, что не все такие, не все так ходят, но Абу запомнил одного такого казаха). Итак, наблюдательный Абу Зияд рассмеялся, пошел вперед, размахивая руками и расставляя в стороны ноги, как будто идут не один, а целых два человека, чтобы показать свою территорию, — тоже шутя. А межу тем это не делает никому чести, как говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Не ходи по земле горделиво». И вообще, в Японии на 128 миллионов японцев, 9 тысяч чиновников. В Казахстане на 19 миллионную страну приходится 82 тысяч госслужащих. С эргономикой власти явные недочеты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я