Казахи и японцы

Алмаз Браев

Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости. – Артур Шопенгауэр

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 11

Наследство от сегунов

«Не прогуливай, не опаздывай, не усердствуй», — гласит заповедь, которую слышит японский служащий, впервые переступая порог фирмы.

Ветка сакуры

Труд, дисциплина труда миллионов японцев — тот самый феномен японского экономического чуда 60—70 — х годов. Японцы совершили невероятный прыжок. Но такие прыжки они совершали несколько раз в истории. Мир стал тесен и информирован. Поэтому мы все знаем. В реставрацию Мейдзи, когда власть перешла от сегуна императору, Япония показала миру чудеса преображения не менее впечатляющие. И одним трудом радикально дисциплинированных японцев это не объяснишь. Сначала нужно было отметить японскую элиту. Пусть феодальную (во всем мире сейчас новый технократический феодализм!), но зато эшелонированную и адекватную моменту. (Всегда важно иметь эшелонированную элиту. Если нет феодальной аристократия, должна быть интеллигенция модерна. В СССР, например в судьбоносный момент не оказалось элиты: ни благородной — дворянства, которое все ликвидировали как класс, ни интеллигенции. Не нашлось также от природы сильных людей, потому что правящая бюрократия набиралась по принципу бесцветности. Гнильё и простонародье. Поэтому СССР развалился. Очень важно иметь эшелонированную элиту. Есть таковой не окажется, тогда простые люди последуют за откровенными пройдохами. А пройдохи куда идут? Уже 5000 лет говорили — за деньгами. Когда у народа не окажется элиты, он напоминает сироту. Вроде бы у него отчимы есть. Но отчимы думают о себе и вешают лапшу на уши пасынкам. Пасынки с такими отчимами дичают, становятся одинокими и несчастными).

Если элита окажется не той, все зависит теперь от народа. Теперь никого не надо убеждать. Императору и новому правительству ничего не надо было делать. Главное быть, оставаться символом для народа. Когда народ видит сакральной символ, его не надо уговаривать, народ «идет» по инерции — чему его учили много веков. Какой культуре воспитывали, то и выйдет наружу. Если учили трудиться — будет трудоголиком. Если приучали ответственности, так он и «ответит».

А вы знаете, что за время сегуната в Японии не было ни одного восстания? Все двести пятьдесят с лишним лет ни одного бунта.

А ведь японскому крестьянину жилось нелегко. Он весь день с 4 часов утра до вечера ползал по своим рисовым полям. Эти крохотные участки даже полем трудно было назвать. Но каждый кустик риса сажали вручную. Сначала готовили почву, рыхлили, мяли ногами, потом забрасывали туда зернышки. На третьем участке рассаживали проросшие ростки. На четвертом и пятом поливали и собирали урожай.

Проползав так на животе и согнувшись в пояснице весь сезон, они этот рис не ели. Японец и его семья ели, что даст дайме. Он строит домик на столько шагов — сколько ему укажут. Он одевал, что ему разрешат надеть на себя. Вся жизнь крестьянства была расписана точно также, как инструкция, как ходить в туалет: какой рукой держать ручку, открывать дверь, какой ногой заходить, как стоять, как сидеть над ямой. Если нет инструкции, японец не знал что делать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Казахи и японцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я