С парусами по жизни. Часть 2.2. Онежско-Ладожские приключения

Алексей Ушаков

«Онежско-Ладожские приключения» охватывают период в 20 лет. Это наша жизнь, наши мысли и наш трёп на камбузе, как когда-то, в прошлом веке, треп нашего поколения на кухнях в «хрущевках». Это и наша исповедь себе и Богу, это и парус, и Ладога, и приключения, и истории из жизни. Более 700 фото и карт стоянок. Книга в двух частях Часть 2.1 и Часть 2.2 Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 5. Мы этого НЕ сделали. 2014-й год

Дорога, а в дороге — МАЗ,

Который по уши увяз,

В кабине — тьма, напарник третий час молчит,

Хоть бы кричал, аж зло берёт:

Назад пятьсот,

пятьсот вперёд,

А он зубами «Танец с саблями» стучит!

Мы оба знали про маршрут,

Что этот МАЗ на стройках ждут.

А наше дело — сел, поехал. Ночь, полночь…

Ну надо ж так! Под Новый год!

Назад пятьсот,

пятьсот вперёд!

Сигналим зря — пурга, и некому помочь!

Владимир Высоцкий

«Мы это сделали — мы в Приозерске», — так мы обычно говорим с Боцманом в конце большого Перехода на яхте или приезда на машине, вот и в этот раз 950 км позади.

Вроде бы и путь не такой далекий, всего 950 км и чистой езды-то всего 10 часов, а тащились все 14 и по дороге проехали мимо пяти серьезных аварий, где жертв было человек девять, из них четверо или пятеро насмерть. Страшно то, что мы от них были в 3—7 секундах езды. Нас просто Бог миловал. Народ так стал ездить, что еле успеваем уворачиваться.

Мы с Боцманом не торопимся — мы знаем всё заранее, как будет и что будет. Стартуем с моей дачи и едем до Твери окольными дорогами через села и деревни, чтобы посмотреть, что происходит, и вкусить прелестей старых, извилистых дорог местного значения. Машин тут мало, а дороги узкие. Встаем в 7:30, а выезжаем в 8:30.

Погода прекрасная, солнце, ни облачка и тихо. Даже в машине с кондиционером мы ощущаем лесной запах. Вот начинаются деревни. Ещё в радиусе 200 км от Москвы чувствуется, что жизнь кипит и что-то налаживается. Это заметно по кирпичным домам современной архитектуры и кровлей из современных материалов. Там, где совсем хорошо, заборы аккуратные и богатые, от дороги до дома асфальт, клумбы с цветами — такого раньше не было, и сердце радуется.

Нас встречает туман, промозглость и тишина…

— А жизнь-то налаживается, — говорит Боцман.

Но скоро все начинает меняться. Видимо, дальше 200—250 км обеспеченным москвичам ездить не хочется. И тут нам открывается зрелище уходящей Руси.

Деревенские дома, что стоят вдоль дороги, покосились и вросли в землю. У многих обвалились крыши, а сами они наклонились так, что, кажется, не в силах подняться. Они смотрят на нас выбитыми глазницами окон и открытыми дверями, сорванными с петель.

Телеантенны и тарелки в неестественных позах застыли так, как будто смотрят из-за угла на наш Мир. Тарелки просто ржавые. И нет никого… Ни единой живой души, ни движения занавесок, только в разбитых окнах их еле двигает воздух от проезжающих фур. Как обычно, после деревни в нескольких километрах на пригорке у дороги погост. Заброшенные погосты — уже без оград, с повалившимися на могилы деревьями, где-то и надгробных камней уже нет. Дорога от шоссейки заросла — некого даже хоронить, да и некому, никого не видно. Я такое наблюдал в зоне отчуждения Чернобыльской аварии.

Юрий Владимирович и собаки сидят в сторожке у печки

Первое, что увидел, прилетев после аварии в Чернобыль

Прилетели мы в Киев спецбортом. Потом нас отвезли в порт, посадили на «метеор» и по воде доставили в Припять, в Чернобыль, там на машину и в Штаб ЛПА на ЧАЭС.

Представьте себе дороги, по которым идет военная техника (танки и броники), над ними пролетают вертолеты, а если мы видим людей, они или в камуфляже, или все в белом, на лицах маски и темные очки. На улицах брошенные детские коляски, игрушки, велосипедики и вещи. И никого. Окна и двери в домах открыты, ветер теребит занавески и шторы, во дворах висит и сохнет бельё — были люди, и испарились. Телеграфные столбы вдоль дорог и улиц стоят с висящими проводами. По улицам гуляет пыль и множество исписанных рукой листков.

Может, это война или после войны? Нет, пока у нас нет войны, она идет пока на Украине. А может, и здесь она уже идет, и просто мы еще не слышим выстрелов? На многих домах безнадежные надписи: «ПРОДАЕТСЯ». Непонятно только, кому и зачем, и кто еще этим занят. Ведь сам вид домов не предполагает, что живы хозяева. Вот закончились дороги местного значения, и мы выехали на федеральную трассу Москва-Питер. Летим по дороге в два ряда туда и в два ряда обратно, так плотно, что это напоминает эскалатор метро в час пик. И не отвернуть, и не притормозить, и не сойти…

Мы летим мимо того, чего уже НЕТ ни в этом времени, ни в прошлом, потому что нет ни у кого памяти, ни в будущем, поскольку сейчас никто уже и не думает, что будет завтра — все живут только сегодня.

Ни-ко-го…

Солнце постепенно заползает за тучи, под которые и мы уже въезжаем. Темнеет так, что вдоль дороги зажигается освещение, а всего-то 21:00, и это белые ночи. Начинает моросить дождь. Потом он переходит в ливень. Холодный осенний ливень, хоть и 30 июня. И чем ближе мы к Питеру, тем всё больше ощущается осень, всё холоднее, всё сильнее дождь.

Вереницы машин застряли в пробках, расталкивая друг друга. А те машины, что еще имеют возможность ехать, еще и не знают, что вот-вот встанут и будут ползти, изнывая от сутолоки и сырости. Кто-то не выдерживает и вылезает на встречку, пытаясь разогнать всех щетками стеклоочистителей, скрипящими по стеклу.

Подъезжаем к Питеру и начинаем объезжать его по ЛКАД против часовой стрелки. Мы летим в ту сторону, куда нет пробок, туда, откуда едут все, и ощущаем на себе недовольные недоуменные взгляды. Мы летим 130—150 вдоль этого скопления понуро рычащих авто, обдавая их потоками брызг от текущей по асфальту воды и не давая выехать на нашу полосу. Иногда мы не едем, а плывем, или нет — глиссируем. Может, надо медленнее ехать, и не стоит так рисковать, но нет больше сил смотреть на это массовое отступление по всем направлениям нам навстречу, с желанием выехать в наш ряд. И я жму на газ, разрываю пространство и время. Еще чуть-чуть, и мы прорвемся из июня сразу в июль и в вечность без очереди.

Боцман вцепился в подлокотник и подался вперед, и тут я ему говорю:

— Успокойся, мы еще не на Луне и даже не на Марсе, и даже не на орбите земли.

Боцман уже через все прошел и остался в бесконечности. А тут я предлагаю еще и вечность испытать. И он мне говорит:

— Знаешь, сейчас такие ощущения, как тогда, в тот осенний ливень в мокрых кустах, когда я видел вспышку и чувствовал, как пуля летит ко мне, раздвигая капли дождя.

— Не дрейфь, Боцман, со мной ты в каске и бронежилете.

— Но без патронов, да?

И вот мы пьем теплый кофе из термоса под «Докторскую» колбасу и картошку с огурцом, и Боцман говорит:

— Черт, это какой-то моветон.

А мы мечтали об этом…

Да, мы доехали, мы в Приозерске, в яхт-клубе, и наша машина стоит рядом с Яхтой, которая выглядит так, как будто мы её оставили только вчера — все цело и на месте, ничего и не тронуто ветром и снегом — чудеса, да и только. Мы обходим лодку со всех сторон, не в силах заметить каких-либо изменений, что радует нас.

Но в яхт-клубе тихо, ни души, клуб заполняется клочьями тумана, который втискивается через устье Вуоксы. Не видно противоположного берега, тишина, даже нет собак, что обычно встречают всех лаем. Моросит мелкий дождь, а туман добавляет влажности. Тихо разговаривая между собой, мы замечаем пар изо рта, а это означает, что температура +10—120С и не больше. У причалов нет лодок.

— Да, дела… и здесь «война» и запустение.

Корабли и железяки прижаты к причалам и в эту сырость, они кажутся сгрудившимся сиротским стадом или ржавым ломом.

Открываем дверь сторожки — на кресле дремлет владелец Клуба, а вокруг него в креслах и на диванах пять собак, которые даже и ухом не ведут на вошедших. Пахнет дымком буржуйки…

Нас приютили на время…

— С приездом! Что, москали, привезли плохую погоду?

Это у них теперь дежурная шутка такая.

— Извиняйте, уж приехали.

— Погода дрянь и прогноз херовый на ближайшие 10—15 дней: дождь, ночью +7—90С, днем +13—15, вода +12—140С, туманы — и это у нас в городе, а на Ладоге… Что делать-то будете?

— Завтра определим, — и мы уходим в отель.

А на завтра все то же и даже хуже, и третий день так же и ещё хуже.

Что делать? Уезжаем к приятелю Володе — капитану «Хелены» на дачу в Петровское, что на полпути в Питер и проводим там два дня. Мне звонит Любимая и говорит, что на даче нет воды, а без воды там нечего делать.

— Ёлки-палки, нет воды, так вы хоть определите, почему нет воды, я же не волшебник, чтобы с Ладоги по телефону наладить там воду.

— Приезжай хоть на несколько дней, тут вряд ли кто-то сможет наладить воду.

— А кто там?

— Старшая дочь с семьёй. Ты же знаешь, они ничего делать не будут, уедут и все, а мне как быть?

— Вот так всегда, мне надо всё бросить и ехать что-то там чинить. Каждый раз, возвращаясь из похода и приезжая на дачу, приходится что-то чинить, искать инструмент, которого нет на месте, ехать что-то покупать.

Жизнь не терпит пустоты — как только мы расслабились, задумались и засомневались, так Жизнь сразу предложила нам проблемы дома, и мы, скрепя сердце, отправились в обратный путь — 950 км для бешеных яхтсменов не крюк! Ведь знали, что придется возвращаться, что будем жалеть, что только теряем время, золотое время отпуска Боцмана!

— Жопу морозить две недели я не согласный, — сказал веско Боцман, а я, как Капитан, проявил нерешительность и малодушие, хотя Боцман при этом добавил:

— Ты Капитан, тебе и решать… Только учти, возвращаться потом я не буду, поедешь один.

Вот так всегда, Капитан за все в ответе.

Володя и Марина, любезно приютившие нас в замечательном доме, как могли заполнили время ожидания принятия решения приятным общением в надежде, что мы скинем хотя бы лодку и поедем — и это было бы самое правильное решение, но я знал, что если лодку скину, то и останусь, и тогда придется морозить жопу Боцмана, а допустить такое безобразие с жопой ветерана никак нельзя!

Вот тогда я и понял, что тот дождь и туман, та сырость в 100% и низкая температура вдруг победили меня, заставив отступить на шаг, чтобы что? Перегруппироваться и набраться решительности? Или другое? Это разделило нас на тех, кто «ЭТО СДЕЛАЛ» и на тех, кто «ЭТО НЕ СДЕЛАЛ». Срочные дела дома всё оправдывали, но это была слабость, минутная слабость ценой в 1900 км.

Мы уехали, чем сильно разочаровали настоящего моряка Владимира, что так нас ждал и надеялся с нами пойти в Море. Да, мы на неделю оказались и на даче, где я как заведенный стал исполнять быстро написанный план в 15 пунктов, как искупление за отступление, и переделал столько дел, что за две недели можно Героя РФ получить.

Пока мы делали дела, прогноз, а с ним и погода, здорово изменились, и теперь вновь манили нас пуститься в обратный путь в Приозерск. В довершении ко всему, звонит Юрий Владимирович из ЯК:

— Алексей Борисович, что-то случилось? Погоды-то наладились, мы вас тут потеряли, вы будете? Жара, солнце, ветра нет.

Это именно та погода, что так любит Боцман. Звоню ему:

— Володя, там все наладилось и прогноз СУПЕР. Думаю, что надо отправляться.

— Когда и где мне надлежит быть?

— Будем считать, что это была тренировка, завтра у меня.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я