«Онежско-Ладожские приключения» охватывают период в 20 лет. Это наша жизнь, наши мысли и наш трёп на камбузе, как когда-то, в прошлом веке, треп нашего поколения на кухнях в «хрущевках». Это и наша исповедь себе и Богу, это и парус, и Ладога, и приключения, и истории из жизни. Более 700 фото и карт стоянок. Книга в двух частях Часть 2.1 и Часть 2.2 Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги С парусами по жизни. Часть 2.2. Онежско-Ладожские приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6. Холодный сезон 2014 — обрывки записей
При всяких погодах, раз надо, так надо,
Мы в море уходим, не на день не на два,
Но и птицы улетают на север, если им надоело тепло,
Если надо, так надо…
Владимир Высоцкий
Прошлый сезон, да и год в целом, оказались сумасшедшими.
Я ушёл из компании «ЯЦ Адмирал Ушаков», хоть формально и оставался акционером. Наш главный партнер по бизнесу французская компания «ГОРИМПЕКС», построившая олимпийские объекты в Красной Поляне и горнолыжные склоны, пытаясь получить за это деньги от генподрядчика «Олимпстрой», попала под пресс силовых органов, вынуждена была бросить наш проект, разорилась и ушла с рынка. Говорят, что они перешли дорогу компании Второго лица. «ЯЦ» был моим концептуальным проектом, который согласились реализовывать французы в рамках диверсификации своего бизнеса в России. Случилось это в 2007 году. 2008—2012 годы были для меня сумасшедшими в плане работы в «ЯЦ», где я был директором по маркетингу, рекламщиком, фотографом, блогером, продавцом яхт, участником многих бот-шоу — мы начали производить парусные яхты «Электра». В эти же годы было много интересных перегонов и походов на Средиземном море и в Атлантике, но об этом я расскажу в третьей части книги «Из Туниса в Москву через семь морей».
Капитан Кондратьев теперь постоянно ловит связь
В Волгодонске, где у нас располагалось производство яхт — верфь, начались пертурбации, с которыми я не был согласен, вот и ушел из «ЯЦ». Сезон на Ладоге оказался скомканным из-за проблем ухода и плохой погоды.
В этот год я пробыл на воде всего пять недель — три с Боцманом, а потом еще две с Любимой.
За день до того, как Боцману было уезжать, к нам на яхту пришёл капитан яхты «Хелена», Володя, и рассказал, что яхту в начале сезона, ещё в июне, продали, ей теперь ей владеет местный бизнесмен, ни черта не смыслящий в яхтах, а он остался не у дел.
— Володя, так ты сам в прошлом году говорил, что тебе содержать лодку тяжело, быстрее бы от неё избавиться.
— Да говорить-то я говорил, а когда лодку продали и я остался на берегу, стало тоскливо, нет сил сидеть на даче без моря.
— Ты сам продал свою мечту и изменил морю, ты всё измеряешь деньгами.
— Посмотрю на тебя, когда ты начнешь жить на пенсию.
— Я приглашаю тебя к нам на яхту Старпомом. Думаю, Боцман не против?
— Я только «за»!
— Буду признателен, если будете меня брать в ходьбы на недельку, а за это буду помогать вам спускать и поднимать лодку, что-то налаживать, ремонтировать, идет?
— Да без проблем, мы всегда рады тебе, общение с тобой нам приятно, а опыта у тебя достаточно и есть чему поучиться.
Пробуем Турецкую выносную газовую плиту
На том и порешили. В конце сезона Володя помог нам поднять лодку и укрыть.
Несколько лет яхта стояла просто на брусьях у края стенки, а кильблок на шасси прицепа «ЗИЛ» так и оставался в Твери с 2006 года. И тут мне звонит владелец яхт-клуба в сентябре и говорит:
— Алексей Борисович, яхту надо срочно переставлять, мы будем поднимать монастырские «Метеоры», яхта будет мешать.
Что делать? Еду в Тверь, организую доставку кильблока в Приозерск фурой. Но перед этим приходится снимать два колеса, иначе не входит в трейлер. Задача была не из легких. Кто с грузовыми телегами и колесами занимался, поймет. Когда машина ушла, мы с Боцманом собрались и рванули в Приозерск. Там собрали кильблок, подняли на него яхту, не снимая тента, перекатили КАМАЗом в указанное место, закрепили тент, обняли лодку за форштевень, прижались щекой к борту и с заездом к Володе вернулись в Москву.
Все надежды на сезон 2014 года. Пойдем или нет по морям и океанам неизвестно, а на Ладогу надо. Наступают наши неизменные 20—22 июня, и мы с Боцманом на низком старте у меня на даче, чтобы выехать в Приозерск. Так нам удобнее ехать — меньше времени теряем на пробки в Москве и на МКАД. Собираем барахлишко, а его много, машина забита.
Вот, где почти всегда есть связь
Завтракаем в день отъезда. Боцман:
— Кэп, я уже не могу спать по 10—12 часов, как раньше.
— Но это же отлично, есть кому вкалывать. Однако, стареешь, брат.
— Да, и жрать столько не могу, стараюсь теперь не обедать, а то меня сразу срубает в любом месте и в любом положении, на работе завел себе раскладное кресло и сплю после обеда часок.
— И что же мне теперь делать прикажешь, надеюсь, на яхте этого не будет и на нас не распространится?
— Представь, я теперь в пять утра просыпаюсь, а раньше помнишь — краном не поднять до 12.
— И что?
— И что, не знаю, что и делать?
— Читай.
— Да уж, от любого чтива я теперь засыпаю, а старое все по три раза читано. Это что за писулька?
— Это прописанная мне докторами диета.
Боцман разворачивает листок, читает, делает гримасу.
— И это они называют диетой? Кэп, а не сам ли ты ее себе составил?
— Не понял, ты не веришь Капитану? В таком состоянии тебе не следует заходить ко мне на борт — читал про Капитана Волка?
— Я только спросил, правильная ли диета, а то через месяц уже не исправить.
Коптим первый свой улов
От Петровского, где нас приютил Старпом Кондратьев (у него там родительский дом), до ЯК всего 60 км! Сейчас это не расстояние — каких-то 30 минут, а раньше мы бы еще подумали, поехать ли? А сегодня 3—5 дней подготовки яхты к спуску на воду и каждый день туда и обратно, а все говорят — плохо живем! Кстати, дорогу эту делал наш знакомый, у которого мы были в гостях со святыми отцами.
Проезжаем участок дороги, где идет расширение асфальтированного полотна, стоит дорожная техника, и тут Боцман кричит:
— Вот она, моя Мечта!
— Не понял, где и что?
— Да вот же каток! Я всю жизнь мечтал сидеть в кабине катка и катать-катать-катать и укатывать все и всех, блин!
— И что? Надо было пойти и устроиться водителем катка.
— Это слишком просто!
— Не понял?
— Вот стоит каток, давай угоним его или купим за пару-тройку пузырей водки, ты сможешь пару-тройку дней все укатать, например, в ЯК?
— За три пузыря не отдадут, надо им будет ящик ставить, видал их сколько? А это уже теряет смысл.
— Не понял, почему теряет смысл?
— Да мы за ящик водки сами такой эффект получим, что и катка не надо!
— А как же Мечта?
— Кэп, да, я мечтаю о катке и мечтаю полететь в космос, но жить мне это не мешает и тебе не должно, не торопись реализовывать для меня мою Мечту.
— Ага, бойтесь своих мечт, они могут исполниться.
Мы словно скользим по этой сказочной дороге со скоростью 160 км и у меня только одна мысль, чтобы там за поворотом на нас не двигался каток с водилой типа Боцман!
— Боцман, значит, мечта о полете в космос, она осталась?
— Конечно, сейчас же за деньги летают, вот я и играю в Спортлото.
— И что получается?
— Пока только стабильно угадываю 3—4 цифры.
— А звездную механику не пробовал читать?
— Не понял, а зачем?
— Ладно, проехали.
— Вечно ты, капитан, загадками говоришь!
— Какие загадки, если собрался лететь, готовься, изучай науки и матчасть, а ты в лото играешь.
Нас догнала машина БМВ и стала ждать момента для обгона, а я, как назло, постоянно прибавляю в повороте до 160, чтобы Боцман мог ощутить себя водителем катка или пассажиром ракеты!
Старпом сидит сзади и дремлет. Его мало волнуют наши разговоры. Он задумал большие переделки в системах на яхте и думает о том, что купить и куда за этим заехать.
Сидим пьем чай у Старпома Володи у бассейна после рабочего дня, и мне вдруг вспомнилось, как мы с Боцманом видели по дороге в глухой деревне негра. В нашей сельской глубинке! Едем, смотрим, тащится вдоль дороги негр. Одет модно так — с рюкзаком. Сразу подумалось: а что тут может негр делать? Наверное, шпион. Боцман говорит:
— Надо бы заявить куда следует, что он вражеский лазутчик!
— Да, и кого только не стало на наших бескрайних просторах — русских патриотов точно маловато, раз вот так просто негры ходят!
— А помнишь, ты рассказывал, как Бентли, затерявшийся на наших деревенских просторах, притащили ремонтировать на наш деревенский МТС?
— Да, точно, там еще водителем был негр, а хозяин белый.
— Ребята, чего вы мне лапшу вешаете про Бентли? Про негра за рулем еще верю, а про ремонт Бентли нет! — вставляет Старпом.
— Ты вот мне скажи, откуда у нас на селе негры? Видел, тут с Путиным фермер из глубинки общался — бычков разводит — сам американец, а еще сыродел из Канады у нас осел. Чего им тут надо? — спрашивает Боцман Старпома.
Редкие соседи
— Вот я точно чего себе представить не могу, так это негра на Ладоге капитаном кораблика или яхты, — отвечает Старпом.
— Зачем нам американские негры, я сам как каторжник на галере пашу, — говорит Боцман.
— Хорошо, что ты не негр! — отзывается Кэп.
Сегодня нам удалось до дождя покрыть половину днища необрастайкой. А потом так ливануло, что и мы и днище стали мокрыми. А еще я с утра сгонял в Питер и на складе автоэлектронеликвидов купил для своего многострадального генератора фирмы «Валио» щеточный узел с реле-регулятором и «подкову». Теперь в мастерской Гены Старикова мне починят и проверят генератор, и будет он как новый всего за четыре тысячи, в то время как новый генератор стоит 75 тысяч. Мастерская по автоэлектрике Старикова в Приозерске очень хорошая — и мастера, и подход, и цены! Рекомендую! Теперь у меня опять будет 60А генератор и можно будет снять со стены моторного отсека две подковы с диодами.
И вчера дождь поливал полдня, но нам удалось также сделать много. Мы вышкурили днище, заделали сколы гелькоута и восстановили эпоксидный грунт под необрастайку. А Старпом уперся и поставил дополнительный 5 мкр фильтр в водяную систему и сменил решетки воздуховодов на корме.
Я на связи
Работа идет, хоть и не так быстро — планировали работать по 10—12 часов, а получается по 6—8, поэтому она займет на 2—3 дня больше времени. Но мы и не торопимся — на Ладоге еще прохладно, +10—120С, и каждый день дожди, хоть и по 3—5 часов. Да и мы не железные. Как ни крути, а с годами всё труднее заниматься лодкой, но что делать, смены нам, скорее всего, не будет — следующее наше поколение не по этой части, им бы в смартфоны играть и личное пространство своего комфорта иметь.
Старпом — он же профи, моряк-механик и капитан — составил свой план, что надо сделать и переделать на лодке, может и не сейчас, но потом точно! И мы когда-то думали об этом, но так и не сделали — лень и текучка, отсутствие времени на подготовку лодки на берегу. Теперь будут делать за нас — стыдно, но слава Богу и Кондратьеву!
Посовещавшись командой, решили, что пора уходить из порта. Ещё два-три дня не уйдем, так и совсем не уйдем — осели дома у Старпома, прижились. Самый волнительный момент — спуск яхты на воду и подъем меня на крюке крана к топу мачты — пройден. Все необходимое работает.
«Оборачиваюсь, и тут такое»…
Поставили генератор, провели ТО дизеля и вздохнули с облегчением — зарядка от генератора есть. Мы с Боцманом помыли палубу, поставили паруса, помыли яхту внутри и произвели ее полную бункеровку, сели пить чай и «выдохнули» с чувством глубокого удовлетворения. Мы дома! Всё функционирует, мы готовы к отходу. И даже Тузик послушно подпрыгивает на волне, стоя на фале за кормой.
Закупка продуктов заняла четыре часа (два магазина и рынок). Со Старпомом с этим стало сложнее — он халтуры не признаёт, как мы с Боцманом, готовые на себе экономить. Старпом на такое пойти не может. Раскладка такого количества в лодке занимает больше часа. Когда все разложено на свои места, садимся пить чай. Обед Боцман обещал только на воде — в порту пельмени или сосиски.
Первый чай, первый обед и первая ночь после длительного перерыва и первый выход и первая стоянка — это праздник души.
Мы на Ладоге на Кильпола в бухте Сукхейлахти. Это самая красивая и удобная бухта из ближних к Приозерску, и мы всегда приходим сюда, если не идем на Валаам. Ходу три часа. Стоянка надежная. Здесь можно всё: и сеть поставить, и купаться, и красиво, и на Тузике есть где походить.
«Дааа, чего только не услышишь от этих яхтсменов»…
Мы видим заходящую в бухту яхту. Смотрим в бинокль. Питерская яхта друзей Юлиана с Леной, что ходили на «Милене». Молча машем руками в знак приветствия. Видимо, они хотели встать на своё привычное место, где сейчас стоим мы. Подходят ближе и сообщают нам печальную новость, но мы её уже знаем с зимы — Юлиана больше нет, царство ему небесное, а память о нем, о Лене и «Милене» осталась в наших сердцах, на наших многочисленных фото.
Немного говорим о Юлиане и Лене, об их яхте «Милена», что выставлена на продажу — оказалась не нужна детям, которые сразу решили купить новую машину. Мы рассказываем о том, что в прошлом году дважды встречали «Милену» в различных бухтах и помногу разговаривали с ее владельцами. Юлиан тогда обходил всю Ладогу последовательно, побывав на всех стоянках, где они раньше стояли, ещё хвастался, что теперь у него на яхте стоит дизель, и вот они решили посетить все свои прежние стоянки. Хвастался барабаном для якорного фала, который он поставил, как у меня, картплоттером, и говорил, что теперь запросто может ходить в туман и ночью. Юлиан делился своими планами. Он был очень сосредоточен и грустил, что мало времени, что плохая погода. Они долго не стояли. Ещё тогда у меня сложилось впечатление, что он прощается с Ладогой. А Лена была грустна и больше молчала.
Любимое место Старпома
В этом году тепла на Ладоге еще совсем не было и на воде холодно. Даже в шхерах и здесь в бухте прохладно, и к вечеру температура упала до +15, а ночью до +7—80.
Боцман умудрился искупаться, а вода-то +13 по Цельсию. Страшно, но надо идти и лезть в этот холодильник, а в противном случае появляется вероятность «цветной революции» — Боцман может заявить: «А Капитан не купается… то есть «не скачет».
Завтра у нас куча «добрых дел» (ДД) — надо сделать рекламные фото для «НАВИОНИКС», поставить их эхолот, снять девиацию и внести поправку на авторулевом и компасе.
А сегодня мы натирали палубу воском, Старпом прочистил камбузный слив в раковине и разбирался с авторулевым.
А еще мы делали шашлык-машлык, мясо для которого было приготовлено по старому грузинскому рецепту, который я узнал в походе из «Красной Поляны» в горы еще в 1987 году. Кстати, в этом походе с нами был Рауль Кастро, сын знаменитого Фиделя. А рецепт прост: свежее мясо, лучше барашка, замачивается в молодом сухом вине, белом или красном, с добавлением лука, зелени, соли, перца и зеленого перца. Можно немного добавить сок лимона. В таком маринаде мясо можно хранить 5—7 дней, и оно не перегорает, остается бледно-розовым без белого налета.
Дело даже не в ягодах, а в аромате и целебном воздухе…
Надо сказать, что с приходом Кондратьева число «добрых дел» с каждым днем не уменьшается, а растет — он постоянно находит, что сделать и усовершенствовать, и скоро у нас будет не просто крейсер, а флагманский корабль! Ищите профи в своё окружение, а не верных дураков — они всё равно предадут. Ищите тех, кто может что-то предложить и реализовать сам без понуканий, ищите тех, у кого можно учиться.
Сегодня был великолепный день во всех отношениях. Во-первых, не было дождя, светило солнце и дул устойчивый юго-западный ветер 5—11 м/с. А во-вторых, нам удалось сделать кучу «добрых дел»: сняли девиацию авторулевого, провели рекламную фотосессию для «НАВИОНИКС», покрутившись между островами и Тузиком, где были фотографы, показав выучку. А в-третьих, мы классно прошли под парусом аж три часа на переходе от Кильпола до острова Лавуацари — при ровном ветре, в полный бейдевинт мы шли 6.5—8 узлов и просто долетели до стоянки. Здесь на горе Суримяки стоит одна из трех на Ладоге башен корректировки огня и наблюдения бывшей Линии Маннергейма, куда мы отправились, съев после прихода куриный супчик, что очень нам помогло. Конечно, башня не такая высокая, как на острове Сухой (Оборонный), что рядом с Валаамом, и добираться до нее через заросли и скалки горы Суримяки на высоту 58 метров непросто. Но мы все-таки дошли и поднялись на самый верх, чтобы сделать фото — время идет, деревья растут и получается так, что башня утонула в сосновом лесу и уже не видна с воды, но нам вода угадывалась еще когда ветер слегка нагибал верхушки деревьев.
Наш с Любимой улов — надо есть, не обещали легких дней
Я как-то уже рассказывал, что ко мне на борт попадают разные люди, были и чиновники разного ранга. На яхте все так очевидно — она, как проявитель, обнажает все грани человека и создает контраст. И вот мы заметили некие универсальные свойства людей из числа чиновников:
— Они в основном слушают только себя и сути темы просто не слышат, хотя фраза «я тебя услышал» у них в ходу;
— Если они услышали что-то интересное для себя, они говорят «вот это Тема»;
— Они говорят «я работал, делал и так и не сделал»;
— Они не хотят принимать решений и нести ответственность;
— Если они что-то потеряли, они не ищут, а говорят «фиг с ним, потом купим»;
— Редко от них вы можете услышать что-то определенное и точное;
— Они никогда не включаются в общую работу, ждут указания и не торопятся его выполнять;
— При первой возможности они идут курить или пить чай, или чесать язык со знакомыми, даже если не курят;
— Во всем ищут личный интерес, общественные проблемы их мало волнуют;
— Демагогия у них на первом месте, слушают они себя, а слышат только то, что им выгодно;
— Их мало волнуют чьи-то интересы кроме своих;
— За столом они быстро обслуживают себя, их характеризует фраза «покурим вашего, а потом я свой»;
— Дружат они только с нужными людьми и никогда не говорят то, что думают, откровенности от них не дождаться, а если они что-то натворили, никогда не сознаются;
— Если этим людям светит хороший вариант, а вы помеха, предадут точно, и вообще им свойственно легко расставаться с людьми, но не с собственностью;
— Они считают, что им все обязаны и что у них нет никакой ответственности ни за что;
— Они часто говорят «так я не видел, так я же не знал, я не думал, я не могу».
Чиновники такие же люди, они росли рядом с нами, но имели предрасположенность идти в чиновники по складу характера, а система потом их перемалывает и сортирует по местам, а затем гранит по месту и шлифует отобранных.
Бензогенератор на 950 ватт — 5 часов на 1 литре бензина
Как вы думаете, чем могут питаться три мужика на яхте? Кэп, Боцман и Старпом собрались и пошли! Конечно, шашлык-машлык у нас был на первой стоянке, но это было баловство и скорее дань традиции. Например, вчера Боцман сделал тушеное с картошкой и овощами мясо, и мы ели эту вкуснятину, пока не отпали от стола на диваны! Про салаты и всякие там нарезки я вообще не говорю. А вечером, ближе к отбою, чай с сухариками и абрикосовым вареньем. А сегодня утром Боцман, применяя наши со Старпомом советы, делал из творога сырники и, как сказал Старпом, запахло домом! А ели мы сырники с вареньем из черной смородины, закусывая сыром.
Про напитки не говорю. Ничего уникального мы не применяем и пока ничего не придумали с каким-то другим действием.
Все свободное время мы обсуждаем, что дальше есть будем, но не в смысле, что нечего, а в смысле выбора, что и с чем? Вот в чем вопрос!
Почему я так подробно описываю тему питания и часто говорю о том, что ели — да все знакомые наши, особенно женщины, удивляются, как это мы так долго, месяцами, остаемся голодными, ведь нам некому готовить. А оказывается, каждый из нас не промах в кулинарном деле и мы тут тренируемся.
За-ма-те-рел Боцманюга
Наш главный механик настоял взять с собой бензогенератор. И вот сегодня мы наконец-то решили его запустить и подать с берега 220 В на борт, согреть воду бойлером и устроить банный день — удалось. Раньше мы всегда мылись за кормой, но сейчас вода +12—140С.
А ведь это была целая процедура. Старпом вынес генератор и все причиндалы к нему на берег, постелил брезент, уселся и стал читать инструкцию и рассматривать генератор. Потом залил в него масло, потом бензин, поставил его устойчиво и дернул за трос стартера — бах-ба-бах — трррр — и он пошёл, сначала громко, а потом Старпом убрал заслонку, и тот тихо заурчал без нагрузки. Генератор произведен в Китае, но сделан очень аккуратно по лицензии итальянцев. В паспорте указана его мощность в 1 Квт. Но опытным путем мы пришли к выводу, что не более 850—950 Вт. Вес его в сухом виде 9,5 кг, а в заправленном 13 кг, компактный и легкий. Мы его даже на носу яхты ставили, когда стояли на носовом якоре, а не у берега.
У нас такой экипаж, что возраст наш идет через 5 лет: 65 — 60 — 55, а это настраивает нас на очень философские разговоры. Старшим идет Старпом, потом я. А потом салага Боцман. А разговоры привели нас к тому, что «мои года, моё богатство» в смысле знаний и навыков, которые экономят кучу времени и денег, короче, масса плюсов, но есть или начинают появляться некоторые минусы, которые, в свою очередь, компенсируются вновь появляющимися плюсами. Однако, многие знания, многие печали — там, где народ часто веселится, не понимая, куда и зачем двигается и что будет, мы уже печальны. После 60 начинаешь реально разбираться в жизни и часто с улыбкой вспоминаешь свои мысли и действия даже в 55. У нас получился коллектив, похожий на сито жизнепонимания с живой обратной связью.
Старпом и Капитан Володя
Часов в шесть утра поднялся ветер. Мы все проснулись от того, что яхту реально закачало с борта на борт. Никаких звуков внутри закрытой яхты мы не слышим, только наблюдаем, как гнутся деревья и летит листва. Открыли верхний люк — и в яхту ворвался поток свежего воздуха, сопровождаемый шумом листвы и завыванием ветра в снастях. Закрыли люк и спать. А в девять утра, когда проснулись и вышли на палубу — штиль и безоблачное небо. Пока Старпом готовил завтрак, а он вызвался продемонстрировать Боцману, что не пальцем делан, я писал план «добрых дел» на день, и он получился столь большим, что после его оглашения команда глубоко вздохнула и заявила, что так и быть сегодня ДДД.
Едва только Старпом появился на яхте, он сразу начал жаловаться на отсутствие порядка в системе питания: завтраки однообразные, хотя сытные и калорийные, обеды, хоть и вкусные, почему-то не содержат вторых блюд, особенно мясных, и нет компота. Что это за обед из салата, рыбной закуски в виде жареной рыбы (он её не ест), нарезки, хлеба и супа, а где всё остальное? И ужин — ужин у вас слишком. А манера Боцмана во время приема пищи быстро всё убирать со стола, чтобы не мешалось, привела Старпома вообще в ступор, и он начал делать заначки на голодное время.
Старпом нас балуют шашлычком — мы-то кашки едим
Сам же Старпом эстет и гурман (с ударением на первом слоге), предпочитает не просто обильную и калорийную еду, но и красиво оформленную. Так вот, он приготовил нам «оригинальную яичницу», хотя сам он называет это как-то на французский манер, и это вот что: из ломтика белого хлеба вынимается середина, этот хлеб с дыркой жарится на сковороде, туда заливается яйцо, сверху крошится сыр и укладывается ломтик помидора. ВСЁ, и это всё, что это за завтрак, если у нас впереди ДДД?!
Когда мы молча (после такого завтрака) приступили к ПДД и дошла очередь до установки еще одного эхолота Sonar Phone, который работает по вай-фай с программой Navionics Boating HD для планшетов и смартфонов, столкнулись с проблемой — в инструкции написано, что он должен быть в воде. Нам что, еще дырку в днище сверлить — тут я категорически сказал НЕТ! Мы со Старпомом уставились на детали этого устройства, потом опустили датчик в воду с борта, подсоединили аккумулятор и запустили программу. И вдруг на своем планшете я увидел сказочную картину, которая может только во сне сниться — карту и нашу яхту на месте стоянки, рельеф дна и глубину, и, главное, температуру воды. А еще эхолот видел рыбу в воде.
— Тааак, — подумав, сказал Старпом, — датчик надо или вклеивать на эпоксидку, или искать приямок, куда налить воду и поместить в нее датчик.
Наш верный компас
С большим трудом такое место было найдено. Залили туда пол-литра воды, погрузили в воду датчик и для верности прижали его гранитным камнем, для приличия завернутый в полиэтилен. Протащили провода, закрепили «черный ящик» с кнопками в отсеке электрощита, включили клавишу «Навигация», и все приборы заработали. И на моем айпаде появился экран с картой и глубиной и температурой воды — класс, а то я не знал, купаться или нет, приходилось лезть вслед за Боцманом, а теперь могу и отказаться по температуре! Теперь, в начале сезона, я разбираю рундук, ближний к штурманскому столу, просовываю руку в щель под стол, нащупываю датчик и камень и начинаю заливать туда в приямок на днище воду пластиковым стаканчиком, после чего можно включать программу и смотреть, что там под днищем и какова температура воды.
У меня на яхте стояло два эхолота — штатный английский с датчиком через днище и американский с датчиком, приклеенным изнутри. Первый работает до 175 метров и на глубинах до 25 метров показывает абсолютно точно — проведено ручным лотом, а второй работает до 30 метров и точен только до 15-ти — так же проведено ручным лотом. Теперь у меня еще и «Сонар Фон» — так же работает точно до глубины 25—30 метров. Расхождения в показаниях приборов не более +\ — 10 см, наиболее близки показания со штатным прибором, и это при условии, что датчик «Сонар Фона» лежит в воде на днище яхты. Прошлись по акватории и еще раз сравнивали показания с ручным лотом — веревка 30 метров с делениями, только считай.
Идем 5 узлов
Могу ответственно заявить, что показания этих трех эхолотов до глубины 25—30 метров практически идентичны с точностью +\ — 10 см, а вот после 25—30 метров и «Сонар Фон» и американский эхолот безбожно врут. Справедливости ради надо заметить, что у «Сонар Фон» иногда бывают проблески сознания и на глубинах 30—50 метров, но не постоянно и не очень уверенно! Что еще приятно, что «Сонар» видит рыбу, как отдельную, так и косяки, жаль, что не может сразу определить породу и семейство рыбы, а также аквалангистов приравнивает к большой рыбе, а не к диверсантам! Это КОСЯК разработчиков.
Остается только благодарить фирму «NAVIONICS», которая предоставила приборы для испытаний. Ну а мы, в свою очередь, сделали рекламные фото с наклейками, которые мне любезно предоставила фирма.
Воодушевленные такими успехами в ДДД, мы отправились на берег и запалили костер на традиционном для Старпома месте. И как только густо запахло дымом сосны и можжевельника, из нас пошла философия вперемежку с воспоминаниями о прошлом — походы, переходы, перегоны, сплавы, пробеги и просто отпуска.
На Валааме строят дороги, ставят указатели
И тут Старпом задал нам простой вопрос: а что же будет с нами дальше через 3-5-7-10 лет? И мы задумались каждый о своем на весь оставшийся вечер до ужина, а на ужин у нас были жареная рыба и жареные кабачки.
С этими мыслями — а что будет завтра — наверное, мы и легли. Жизнь устроена из гор и равнин между рубежами. Рубеж, который мы проходим в 65—70 лет, во многом разделяет нашу жизнь на «мог» и «могу», и самое время передавать что-то из уст в уста и из рук в руки, чтобы жизнь продолжалась не только на фотографиях, чтобы кто-то подхватил эстафету и нес ваш и свой крест. Раньше с этим было проще — были во всем династии. Сейчас и жизнь изменилась, меняя наши привычные стереотипы и правила, но главное, она разделила во многом родителей, детей и внуков, стала теряться преемственность. Убегая вперед технологически, как ей кажется, молодежь пытается во всем идти своим путем, открывая для себя новое в давно забытом нами прошлом. Может, поэтому и стали делать все разовое на 3—7 лет службы — и яхты, и машины, а раньше они были «железные» на 30-50-70 лет службы. У меня ламповый приемник времен войны немецкий еще работает, например.
Пришли к выводу, что, если нет преемников, а вам за 70, нужно или умирать, или развиваться самому и передавать свой опыт не близким, а тем, кто хочет учиться. Просто читать книги не спасает, ведь информацию и знания накапливать нельзя, должен быть выход, востребованность. Ученики ищут учителей, учителя ждут учеников. Я давно понял, что надо книги писать — нельзя на своих знаниях сидеть, как собака на сене, кому-то да пригодится, поэтому с 2000-х годов начал писать. Написано много, публиковать начал сейчас.
в 2001 году здесь была тропа и следы от телеги и велосипедов
С вечера до трех ночи был дождь, и так сладко спалось в это время. Поднялись к девяти, и сразу за протирку яхты. Памятуя требование одного капитана первого ранга, побывавшего у меня на яхте, что палуба должна быть достаточно суха и чиста (для чего достаточно?), каждое утро кто-то из команды окатывает палубу водой из ведра и насухо ее протирает — приятно и полезно!
Сегодня 3 июля, у Старпома дембель, надо везти его в Приозерск. Погода портится, мы торопимся завтракать, и с первыми порывами ветра поднимаем якорь. До Приозерска нам около 30 миль. Выходим в Ладогу и ставим паруса. Странно, но облачность поднимается и небо очищается, и это при падающем барометре?!! Старпом замечает: «Что-то будет!». Ветер 3—5 до 7 м/с, а через час уже 9—11 до 15 м/с, а еще через час на порывах 17—19 до 21 м/с. Мы идем постоянно со скоростью 7—9 узлов в полный бейд. После 11—13 м/с начинаем рифить грот и меняем геную на стаксель. Ветер рваный, по силе и по направлению с заходами на 10—250. Такое впечатление, что Змей Горыныч посылает в нас порывы то слева, то справа, и мы от них кренимся и встаем на дыбы на волне. Брызги от растущих волн начинают залетать в кокпит, освежая нас душем. Судя по выражению глаз, Старпом в восторге, и в мыслях он где-то там, лет 20—30 назад. Да и нам бег лодки скидывает года.
Тузик, весело виляя кормой, бежит за нами, еле поспевая за лодкой. Ветер, свистящий в снастях, и плеск воды вынуждают нас орать друг другу. В общем-то, обычное дело, но добавляет настроения и забываешь о всякой ерунде. Шесть часов такого хода, и мы в Приозерске, который встречает нас на заходе в канал встречным ветром под 17 м/с, дымом горящих отходов ЦБК на мысу и неожиданной жарой города в +300С. А мы в куртках и шапках — на воде-то там +13—150С, вода +120. Попали как в горячий цех. Ветер свистит, на небе ни облачка, а барометр стремительно падает, это означает, что вот этим не кончится.
Старпом покинул нас, но обещал вернуться. Вчера, когда мы были на воде, ему позвонили и сказали, что в доме нет воды, что «мы все собираемся и уезжаем», а ты как хочешь, можешь продолжать ходить на яхте. Я уже говорил как-то, что те люди, кто действительно посвятил себя морю, продают машины, квартиры, дачи, оставляя только душу моряка, покупают яхту и уходят в море, чтобы не видеть больше газонов и грядок, насосов и канализаций — пусть это кто-то другой делает, если сможет, а моряк на шашлычок приедет рассказать морские байки. А нам со Старпомом приходится тащить на себе всё. Когда он садился в разогретую на солнце машину, у него было точно несчастное лицо.
На о. Дивном — там древнее капище и такие сосны
Пытаемся прослушать прогноз, но связь крайне неустойчивая. Слышны только диспетчер, часть капитанов и их поздравления с праздником — День ВМФ, наверное. В этом году многое для нас непривычно:
— Ходим в зимних шапках и куртках;
— Температура воды +12—130С. Боцман, опускаясь в воду, не выпускает трап из рук, а это макание, а не купание;
— Ночью +8—120С, а днем +13—170С;
— Каждый день дует местный ветер 10—14 м/с с усилением до 15—17 м/с, а иногда и до 20 м/с, разгоняя волну до 1,5—2 метров, а ночью все стихает;
— Почти каждый день дождики.
Но это не портит нам настроение! Мы ходим под парусами и чувствуем себя героями.
Сидим в кают-компании, Боцман в зимней шапке, свитере и куртке, в шерстяных носках, но отопления я не включаю! Закаляемся! Да и на приборе +210С (я стрелку приклеил), за бортом всего +150С и температура падает. Небо безоблачно и красный закат.
— Завтра вдует, — говорит Боцман. — Что будем делать?
Ветер стих и слышны только крики чаек над нашей сетью, что мы перетащили на мелководье к берегу, где трава.
Разное бывает настроение. Иногда ничего делать не хочется, и даже читать и писать.
Добрались до коллекции наших записей и включили проигрыватель — Сантана, потом Городницкий и Визбор.
— Кэп, надо бы что-то новенькое прикупить.
— Кого предлагаешь? Можно Арбенину, у неё классный концерт был с маэстро Башметом.
— Арбенина это «Ночные Снайперы»?
— Да. Можно Дениса Майданова — у него тексты нормальные, осмысленные.
— Кэп, это всё, что ты можешь предложить? Отстали мы?
— Да, уж нас фанатами не назвать, но оценить, что есть стоящее и у чего будет будущее, мы сможем.
— Ты же на скрипке начинал играть, нотную грамоту знаешь, а вот слуха у тебя, Кэп, нет — как затянешь, словно тот волк под столом из мультфильма.
— Зато с душой.
Вспоминаем Юлиана — он прощался с Ладогой год назад…
К нашему острову пришла яхта «Алголь». Теперь у нас есть сосед Анатолий, и мы ходим друг к другу в гости через остров или на Тузиках. Анатолий бывший пилот ТУ-22 — ждем рассказов. Сейчас он строит большую яхту — 11 метров! Есть же еще люди старой закалки, что строят яхты! Он с увлечением рассказывает, какой у него будет яхта, а что многие «придумки» он заимствовал у нас в «ЯЦ Адмирал Ушаков», когда приходил пару раз к нам в Москве на бот-шоу в «Крокус».
— Небось, и не помните меня, а мы с вами разговаривали, вы мне свою «Электру» показывали и рассказывали про «Электра-43». Помните, еще ваш конструктор, Александр, с нами говорил?
— Припоминаю, было такое, извините, что не признал сразу.
Наш ужин на сегодня таков: гречка с молоком, сыр, выпечка с корицей, шоколадный вафельный торт и чай без ограничений — сегодня «Краснодарский» с чабрецом — отчет для жен, что не голодаем.
…и их лодку «Милена»
Среди своих я считаюсь очень занудным Капитаном — так про меня Боцман и жена говорят. Но вот смотрю я на Боцмана: подъем, завтрак, обед и ужин точно в отведенное время, меню строго соблюдается, доедать надо все, но никаких добавок, сладкое по праздникам (может, сегодня дадут), фрукты и туалетная бумага поштучно, не успели еще поесть, уже «быстро мыть посуду», а если пора спать, то «быстро всем спать», или «всем быстро в воду», а я в нее и медленно лезть не хочу. Сервирует стол, так лишний прибор не положит: «Не фиг, мне потом мыть, а вам бы только пачкать, руками давайте…». А еще фишка: нам надо на переходе пополнить запас воды (у меня в системе 230 литров), и когда мы на большой воде, он сам заливает воду. А потом, когда мы в умывальнике или в душе (за бортом-то не помыться!), так: «Ребята, экономнее воду лейте, на вас не напасешься!». Сам зануда!
Сегодня была генеральная приборка камбуза — все (это я) были поставлены на уши, а в Закрома не пустили с проверкой. Сегодня обнаружил, что в ходу мука 10-ти летней закупки, а вроде только купили? С консервами неразбериха полная. Была упаковка маслин — где? Выдают оливки? Срок давности срезан ножом. Сгущенки выдал 0,5 банки на блины, и из них половину вылил себе на блин. Утром устроил стирку, а потом бегал вдоль бортов за солнцем, чтобы высохло.
О. Дивный — природа оставила тут массу дивных форм
Старпом никак не мог привыкнуть к еще одной фишке Боцмана: все быстро ставить на стол и так же быстро убирать со стола, даже когда команда еще ест. И все это я молча переношу и не первый год, и кто из нас зануда? Я ему говорю:
— Могу включить отопление за конфеты «Коровка».
Он мне:
— Хрен тебе, я и под двумя одеялами переночую.
Вот так и квартируем у меня на яхте.
Вылезли на палубу, а тут уже и пар изо рта. А помнится, мы до 24:00 в футболках ходили. Нет тепла, наверное, это санкции Запада, климатическая война?! Надо нам чем-то им ответить, например, полярным днем или полярной ночью и — 500С, или начать поставлять дешевую паленую водку — они там известные халявщики, почище наших. А лучше все это вместе и лет на пять!
Мы смогли сформулировать свои ощущения:
— Мы сидим в огромном холодильнике, где мышь повесилась (ни ягод, ни рыбы, ни грибов);
— Если дует ветер из сектора ЮВ-Ю-ЮЗ и проходит до нас все озеро, то наступает оледенение;
— При этом постоянно светит солнце и небо почти безоблачно, но тепло только в затишке на пригреве, как глубокой осенью;
— Да еще и дожди короткие и довольно частые.
И читатель спросит: «И зачем они морозят хвосты?». Вопрос, конечно, интересный. Заметьте, задаёте его вы, а не я и Боцман, а чтобы ответить на него, надо вам здесь побывать, окунуться в это всё и в холодную воду.
В скалах были вырублены Финские укрепления, а тут стояла пушка
Сегодня нам опять удалось пройти под парусом три часа без особых проблем, и мы прибыли на остров с трудно выговариваемым названием. Вода так упала, что спрыгнуть на камни с яхты было невозможно, и на берег отправился Боцман на Тузике, с длинным концом, которым он нас и подтягивал к берегу, заведя, как временный. Потом я ему бросил левый и правый швартовы по 20 метров, и Боцман завел их за деревья. Довольно тихое место и почти постоянно на солнце. Поставили сеть на каменную отмель, пообедали и выползли в кокпит греть животы и спины на солнце. И тут бац — штормовое предупреждение на ночь! Рация на 5-м канале работает непрерывно. А из разговоров между капитанами мы поняли, что что-то не так в природе, потому что многие говорили об отмене рейсов на завтра!
Закат. Он каждый день разный. В начале июля, когда еще белые ночи, он веселый, теплый и долгий. А чем дальше к осени, тем он всё грустнее, холоднее и раньше по времени, и быстрый такой. Эти ощущения и мысли неожиданные могут прийти, только если вы тут долго и в состоянии это заметить и ощутить.
Эта шпилька стоит здесь с 30-х годов прошлого века
Моем посуду на корме, на закатанном солнце — греемся. И тут видим два гало слева и справа от солнца. Наблюдаем появление облачного вала на большой высоте и струи с направления ЮВ/ЮЗ, начинается штиль и мертвая тревожная тишина. Неспокойно на душе. Заводим второй якорь с кормы и начинаем ждать, чем все это закончится. Барометр резко падает. Мы уже с этим сталкивались — после таких явлений обычно проходит ураганчик.
Ждем час, пока ничего.
Боцман не выдерживает и идет на вечернее ныряние с кормы, выскакивает, растирается и ложится под два одеяла, в шерстяных носках и лыжной шапке. Теперь я вижу только его нос. А я пью чай и дразню его конфетами. Жду начало бучи и хочу услышать ночной прогноз в 0 часов, но засыпаю.
Ночью пришел сильный ветер, но мы от него закрыты высоким берегом. Был и дождь. Эта непогода разогнала ночных рыбаков со своих мест — часа два слышны были звуки подвесных моторов, это рыбаки прятались.
Долото, для проделывания каналов в граните
В последние годы нас радует, что почти не стало пьяных рыбацких компаний мужиков — все стали ходить семьями с детьми. Не стало удалого катания на казанках по камням и диких воплей. Стало как-то спокойнее. А раньше приходилось в темное время стоять, как елка с огнями — могли налететь при катании.
Больше стало туристов-водников, на байдарках и на весельных лодках — ялах, и на разборных катамаранах. Но есть такая особенность — в командах больше женского состава, мужиков почти нет. В основном женщины и дети.
Какой день на Ладоге шторм. Реально стало холодно, особенно по ночам. Не выдержали и запустили наш обогреватель «Валлас-2500». Он у нас на керосине, но не на обычном, а на финском. Кто в теме, сразу смекнули, почему мы его не запускали до этого. Да, шесть литров этого финского керосина стоят 120 евро. А наш керосин ни в каком виде не годится — выходит из строя устройство поджога. А наш авиационный в чистом виде нельзя, возникает слишком высокая температура горения. Трубы подачи теплого воздуха у нас разведены во все помещения. Так вот, самым теплым оказался гальюн — как сауна.
Как-то утром мне Боцман заявил:
— Я сегодня в гальюне спал сидя, там тепло.
Всё вокруг меняется. Наблюдение этого года: уже более двух недель мы слушаем эфир на 5-м канале и пришли к выводу, что состав капитанов поменялся, пришла молодежь. Оставшиеся старики позволяют себе шутить над своим преклонным возрастом, разговаривая друг с другом. Вообще, в эфире стали позволять себе куда больше, чем раньше. Много молодых, чистых, звонких, я бы сказал, пионерских голосов, извещающих нас о том, что такой-то корабль заходит или выходит оттуда и туда. У них правильная речь и они спокойны, как правило, это голоса с небольших корабликов или сухогрузов, мы их называем железками. А есть молодые голоса, но приглушенные, более солидные, говорящие с достоинством, но не так отрывисто и категорично, как старики — это капитаны больших пассажирских судов. Происходит смена плавсостава. Меняется и стиль общения. Если раньше на 5-м никто себе не позволял лишнего, то теперь все более свободны и продолжительны разговоры — есть что послушать. Мы это называем «послушать радиопостановку».
Дивный пейзаж на Кильрола
Помню, мы стояли в Стамбуле и слушали капитанов сухогрузов, стоявших на рейде в ожидании завершения шторма в Черном море. Много мы тогда узнали о состоянии кораблей и порядках у новых судовладельцев, ставших таковыми за копейки, приватизировав кораблики. Инспекцию купили, вот и плавала рухлядь на толстом слое краски, а в шторм не просто текли такие корабли, а ломались пополам. Помните, в Керченском проливе в 2007 году? Да, мы тогда так же в этот шторм попали на катамаране, и, запутавшись в рыболовных сетях, загнанных в пролив штормом, отстаивались потом в тумане. Вся фишка была в том, что мы шли под Гибралтарским флагом, а встали на ремонт на простой деревенский рыбацкий причал, не открывая границы! Шорох у погранцов был серьезный, но мы получили добро на эту стоянку и у трафик-контроля, и у погранцов на соответствующих каналах и сделали соответствующие записи — номер канала, время и фамилию оператора в Судовой журнал. Была история, но пронесло, а так это «незаконное пересечение границы с попыткой высадки диверсанта», мне пришлось сходить на берег для снабжения катамарана.
Интересное событие, возможно, это начало тенденции. На туристической стоянке четыре небольшие палатки кислотных цветов. Бегают дети — два мальчика и две девочки, все вроде нешкольного еще возраста. Возле костра у котелков хлопочет женщина лет 30—33, а у стола суетится женщина лет 28. Что удивительно, в такой холод дети бегают в трусах и футболках, но в сапожках, и даже плещутся в воде! Одна из женщин берет топор и идет колоть дрова. Мужиков не видно. Делает она это почти мастерски, но немного по-женски.
Так был испорчен вид в бухте «Гономов»
Останавливаемся пообщаться:
— И не холодно в такую погоду в палатках? Дети-то вот совсем раздеты!
— Сыровато, а так нормально, мы привычные.
— Что, с детства в походы ходите?
— Нет, как только развелись с мужьями, так вот с подругой и ходим.
— И без мужиков?
— А зачем они нам нынешние-то? Детьми заниматься не хотят, все на уме дорогие игрушки, как у малышей — машины, телефоны, пиво да социальные сети, диваны да рестораны, и никакой ответственности ни за что! Сами ничего толком и не могут ни починить, ни организовать, а крутизны — дальше некуда, все перед девочками красоваться. И никакого контакта с родственниками, а нам что делать?! Обслуживать их прихоти?
«Господи, как это знакомо», — подумал я.
— А дети как?
— Да нормально, им развиваться надо, закаляться, к трудностям привыкать и многому учиться — летом нужны походы, да и самим воспитанием заниматься надо, не няням же их отдавать, они же свои, не чужие!
Одна из женщин, что старше, говорит:
— Знаете, мой муж настаивал, чтобы мы няню нанимали, а сами были свободнее — свободнее от кого, от детей своих? Встречались с друзьями, в рестораны ходили, в кино, ездили в Европу, а дети брошены оказались, разве няня твоих детей воспитает, да и вообще, она что, лучше знает, что нам и детям надо? Бред! Вот и оказалось, что дети-то не совсем такие, каких хотелось бы иметь, вот теперь и исправляю.
Здесь мы с Любимой собираем ягоды и смотрим на яхты
Оказалось, что мальчикам по 8 лет, а девочкам по 6 и они в семьях брат и сестра.
— А что же мужья ваши?
— А им типа все равно, им надо время на себя иметь и собой заниматься и красоваться, свои фото в соцсетях выставлять.
Далее на непереводимом сленге и жаргоне.
— Словом, мужики мельчают, может, нам и не повезло, но у многих баб такие мужья и нормальные бабы с такими мужиками разводятся!
Я так понял, что перед нами нормальные бабы. Тут я вспомнил, что мы видели две байдарки, в которых сидели женщины с детьми, женщина сзади, а впереди ребенок, но все постарше, и мамашки, и дети, которые там веслами махали. Я еще смотрел, когда пойдут лодки с мужиками, и не дождался.
Может, это такая новая тенденция — молодых особей мужского пола послали, и женщины с детьми пошли в поход! Круто! Видимо, что-то меняется.
Ветра совсем истрепали наш Флаг
Ладно, черт с ними, с посиделками и обсуждениями политических моментов жизни, которые я опускаю, а что было делать, если за бортом +90С и моросит дождь? Водочку мы почти совсем не пьем, а чай способствует, вот мы выбегаем на палубу, подышим свежим воздухом и с новыми силами за разговоры — не часто такой собеседник.
Утро понедельника. Как известно моряки не очень любят отходить в понедельник и в пятницу 13-го. Слушаем прогноз на день: ветер северных направлений 6—9 м/с, волна 0,5—1 метр, температура +7—110С, коротко временные дожди. Настроения никакого, ведь это лето и 13 июля!
Принимаю решение валить на остров Святого Сергия (Путсаари), пока нет дождя. Идти нам 20 миль. В прошлом году мы с женой на этой дистанции попали на ветер — ВНИМАНИЕ — 30—45 м/с, который продолжался около 30—45 минут и разогнал волну под 3—3,5 метра, потом продолжался ветром 20—25 м/с. Помню, наш Тузик вообразил, что он змей и летал в небе под самыми тучками.
Гостья
Я рассказывал про это в яхт-клубе, но никто не верил, только несколько бывших военных моряков подтвердили, что такое на Ладоге возможно. Как описать ветер, который, слава Богу, дул нам в корму, и, слава Богу, мы были без парусов. Мы шли при полном штиле. Светило солнце, но оно было в мареве. Было очень жарко, душно, как перед грозой. На какое-то время сделалось очень тихо — ни звука. Вода зеркало, сколько хватало взгляда и не одной чайки ни на воде, ни в воздухе. Сразу задуло, как ударило, и прибор показал 22 м/с. Нельзя было повернуть голову на ветер, чтобы посмотреть, что там сзади, а там наш Тузик летал, растопырив весла, и бился об ахтерштаг. Мы летели по ветру под 9 узлов под такелажем. Летела пена и вода, обгоняя нас. Нам просто повезло. Любимая наблюдала за этим, стоя за закрытым брандером. Что происходит что-то страшное, я догадывался по её глазам, успевая удерживать лодку под небольшим углом к ветру и волне.
Водоросли у берега на глубине 2—3 метра
По дороге на Путсаари дождя мы не миновали. Мелкий, как пыль, с ветром 7м/с, проникающий под кожу, и это при температуре +110С. Вспоминается не просто осень, а глубокая осень. И так несколько раз.
Мокрые и замерзшие входим в бухту острова Путсаари. Боцман, как всегда, проявляет сноровку, высаживаюсь на Тузике на необитаемый берег, и вот мы уже привязаны к хиленьким деревцам, я натягиваю якорный конец, и можно вздохнуть. Здесь теплее, даже солнце нас встречает. Я чищу и режу кабачки, а Боцман начинает их жарить, наполняя воздух ароматом, от которого течет слюна и начинает шевелиться что-то в животе, наверное, червячок. Я сервирую стол, а Валерий Давыдович в ожидании кабачков не выдерживает и достает бутылку водовки, предлагает Боцману, с разрешения капитана:
— Боцман, а давайте по 50 за приход и кабачки?
— Нет, сегодня я пас!
— Не совсем правильный ответ, может, вы возьмете паузу и воспользуетесь подсказкой зала?
— Пожалуй. Нет, мой ответ — нет!
Валерий Давыдович выпил рюмашку и начал вспоминать разные водки старых времен — «Охотничья», «Старка», «Перцовка» — мы обсудили их и потом сравнили с «Зубровкой» и «Горилкой», конечно, на словах, и получилось отлично, со смаком.
Кабачки пошли на «ура». Моем посуду, и Боцман приступает к супу. Ждем суп, чтобы продолжить. Суп прошел с еще большим успехом. Боцман задолбался принимать наши с Валерием Давыдовичем «СПАСИБО» и «ОЧЕНЬ ВКУСНО» и предложил поставить сетку — просто рвет подметки на ходу!
Известный всем катамаран
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги С парусами по жизни. Часть 2.2. Онежско-Ладожские приключения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других