Неоконченная исповедь Богу. Непридуманные истории

Алексей Ушаков

Истории из жизни автора, мысли и жизненный опыт автора и его друзей. Завещание Деда внукам и размышления о том, какими они, внуки, должны быть. Книга содержит нецензурную брань.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Неоконченная исповедь Богу. Непридуманные истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мой первый самостоятельный турпоход

У нас в классе было несколько заводил и среди мальчиков, и среди девочек в смысле спорта, туризма и организации классных вечеров и семинаров по интересам с докладами самих школьников, а держалось это, в первую очередь, на родителях этих детей и нашей классной руководительницы Барсуковой.

Надо сказать, что в наше время школьников стремились научить всему, что может потом пригодиться в жизни. У нас была масса кружков на базе школьных мастерских, где шли занятия на уроках труда. В школах проводилась игра «Зарница», где из мальчиков готовили солдат, а из девочек медсестер или санитарок на поле боя. Учитель по литературе вела драмкружок.

Короче, мы были не такие уж белые и пушистые, как дети сейчас — мы многое умели, мало чего боялись и могли постоять за себя сами. А стычки были. И надо сказать, что коллектив класса или дворовый были хорошими воспитателями.

И вот, родительский комитет нашего класса совместно с классным руководителем решили отправить нас в самостоятельный пеший поход на реку километров за 15—20 от нашего городка, а по тем временам это почти глушь. И решался только один вопрос: кто с нами пойдет, и пойдет ли вообще — вожатый, кто-то из родителей или физрук?

Это было в 70-м году прошлого века, после экзаменов в восьмом классе. Нам тогда было по 15 лет.

Нас собрала классная руководительница и сказала: есть предложение от родителей класса — сходить вам в пеший поход в местные леса, вот сейчас вам все и расскажут…

Отец парня, который с нами учился — Андрея Заболотнева, военный, КФМН, сам турист и заядлый рыбак, решил организовать для класса «поход на природу», причем не пикник, а поход на несколько дней с ночёвкой в палатках. Приглашались все желающие, кто был готов и кого отпускали родители. Через пару дней определился состав — человек 10—12 из класса. Кого-то отпустили, кого-то нет, кто-то сам не хотел. Когда состав определился, всем раздали листочки со списком того, что надо взять с собой и как быть одетым, а еще карта местности с пометкой, где будет лагерь. Директор школы, милиция, родители — все были поставлены в известность. И никаких формальностей и оформления бумаг. Идут дети и отец одного из ребят, военный — Старший.

Мы жили в военном городке, у всех родителей были машины, но собрались мы на автобусной остановке. Кто-то с большим трудом дотащил поклажу. Сели в автобус в сторону Черноголовки и поехали. В то время дорога проходила через глухие леса с речушками. Старший договорился, что нас выкинут прямо среди дороги.

Автобус ушел. Мы навьючили на себя весь груз и пошли следом за Старшими, в качестве которых были отец и сын, опытные путешественники. Частично и среди нас были парни с опытом, например, я прошел с родителями неплохую школу, но половина кинулись в эту «авантюру» впервые. Кстати, в команде была одна девочка, в школе её все звали «Амазонка», милое, но очень серьёзное создание. Участница многих спортивных соревнований, разрядница, она многим парням могла дать фору.

Шли через лес к реке, на знакомое Старшим место. Не каждому просто дался переход по лесу четыре часа. Сразу выяснилось, что рюкзаки надо подгонять и уметь правильно раскладывать, обувь должна быть соответствующей, силенки должны быть не просто портфель носить, а снаряжение походное.

Пришли — берег реки, сосновый лес чистый, черничник… Излучина реки, поляна, небольшой песчаный пляж.

Старший нас построил по приходу и сказал:

— Я старший, я здесь командую, и каждый должен и обязан исполнять то, что я сказал, и ТОЧКА!!! Я должен знать, кто и где находится и что делает, и каждый из вас должен исполнять то, что я скажу! Помните, лично я несу ответственность за всех и за всё, что тут будет! План такой: сегодня я и мой сын дежурные, мы руководим всеми, показываем, что и как делать, и пока общественно—полезные дела по обустройству лагеря не завершены, никто и ничем своим заниматься не имеет права! Сейчас мы скажем, кто и чем должен заниматься… Всем понятно?

— Да, да, да…

Действительно, каждому было выдано задание, мало того, было точно рассказано, как и что надлежит сделать: как и какие собирать дрова, как пилить, как колоть, куда складывать — никакого бардака, потом закрыть куском брезента. Как ставить палатки и где, и что для этого надо. Что надо для обустройства кухни — сделать большой стол и скамейки из бревен, как делать кострище, где брать воду, как обустроить умывальник/рукомойник — буквально все для налаживания быта команды на семь дней! Причем, всех предупредили:

— Если кто-то не знает, что и как делать, например, топором дрова колоть, спросите, мы покажем — травм быть не должно, если что-то серьёзное приключится, всем придется свернуться и уходить домой.

Надо сказать, что работа пошла быстро и часа четыре ушло на обустройство лагеря, что недолго, если учесть, что походную жизнь знали только пять человек из двенадцати…

Родители отпустили не всех — в классе у нас было человек тридцать. Мои особенно не сокрушались. Мать и отец дали много хороших советов на разные темы и помогли собраться, благо у нас походного инвентаря было много. Кто-то из родителей пришел провожать своё чадо к автобусу. Проводы были недолги.

Только когда лагерь на все сто был обустроен, Старший и дежурные отпустили нас заниматься, кто чем хотел. Половина ребят побежали ловить рыбу, тем паче, что им было выдано задание обеспечить на ужин жареную рыбу. Кто-то пошел в лес, кто-то на пляж… Я остался с дежурными на подхвате — чистил картошку, бегал на реку за водой. Надо сказать, что костер был устроен профессионально: кострище окопали, притащили валуны и разложили их так, чтобы котелки и сковородки можно было ставить на камни, были воткнуты колы-рогатины для подвески ведра и котелков, а дрова, хворост и колотые поленья были сложены рядом и накрыты. Стол на кухне и скамьи из небольших сухих бревен были сделаны довольно быстро. Над кухней натянули тент на случай дождя, а весь кухонный скарб дежурные разложили на «личный — кружки, миски, ложки» и «общественный — сковородки, котелки, ведра», и продукты. У всего сразу нашлось своё место — я тогда многому научился, а прежде всего порядку и обустройству. Старший учил нас, что всё должно быть рационально и удобно.

Я не жалею, что остался в лагере и мог слушать и внимать рассказам Старшего и его сына. Да, у меня в то время уже был небольшой опыт походной жизни, но как выжить в лесу в одиночку, я не знал…

Через четыре часа после прихода на место был первый обед: отварная картошка с тушенкой и чай с печеньем, после чего кто в палатку пошел, кто продолжил свои усилия с рыбалкой. Надо сказать, что этот обед для всех был как праздник — столько эмоций!

Работа Старшего не сводилась к указаниям нам — он пытался заставить нас ДУМАТЬ, искать решения…

Не обошлось и без травм. На второй день парень из вторых дежурных, разжигая костер, лущил щепу и хряпнул себе по ноге топором. Криков и стонов было! Половина из нас стояли и ждали Старшего, половина кричали, что надо делать носилки и нести парня в больницу. Пришел Старший, осмотрел рану, принес аптечку, обработал рану, прихватил кожу ниткой в двух местах, сделал перевязку и сказал:

— Сегодня свободен, а завтра на общих основаниях, — и еще раз ВСЕМ показал, как работать с топором.

Были и ожоги рук, ног, губ. Но никто и никуда не бежал, а все принимали первую помощь и терпели. Про занозы и попадание на рыболовный крючок я не рассказываю…

Дежурство по лагерю должны были пройти все. Дежурные должны были готовить на всех сами, обеспечивать лагерь водой, следить за порядком и руководить остальными.

На второй день к нам пришли лесники и милиционер — узнать, кто мы, что делаем, кто старший, как с порядком и костром. Был порядок в то время! Они рассказали, где лучше ловить рыбу, а через день пригнали подводу с сушняком на дрова… Чувствуете разницу с нашим временем?

Забыл рассказать, что мы поднимали флаг нашей «экспедиции», и это было торжественно… Каждое утро все выстраивались к поднятию флага, для которого вкопали длинный флагшток, и дежурный поднимал флаг, все салютовали. Вечером перед отбоем все строились и флаг спускали.

Никто из нас не страдал, что нет смартфона и интернета, сейчас я бы даже оценил это как положительный фактор… У кого-то была с собой книга, кто-то взял карманные шахматы, были шашки и даже лото!

Кто-то будет смеяться, кто-то вообще не поймет, о чем речь, но я видел в своих походах на яхте по Ладоге как люди, приходившие на место, обычно их высаживали на берег с железного корабля или нескольких моторок—рибов, валились на землю, доставали смартфоны и час—два валялись, пытаясь поймать сеть и сообщить, что они переместились на новое место и как тут хорошо — идиоты, на мой взгляд… Часто я видел такую картину: высадились — и каждый за себя «палатками», то есть один, пара или сколько человек поставили палатку и всё в палатке, типа сухой паёк и общего костра даже нет. Конечно, не у всех такая история. Да что там говорить, рыбу лишнюю мы отдавали туристам — так ни мальчики, ни девочки до возраста лет 27 не знали, что с ней делать, а попытки разжечь костер выглядели комично.

В моё дежурство ничего особенного не было. Помню, варили кашу гречневую, как в рассказе Носова «Каша», но более удачно. Конечно, каши, картошка и тушенка у нас были основными блюдами, а еще макароны—рожки и плавленый сыр «Дружба».

Самым интересным и запоминающимся из похода были вечерние посиделки у костра и обсуждения различных книг про путешествия, фантастику, с большим интересом мы слушали рассказы Старшего о его жизни, походах, случаях на службе, обсуждали всякие таинственные происшествия на море и в воздухе, много говорили о Бермудском треугольнике. Никто не считался со временем и не загонял нас спать в палатки. Этот поход был для нас как глоток воздуха и свободы.

Через неделю мы свернулись и тронулись в обратный путь… Хоть и не было остановки в том месте на дороге, автобус, проходящий мимо, нас подобрал. Как и было оговорено, к 17—18 часам мы приехали, а на остановке ждали своих детей родители, не все, правда. Меня не ждали… Дом мой был в 1-2-х минутах ходьбы, и меня там ждал домашний обед!

Если писать подробнее, книга бы получилась… Могу сказать, что все остались довольны и польза была для всех. Спасибо родителям и учителям!

А нашим одноклассником Андреем Заболотневым мы все гордимся — он был для нас примером мужества и честности, преданности делу и друзьям. Он много сделал для развития вооружения нашей армии и оставался в строю долгие годы, живя без двух почек и продолжая быть центром компании одноклассников, ездил на рыбалку и по грибы. Вечная ему память.