Осознанный разум

Алексей Игнатов

Всю свою жизнь человек раскачивается от автоматизма, простого выполнения программ, к недолгой осознанности и обратно. Автоматизм несет жизнь простую, но лишенную свободы, которую может дать осознанность. Но ее достижение – это путь познания себя.Поговорим о свойствах автоматического разума, о Эго и Тени, о Воле и объективной морали. Изучим эмоции, их роль и программы.Найдем два пути к осознанности – путь медитации (дающий осознанность в настоящем) и пересмотра (дающий осознанность прошлого).

Оглавление

Моральная осознанность

В чем цель жизни? Не жизни конкретного человека, а жизни вообще. В чем общая, единая, цель всего живого?

Каждый человек постигает себя, свою суть, свою истинную природу и познает свою Волю в жизни, свой путь и свой личный смысл жизни. Он уникален, он у каждого свой, но что если посмотреть шире? Не на одного человека, и даже не на человечество, а на жизнь как явление природы. На ее всеобщие механизмы. Мы увидим какие-то общие для всех механизмы, общую цель и путь развития?

Да.

И получим критерий, позволяющий судить о происходящем вокруг, о мнениях, поступках и событиях, не с позиции личной точки зрения, а с позиции этого объективного критерия, позволяющего сказать, насколько правильно или не правильно то, что происходит.

И правильно, в данном случае, означает: «Естественно, в согласии с порядком вещей и глобальными целями всего живого». Неправильно — это: «Не естественно, направлено против глобальных целей всего живого».

Это ни точка зрения, ни заповедь, ни догма — это объективный критерий. И он позволит не просто оценить происходящее вокруг, но и избежать иллюзий. Каждый способен познать себя, во всей полноте, не вытесняя ничего и ничего не придумывая, понять себя и понять, зачем он живет. Но что если он ошибся? Что если открытая им Воля сама есть лишь иллюзия и заблуждение, которое он принимает за познание себя?

Как только речь заходит о полноте личной свободы, о собственном пути человека в жизни, вытекающем из сути его личности, сразу возникает и набор стандартных «каверзных» вопросов, которые, как считаются, должны доказать, что свободы не существует или что она опасна.

И кто-то спросит: «А может моя Воля, моя жизненная цель быть разрушительной? Включать насилие, убийства, войну, суицид?» — и это правильные вопросы, но ответ на них: «Нет, так не может быть!».

Но почему?

Это правильный и важный вопрос: «Почему?». Задавайте его себе как можно чаще. Почему мы не можем жить ради того, чтобы убивать? Почему мы не можем жить, чтобы умереть? Почему мы не можем жить ради истребления других видов? Почему самоубийство, война, тотальная вырубка лесов, загрязнение океанов — неправильные и неестественные явления?

Потому, что личная цель жизни человека не может идти против самой сути жизни!

Это даст ответ на все сомнения по части личной Воли. Да, несомненно, она индивидуальная и уникальная, но не какая угодно вообще. И границы для нее — это не границы морали, догматов и заповедей. Нет абсолютных догм, добро и зло, грех и праведность — это оценочные категории, которые человечество придумывает на свой вкус.

Но есть естественный природный порядок вещей, есть направление, в котором движется сам поток жизни. Попытка идти против естественного течения всего во Вселенной — это как попытка высунуть руку в окно поезда и схватиться за столб, чтобы это поезд остановить. Поезду все равно, и дело кончится травмой руки. Так и попытка прогнуть мир под себя будет губительной хотя бы потому, что мир намного больше и сильнее!

И естественный ход самой жизни можно описать, указав своего рода дорожные ориентиры, Маяки, ведущие все живое по пути развития. Пять Маяков естественного хода вещей, естественного пути развития всего живого. Это вехи, которые станут ориентирами и объективным критерием оценки действий человека, как правильных или неправильных. Но не с точки зрения условной системы ценностей, принятых в данном обществе, культуре или религиозной группе, а с точки зрения следования самой сути и цели жизни.

Так в чем она состоит?

Что объединяет все живое, от человека до самых примитивных вирусов? Именно это! Все это — живое. Все живые организмы живыми делает именно это — все они живут. Они приспосабливаются к новым условиям, чтобы выживать в них. Объединяются в группы, чтобы эффективнее выживать. Они оставляют потомство, чтобы группа выживала после их смерти.

Все живое стремится жить, это общий знаменатель жизни, что вполне очевидно. Само слово «Жить» описывает базовый закон, базовую цель жизни. Жить. Выживать. Стремится продолжить существование, сопротивляться смерти. Все живое живет и глобальная цель жизни — сама жизнь!

Но лишь на самом простом уровне понимания.

Да, смысл жизни как глобального явления (а не жизни конкретного человека) — жить, выживать. Но это лишь начальный уровень понимания. Недостаточно видеть в жизни простое физическое выживание конкретной особи! Тем более, в жизни разумной и наделенной самосознанием. Это было бы слишком поверхностно.

Жить может тело, лежащее в коме, с умершим мозгом и утраченной личностью — оно живет, на уровне тела, клеток и органов его жизнь продолжается! Но кого порадует такая жизнь? Можно жить в одиночной камере, в полной темноте, без связи с внешним миром и общения с людьми — но кого обрадует такая жизнь?

Чтобы посмотреть глубже, и понять истинную суть того, что заложено в словах «Жизнь стремится жить», придется, для начала, снова посмотреть на животных, а не на людей.

***

Переход от других животных к Человеку Разумному довольно плавный, и мы в полной мере несем в себе многое из куда более древней, чем наш разум, животной природы. Наши автоматические реакции. Наши эмоции. Даже то, что кажется социальным поведением!

Часто все это просто продолжает то, что делают другие виды, но с приспособлением к условиям жизни человека. Человек не может распустить хвост и ходить кругами, как павлин, привлекая партнера для спаривания своим ярким оперением. Но может привлечь к себе внимание иначе — одеждой, косметикой, украшениями, атрибутами богатства, дорогим автомобилем.

Животный мир знает один закон: кто сильнее, тот и прав! А кто больше — тот и сильнее. И вот уже змея поднимает голову, раздувает капюшон, чтобы казаться больше и запугать врагов. Вот кот поднимает шерсть дыбом, чтобы казаться больше, и этим показать, что он тут хозяин и все должны подчиниться ему, не вступая с ним в драку.

А вот древние рисунки людей — и на них победители, правители, полководцы, нарисованы больше других. Не потому, что они великаны, а потому что больше — значит главнее! Король садится на огромный трон, который стоит на возвышении. Офицеры надевают фуражку, край которой поднят вверх, визуально увеличивая рост, а генералы даже папаху, которая делает их еще выше.

Потому что выше — больше — главнее, это подчеркивает значимость и высокое положение.

Собака рычит, предупреждая и запугивая, вместо того, чтобы сразу напасть. И кот шипит, запугивая вместо нападения. И человек во время конфликта обычно не стремится сразу ударить противника ножом, хотя холодный разум скажет, что внезапное нападение куда эффективнее ожидаемого. Но, как правило, человек так же, как собака, кот или гремучая змея, стремится запугать противника, подавить его угрозами, демонстрацией силы. Он теряет фактор внезапности, который мог бы помочь в драке! Но он стремится не довести до драки, так же как кот или собака.

Это — естественная мораль. Этот термин используется в биологии, где такая «мораль» рассматривается не как нечто сугубо людское, социальное и сформированное обществом, а как естественный природный механизм, направленный на выживание вида.

В драке у собаки было бы больше шансов, если бы она сразу кусала. Почему тогда она лает и рычит, вместо того, чтобы напасть, и теряет фактор внезапности? Потому, что внезапное нападение будет лучше для нее, но хуже для самого вида, для собак вообще! Это проявление естественной морали, которая говорит: «Пугай, угрожай, но постарайся победить без боя, избегай драк!».

И на то есть совершенно четкая причина — кто бы из двух собак ни победил в схватке, одна из них может погибнуть (а то и обе). И внезапное нападение означало бы, что кто-то точно погибнет, и вид сократится.

Да, напасть внезапно лучше для напавшего! Но это хуже для вида целиком. Избегание схваток путем запугивания (у змей, собак, людей, котов…) — это механизм, помогающий сохранить численность, сводя к необходимому минимуму насилие и гибель внутри вида.

И с позиции личного выживания было бы разумнее сразу напасть. Но с позиции вида делать так не следует. Кто бы из двух собак не победил в драке, а вид Canis Lupus Familiaris точно проиграет. Вот это и есть естественная мораль, поведение, сохраняющее вид.

У многих животных есть поза покорности, выражение своего подчинения, признание победы противника. Собаки или волки могут драться, пока один из них не примет эту позу, отказываясь от схватки и подставляя себя под удар — упадет на земле, откроет живот, спрячет хвост между ног. И драка прекращается. Противник сдался, он побежден, его можно убить. Но не нужно! Не нужно сокращать численность вида без нужды.

Знаете выражение: «Лежачего не бьют!»? В человеческой жизни лежачего охотно бьют, но сама фраза — попытка найти ту самую естественную мораль. Лежащий на земле слаб и побежден, и что-то внутри нас подсказывает, что пора закончить драку (вопреки голосу разума, который говорит, что противника надо добить). Что-то внутри нас говорит, что бить слабого, подталкивать падающего, воровать у нищего, отбирать у ребенка, издеваться над стариком, как-то неправильно, неблагородно.

Естественная мораль помогает не особи, а виду. И вид значит больше, чем один организм, это более высокий уровень организации, и более высокий уровень выживания. Одна особь погибнет, но выживет вид целиком, виду это очень выгодно.

Но и разные виды могут объединяться. Посмотрите на лишайник — это не один живой организм, это объединение грибницы и водорослей. И это объединение, достижения более высокого уровня организации, дает новые возможности и новые механизмы выживания.

Все стремится соединяться, укрупняться и достигать больших форм. Элементарные частицы складываются в атомы, создавая нечто качественно новое. Атомы сложатся в молекулы, получая новый уровень организации, новые свойства, и вода вовсе не похожа на водород и кислород в ее составе. Молекулы сложатся в клетки, в органы, в тела, образуя живые организмы, и жизнь — это еще один принципиально новый уровень организации материи.

Отдельные особи образуют группу. Семью, стаю, стадо, вид. Вид становится больше, чем одна особь, и продолжает выживать как единое целое, несмотря на то, что все особи смертны. Выживание вида оказывается важнее, чем выживание особи.

Вся жизнь на планете образует единую систему и становится уровнем выживания еще более высоким, чем выживание одного вида. Виды вымирают, а жизнь продолжается.

Так идет развитие мира. Так идет развитие жизни. И базовая задача жизни — выживать. Но реализуется эта задача на разных уровнях, включая куда более высокие, чем индивидуальный организм — на уровне группы, видов, экологических систем, самой биосферы.

Она реализуется через стремление к развитию, позволяющему достигнуть новых уровней организации. Развивайся — или вымирай! И если цель жизни — жить, выживать, то путь к реализации этой цели — развитие. Оно заложено в сути мира, сути жизни, и у него есть веская причина: развитие позволяет эффективнее выживать, дает новые способы выживания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я