Осознанный разум

Алексей Игнатов

Всю свою жизнь человек раскачивается от автоматизма, простого выполнения программ, к недолгой осознанности и обратно. Автоматизм несет жизнь простую, но лишенную свободы, которую может дать осознанность. Но ее достижение – это путь познания себя.Поговорим о свойствах автоматического разума, о Эго и Тени, о Воле и объективной морали. Изучим эмоции, их роль и программы.Найдем два пути к осознанности – путь медитации (дающий осознанность в настоящем) и пересмотра (дающий осознанность прошлого).

Оглавление

Чего ты хочешь?

Чего ты хочешь?

Попробуйте ответить на этот вопрос!

Не говорите что-то вроде: «Хочу тортик, яхту и дом на Луне!», это не время и не повод для юмора. Не говорите: «Ничего не хочу!» — тот, кто не хочет ничего, тот ничего не получает, а желание жить, как минимум, у вас точно есть.

И особенно не говорите: «Счастья, богатства и денег побольше!» — это пожелание на юбилей, а не смысл жизни. Это повторение привычных чужих слов, озвучивание чужой идеи, говорящей, что деньги — это цель. И да, иметь деньги всегда приятно. Но будут ли они конечной целью жизни?

Стоит ли умирать от голода на куче денег, боясь потратить их? Жить в голоде и ходить в обносках, потому что денег нет; и жить в голоде и ходить в обносках, потому что не хочется тратить деньги — одно и то ж. В любом случае приходится жить в голоде и ходить в обносках. И то, и другое — нищета. И не потраченные деньги от нее не спасают.

Деньги обретают смысл не как цель, а как средство, когда обмениваются на что-то. Их суть в том, что за них можно что-то получить! Что?

Чего ты хочешь?

Денег?

А почему денег, зачем они, ради чего?

Например, чтобы путешествовать и объехать весь мир! Отлично, но тогда ответ не: «Хочу денег!», а: «Хочу путешествий!». Но почему?

Нужны новые впечатления? Или нужно вырваться из рутины? Нужно попасть в новое место или убежать от того, что вызывает ненависть в старом? Если путешествие — это способ сбежать из сложившейся ситуации, от людей вокруг, то почему они стали так ненавистны?

И вот уже ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?» вовсе не: «Денег!» и даже не: «Путешествий!», а, возможно: «Найти выход из тягостной ситуации, в которой застрял!» или даже: «Перестать тяготиться сложившейся ситуацией!».

Чего ты хочешь?

Стать начальником компании!

А почему? Из-за большой зарплаты? Тогда почему тебе нужны деньги? Может быть, ради власти, стремления всеми командовать? Снова — почему? Зачем это?

Может быть, чтобы самоутвердится? Снова — почему? Есть ощущение неполноценности, нереализованности, которое вытеснено в Тень, и которое нужно подавить карьерой и большим постом, властью, правом доминировать над людьми?

А это — почему?

И ответ на вопрос: «Почему?» может потребовать обширного поиска причин в себе, своем прошлом. Потребовать познать себя, вспомнить и изучить всю свою жизнь. Возможно, поиск ответа потребует найти самое раннее воспоминание о власти над кем-то, первичный эпизод, из которого выросла потребность стать начальником ради доминирования. Потребует понять более глубокие ответы и причины своих желаний, понять себя самого и сделать шаг к познанию Воли.

И однажды окажется, что ответа на очередное: «Почему?» нет, кроме как: «Потому, что я такой; я есть тот, кто я есть и это мое истинное желание, не имеющее иных причин, кроме меня самого!». Это ваша цель потому, что это ваша цель, потому что именно это выражает саму суть вашей личности. И вот это — познание личной Воли, личный смысл жизни, который задает ей осознанное направление, снимает вопросы и делает все понятным. Зная самого себя, человек знает, как и для чего ему жить, к чему стремиться.

Теперь (и только теперь!) он обретает настоящую свободу и может жить в согласии со своей Волей, реализуя ее, воплощая в жизнь, фокусируя всю свою жизнь на ней. Теперь он может делать то, что способствует воплощению его Воли в жизнь, и не делать ничего такого, что бы ей противоречило. Он не мог так поступать раньше, просто потому, что не знал, чего же на самом деле хочет и для чего живет, не видел сути своей жизни за мелкими и незначительными иллюзорными желаниями.

Теперь (и только теперь!) он становится командиром и наставником для самого себя. Он более не нуждается в каких-то внешних указаниях, правилах, догмах, ничто навязываемое другими людьми больше не нужно ему. Они были указателями, которые наталкивали его на какой-то проторенный путь, чтобы он мог брести по нему вслепую. Но теперь он знает кто он, и куда должен идти, и никакие указатели и чужие пути ему не нужны. Он прозрел и нашел свой. Нашел, познав себя, осознав себя и обретя целостность личности.

Но значит ли это все, что Воля ничем не ограниченна и может совершенно любой? Разрушительной, саморазрушительной? Неужели во имя нее человек имеет право делать все что угодно, разрушать, убивать, крушить чужие жизни и ломать чужие Воли?

Именно это чаще всего пугает, когда речь заходит о свободе воле человека. Значит ли это «Делай что хочется!», значит ли это «Иди — круши и ломай, воруй и убивай!»?

Такие вопросы всегда пугают человека, который начинает размышлять о всеобщей свободе. Что если свобода личности — это свобода творить любое насилие, грабежи и погромы? Что если всеобщая свобода — это всеобщая резня, которую более ничто не сдерживает, и которую люди будут оправдывать тем, что именно так они и реализуют свою личную Волю? Что если кто-то решил, что его Воля требует для своей реализации много денег, а потом пошел грабить старушек?

Такое может быть?

Ответ на это все: «Нет».

Хотя это интересный момент, который многое скажет о самом человеке — его отношение к свободе, его первая ассоциация с ней. «Свобода — это возможность…» — продолжите фразу по своему усмотрению. Не абстрактно («Это возможность делать все, что угодно»), а с указанием конкретных дел, которые пришли вам в голову. Может быть, свобода — это возможность путешествовать, любить и наслаждаться миром? Творить, учиться, помогать другим? Лежать на песчаном пляже и не ходить на работу? Полететь в космос, снять фильм, родит девять детей?

Ответ может быть любым! Но снова и снова, от внешне самых благополучных и милых людей, пытающихся доказать, что свободы быть не может, звучит то, о чем думают они сами. Звучит: «Возможность воровать, убивать, громить!».

Если при словах: «Ты свободен!» человек сразу спрашивает язвительно: «А что, значит можно убивать да насиловать?», то ему стоит задуматься, почему лично он сразу подумал об этом? Не его ли Тень задала вопрос, не свои ли подавленные и отрицаемые потребности он только что озвучил?

И если так, то на свободу этот человек просто не способен, как не способен ребенок жить взрослой жизнью. Ему еще нужно повзрослеть — независимо от его возраста.

Но ответ — нет.

Воля не может быть деструктивной.

Это важно, и часто это упускается из виду, но уникальность личности и ее свобода не значит, что не существует иных критериев, помимо личной Воли! Не значит, что не существует чего-то, с чем она согласуется.

Человек в вагоне поезда может делать все, что захочет, он свободен! Но он все равно движется вместе с поездом по его пути, как и другие его пассажиры. Все, что он делает в вагоне, он делает в согласии с движением этого поезда. Что за «поезд» влечет и его Волю, и Волю других людей, в едином потоке?

Поговорим о морали.

Точнее, поговорим об объективной морали!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я