Культурно-деятельностный подход и T&D. Методическое пособие

Алексей Владимирович Аболмасов

Содержание:1. Постулаты культурно-исторической теории и их значение для T&D2. Социально-психологические феномены человека и группы на разных этапах деятельности3. Список методов обучения в рамках культурно-деятельностного подхода4. Этапы деятельности и их значение для обучения и развития5. Действия ведущего-фасилитатора-тренера команды6. Культура7. Культурно-деятельностный подход и формирование новой модели организационного поведения

Оглавление

5. Действия ведущего — фасилитатора — тренера команды

Нетрудно заметить, что легендарный цикл Колба лишь отчасти отражает логику структуры деятельности. Вспомним его:

1. Получение опыта.

2. Анализ опыта.

3. Теоретическое обоснование полученных знаний.

4. Закрепление на практике нового опыта.

Также есть много других технологий, например, цикл PDSA, которые в том или ином виде дублируют логику Колба.

Структура деятельности сложнее, и в ней с точки зрения включения всех механизмов научения есть дополнительные и важные этапы:

1. Фрустрация.

2. Формирование и/или уточнение системы целей.

3. Заключение функционально-ролевого контракта.

4. Планирование (анализ опыта из цикла Колба).

5. Деятельность (получение опыта и Закрепление на практике нового опыта из цикла Колба).

6. Рефлексия (анализ опыта из цикла Колба).

7. Вознаграждение.

8. Оформление нового знания.

Чтобы в полной мере реализовать обучение в деятельности, нам необходимо, с одной стороны, создать ситуацию деятельности (не работы). С другой стороны, нужно адаптировать существующие методы T&D под содержание структуры деятельности и дополнительно придумать новые методы и механики.

Для создания ситуации деятельности рассмотрим уровни, на которых проходит деятельность в организации.

ТРИ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Единицей современной организации является не человек, а команда, поэтому более детально рассмотрим несколько примеров деятельности различных команд в организации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗНЫХ КОМАНД В ОРГАНИЗАЦИИ

Фасилитатор / тренер команды фасилитирует содержательную деятельность команды, а также помогает реальной команде в фоновом режиме:

• осознавать этапы креативного процесса и конструктивно их проходить, особенно этап фрустрации;

• отслеживать проявления командных ролей, подкреплять конструктивные действия и корректировать разрушительные;

• передавать команде технологии решения задач (например, мозговой штурм; Х-матрица; онлайн-собрание и т.п.);

• работать по чек-листу для отслеживания правильности применяемой технологии решения конкретной задачи.

Чтобы реализовать обучение в деятельности, фасилитатор / тренер команды должен владеть целым рядом процедур и универсальных (сквозных) механик работы с командой.

Процедуры, связанные с процессом содержательной деятельности:

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я