Культурно-деятельностный подход и T&D. Методическое пособие

Алексей Владимирович Аболмасов

Содержание:1. Постулаты культурно-исторической теории и их значение для T&D2. Социально-психологические феномены человека и группы на разных этапах деятельности3. Список методов обучения в рамках культурно-деятельностного подхода4. Этапы деятельности и их значение для обучения и развития5. Действия ведущего-фасилитатора-тренера команды6. Культура7. Культурно-деятельностный подход и формирование новой модели организационного поведения

Оглавление

3. Список методов обучения в рамках культурно-деятельностного подхода

Чтобы методы T&D работали в реальной деятельности, они должны учитывать ее структуру и логику. Посмотрим, какие же методы обучения и развития адекватны деятельностному подходу. В идеале они должны соответствовать трем критериям:

1. Поддерживать коллективное взаимодействие реальной команды.

2. Решать реальные содержательные задачи.

3. Осуществлять целостный акт деятельности (все 8 этапов) за одну учебную активность.

Если за выполнение каждого критерия давать 1 балл, то получается своеобразный чек-лист, по которому каждый метод может набрать от 0 до 3 баллов.

Проверим самые распространенные на сегодняшний день методы T&D по этим критериям:

Бизнес-тренинг (очный) — групповое обучение в аудитории, нацеленное на формирование новых умений и навыков, усвоение новой информации, изменение личностных установок. (2 балла; если собрать и проработать реальные кейсы участников группы, то 3 балла)

Воркшоп (мастерская) — обучающее коллективное мероприятие, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. (2 балла; если воркшоп дольше двух часов, то 3 балла)

Корпоративные содержательные мероприятия (МКС) — обучающий проект, ориентированный на работу с «критической массой» сотрудников компании, который позволяет сотрудникам вместе решать текущие проблемы, делиться новостями, создавать единое информационное поле и сплачивать команду. (3 балла)

Стратегическая сессия — формат работы с управленческой командой организации для решения практических задач бизнеса. Подразумевает активную включенность участников, мозговые штурмы, принятие согласованных решений. (3 балла)

Рабочая сессия — формат работы кросс-функциональной команды для решения междисциплинарных и кросс-функциональных задач. Подразумевает активную включенность участников, мозговые штурмы, принятие согласованных решений, разработку содержательных продуктов и т. д. (3 балла)

Co-creation (творческое решение практических задач) — технология совместной содержательной работы, позволяющая эффективно решать творческие реальные задачи различного уровня сложности. (3 балла)

Веб-тренинг (онлайн) — дистанционное групповое онлайн-обучение, предполагающее фокусную проработку одной темы или тренировку новых навыков. (2 балла)

Мобильный тренинг — обучение в виртуальной группе под руководством модератора, которое проводится при помощи рассылки на мобильное устройство несколько раз в день коротких сообщений, содержащих блоки обучающей информации. (2 балла)

Бизнес-квест — обучение в многочисленной группе, объединяющее элементы деловой игры, бизнес-тренинга и шоу. Позволяет участникам в результате прохождения сюжета получить эмоциональный опыт, связанный с темой обучения. (1 балл)

Менторинг (наставничество) — эффективный способ передачи знаний и опыта экспертом, который ведет к профессиональному развитию и прогрессу обучающегося, раскрытию его потенциала и личному росту. (1 балл)

Командный коучинг — формат групповой работы, активизирующий потенциал каждого сотрудника и команды для достижения общих целей. (2 балла)

Семинар (очный) — учебно-практическое занятие, на котором участники обсуждают выполненные под руководством наставника работы и доклады. (1 балл)

Бизнес-завтрак — современный формат, где обмениваются опытом, идеями, мнениями с помощью специально созданного уютного коммуникационного пространства. (0 баллов)

Бизнес-мастерская — вид бизнес-тренинга, в процессе которого участники самостоятельно создают программу обучения, действуя в рамках темы, времени и опыта. (2 балла)

Марафон — обучающий курс с дедлайном, включает в себя теорию и домашние задания, которые выполняются как самостоятельно, так и под контролем эксперта. (1 балл)

Индивидуальная коуч-сессия — персональная, определенным образом структурированная индивидуальная беседа с консультантом, задача которой состоит в продвижении к определенной профессиональной цели. (1 балл)

Мастер-класс — оригинальная форма обучения для знакомства с практическими приемами, проводимого экспертом в определенной области. (0 баллов)

Лекция — формат обучения, при котором преподаватель устно излагает теоретический материал, слушатели конспектируют и задают вопросы. (0 баллов)

Вебинар (онлайн-семинар) — обучающее онлайн-занятие, на котором новая информация преподносится с помощью слайдов и иных наглядных пособий, а докладчик взаимодействует с аудиторией, отвечая на вопросы. (0 баллов)

Онлайн-курс — формат онлайн-обучения, содержит видеоуроки с преподавателями, интерактивные тесты и письменные практические задания с обратной связью, объединенные одной темой. (1 балл)

Обучающий чат-бот — программа на платформе мессенджера, использующая шаблоны «общения» для имитации разговора с человеком с целью обучения. (1 балл)

Электронный обучающий курс — образовательное электронное издание, имеющее структуру и логику изложения нового материала, нацеленное на самостоятельное изучение. (1 балл)

Микрообучение (микрокурсы) — обучение небольшому объему материала / одному практическому приему за короткий промежуток времени в самостоятельном формате. (0 баллов)

Содержательная рассылка — регулярная отправка тематических писем или сообщений в мессенджере, решающая задачи информирования, развития и коммуникации с сотрудниками. (0 баллов)

Как несложно убедиться, лишь четверть (6 из 24) из упомянутых методов соответствуют всем трем критериям. (Да и то, очный тренинг и воркшоп нуждаются в методической доработке.) Четырнадцать методов, набравших 1 или даже 0 баллов, вообще не адекватны культурно-деятельностному подходу. Проще говоря, они являются лишь средством информирования, а не обучения.

Таким образом, с помощью чек-листа мы можем объединить приведенные методы в несколько групп:

• рекомендуемые методы обучения в деятельности;

• рекомендуемые, если скорректировать методику применения;

• не рекомендуемые для бизнес-T&D;

• методы не обучения и развития, а доставки учебного контента.

Рекомендуемые методы обучение в деятельности:

• бизнес-тренинг (очный);

• воркшоп (мастерская);

• корпоративные содержательные мероприятия (МКС);

• стратегическая сессия;

• рабочая сессия;

• co-creation.

Рекомендуемые, если скорректировать методику

применения:

• веб-тренинг (онлайн);

• мобильный тренинг;

• бизнес-квест;

• менторинг (наставничество);

• командный коучинг.

Не рекомендуемые для бизнес-T&D:

• семинар (очный);

• бизнес-завтрак;

• бизнес-мастерская;

• марафон;

• индивидуальная коуч-сессия;

• мастер-класс.

Методы доставки учебного контента:

• лекция;

• вебинар (онлайн-семинар);

• онлайн-курс;

• обучающий чат-бот;

• электронный обучающий курс;

• микрообучение (микрокурсы);

• содержательная рассылка.

По поводу последней группы. Все способы доставки — это варианты книги. Вебинар — книга голосом на экране. Лекция — говорящая книга. Онлайн-курс — красивая электронная книга. Весь e-learning — это «продажа оптового интернета в розницу». В сети есть вся информация.

И еще пару тезисов по поводу методов обучения. Смешанное обучение — это не смешение разных форматов книги, то есть доставки контента, а смешение разных методов работы на разных этапах деятельности.

Нам не нужна искусственная мотивация на обучение. Это ошибка, потому что тогда оно должно быть веселым, игривым, комфортным. Обучение — это всегда усилие. У взрослого человека должна быть мотивация на решение задачи, тогда обучение становится одним из инструментов ее решения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я