1. Постулаты культурно-исторической теории и их значение для T&D
Среда (предметная деятельность и интенсивное общение в социуме) является источником развития психических функций человека.
Поэтому методологической ошибкой являются попытки развивать психические функции в лабораторных, искусственных, аудиторных условиях. (Вспомните успешных в реальной жизни школьных «троечников» и лузеров — отличников.)
Человечество в процессе эволюции создало два типа орудий труда — материальные инструменты, которые меняют внешнюю среду, и знаковые системы (язык, математика и проч.), которые меняют самого человека. Использование именно этих двух наборов орудий потребовало изменения психических функций человека и, как следствие, вывело его на другой уровень развития, отделило от животных. Работает цепочка «потребность — инструменты — изменение человека».
Ошибкой являются попытки изменить человека через культуру. Деятельность первична, а культура — это способ фиксации изменений для новых поколений.
Современный человек в цивилизации является продуктом как биологического созревания (филогенеза), так и научения (онтогенеза). Оба процесса начинаются сразу после рождения ребенка и практически соединены в одной линии развития.
Существуют две крайности, два типа ошибок: думать, что любого человека можно научить чему угодно; считать, что у человека с не очень хорошими данными нет шансов. Мотивация творит чудеса.
Интериоризация — главный принцип психического развития. В процессе интериоризации внешняя деятельность сначала трансформируется и «сворачивается» в сознании. В последующем она преобразуется и разворачивается в процессе экстериоризации, когда на основе внутриличностного плана выстраивается внешняя деятельность.
Обучение происходит по схеме: деятельность — ее интериоризация (осознание деятельности и ее ключевых моментов) — самостоятельное структурирование человеком своих представлений об этой деятельности — экстериоризация (реализация новых стратегий деятельности).