Ателье по пошиву одежды: бизнес, который убил мою маму

Александра VALeks Павловская, 2022

Главная героиня данной нонфикшн-книги – Александра – хочет проводить больше времени с дочкой, а потому в 2018-ом году, после декрета, решает открыть собственный бизнес (ателье). Она искренне полагает, что это обеспечит ей не только достойный заработок, но и свободный график работы. Александра решает, что этот бизнес должен быть востребован, так как люди всегда будут одеваться. Кроме того, она хочет быть близка к миру моды. Одежда, наряды и стиль – это то, чем ей действительно хочется заниматься!И теперь, после трёх лет руководства ателье, Александра рассказывает и о том, как одеваться, и о том, что будет в ближайшие годы с миром моды, с миром ателье в том числе. Рассказывает, как в фэшн-ииндустрии всё устроено.А также она даёт рекомендации по ведению бизнеса начинающим предпринимателям, которые хотят открыть (или недавно открыли) своё ателье. И тем, кто просто хочет развиваться в мире модного бизнеса (необязательно имея ателье), но не знает, с чего следует начать.

Оглавление

Глава 8. Пандемия и последние месяцы работы ателье

Когда в январе 2020-го вовсю пошла речь об ограничениях и закрытиях всего и вся из-за пандемии в разных странах мира, в нашей компании на тот момент числилась одна единственная сотрудница. Она делала тогда все ремонты, а пошивы я передавала в другие ателье на аутсорс, так как другая классная портная по семейным обстоятельствам, из-за переезда и болезни супруга, покинула компанию в декабре 2019-го, а ещё одну работницу я уволила с большим трудом в том же месяце.

Мастера, которого я уволила, звали Алина — и с ней мне пришлось пережить настоящий ужас. Запоров заказ и не сдав его вовремя, несмотря на мои регулярные напоминания о сроках и ежедневные просьбы не подвести клиента (заказавшего костюм к конкретному важному событию у себя на работе), она решила просто испариться. Мы тогда попали тысяч на 50 — с этим проваленным сложным пошивом, с учётом стоимости переведённой на него весьма недешёвой ткани.

После момента провала с заказом она элементарно перестала появляться и отвечать на звонки, а я все равно должна была продолжать платить ей зарплату и также переводить за неё как за официально оформленного работника все необходимые налоги и взносы. Каждый день мы с двумя другими оформленными тогда в штат портными фиксировали утром и вечером в ведомостях её отсутствие, чтобы сделать всё соответственно закону.

Далее, спустя 2 недели в таком режиме, почтой я направила ей на адрес регистрации уведомление об увольнении в случае, если она больше не придёт. После получения ею письма мне вдруг позвонила её мама и угрожала в трубку. По её версии Алине поставили жёсткие сроки по заказу, с которыми она не могла справиться — хотя почему-то она день за днём утверждала нам, что всё прекрасно успевает и проблем не будет. И в итоге дома она плакала каждый день, а теперь боится приходить, а потому мы с моей мамой — лютые сволочи, не желающие её понять…

Тем не менее, меня это не разжалобило, работники, которые не могут честно сообщить, справятся ли со сроками, ателье явно не подходили. Обсуждать, успевает она или нет, имело смысл сразу, а не после провала. И к концу 2019-го года мне всё-таки удалось с ней официально расстаться.

И вот в январе 2020-го в фирме была оформлена одна только Ксения. Её, однако, серьёзно напугала наступившая в мире пандемия — она страдала заболеванием дыхательных путей и очень боялась заразиться и тяжело перенести ковид. Решив отсидеться несколько месяцев дома, несмотря ни на что, дабы не словить тяжёлых последствий, она подала заявление на увольнение сама. Ведь оставлять сотрудников дома я на тот момент никак не планировала: качественное промышленное оборудование для пошива и ремонта имелось лишь в самом ателье — у сотрудниц дома никогда подобных машинок не было. Они бы не сумели качественно выполнять заказы удалённо.

Так, к февралю 2020-го, оформлена в компании оказалась только я. И решения о дальнейшей стратегии развития фирмы со мной вместе принимала моя мама. Которая, как я уже упоминала, всегда активно помогала в ведении этого бизнеса, несмотря на то, что у неё был свой отдельный доход — сдача в аренду другой комнаты в этом же помещении и сотрудничество с алкогольными сетями — развитие их продаж. Этому она в своё время училась и отлично зарекомендовала себя как специалист. Оформляться на работу в ателье мама никогда не планировала.

По сути, мы работали вместе, но официально все расходы, налоги и отчётности фирмы лежали на мне, а решения по ведению дел мы нередко принимали вдвоём после долгого вразумительного диалога о делах за чашкой вкусного кофе.

Я тогда активно искала работников и очень переживала по поводу того, что никак не находила их. Ведь мне приходилось продолжать передавать заказы на аутсорс, часто за конский и губительный для фирмы процент, лишь бы другие мастера сделали всё качественно и вовремя. Я постоянно вызывала портных из других ателье, либо просто мастеров, работающих на фрилансе и не имеющих достаточного количества заказов (я находила их на profi.ru, либо это были люди, с которыми я познакомилась ранее по ходу ведения этого бизнеса — например, на закупках тканей).

Но для ателье как для ООО это отсутствие оформленных работников к моменту старта пандемии оказалось большой удачей, как ни странно! Никаких льгот и послаблений для нашей сферы тогда не было введено, платить всё приходилось по полной. Даже в момент официального закрытия. И таким образом я избежала выплаты взносов и зарплат за сидящих дома сотрудников. Именно так во многих бизнесах тогда и получилось, из-за чего некоторые легальные ателье тогда попросту с концами «полетели». Я читала где-то статистику, что после пандемии закрылось не менее 30% ателье в Москве, да и из «Эстета» нам сообщали, что 8 их партнёрских ателье в Москве перестали тогда принимать заказы и уже в июне 2020 оформляли банкротство либо ликвидацию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я