Главная героиня данной нонфикшн-книги – Александра – хочет проводить больше времени с дочкой, а потому в 2018-ом году, после декрета, решает открыть собственный бизнес (ателье). Она искренне полагает, что это обеспечит ей не только достойный заработок, но и свободный график работы. Александра решает, что этот бизнес должен быть востребован, так как люди всегда будут одеваться. Кроме того, она хочет быть близка к миру моды. Одежда, наряды и стиль – это то, чем ей действительно хочется заниматься!И теперь, после трёх лет руководства ателье, Александра рассказывает и о том, как одеваться, и о том, что будет в ближайшие годы с миром моды, с миром ателье в том числе. Рассказывает, как в фэшн-ииндустрии всё устроено.А также она даёт рекомендации по ведению бизнеса начинающим предпринимателям, которые хотят открыть (или недавно открыли) своё ателье. И тем, кто просто хочет развиваться в мире модного бизнеса (необязательно имея ателье), но не знает, с чего следует начать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ателье по пошиву одежды: бизнес, который убил мою маму предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Сотрудники ателье
Летом 2022 года, когда текст этой книги был уже практически полностью написан, я посмотрела сериал"Детективная коллекция Мисс Эс". Каждые 2-3 серии в нём показывалась новая детективная история, за которой я с огромным интересом наблюдала. Одна из этих историй была про клиентку магазина-ателье — богатую женщину, которая инвестировала в него свои средства и регулярно заказывала там новые модельные платья. В течение трёх 45-минутных эпизодов это преступление расследуют, раскрывая нам всё новую и новую ложь о сотрудниках заведения.
Мне было даже забавно наблюдать серии с этой историей, ведь так оно всё в реальности в ателье и происходит. Нередко портные берут подработку и втайне от руководства шьют заказы по заниженной стоимости, копируя модели и разработки других, более талантливых сотрудников. В итоге: клиенты «передумывают» и отменяют заказы в ателье, а на самом деле получают их нелегально — от мастера напрямую по сниженной цене.
Работники ателье грязно конкурируют, соперничая за спиной друг у друга и/или подлизываясь к руководству с целью понравиться и быстрее продвинуться. Сроки работ постоянно срываются — но в первую очередь потому, что портные берут дополнительную работу тайком и с положенным объёмом на основном месте работы в итоге не справляются. Несколько раз я даже ловила портных за пошивом таких вот сворованных заказов прямо в ателье. То есть, они даже не всегда стараются это спрятать!
Еще бывают ситуации, когда мастера закупают материалы в одном месте, но подменяют для начальства чеки по договорённости с заказчиками, чтобы что-то положить себе в карман. Интрига на интриге, враньё на вранье…
Я раньше работала по найму аналитиком, в крупных серьёзных компаниях, и у меня случился абсолютный диссонанс. Я не сталкивалась раньше с таким мышлением, как у портных. Оно было у 95% из них (может быть, это характерно для всех работников низкоквалифицированного труда, не знаю). Одинаковым, но совершенно не схожим с тем мышлением относительно работы, к которому за годы офисной жизни успела привыкнуть я.
Реально, портные были уверены в том, что любой начальник/предприниматель по определению вор, желающий нахапать себе побольше и обмануть всех — их в первую очередь. А также в том, что их задача — строчить в расслабленном режиме на машинке те изделия, которые им самим захотелось и с которыми им легко будет справиться, а наша задача — отстёгивать им за это молча миллионы.
Но постойте? Вы же портные, а не швеи? Вас же слово «швеи» даже обижает обычно?! Откуда тогда такой подход?!?!
Давайте, кстати, в этом месте обсудим подробнее разницу между ателье и швейным производством, а также между портным и швеёй, раз уж я к этому моменту подошла… Её крайне важно сразу уяснить. Тем более, что люди, которые далеки от темы пошива одежды, зачастую не понимают разницы между понятиями между понятиями «ателье» и «швейный цех». А также между работой ателье и работой портных-надомников.
Если говорить кратко, то:
— Основная задача ателье — это посадить заданное изделие на данную конкретную фигуру клиента.
Процесс выстраивается с нуля: клиент приходит, озвучивает пожелания по изделию (фасон/ткани/расцветка/отделка и т.д.), портной подбирает необходимые расходные материалы, самостоятельно строит лекала и с 2-3 примерками отшивает необходимое изделие.
В некоторых ателье задействованы двое — отдельно конструктор и отдельно портной. Но так бывает редко, всё-таки в основном в ателье берут универсалов. В этом случае работа по заказам строится так: сначала конструктор встречает клиента, снимает с него мерки, узнаёт пожелания по изделию и строит на их основе лекала, а затем портной шьёт по ним и проводит далее все необходимые примерки и подгонки.
Найти отдельно конструктора и отдельно портного обычно проще, но у выстроенного таким образом процесса есть и обратная сторона:
Портной не видит лично человека, для которого шьёт, и воспринимает нюансы фигуры лишь по лекалам и меркам, а этого далеко не всегда достаточно для идеальной посадки изделия по итогу.
В случае косяка (когда, например, изделие сшито и не садится) портной и конструктор пеняют друг на друга. Никто не хочет признавать вину и что-либо переделывать. Портной винит конструктора, а тот, естественно, портного, в итоге ошибку никто исправлять не берётся.
Но, будем честны, даже работая в одиночку, осознающий косяк портной скорее сбежит и исчезнет с концами (и неважно, был ли он оформлен в штате и получал ли он уже за этот заказ зарплату), чем станет вкладывать свои усилия (как временные, так и финансовые) в переделку. Это опять же некая особенность мышления данной группы людей, в которой я за всё время работы в этом бизнесе лишь регулярно убеждалась.
— Основная задача швейного производства — выдавать максимальное количество одинаковых изделий за минимальный срок. Лекала для них уже построены, изделие разработано полностью, бренду лишь надо запустить его в продажу партией.
Для этого швеи на производстве сидят целыми днями за машинками и строчат, не поднимая головы, буквально сутками, эти изделия. Для которых есть уже и образец, и лекала в готовом виде.
Швеи не должны проводить примерок, они не должны подгонять изделие и сажать его на фигуру. Их задача — просто сделать максимум вещей за минимальный отрезок времени — и всё.
Зачастую швеи оказываются абсолютно не способны работать в ателье (хотя периодически пытаются туда устроиться), поскольку совершенно не приучены к работе с клиентом. Такие мастера не способны ни обсудить цену с человеком, ни даже точно снять с него мерки.
Кстати, если долго ищешь и не можешь найти портного и обращаешься за платной помощью в поиске сотрудника в кадровое агентство, то сталкиваешься с проблемой: они начинают накидывать резюме исключительно швей. И сколько им ни объясняй разницу, в таких агентствах её всё равно не видят и не чувствуют категорически. То есть, в случае с ателье обращение в кадровую службу для помощи в поиске толкового сотрудника в 99% случаев оборачивается лишь провалом и сливом бюджета.
Искать портного можно только самостоятельно и с учётом того, что реально талантливых мастеров единицы (а готовых ужиться с работой в найме и какими-то общими нормами организации fashion-бизнеса — и того меньше), — это весьма долгий и непростой процесс.
Думаю, вы уже поняли, что в ателье работают портные, а на производстве — швеи. Труд портных гораздо сложнее, а потому гораздо выше должен оплачиваться.
Качественно отшить 1 изделие и идеально посадить его на фигуру можно минимум с 1 примеркой — если речь про прямую юбку, например, — самое простое в пошиве изделие, по словам самих портных. А то и с 2-3 примерками за 1,5 месяца постоянной ручной работы — если говорить про такое сложное в пошиве изделие, как пиджак и/или тем более костюм целиком. 1,5 месяца практически круглосуточной работы без выходных. Сколько за это должен заработать портной?!
А по сути, экономика ателье устроена так, что зарплата портного — это около половины стоимости заказа (конечно, в каждой фирме свой точный процент). Иначе минимально необходимые расходы для функционирования фирмы вроде аренды, налогов, профилактики работы оборудования, продвижения и зарплаты (у каждой фирмы свой список) просто не отбить.
И, если посчитать всё детально, то получается, что обычно швеи на производствах получают больше. Но для портных идти работать в такие условия — это некое унижение своего достоинства. Получать по финансам они будут больше, однако, такой ли сути работы они хотели? Просто сидеть и строчить за машинкой одно и то же сутками? Скорее всего, нет. Никому не захочется зарывать свой талант.
Но!
В последние годы всё чаще стали возникать экспериментальные цеха. То, как выстроена их экономика и по каким принципам они функционируют, мне, честно говоря, не очень понятно. Тем не менее, возможно, за ними будущее (я уверена, что в скором будущем, ателье как явления не останется совсем, но подробнее свои мысли опишу уже далее).
Суть следующая: в экспериментальном цеху работают как портные и конструкторы (трудятся над разработкой небольших коллекций в разных размерах для начинающих брендов), так и швеи, которые отшивают их малыми партиями по уже предоставленным им лекалам.
Но этот рынок сейчас находится на стадии становления, оплату за работу там запрашивают достаточно высокую, так как массово в экспериментальных цехах не шьют (это позволило бы снизить на выходе стоимость 1 изделия). В итоге, сотрудничество с ними — это очень недешёвое удовольствие. И после такого сотрудничества локальные бренды могут предлагать изделия в продажу, только за весьма высокую цену, часто сравнимую с той, что вы отдали бы за индивидуальный пошив изделия на вашу фигуру в ателье.
Если подводить итоги, то получается, что:
Ателье — это индивидуальный пошив желаемого вами изделия от и до. Основная задача — посадить его на фигуру. Там работают портные и конструкторы. Иногда в ателье берут самых толковых швей — чисто на ремонт одежды или подшив штор (в пошивах они не участвуют). В нашем ателье швеи не работали.
Экспериментальный цех — пошив задуманных заказчиком и отработанных конструкторами изделий по стандартным размерам (XS, S, M, L). Задача состоит в том, чтобы создать и пошить небольшую партию, чаще всего — для продажи на маркетплейсе (например, Lamoda, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет), важно выполнить её качественно и быстро. Работают в штате портные, конструкторы и швеи. Стоимость работ там высокая, но весьма дёшево и доступно можно отшивать что-то совсем простое по крою — вроде базовых футболок и унисекс-свитшотов из трикотажа — именно поэтому таких изделий онлайн нам сейчас предлагается больше всего.
Швейное производство — отшив максимального количества изделий в кратчайшие сроки по уже заранее заготовленным лекалам, для продажи крупными брендами. Работают швеи. Заказы там размещают крупные раскрученные бренды с опытом, на выходе они имеют возможность продавать свои изделия дёшево за счёт массовости заказа.
Швеи на производствах получают неплохо, но те, кто талантлив в работе с тканями, в большинстве случаев стремятся реализоваться именно как портные. В России таких производств сейчас крайне мало. Брендам выгоднее обращаться за массовым пошивом к производствам, находящимся в Узбекистане и Туркменистане. Даже с учётом затрат на доставку. Даже при условии пошива на более дорогих и качественных тканях. Такие вот нюансы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ателье по пошиву одежды: бизнес, который убил мою маму предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других